Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIAL PARTNERSHIP IN ORGANIZING SCIENTIFIC EXPEDITIONS OF SCHOOL CHILDREN AS AN EFFECTIVE MEANS OF INCREASING THE QUALITY OF EDUCATION

Sedalischeva S.N. 1 Yumshanova A.P. 2 Alekseev M.S. 1
1 GBU «Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia)»
2 SPO GBPOU RS (Y) «Republican boarding school for professional and medical and social rehabilitation of disabled people»
The article examines the model and mechanisms of social partnership when organizing research expeditions for schoolchildren «Verkhoyansk – the Pole of Cold», since the strategic goals of education can be achieved only in the process of constant interaction of educational institutions with social partners. The authors believe that social partnership is one of the most effective forms of organizing school expeditions, which brings together the resources of society to form a single educational environment. The research teaching of schoolchildren in collaboration with adults and academics has become a central idea in the field of education. School research expeditions form a unified educational environment for several educational subjects as a teacher, student, scientist, and parent, where those competencies related to each of the subjects are formed. As a result, it was proved that a skillfully set organization of school expeditions leads to the achievement of the set goals. In the course of the expedition, a completely different environment is created, where at the same time cooperation of several equal social partners is formed at once as a constructive association of like-minded people around one important matter – creating conditions for obtaining a schoolchild's education, self-determination in choosing a future profession with a sense of responsibility, forming motivation for self-development, objectively assessing your potential. Key words: research training, expedition, research thinking, local history work, social partnership, resource, cooperation.
research training
expedition
research thinking
local history work
social partnership
resource
cooperation

В настоящее время организация научно-исследовательской работы школьников стала неотъемлемой частью инновационного подхода в повышении качества образования, так как одной из ключевых задач системы образования на современном этапе является воспитание мыслящего, творческого и активного обучающегося человека. В основе научно-исследовательской работы обучающихся лежит проблемное обучение: опираясь на полученные знания и обращая внимание на явления по заданной теме, школьник выявляет проблему, ставя цель и задачи, погружается в процесс исследования, через углубленное изучение познает истину, решает поставленные задачи, достигает цели. При этом очень важны инструментарий и методология изучения и исследования [1]. Важной особенностью образовательного процесса в дополнительном образовании детей является последовательная подготовка учащихся к изучению природных явлений, материально-духовных ценностей в условиях учебно-полевых, экспедиционных, индивидуально-исследовательских работ, итоги которых обобщаются в научно-практических конференциях, что способствует развитию устной и письменной речи. Исследование заключается в том, что в результате участия в работе экспедиции обучающиеся овладевают основными компетенциями, навыками и умениями по выполнению исследовательской работы [2]. Затем они активно принимают участие в научно-практических конференциях от районного до всероссийского и международного уровней.

Цель исследования – описать социальное партнерство как одну из эффективных форм организации школьных экспедиций, которая объединяет ресурсы общества для формирования единой образовательной среды.

Материал и методы исследования. С 2006 г. в Верхоянском районе МБОУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» ежегодно проводит комплексную научно-исследовательскую экспедицию «Верхоянье – полюс холода» совместно с ведущими научными сотрудниками Якутии с участием учителей, обучающихся и родителей. За эти годы в организации научно-исследовательских экспедиций накоплен большой опыт. И такие исследовательские экспедиции для Центра детско-юношеского туризма и экскурсий стали самым важным направлением в развитии дополнительного образования района и Республики Саха (Якутия).

Исследовательские работы как элемент дополнительной деятельности обучающихся должны способствовать формированию навыков научного труда. Научно-исследовательская работа в дополнительном образовании служит одним из основных этапов развития творческого мышления и раскрытия одаренности (талантливости) школьника, активизации исследовательской деятельности, вовлечения учащихся в деятельность по исследованию, раскрытия творческого потенциала детей [3].

Основная миссия – обучение, воспитание, развитие детей. Она может быть выполнена при наличии необходимых социальных, педагогических, экономических, психологических, научно-методических, материально-технических условий.

В последние годы как продолжение традиций исследовательской деятельности учителей-краеведов во всех уголках Якутии проводятся ежегодные летние научно-исследовательские экспедиции школьников совместно с ведущими научными сотрудниками. Школьные краеведческие экспедиции стали приобретать научный характер благодаря сотрудничеству со сферой академической и фундаментальной науки.

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2020 г. стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами. В современных условиях социально-экономического, социокультурного и технологического развития требуется усовершенствование подходов к взаимодействию сторон, заинтересованных в решении проблем повышения качества образования на уровнях общего, дополнительного и высшего образования. В этих условиях необходимы новые формы управления, координации, сотрудничества в образовании. Решение проблемы повышения качества образования только на государственном уровне не может обеспечить положительный результат. Одним из перспективных направлений в данной ситуации является взаимодействие с социальными партнерами [4].

С точки зрения С.А. Коваленко, социальное партнерство в системе образования – это процесс взаимодействия, при котором представители различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, организуют совместную деятельность для повышения эффективности данного взаимодействия [5]. Социальное партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку разнообразие не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Социальное партнерство научных организаций и учреждений общего и дополнительного образования в настоящее время стало приемлемым и является эффективным механизмом в профориентационной работе со школьниками для повышения качества образования и развития необходимых компетенций исследовательской работы и научной методологии у школьников и студентов. Формирование образовательной научной среды посредством социального партнерства таких социальных институтов, как школа, научные институты, высшие учебные заведения и широкий круг общественности, создает благоприятные условия для многостороннего развития школьников, о чем говорит и Н. Пирогов: «Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами» [6]. Опыт социального партнерства научных институтов со средними общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образования в Республике Саха (Якутия) определяет реальную перспективу развития интеграции общего, дополнительного и высшего образования, выступая гарантом повышения качества образования на всех уровнях. В настоящее время сформирован алгоритм взаимодействия, т.е. социального партнерства, нескольких научных институтов, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в Хангаласском, Верхоянском, Томпонском, Горном, Вилюйском районах с Министерством образования и науки РС (Я), Академией наук РС (Я), Институтом прикладной экологии Севера Академии наук РС (Я), Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН, Институтом космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера СО РАН, Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Институтом мерзлотоведении им. П.И. Мельникова СО РАН, Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова, Малой академией наук РС (Я), Музеем мамонта СВФУ им. М.К. Аммосова, Якутским государственным объединенным музеем истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, Черкехским историко-мемориальным музеем «Якутская политссылка» Таттинского района и Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я). Школы совместно с научными институтами разрабатывают и реализуют научно-образовательные, исследовательские проекты в форме экспедиций, в основном в летнее время, в социальном партнерстве ученика, учителя и ученого.

Программа комплексной научно-исследовательской экспедиции школьников «Верхоянье – полюс холода» была разработана в 2006 г. по инициативе академика Никиты Гавриловича Соломонова совместно с Управлением образования Верхоянского района и Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН. Программа была направлена на усиление общественной поддержки движения «Шаг в будущее», формирование регионального движения, объединяющего школьников, педагогов и научных работников, привлечение внимания молодежи к основным проблемам своего региона, расположенного на Полюсе холода.

Идея проведения научно-социальной комплексной научно-исследовательской экспедиции с участием школьников и молодежи «Верхоянье – полюс холода» заключается в следующем: на основе опыта совместной работы управления образования Верхоянского района и научных учреждений РС (Я) распространить опыт организации научно-исследовательской работы школьников на все районы бассейна реки Яна (Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, Верхоянский), а также северные районы (Абыйский, Момский, Томпонский, Кобяйский); на этой основе разработать схему координации деятельности научно-исследовательской работы школьников всех северных районов Республики.

По своим природно-климатическим условиям, самобытной культуре, истории и укладу жизни населения Верхоянье представляет собой уникальную территорию для проведения детальных и всесторонних исследований. Дальнесрочными целями программы являются расширение горизонтов развития программы «Шаг в будущее» и привлечение широкого круга исследователей к изучению северных территорий.

Модель социального партнерства для эффективной организации научно-исследовательской экспедиции – это социальное партнерство ученика с учителем и ученым. В полевых условиях школьники под руководством ученых познают азы науки, учатся методике исследования, овладевают инструментарием, приобретают элементарный опыт по исследованию; в процессе работы создается мотивация к обучению и познанию, исследовательской работе. В результате у школьников формируются необходимые компетенции исследовательской работы, социальные компетенции, исследовательское и проектное мышление, ценностные установки, личностные качества, которые заложат необходимую почву для саморазвития. При работе над одним проектом с ученым и учителем у школьников создаются информационная основа и персональный опыт, которые необходимы для определения направлений своего дальнейшего образования в контексте построения будущих профессиональных ориентиров. А учителя, находясь рядом со школьниками и учеными, тоже проходят практико-ориентированное научно-исследовательское обучение в полевых условиях, повышают свою квалификацию по профилю обучения и обогащают свой методический опыт. Но главным звеном в этой работе остается учитель, так как он является научным руководителем всей деятельности ученика, от подготовительного этапа до выхода научного доклада на различных научно-практических конференциях.

Предлагаем рассмотреть некоторые моменты из истории школьных туристических маршрутов и экспедиций Верхоянского района советского и современного периодов.

В советское время в Верхоянском районе организовались туристско-краеведческие экспедиции. В основном их цель заключалась в сборе материалов и музейных экспонатов. Но в ходе таких маршрутов также изучались флора и фауна Верхоянья.

В 1960-е гг. были организованы палеонтологические и зоологические экспедиции. Их руководителем являлся М.А. Слепцов, директор Адычинской средней школы, организатор кружка «Юный охотник». В результате экспедиций собраны этнографические и палеонтологические материалы, которые заложили базу Адычинского музея.

В 1963 г. была проведена экспедиция на первое местоположение г. Верхоянска в 30 км от нынешнего расположения г. Верхоянска до верховьев р. Дулгалах под руководством А.И. Чириковой. В ней были произведены замеры контура и расстояния построек на зимовье зданий, определены размеры для сбора ясака на р. Дулгалах, определено первое зимовье.

С 1974 г. организованы туристско-краеведческие экспедиции по родному краю – Эльгетскому наслегу – под руководством Н.К. Бурцевой, директора Эльгетской средней школы. Она по собранным материалам создала Эльгетский краеведческий музей.

С 1975 г. проводились туристско-поисковые палеонтологические экспедиции по маршрутам: Бетенкес – г. Суллар и Бетенкес – р. Туостаах. Руководил ими Н.Г. Божедонов, учитель математики и физики Адычинской средней школы. На основании собранных материалов был открыт новый отдел «Природа» в Адычинском музее.

В 1977 г. была совершена палеонтологическая экспедиция по р. Адыча и ее притоку Туостаах. Руководил ею Х.Е. Слепцов, директор Эльгетской средней школы, заместитель директора по воспитательной части Верхоянской средней школы. Собраны материалы по палеонтологии для музея «Полюс холода» г. Верхоянска.

С 1977 по 1988 гг. организованы туристско-краеведческие экспедиции по маршрутам от Верхоянска до таких населенных пунктов, как Саккырыр, Кустур, Сартан, Арылах, Дулгалах, Осохтох, Сайды, Хайысардах, Батагай, Боронук, Лазо, Джаргалах, Табалах, Черюмча, Усть-Куйга, Северный, Казачье, Усть-Янск, Нижнеянск, Токума, Барылас, Бетенкес, окрестности г. Верхоянска. Руководителем этих маршрутов была В.З. Кириллина, учитель биологии Верхоянской СОШ. Собраны этнографические материалы, на основе которых в 1992 г. был создан улусный краеведческий музей «Полюс холода» г. Верхоянска.

В 1988 г. В.З. Кириллиной, учителем Верхоянской СОШ, были организованы туристско-краеведческие экспедиции по маршруту Верхоянск – гора Малый Суллар – Большой Сууллар – гора Кисилях. В них собраны палеонтологические экспонаты для музея «Полюс холода» г. Верхоянска.

В 1995 г. А.А. Рожиной, В.П. Стручковым и двумя сотрудниками Института биологических проблем криолитозоны организована краеведческая экспедиция «Розовая чайка» с участием юных туристов районной станции Верхоянского района (п. Батагай) – ныне МБОУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» по маршруту Батагай – Эчий – Эндыбал – Улага (географический центр Якутии). Собраны материалы по флоре, энтомологии, этнографии, исторические материалы для краеведческого музея «История промышленного освоения Верхоянья» при Центре дополнительного образования ЦДЮТЭ (п. Батагай).

А на современном этапе экспедиция носит название «Комплексная научно-исследовательская экспедиция школьников “Верхоянье – полюс холода”» и имеет научно-исследовательский характер. Такие экспедиции были организованы учреждением дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» в социальном партнерстве ученика, учителя и ученого.

В 2006 г. Управлением образования Верхоянского района, Центром детско-юношеского туризма и экскурсий и образовательными учреждениями Верхоянского, Томпонского районов была организована биологическая, физико-техническая, палеонтологическая экспедиция. В ней принимали участие ведущие научные сотрудники Академии наук РС (Я), Института прикладной экологии Севера Академии наук РС (Я), Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера СО РАН, Института мерзлотоведении им. П.И. Мельникова СО РАН, Биолого-географического факультета и Физико-технического факультета ЯГУ имени М.К. Аммосова, Университета Хельсинки (Финляндия), Польской академии наук г. Варшавы (Польша).

В 2007 г. организована биологическая и ценопопуляционная экспедиция Управлением образования Верхоянского района, Центром детско-юношеского туризма и экскурсий и образовательными учреждениями Верхоянского, Томпонского районов. В ней принимали участие ведущие научные сотрудники Академии наук РС (Я), Института биологических проблем криолитозоны СО РАН.

Таким образом, по сей день совместно с ведущими научными институтами Якутии проводятся научно-исследовательские экспедиции «Верхоянье – полюс холода» по биологическому, экологическому, физико-техническому, палеонтологическому, историко-этнографическому, археологическому направлениям.

Результаты исследования и их обсуждение. Самыми актуальными направлениями экспедиций являются биологическое (геоботаника, орнитология, энтомология, ихтиология, дендрология, бриология, териология), экологическое, палеонтологическое, физико-техническое и историко-краеведческое.

Сама природа Якутии по своему содержанию и качеству уникальна, своеобразна и неповторима. И каждое явление природы представляет собой научно-исследовательский интерес для всех – для школьников и для ученых. По определению А.В. Леонтовича: «…взрослые и дети, оказываясь в “поле”, работают не по готовым туристским описаниям и маршрутам, а создают собственное представление об особенностях района, определяя свои задачи и получая собственные экспериментальные данные. Это – путь исследователей, всегда работающих с первоисточниками и делающих собственные выводы из увиденного» [7]. Естественная научная среда для исследователей на территории Якутии имеет достаточно ресурсов, о чем свидетельствуют результаты и выявленные научные объекты проведенных исследований научных сообществ Академии наук Республики Саха (Якутия). Такими научными объектами являются следующие.

В Хангаласском районе – Ат дабаан, долина Эркээни, Ленские столбы, Табагинский мыс и иные – уникальные полигоны для изучения и исследования по палеонтологии, историко-археологии, орнитологии, геоботанике.

В Верхоянском районе – Кисиляхские горы, р. Туостаах, котлован провал р. Батагайка, г. Сууллар и др. Эти места являются уникальными полигонами для исследований природных явлений в физико-техническом, палеонтологическом, историко-этнографическом, биологическом направлениях.

В Томпонском районе Мамонтовая гора, местность Крест-Хальджай являются полигонами для исследования по физико-техническому, энтомологическому, орнитологическому направлениям.

В Горном районе природные парки «Синские столбы», «Харыйалаах» служат полигонами для исследования птиц, мелких грызунов, рыб, насекомых и растений.

Каждый район в Якутии имеет свои уникальные и интересные места для исследования природы и истории быта, культуры якутов. Исследованием этих мест детей можно увлечь и приобщить к науке.

В научно-исследовательской среде главным принципом является сотрудничество ученика с учителем и ученым. При этом в методологическом содержании научно-исследовательской деятельности самый полезный опыт дает ученый. Очень важным моментом является то, что ученик сам выбирает свое направление во время комплексной научно-исследовательской экспедиции и начинает целеустремленно заниматься вместе со своим учителем и научным руководителем. Таким путем идет процесс гармоничного развития личности, формирования навыков общения с природой. В процессе проведенных экспедиций школьников в Верхоянском районе наблюдались положительные тенденции проявления заинтересованности родителей в привлечении своих детей к исследовательской работе. Высока роль родителей в организации экспедиционных маршрутов, особенно в качестве проводников, инструкторов, знатоков местных традиций и труднодоступных мест. Педагогам важно добиться активной позиции родителей в воспитании детей, создать доверительные взаимоотношения между ними. Организация таких экспедиций служит эффективным способом формирования комфортной атмосферы сотрудничества с родителями. Это тоже своего рода социальное партнерство в обучении и воспитании детей, которое показало свою эффективность на самом деле.

Выводы. Партнерские отношения сближают детей с родителями, педагогами, делая их союзниками. А в процессе работы экспедиции создается обстановка, когда одновременно формируется сотрудничество сразу нескольких равноправных социальных партнеров как конструктивное объединение единомышленников вокруг одного важного дела – создания условий для получения школьником образования, его самоопределения в выборе будущей профессии с чувством ответственности, формирования у него мотивации к саморазвитию с объективной оценкой своего потенциала.