Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODS OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM IN THE ASPECT OF REFLEXIVE-ACTIVITY APPROACH

Panova O.B. 1 Okhapkin S.V. 1
1 Federal state educational institution of higher education «The Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia»,
At the present stage of development of the Russian state, the problem of forming an anti-corruption model of human behavior is increasingly becoming the subject of scientific research. Study and analysis of literature on the issue of anti-corruption education of youth in the universities of the law enforcement system leads to the conclusion that this process is often haphazard, has no scientific framework. At the same time, there is a request from students to improve the effectiveness of anti-corruption education in terms of developing the ability to meet the moral and legal requirements for law enforcement officers in the face of certain corruption challenges and risks. The description of the author's methodology of anti-corruption education includes the justification of the reflexive-activity approach, consideration of pedagogical tools that ensure the adoption of anti-corruption values by students in law enforcement institutions at various stages of the process under study. The effectiveness of the methodology is confirmed by the results of a pedagogical experiment that included training sessions on the discipline «Anti-Corruption education of employees of the penal system» and the participation of cadets in the project «Together against corruption», where they acted as subjects of anti-corruption education in relation to fellow students and persons released from prison. The result of educational work was the improvement of the value system of cadets; expanding their knowledge about the nature and consequences of corrupt behavior; gaining experience of subjects of anti-corruption education.
anti-corruption education
methods of education. reflexive activity
anti-corruption values
methods of education
educational dilemma
pedagogical experiment

В последнее десятилетие в решении проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации наблюдаются позитивные тенденции: сформирована нормативная база антикоррупционных мер, направленных на ратификацию ряда международных соглашений; приняты правовые акты, в числе которых Федеральный закон «О противодействии коррупции», Национальный план и Национальная стратегия противодействия коррупции, провозглашающие своей целью искоренение причин, порождающих коррупцию в современном обществе. Педагогический аспект данной проблемы состоит в обозначении образовательных процессов, сопровождающих приобщение граждан России к антикоррупционным ценностям, которые они призваны отстаивать в поступках. Особого внимания требуют будущие сотрудники правоохранительной системы, поскольку их профессиональная деятельность после окончания вуза связана с необходимостью противостоять существующим коррупционным вызовам.

Анализ источников информации позволяет констатировать, что изучение педагогических аспектов антикоррупционного воспитания занимает одно из важных мест в общей тематике исследований. Проблема преодоления коррупции связывается с целенаправленным развитием и формированием личности. В качестве целей антикоррупционного воспитания рассматриваются формирование и развитие антикоррупционной позиции, направленности, культуры, компетентности, устойчивости и др. [1, с. 141–142]. Научные труды, в которых нашли отражение авторские методики антикоррупционного воспитания с акцентом на принятие антикоррупционных ценностей обучающимися образовательных организаций высшего образования, немногочисленны. Особый интерес среди них представляют работы Д.А. Рыбалкина, А.Р. Хамдеева, Е.А. Шараповой  и иных, в которых декларируется важность формирования ценностной системы воспитуемых [2-4]. Объединяющим началом методик антикоррупционного воспитания этих авторов являются базирование на личностно-ориентированном подходе, использование специальных программ, носящих характер морально-этической и социально-правовой пропедевтики. Безусловная заслуга исследователей состоит в описании инновационных педагогических средств, предназначенных для применения в массовой практике. При этом следует отметить, что аксиологический компонент остается нераскрытым. В частности, авторы методик антикоррупционного воспитания, подчеркивая важность формирования ценностных ориентаций у воспитуемых, не ставили задачу, связанную с обозначением и описанием антикоррупционных ценностей. Вопросы системного воспитания молодежи, соотносимого с четко сформулированными антикоррупционными ценностями, остаются без должного внимания. Методическое обоснование данного процесса в отношении курсантов вузов правоохранительной системы не было предметом специального изучения.

Цель исследования: описать и научно обосновать методику антикоррупционного воспитания, основанную на включении курсантов в рефлексивную деятельность, направленную на приобщение к антикоррупционным ценностям.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось с использованием теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; педагогическое моделирование) и эмпирических (педагогический эксперимент) методов. Педагогическое моделирование включало разработку и создание модели педагогического процесса антикоррупционного воспитания, представленной в виде описания основных идей, этапов, методов, форм, приемов, которые в дальнейшем изучении в условиях реального педагогического процесса получили свое подтверждение.

Результаты исследований и их обсуждение. Методика включает описание научного педагогического знания о способах организации воспитательного процесса, которые вырабатываются в ходе и результате научно-исследовательской педагогической деятельности. В качестве теоретического ориентира данной методики рассматривается рефлексивно-деятельностный подход, который предполагает соотнесение результатов антикоррупционного воспитания с формированием личностной позиции через призму педагогического сопровождения следующих процессов: осознания человеком своих личностных потенциалов, опосредованных обстоятельствами вероятных коррупционных рисков; эмоционального реагирования на условную ограниченность собственных личностных ресурсов; участия в деятельности по изменению ситуации в соответствии с ценностной системой воспитуемого.

В соответствии с предлагаемой методикой основным способом побуждения курсантов к рефлексивной деятельности выступает их погружение в пространство, наполненное коррупционно значимыми явлениями, призванными обеспечить эмоциональный отклик. Эмоциональное реагирование служит импульсом для появления потребности в осмыслении ситуации и ориентации в ней. Это ведет к появлению интеллектуально-побуждающего мотива, актуализирующего динамичное усвоение антикоррупционных знаний, и перспективно-побуждающего мотива, опосредованного необходимостью определения путей продуктивного существования в коррупционно значимых обстоятельствах. Погружение достигается применением таких средств, как обсуждение литературного произведения, фильма; многократное повторение базовых антикоррупционных категорий применительно к определенным событиям; эпические формы и др. В качестве способа ориентации и самоопределения в коррупционно значимых обстоятельствах используются анализ, оценивание и проектирование курсантами антикоррупционного пространства, собственного поведения и поступков других людей. Содержание рефлексивной деятельности курсантов в данной методике соотносится с возрастными особенностями юношеского возраста, в соответствии с которыми при проектировании коррупционно значимого поведения молодой человек склонен соотносить вопросы нормативности со своими представлениями о смысле жизни, добре и справедливости.

Методика антикоррупционного воспитания базируется на системе бинарных методов воспитания М.И. Рожкова, предусматривающей соотношение методов воздействия на рациональную и чувственную сферы личности. Объединение методов в пары происходит по принципу – «воспитание – самовоспитание», при этом каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличается один от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее воздействие [5, с. 57]. К сущностным сферам (и соответствующим доминирующим методам воспитания и самовоспитания) отнесены: интеллектуальная (убеждение – самоубеждение), мотивационная (стимулирование – мотивация), эмоциональная (внушение – самовнушение), волевая (требование – упражнение), саморегулятивная (коррекция – самокоррекция), предметно-практическая (воспитывающая ситуация – профессиональные пробы), экзистенциальная (дилемма – рефлексия). Дилемма выступает инструментом фокусирования субъекта на самоопределении, рефлексия концентрирует на самоанализе, самооценке, самопрогнозе. С их помощью возникают такие проявления субъектности, как «я способен», «я ответственен», «я должен».

Методика предполагает выделение ретроспективно-рефлексивного, актуально-рефлексивного, перспективно-рефлексивного этапов, соответствующих логике развития рефлексивной деятельности в аспекте принятия антикоррупционных ценностей. Содержание ретроспективно-рефлексивного этапа включает вовлечение курсантов в анализ и оценку коррупционно значимых событий с позиций приобретаемого ими знания. В качестве приоритетного объекта ретроспективной рефлексии мы рассматриваем исторические события, в которых молодые люди не принимали непосредственного участия. При этом используется и рефлексия в отношении их собственных поступков.

На ретроспективно-рефлексивном этапе воспитатель пробуждает интерес курсантов к антикоррупционной теме и сопровождает их в принятии антикоррупционной ценности «Легальность», олицетворяющей законность. Содержание педагогического процесса сосредотачивается на выявлении связи между наличием антикоррупционных норм, практикой их применения и стабильно благополучной социальной жизнью. У курсантов на данном этапе появляются первоначальные представления о коррупции, предшествующие более глубокому усвоению антикоррупционного знания. Поскольку представления носят образный характер, при их формировании особая роль отводится методам воздействия на эмоциональную сферу – внушению и самовнушению. Используются педагогические приемы, обеспечивающие пробуждение у воспитанников ярких эмоциональных состояний: погружение в коррупционные события разных исторических эпох, рассказ, пословицы, поговорки, дискуссия, диспут, эвристическая беседа, беседа в чате, познавательная игра и др. На данном этапе приоритетное содержание дилемм фокусируется на поиске ответов на вопросы: «В каком историческом персонаже, задействованном в коррупционном противостоянии, я узнаю себя?», «Как я воспринимаю описанные коррупционные деяния?» и т.п.

Актуально-рефлексивный этап предполагает включение курсантов в деятельность по соотнесению своих действий, опосредованных ситуациями коррупционных рисков, с существующими нормами. Курсанты знакомятся с вероятными рисками, имеющими место в служебной практике и в быту, осваивают способы их преодоления. На данном этапе доминирующей ценностью выступает «Равенство». Целью актуально-рефлексивного этапа является формирование убеждения в равенстве всех людей независимо от чинов. Смысловой доминантой предстает формирование готовности курсантов к антикоррупционному противостоянию. Способом достижения этой цели становится погружение курсантов в культуру антикоррупционных отношений. Для этого используются приемы: тренинг, деловая игра, профессиональные пробы, беседа в чате, задачи, незаконченное предложение («Никогда не….», «Помни, что….» и др.). На данном этапе при помощи воспитателей курсанты приходят к осмыслению того, что коррупционные риски  – это не абстрактные категории; способность к противостоянию им не является природным качеством человека, присущим ему изначально. Человек способен научиться ориентации и самоопределению в системе коррупционно значимых правоотношений, что предусматривает овладение компетенциями, достаточными для того, чтобы распознать в повседневной ситуации коррупционный контекст, знать, каким образом реагировать на коррупционные вызовы.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на принятие курсантами антикоррупционной ценности «Равенство» наряду с ценностью «Легальность». На данном этапе приоритетное содержание воспитывающих дилемм связывается с поиском ответов на вопросы: «Могу ли я увидеть коррупционные риски в повседневной жизни?», «Могу ли я отстоять свое гражданское право на равенство в обстоятельствах коррупционных рисков?» и т.п. Рефлексия на актуально-рефлексивном этапе должна сфокусировать внимание будущих сотрудников правоохранительной системы на анализе своей предрасположенности к антикоррупционному противостоянию.

Перспективно-рефлексивный этап направлен на проектирование моделей поведения, актуальных для будущей служебной и личной жизни в коррупционно значимых обстоятельствах. Содержание данного этапа связано с приобщением курсантов к антикоррупционной ценности «Достоинство». Целями перспективно-рефлексивного этапа являются выработка у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы ответственного отношения к своим поступкам в коррупционно значимых обстоятельствах и их побуждение к антикоррупционной активности. Смысловой доминантой педагогического процесса становится восприятие курсантом антикоррупционной активности как проявления долга, чести и достоинства человека. Приоритетное содержание воспитывающих дилемм направлено на формирование способности предвидеть последствия коррупционного поведения, развитие самоуважения к себе как субъекту антикоррупционной активности. Рефлексивная деятельность сопряжена с поиском ответов на вопросы: «Смогу ли я уважать себя в качестве коррупционера?», «Могу ли я претендовать на уважение окружающих в случае совершения коррупционных проступков?» и т.п.

На данном этапе курсанты включаются в антикоррупционное воспитание в качестве субъектов  по отношению к своим сокурсникам и клиентам социально-реабилитационного центра Вологодского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы.  Используется метод  профессиональных проб, позволяющий курсантам испытать себя в конкретном деле, имеющем общественную значимость, например в организации и проведении воспитательных мероприятий и консультаций антикоррупционной направленности, участии в научных исследованиях и др.

Описанная методика прошла успешную апробацию в ходе педагогического эксперимента, отражающего процесс антикоррупционного воспитания курсантов психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России. Всего экспериментом были охвачены 240 курсантов, в том числе 120 представляли экспериментальную группу (ЭГ) и 120 – контрольную (КГ). В рамках формирующего эксперимента курсанты ЭГ осваивали программу авторской дисциплины «Антикоррупционное воспитание сотрудников УИС», принимали участие в проекте «Вместе против коррупции», основанном на применении описанной методики. Представители КГ участвовали в мероприятиях антикоррупционной направленности эпизодически.

При проведении констатирующего эксперимента зафиксированы позитивные тенденции в ЭГ, среди которых наиболее значимыми являются: усовершенствование ценностной системы курсантов; повышение антикоррупционной грамотности; развитие способностей, позволяющих продуктивно существовать в условиях коррупционных угроз; приобретение опыта субъектов антикоррупционного воспитания.

Обобщающим показателем действенности рассмотренной методики является позитивная динамика антикоррупционной позиции курсантов ЭГ, отражающей индивидуализированное принятие антикоррупционных ценностей и готовность отстаивать их в поступках. Условно были выделены три уровня антикоррупционной позиции. Первый уровень (высокий) характеризуется наличием полных и системных антикоррупционных знаний; высоким социальным интеллектом; пониманием необходимости следования антикоррупционным нормам в аспекте реализации служебного долга; принятием и  готовностью отстаивать антикоррупционные ценности «Легальность», «Равенство», «Достоинство». Второй уровень (средний) отражает наличие бессистемных и неполных знаний о коррупции; средний уровень развития социального интеллекта; склонность к антикоррупционному поведению из-за стремления к бесконфликтному существованию в социуме; принятие ценностей «Легальность» и «Равенство». Курсантам, относящимся к третьему уровню (низкому), присущи отсутствие достоверных антикоррупционных знаний; низкий социальный интеллект; восприятие антикоррупционных норм в качестве инструмента принуждения; принятие антикоррупционной ценности «Легальность» из страха перед наказанием. 

Диагностический инструментарий включал опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности курсантов, применение модифицированной методики цветовых метафор И.Л. Соломина, теста «Калифорнийский психологический опросник» (CPI) в адаптации Н.В. Тарабриной и Н.А. Графининой, теста Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» в адаптации Е.С. Михайловой, методики диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова и др.

В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что произошли заметные изменения в уровнях сформированности антикоррупционной позиции курсантов из ЭГ. Так, существенно снизился удельный вес курсантов с низким уровнем антикоррупционной позиции с 30% (36 человек) в начале эксперимента до 5% (6 человек) в конце эксперимента. В КГ тоже имело место сокращение доли курсантов с низким уровнем антикоррупционной позиции, но оно было незначительным. Одновременно в ЭГ произошел рост удельного веса курсантов с высоким уровнем антикоррупционной позиции – с 6,6% (8 человек) в начале эксперимента до 25,8% (31 человек) — после формирующего эксперимента. В КГ этот рост был несущественным: с 9,1% (11 человек) в начале до 11,6% (14 человек) в конце эксперимента.

Заключение. Таким образом, в предложенной методике антикоррупционного воспитания курсантов дано описание взаимообусловленных этапов педагогического процесса, отражающих последовательное принятие курсантами антикоррупционных ценностей в русле рефлексивно-деятельностного подхода. Самым главным ее достижением является готовность курсантов отстаивать антикоррупционные ценности и транслировать их другим людям. Перспективы дальнейшего исследования связываются с разработкой проблемы взаимодействия образовательных учреждений высшего образования с практическими органами правоохранительной системы по вопросу преемственности антикоррупционного воспитания.