Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DESIGN SYSTEM FOR JOINT PROFORIENTATION ACTIVITIES OF THE TECHNICAL UNIVERSITY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Muraveva E.V. 1 Knyazkina E.A. 1 Moiseev R.E. 1
1 Kazan National Research Technical University Named after A. N. Tupolev - KAI
The article discusses pedagogical design as one of the methods of joint career guidance activities of a technical university and educational institutions. In this study, the system of pedagogical design of joint vocational guidance activities of a technical university and educational institutions is aimed at the formation of vocational guidance of students for technical specialties. The main approaches of pedagogical design aimed at the formation of an integral structure of joint vocational guidance work are given. The main goals, objectives, content, functions and technologies of pedagogical design are specified. The described project of pedagogical design is an integral part of pedagogical activity, which is aimed at the scientific development of the formation, development and improvement of the educational system. In accordance with this description, the pedagogical design of joint career guidance activities of a technical university and educational institutions is a set of components that reveal diverse relationships and connections in the implementation of vocational guidance of students. The article reflects the practical significance of the study, which allows you to design the process of joint career guidance activities of a technical university and educational institutions from a different angle. The materials of this study can be used in vocational guidance centers for young people, in various higher educational institutions and educational institutions.
pedagogical design
joint career guidance activities
technical university
educational institutions
key approaches

На сегодняшний день в рамках существенных изменений, реализованных в Российской Федерации, в частности в системе образования, одним из важных компонентов является профессиональная ориентация молодежи, так как выбор профессии – это важный шаг в жизни каждого человека. Это обусловливает потребность в педагогических технологиях и методологических подходах. Переход к подобным подходам и технологиям вызван существующим противоречием между инновациями в системе образования и мало изменившимися, традиционными технологиями в профориентационной деятельности с обучающимися. Следует отметить, что вопросы педагогического проектирования профессиональной ориентации обучающихся недостаточно изучены и решены, в данный момент особое место среди них занимает совместная профориентационная деятельность технического университета и общеобразовательных учреждений с целью привлечения талантливой молодежи на инженерные специальности.

Понятие «педагогическое проектирование» находит свое отражение в исследованиях В.С. Безруковой, Б.Ф. Ломова, Е.С. Заир-Бека, А.П. Тряпицыной, А.К. Марковой, В.Е. Родионова, О.Е. Лебедева, Э.И. Сундуковой, В.А. Сластенина, Н.Н. Суртаевой и др. В данном случае, на наш взгляд, необходимо раскрыть понятие «педагогическое проектирование» с точки зрения научных представителей.

Н.Н. Суртаева, рассматривая проектирование как индивидуальную творческую деятельность профориентатора по созданию педагогических технологий, подробно анализирует его структуру, выделяет особенности и этапы, раскрывающие сущность процесса проектирования: теоретический (теоретическое создание проекта), рефлексивный (самоанализ, самоосмысление), экспериментальный (частичное внедрение, апробирование), корректирующий (корректировка теоретического проекта) и заключительный (внедрение скорректированной технологии, обобщение, описание, распространение опыта) [1, с. 179]. Подобная детализация определяет сущность проектировочной совместной профориентационной деятельности университета и общеобразовательных учреждений и делает ее более прозрачной в процессе практического эксперимента.

В.С. Безрукова подразделяет проектирование педагогических систем на три этапа: моделирование, проектирование, конструирование. Стремясь сохранить последовательность действий проектировщика в их классическом понимании, автор в то же время не переносит основные особенности традиционного проектирования в само определение понятия педагогического проектирования [2, c. 52].

Методологические основы профориентационной работы с обучающимися раскрыты в научных работах М.В. Ретивых, П.П. Блонского, В.Д. Симоненко, М.А. Данилова, Н.К. Крупской, В.П. Есипова, А.С. Макаренко, С.Н. Чистяковой, А.Д. Сазонова и др.

Вопросы совместной профориентационной деятельности технических вузов и общеобразовательных учреждений были рассмотрены в научных трудах Е.А. Климова, Н.В. Беляевой, Н.М. Кожевникова, Н.Н. Захарова, К.Я. Вазиной, Е.М. Павлютенкова и др.

Идеи системного подхода реализованы в научных исследованиях В.Г. Афанасьева, А.М. Арсеньева, И.В. Блауберга, Ф.Ф. Королева, Ю.П. Сокольникова и др. [3, с. 114].

Опираясь на вышеперечисленные научные исследования, педагогическое проектирование совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений следует рассматривать в рамках системного подхода, выделяя такие компоненты, как: цель, задачи, подходы, функции и технологии. Это определяет цель нашего исследования – разработка и реализация педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений в рамках системного подхода.

Материалы и методы исследования

В данной статье педагогическое проектирование рассматривается нами как составная часть профориентации обучающихся на инженерные профессии, которая направлена на совершенствование проекта системного подхода совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений.

Опираясь на вышесказанное, мы уже выделили, что понятие «педагогическое проектирование» освещается в работах В.С. Безруковой, В.С. Заир-Бека, В.А. Сластенина и рассматривается как метод научного исследования, содержащий теоретический аспект.

В качестве исходной теоретической предпосылки педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений нами был принят системный подход.

Использование системного подхода в качестве общей теоретико-методологической основы в работах А.М. Арсеньева, М.Н. Скаткина, Ф.Ф. Королева, Ю.А. Конаржевского позволило рассмотреть педагогическое проектирование как систему [4, c. 94]. Любая система основывается на отдельных элементах и основных принципах. Таким образом, в процессе реализации системного анализа совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений нами была построена обобщенная модель системы педагогического проектирования, содержащая основные элементы: цель, задачи, подходы, функции и технологии (рис.).

Система педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений

Ниже более детально представлены основные компоненты системы проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений.

Цель – формирование, реализация и совершенствование совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений.

Задачи:

1) создание теоретической базы совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений в рамках системы проектирования;

2) определение расхождений совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений;

3) отбор и подтверждение методов совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений;

4) контроль и мониторинг проведения совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений;

5) подведение результатов совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений.

Подходы

Информационно-ознакомительный подход. Программа совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений направлена на информирование абитуриентов о мероприятиях, в рамках которых они могут ознакомиться со своей будущей профессией.

Практико-ориентированный подход – используется с целью привлечения талантливой молодежи в инженерные профессии; абитуриенты принимают активное участие в совместных профориентационных мероприятиях технического университета и общеобразовательных учреждений. Такой подход вызовет понимание и возможную последующую интерпретацию знаний у будущих абитуриентов, полученных в области технического творчества.

Оценочный подход – выражается в способности профориентатора самостоятельно передавать свой вклад в формирование совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений. Целями данного подхода являются привлечение, контроль и оценка индивидуальных способностей талантливой молодежи с последующим поступлением в технический вуз.

Технологии, используемые в процессе совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений в рамках системного подхода:

  1. разработка мероприятий, которые направлены на ознакомление абитуриентов со своей будущей профессией и с дальнейшими практическими занятиями (проведение мастер-классов);
  2. формирование на базе общеобразовательных учреждений профильных инженерных классов для целенаправленной подготовки талантливой молодежи с целью познания технических профессий;
  3. реализация программы тестирования по техническим наукам для обучающихся 8–11-х классов и участия абитуриентов в очном туре олимпиады имени В.А. Окулова с целью получения статуса участника/призера/победителя;
  4. индивидуальная работа с одаренными детьми (олимпиадниками), предоставление им льготных условий и предложение перспективных проектов в техническом университете;
  5. проведение психодиагностической работы с обучающимися с целью социального опроса при поступлении в технический университет.

Функции

1) нормативная – заключается в разработке и подписании соглашения между субъектами (техническим вузом и общеобразовательным учреждением) совместной профориентационной деятельности; реализации программы для обучающихся профильных классов с целью ознакомления их с будущей профессией; проведении внутреннего аудита в соответствии с требованиями системы менеджмента качества всех разработанных документов о совместной профориентационной деятельности [5, c. 86];

2) диагностическая – заключается в детальной разработке исходного состояния совместной профориентационной деятельности, осуществлении определенных правок на каждом из этапов ее исполнения, а также в проведении итогового анализа и оценке эффективности данной системы;

3) экспериментальная – заключается в постановке целей и задач системы педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений, а также в изучении ее логических действий;

4) организационная – заключается в определении последовательных событий, а также в проведении целенаправленных, предметных, взаимосвязанных мероприятий по осуществлению совместной профориентационной деятельности технических университетов и общеобразовательных учреждений;

5) прогностическая – заключается в возможности определения перспективного кластера дальнейшего развития совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений [6, c. 20].

Главной задачей педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений в рамках системного подхода профессиональной ориентации обучающихся на технические специальности является создание проекта совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений.

Таким образом, основное содержание проекта совместной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений по ориентации обучающихся на инженерные профессии можно свести к следующим позициям:

1) выбор общеобразовательных учреждений, с которыми технический университет будет осуществлять совместную профориентационную деятельность;

2) определение ответственных за организацию совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений;

3) заключение договора между техническим университетом и общеобразовательными учреждениями о взаимном сотрудничестве;

4) формирование в общеобразовательных учреждениях профильных инженерных классов для целенаправленной подготовки обучающихся к овладению инженерными профессиями;

5) разработка программы тестирования по техническим наукам для обучающихся 8–11-х классов и участия абитуриентов в очном туре олимпиады имени В.А. Окулова с целью получения статуса участника/призера/победителя;

6) осуществление индивидуальной работы с одаренными детьми (олимпиадниками), предоставление им льготных условий и предложение перспективных проектов в техническом университете;

7) проведение психодиагностической работы с обучающимися с целью социального опроса при поступлении в технический университет;

8) мониторинг и реализация системы контроля с внесением изменений во все элементы совместной профориентационной деятельности.

Заключение

Разработка совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений в рамках системного подхода по профессиональной ориентации обучающихся на инженерные профессии позволит проверить эффективность совместного проекта и действенность данной системы.

Как установлено, педагогическое проектирование совместной деятельности направлено на совершенствование и преобразование профориентационных мероприятий. В соответствии с этой дефиницией педагогическое проектирование совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений представляет совокупность элементов, раскрывающих многообразные связи и отношения при осуществлении профессиональной ориентации обучающихся.