Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IMPROVEMENT OF METHODOLOGICAL WORK WITH TEACHERS IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION

Bicheva I.B. 1 Vyalova N.V. 1 Stepanenkova A.V. 2 Karpukhova M.M. 3 Liseeva T.A. 4
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin
2 Kindergarten № 160. Nizhny Novgorod
3 Bogorodsk Kindergarten № 214
4 Balakhna Kindergarten № 56
The article reveals the importance of improving methodological work with teachers in the field of physical education preschool education as a continuous process of developing their professional competence in the conditions of transition of a preschool educational organization to a development regime. The authors determine the functions, purpose, tasks, principles and content of methodological work on the development of professional competence of teachers in physical education preschool education. The conditions for improving the methodological training of teachers in the educational field «physical development» (socio-worldview, socio-motivational, organizational-legal, program-targeted, procedural) are considered in a single system of methodological management. The authors emphasize that the methodological management of teachers involves the choice of content, the process of its assimilation in accordance with the goals of the preschool education system, a specific preschool educational organization in the field of health conservation, the physical development of the child and the real level of formation of professional competence of each teacher in the field of physical education preschool education. The requirements for the development of content and technologies for methodical support of teachers have been determined. In conclusion, the authors indicate the predicted results of improving methodological work with teachers in the field of physical education preschool education. The perspective of further research is connected with the study of the level of formation of professional competence of teachers in the field of physical education preschool education and the development of individually differentiated methodological support in the general system of methodological management of a preschool educational organization.
preschool education
methodical work
methodological management
professional competence
physical education preschool education

Педагог дошкольной образовательной организации является ключевой фигурой в решении воспитательно-образовательных задач, определяемых образовательными комплексными и вариативными программами дошкольного образования. В условиях введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) повышается роль методической работы с педагогами в реализации развивающих целей профессиональной деятельности как непрерывного процесса повышения их профессиональной компетентности. Как указывают Т.Г. Ханова и Н.В. Белинова: «…площадками для организации непрерывного образования выступают не только реализующие профессиональные образовательные программы центры дополнительного образования, но и детские сады, которые могут делиться лучшими методическими практиками и опытом внедрения инновационных технологий» [1, с. 240]. Важность совершенствования профессиональной деятельности педагогов, в том числе по образовательной области «Физическое развитие», актуализирует обновление методической подготовки в направлении повышения их профессиональной компетентности и предполагает конкретизацию целевых, содержательных и технологических компонентов методической работы на основе современных научно-практических достижений в сфере здоровьесбережения и физкультурного дошкольного образования. Данные аспекты находят отражение в исследованиях Л.Н. Атмаховой [2], И.Б. Бичевой [3], И.А. Васильевой [4], Н.Ю. Владимировой [5], Н.В. Вяловой и Т.А. Лисеевой [6], О.В. Гончаровой [7], С.И. Карабаевой [8], Л.Г. Богославец и А.А. Майер [9], Е. Пахомовой [10], Ф. Щепотина [11] и других ученых.

Цель исследования: обоснование функций и педагогических условий методической работы с педагогами в области физкультурного дошкольного образования.

Материал и методы исследования. При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Это позволило сформулировать содержание функций методической работы в области физкультурного дошкольного образования, предложить условия совершенствования методической подготовки педагогов в образовательной области «Физическое развитие» в единой системе методического управления дошкольной образовательной организацией.

Результаты исследования и их обсуждение. С точки зрения подготовки педагога-профессионала к решению задач образовательной области «Физическое развитие», содержание функций методической работы претерпевает следующие изменения:

– информационная функция обеспечивает сбор и обработку различных информационных источников по вопросам здоровья, выявление проблем и создание банка данных по актуальным направлениям здоровьесберегающей деятельности и физкультурного дошкольного образования;

– функция анализа предполагает изучение и объективную оценку реального состояния здоровья детей и выбор соответствующего содержания, форм и методов физкультурного дошкольного образования для достижения целей по сохранению и укреплению здоровья;

– планово-прогностическая функция, являясь основой деятельности методической работы, направлена на определение комплекса конкретных мероприятий для достижения реально поставленной цели в области физкультурного дошкольного образования;

– проектировочная функция обеспечивает разработку содержания и создание различных проектов в области физкультурного дошкольного образования и здоровьесберегающей деятельности дошкольной образовательной организации;

– организационно-координационная функция направлена на предоставление возможности каждому педагогу повышать уровень профессионализма в соответствии с данными проблемно-ориентированного анализа в области физкультурного дошкольного образования и осуществлять процесс физического развития детей во взаимодействии с родителями, основываясь на реальной здоровьесберегающей ситуации;

– обучающая функция направлена на непрерывное повышение квалификации педагогов как в развитии необходимых личностных и профессиональных характеристик, так и в вооружении актуальными педагогическими знаниями и технологиями, обеспечивающими решение задач физкультурного дошкольного образования;

– контрольно-диагностическая функция позволяет произвести своевременную оценку методической работы в области физкультурного дошкольного образования, выявить «зону проблем» и «зону перспективы».

Направленность методической работы с педагогами в области физкультурного дошкольного образования обусловливает решение комплекса задач, связанных с информационно-методическим, нормативным, содержательным, технологическим обеспечением освоения образовательной области «Физическое развитие». Это предполагает реализацию взаимосвязанных и взаимообусловленных условий:

– социально-мировоззренческих: обеспечивают осознание возможностей профессионально-творческого развития педагогов в области физкультурного дошкольного образования в соответствии с личностно-ориентированным, системно-деятельностным и индивидуальным подходами, обусловливающими конкретизацию задач, содержания и форм методической работы, с принципами непрерывности профессионального развития;

– социально-мотивационных: способствуют формированию профессиональных мотивов, непрерывности процесса профессионального совершенствования, познания в области физкультурного дошкольного образования в соответствии с имеющимся у каждого педагога жизненным и профессиональным опытом, потребностью его демонстрировать;

– организационно-правовых: предполагают создание материально-технических, санитарно-гигиенических, методических, дидактических и других ресурсов, позволяющих оптимизировать профессиональную деятельность педагогов в области физкультурного дошкольного образования, проектирование образовательно-правового и развивающего методического пространства для педагогов, способствующего продуктивности методической среды, на основе строгого выполнения законодательных норм и норм профессиональной деятельности при реализации задач физкультурного дошкольного образования;

– программно-целевых: предусматривают освоение педагогами новых знаний, навыков и умений в области физкультурного дошкольного образования, оказывающих влияние на достижение необходимого результата обучения/самообучения, направленность к их практическому применению на основе внедрения инновационных форм педагогической деятельности;

– процессуальных: обеспечиваются технологиями, методами, формами методического сопровождения в области физкультурного дошкольного образования в процессе активного сотрудничества, характеризуют необходимость руководства педагогами по овладению разными видами физкультурно-оздоровительной деятельности, отраженными в программах дошкольного образования комплексной и вариативной направленности.

Реализация данных условий направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов в области физкультурного дошкольного образования и позволяет эффективно проводить анализ, проектирование, исполнение и коммуникацию в процессе решения его задач.

Подчеркнем, что предлагаемые условия дают возможность совершенствовать методическую подготовку педагогов в образовательной области «Физическое развитие» в единой системе методического управления дошкольной образовательной организации. «Управление рассматривается как руководство, направляющее и регулирующее отношения в коллективе; как деятельность, обеспечивающая процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для формирования и достижения цели организации» [12, с. 243]. Поэтому система методического управления предусматривает целенаправленное и упорядоченное воздействие руководителя дошкольной образовательной организации на педагогов с целью реализации профессиональных функций, в том числе в области физического развития детей дошкольного возраста. К особенностям методического управления следует отнести «достижение нового желаемого результата развития при сохранении стабильности и качества (как всего производственного процесса, так и профессиональной деятельности конкретных исполнителей)» [12, с. 243]. В связи с этим методическое управление предполагает выбор содержания, процесс его усвоения в соответствии с целями системы дошкольного образования, конкретной дошкольной образовательной организации в сфере здоровьесбережения, физического развития ребенка и реального уровня сформированности профессиональной компетентности каждого педагога в области физкультурного дошкольного образования. Согласование «индивидуальных профессиональных функций» педагогов со стратегий развития дошкольной образовательной организации в области физкультурного дошкольного образования обеспечивает более высокий уровень реализации стратегических и тактических целей, а также процесс регулирования действия конкретных исполнителей.

Считаем актуальным осуществление методического управления профессиональной деятельностью педагогов в области физкультурного дошкольного образования как «воздействие на процесс взаимодействия участников с целью поддержания и совершенствования деятельности объекта управления, которым выступает профессиональный коллектив» [12, с. 243].

Для достижения высокого уровня методического сопровождения педагогов в области физического развития детей дошкольного возраста и совершенствования методической работы процесс методического управления необходимо выстраивать на основе принципа «взаимозависимости объекта и субъекта управления» и субъект-субъектного взаимодействия [12, с. 243]. Это означает добровольность участия педагогов в методических мероприятиях, обеспечение их индивидуальной поддержки, коллегиальность обсуждаемых вопросов, соблюдение нравственно-этических и безопасных отношений, правовых норм профессионального взаимодействия и т.п. Данные положения обусловливают особую роль управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации, прежде всего, его управленческой компетентности в руководстве методической работой с педагогами и педагогическим просвещением родителей [3, 13].

Совершенствование методической работы с педагогами по образовательной области «Физическое развитие» достигается, по нашему мнению, за счет разработки содержания и технологий методического сопровождения и предполагает:

– целенаправленное изучение профессиональных интересов педагогов и своевременную оценку уровня профессионального мастерства педагогов в сфере здоровьесбережения, здоровьесохранения, организации двигательной активности детей и ее регулирования в режиме дня, и др.;

– личностно-ориентированную организацию непрерывного и систематического обучения и самообразования педагогов по овладению современными способами здоровьесберегающего образовательного процесса, умениями организовывать разные виды физкультурно-оздоровительной деятельности и осуществлять взаимодействие с родителями по физическому образованию;

– формирование профессиональных компетенций педагогов по решению задач физкультурного образования и защиты прав детей дошкольного возраста в области сохранения своего здоровья;

– развитие творческого потенциала педагогов в образовательной области «Физическое развитие» посредством выявления, обобщения и распространения опыта педагогов-новаторов.

Заключение. Результат совершенствования методической работы с педагогами в области физкультурного дошкольного образования рассматривается нами следующим образом:

– создаются оптимальные условия для приобретения педагогами высокого уровня профессионального мастерства, целенаправленно развиваются способности профессионально организовывать здоровьесберегающую и физкультурно-оздоровительную деятельность с воспитанниками во взаимодействии с родителями и социальными партнерами;

– в полном объеме разработано и систематизировано научно-методическое, информационное, нормативно-законодательное, организационно-методическое, программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов;

– формируется индивидуальная программа дошкольной образовательной организации, направленная на повышение качества физкультурно-оздоровительного процесса, в том числе дополнительного физкультурного образования;

– обеспечивается индивидуально-дифференцированный подход к выбору форм, методов и содержания работы с педагогами в соответствии с имеющимися профессиональными возможностями и мотивами, степенью готовности к использованию/разработке/обобщению передового педагогического опыта;

– проявляется активная профессиональная позиция педагогов, направленная на непрерывное профессиональное развитие, самообразование и творческое познание современных психолого-педагогических достижений науки и практики по вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста;

– отмечается высокая мотивация педагогов к профессиональному самовыражению и обобщению собственного педагогического опыта по различным направлениям образовательной области «Физическое развитие», к представлению и трансляции его результатов;

– педагоги получают реальную оценку своих профессиональных достижений, которые могут выражаться в разработке авторской программы, создании методических и дидактических разработок по решению задач физкультурно-оздоровительного направления.

Таким образом, совершенствование методической работы с педагогами по физическому развитию детей дошкольного возраста в общей системе методического управления можно рассматривать как условие непрерывного становления педагога-профессионала и педагога-мастера. Проектирование процесса профессионального развития педагогов в области физкультурного дошкольного образования обусловливает конкретность содержания, вариативность форм и методов методического сопровождения с целью обеспечения его индивидуализации в соответствии с затруднениями и возможностями педагогов дошкольной образовательной организации овладевать новыми знаниями, демонстрировать творческий подход к решению задач физкультурно-оздоровительной направленности.

Перспектива дальнейших исследований предполагает изучение уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов области физкультурного дошкольного образования и разработку индивидуально-дифференцированного методического сопровождения в общей системе методического управления дошкольной образовательной организацией.