Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON THE ISSUE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Maksimova S.M.К. 1
1 Moscow state educational institution «School in the South-East named after Marshal V.I. Chuikov»
The article presents the educational environment of a kindergarten that contributes to the formation of a complete picture of the world by means of theatrical activities in older preschoolers. It is designated by the author as a theatrical educational environment of a pre-school educational organization and disclosed as an open system aimed at providing favorable conditions for the development of older preschoolers in the areas specified in the Federal state educational standard for pre-school education in the formation of a holistic picture of the world. There is an ambiguous definition of the concept of «educational environment», the structure of the educational environment and the content of its components in Russian science. The results of the ascertaining research are revealed, which allowed us to draw a conclusion about the relevance of allocating an educational environment in a pre-school educational organization within the framework of experimental work with the inclusion of means of theatrical activities for the formation of a complete picture of the world in children. The structure of the theatrical educational environment is defined by the author based on the principles of preschool education and the inclusion of theatrical activities of preschool children in the holistic pedagogical process. Social, communicative, activity, subject-spatial and didactic components are highlighted; their content is revealed. The tasks of the formative experiment solved when using the specified educational environment in the pedagogical process and contributing to the effective formation of a holistic picture of the world in children are shown.
preschool children
formation of a complete picture of the world
educational environment

Для реализации в педагогическом процессе дошкольного отделения ГБОУ «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке» г. Москвы (с 2017 г. «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова») опытно-экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников целостной картины мира (ЦКМ) средствами театрализованной деятельности нами была выделена способствующая этому образовательная среда.

В отечественной науке содержание понятия «образовательная среда» определено неоднозначно. Различные теоретические модели образовательной среды предложены В.В. Рубцовым, В.А. Ясвиным, В.И. Слободчиковым, В.И. Пановым, В.П. Лебедевой и иными учеными [1, с. 71–84]. Анализ содержания указанного понятия в современных условиях развития российской и зарубежной науки выполнен В.Ю. Брыкиным [2]. К характеристикам образовательной среды исследователи относят способ организации среды;  интегративность как отражение взаимосвязи субъектов процесса образования в различных условиях его реализации; насыщенность ресурсами и др. Они  указывают на субъектное определение образовательной среды в соответствии с личностными смыслами и ценностями, рассматривают ее как продукт проектирования воспитательно-образовательного процесса.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная среда дошкольной образовательной организации (ДОО) должна способствовать обеспечению социальной ситуации развития детей и соответствовать сформулированым в этом документе требованиям к ней [3, п. 3.1, п. 3.3]. Методическое сопровождение организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды ДОО разработано О.А. Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой и иными авторами [4]. Особенности ее моделирования раскрыты О.В. Дыбиной, Л.А. Пеньковой, Н.П. Рахмановой [5] и иными учеными. Авторами включены в структуру развивающей предметно-пространственной среды ДОО информационный и коммуникативный потенциал социокультурного окружения, пространство для игровой, коммуникативной, художественной продуктивной, театрализованной и прочей детской деятельности, средства обучения, развития и воспитания детей, характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, психологический климат, познавательные интересы дошкольников и др. При изучении условий становления у дошкольников социокультурного опыта И.Е. Киселевой [6] выделена образовательно-театрализованная среда ДОО; С.В. Батуевой [7] показаны «социализирующие возможности» среды детской театральной студии в учреждении дополнительного образования. Однако методическое обеспечение организации образовательной среды ДОО, способствующей формированию у старших дошкольников ЦКМ при включении средств театрализованной деятельности, представлено недостаточно.

Цель исследования: выявить на этапе констатирующего эксперимента актуальность организации в ДОО образовательной среды, способствующей формированию у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности; уточнить в ходе формирующего эксперимента структуру и содержание этой среды.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели в ходе констатирующего исследования при нашем непосредственном участии были выполнены анкетирование педагогов ДОО – воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, инструкторов по физкультуре, педагогов дополнительного образования, старших воспитателей и методиста (всего 40 человек); изучение их планирования взаимодействия с детьми за последние 2 учебных года, а также материалов консультаций для воспитателей; наблюдения за работой педагогов при непосредственно образовательной и свободной деятельности дошкольников. Нас интересовали использование педагогами средств театрализованной деятельности в процессе формирования у детей картины мира и содержание выделенной для этого развивающей образовательной среды.

В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности в рамках формирующего эксперимента нами уточнены структурные компоненты образовательной среды ДОО и их содержание. В исследовании приняли участие 100 дошкольников  6-го и 7-го года жизни из старших и подготовительных групп ДОО.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов констатирующего исследования показал следующее:

  • детская театрализованная деятельность преимущественно представлена в воспитательно-образовательном процессе ДОО в структуре праздников и музыкальных развлечений, а также при реализации разработанной педагогами программы музыкально-эстетического развития детей в дополнительном образовании ДОО;
  • педагоги реализуют в сюрпризных моментах непосредственно образовательной деятельности дошкольников их общение с костюмированными сказочными персонажами и куклами разных видов театра, но преимущественно действуют с куклами сами; роли указанных персонажей также исполняют взрослые;
  • развивающая предметно-пространственная среда в некоторых группах содержит тематически оформленные уголки, среди которых «Настольный театр», «Пальчиковый театр», «Русская изба» и др. Дети проявляют интерес к размещенным в них куклам, плоскостным фигурам и предметам быта, но используют их в свободной деятельности как атрибуты ролевых игр с бытовым сюжетом. У дошкольников не сформированы навыки совместной со сверстниками режиссерской и сюжетной театрализованной игры по содержанию знакомых сказок и произведений детской художественной литературы с указанными выше средствами;
  • педагоги редко планируют включение театрализованной деятельности детей в процесс формирования, расширения и систематизации у них представлений о социальном мире, ценностных ориентирах, правилах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также реализацию для этого совместной театрализованной деятельности дошкольников со сверстниками или театрализованной деятельности детей со взрослыми;
  • в методической работе с педагогами ДОО вопросы целенаправленного использования театрализованной деятельности дошкольников для организации социальной ситуации развития отражены фрагментарно;
  • при анкетировании педагогов ДОО 72,5% респондентов выразили заинтересованность в использовании театрализованной деятельности для формирования у старших дошкольников ЦКМ и указали на готовность к повышению своей компетентности в этом направлении.

Все это позволило нам сделать выводы о недостаточном использовании педагогами потенциала театрализованной деятельности для становления у дошкольников социального опыта и актуальности выделения в ДОО обогащенной средствами театрализованной деятельности образовательной среды. Такую среду мы обозначили как театрализованную образовательную среду ДОО и рассматриваем ее как открытую систему, направленную на обеспечение благоприятных условий развития детей в указанных во ФГОС ДО областях при формировании у них ЦКМ. Структура этой системы определена нами при опоре на принципы дошкольного образования и принцип включения театрализованной деятельности в целостный педагогический процесс. Она представлена социальным, коммуникативным, деятельностным, дидактическим и предметно-пространственным компонентами, между которыми существуют прямые и обратные связи.

Социальный компонент включает формирование у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений между участниками образовательного процесса (детьми, педагогами, родителями) представлений о семейных ценностях, культурных традициях; нравственных и моральных понятиях, эстетических категориях; явлениях, событиях природного и социального мира с учетом представленной на разных уровнях успешности формирования у дошкольников компонентов ЦКМ [8]; удовлетворение познавательных потребностей дошкольников с учетом их возрастных особенностей, интересов, инициативности, творческих способностей; подготовку педагогов к формированию у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности.

Коммуникативный компонент представлен формированием потребности дошкольников в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при реализации совместной театрализованной деятельности, при познавательном и личностном общении с ними; формированием форм внеситуативного общения в проблемных ситуациях, при обсуждении вопросов о нравственно-этических проблемах и отношениях между людьми, при оценке поступков персонажей детских литературных произведений и сказок, а также непосредственно наблюдаемых поступков своих сверстников, при самооценке ребенком собственных поступков; использованием речевых и неречевых средств общения для выражения эмоционального отношения к различным социальным явлениям и создания образов персонажей в театрализованной деятельности; взаимодействием субъектов воспитательно-образовательного процесса при подготовке и реализации совместной театрализованной деятельности; межличностными взаимоотношениями.

Деятельностный компонент представлен театрализованной, художественно-эстетической и познавательной деятельностью старших дошкольников (индивидуальной или совместной с педагогами, родителями, сверстниками) при знакомстве с разными видами театра и художественными произведениями (в процессе подготовки к их театрализации), создании выразительных сценических образов; художественном изображении эпизодов предстоящего театрализованного действия, изготовлении атрибутов и декораций для игровой театрализованной деятельности; а также при выполнении речевых и ритмопластических упражнений, этюдов и иного для формирования практических умений при создании образа и принятии роли; театрализованными играми, драматизациями сцен по выбранным сюжетам.

Например, формированию у детей понятий категорий «пространство» способствуют упражнения в ритмопластике, пантомиме, разыгрывание совместно со сверстниками мини-сценок, оформление декорациями и атрибутами территории театрализованной деятельности, подвижные игры, физкультурные упражнения для развития ловкости, меткости и др. Взаимодействие взрослых и детей с учетом привлекательного для каждого дошкольника способа самовыражения способствует реализации личностно-ориентированного подхода при формировании у детей ЦКМ.

Предметно-пространственный компонент представлен помещениями и прочими пространствами ДОО, в которых реализуется индивидуальная или совместная со сверстниками, взрослыми художественно-театрализованная деятельность детей; информативно доступной для старших дошкольников детской научно-популярной и художественной литературой; наглядными пособиями, техническими средствами обучения и развития дошкольников; разными видами театра, декорациями, костюмами, атрибутами для театрализованных игр и др.

Например, подведению дошкольников к определению места в системе картины мира нравственных понятий способствуют знакомство с произведениями детской художественной литературы («Цветик-семицветик» В.П. Катаева, «Маленький принц»   А. де Сент-Экзюпери) в процессе их слушания и просмотра спектаклей по сюжетам этих произведений с использованием настольного, стендового и верхового видов театра; беседы с детьми по содержанию каждого произведения; творческое дополнение сюжета; создание образов персонажей с помощью рисования, мимики, пантомимы, выразительной речи. Кукольные игры с персонажами пальчикового театра также способствуют осознанию детьми сути понятий «роль», «выразительность», «эмоции»; формированию коммуникативных навыков и умений взаимодействовать со сверстниками.

В целом предметно-пространственный компонент театрализованной образовательной среды обеспечивает формирование развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям п. 3.3. ФГОС ДО.

Дидактический компонент включает содержание воспитательно-образовательной деятельности – формирование у дошкольников представлений о природном и социальном мире, подведение детей к их обобщению и систематизации, конструированию ЦКМ; средства формирования у детей целостной картины мира – театрализованную деятельность, народные игры с использованием малых форм фольклора, произведений детской художественной литературы, сказок; технические средства обучения; театры разных видов; декорации и др.; методы формирования социокультурного опыта дошкольников – информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский; формы организации театрализованной деятельности старших дошкольников – самостоятельную творческую художественно-театрализованную детскую деятельность; коллективные режиссерские игры и игры-драматизации;  театрализованные занятия в дополнительном образовании; совместную театрализованную деятельность и др.  

Содержание структурных компонентов театрализованной образовательной среды может быть изменено педагогами с учетом развития познавательных потребностей и интересов дошкольников, принятия детьми этических норм, успешности формирования у них произвольного поведения и культурных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития самостоятельности, умения проявлять инициативу. Изменения возможны и при внешнем воздействии (например, при уточнении педагогами задач, способствующих формированию у детей ЦКМ; организации сетевого взаимодействия ДОО с информационными социокультурными объектами окружающей городской среды и др.).

В рамках выделенной нами театрализованной образовательной среды на этапе формирующего эксперимента были решены следующие задачи:

  • повышение компетентности педагогов в направлениях выявления успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ, организации театрализованной деятельности дошкольников в основном и дополнительном образовании ДОО, формирования у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности. Работа с педагогами была организована в форме консультаций «Включение средств театрализованной деятельности в педагогическую работу с неуверенными детьми», «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в театрализованной деятельности» и др.; круглых столов «Формирование у детей ЦКМ в проектной деятельности», «Организация в ДОО пространственно-предметного компонента театрализованной образовательной среды» и др.; семинара-практикума «Театрализованная деятельность как средство развития самостоятельности дошкольников», методического объединения для воспитателей «Значение театрализованной деятельности для гармоничного развития личности ребенка»;
  • планирование сотрудничества педагогов и родителей в форме консультаций «Приобщение ребенка к духовным ценностям через театрализованную деятельность», «Театрализованная игра как средство интеллектуального развития дошкольников» и др.; мастер-классов по изготовлению персонажей перчаточного и пальчикового театра, атрибутов для сюжетной театрализованной деятельности «Гуси-лебеди», «Шляпа», а также участия родителей в совместной с детьми театрализованной деятельности по адаптированным сценариям сказок «Аленький цветочек», «Снежная королева»;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам художественно-эстетического, творческого, эмоционального, коммуникативного, речевого, умственного, нравственного развития старших дошкольников; формирования у детей обобщающих понятий и моделирования ЦКМ;
  • взаимодействие детей со сверстниками в игровой, проектной, опытной, художественно-эстетической, театрализованной и другой творческой деятельности, способствующей развитию навыков коммуникации, получения информации и ее обсуждения, анализа, обобщения; формированию понятий;
  • мониторинг всех этапов опытно-экспериментальной работы с целью формирования у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности, открытость педагогического процесса ДОО для родителей и педагогов других организаций;
  • включение детей в привлекательную для них совместную со сверстниками и взрослыми деятельность, обеспечивающую эмоциональное благополучие при восприятии образовательной среды, личностное развитие, положительную самооценку.

Заключение. Представленная театрализованная образовательная среда способствует реализации дошкольниками своих творческих способностей в художественно-эстетической деятельности и обогащению их социального опыта. Она обеспечивает включение детей в совместную со сверстниками игровую, мыслительную, речевую, театрализованную, поисковую и иную привлекательную деятельность, а также актуализацию опыта моделирования ЦКМ.