Согласно данным ряда отечественных и зарубежных исследователей, к неблагоприятным событиям детства относят тяжелые хронические заболевания, в том числе патологию, связанную с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [1–3]. События, взаимосвязанные с ортопедическим заболеванием, влекущие за собой ломку жизненного стереотипа, необходимость сложного восстановительного лечения, болезненные лечебные процедуры, ограничения функциональных возможностей, могут восприниматься как факторы угрожающего характера и сопровождаться переживаниями интенсивного страха и беспомощности [2, 3]. Негативные последствия таких переживаний проявляются в виде дезадаптационных нарушений эмоциогенной природы, в том числе в виде депрессивных мыслей, чувства тревоги, апатии, снижения удовлетворенности различными сторонами жизни [4–6]. Отдаленные последствия переживания событий, связанных с хроническим заболеванием и необходимостью сложного восстановительного лечения, могут проявляться в симптомах посттравматического стресса, сужении связей с миром, ограничении возможностей саморегуляции и отклонениях в формировании личности [2, 3].
В последние годы ряд авторов изучают отдельные индивидуально-психологические характеристики у детей и подростков с ювенильным идиопатическим артритом, мышечной дистрофией Дюшенна, ортопедической патологией на фоне дисплазии соединительной ткани, детским церебральным параличом, врожденными деформациями позвоночника, последствиями тяжелых травм опорно-двигательной системы и туберкулезного процесса [6, 7]. В меньшей степени изучены позитивные аспекты переживания трудных жизненных ситуаций у детей и подростков с ортопедическими заболеваниями. В ряде работ исследуются такие психологические феномены, как жизнестойкость и копинг-поведение [8, 9]. Оцениваются взаимосвязи между копинг-стратегиями и жизнестойкостью у подростков, страдающих двигательными нарушениями разной степени тяжести, отмечается возможность сохранять жизнестойкость у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата за счет адаптивных копинг-стратегий, позволяющих поддерживать эмоциональное благополучие [8]. Одновременно с этим существует дефицит сведений о ресурсах, позволяющих подросткам с ортопедическими заболеваниями успешно преодолевать трудные жизненные ситуации. Под психологическими адаптационными ресурсами мы понимали эмпирически измеряемые индивидуально-психологические характеристики, выраженность которых влияет на меру психической адаптированности. Механизмами реализации этих ресурсов в трудной жизненной ситуации могут выступать копинг-стратегии. Применение копинг-стратегий позволяет человеку сознательно и целенаправленно осуществлять копинг-поведение, направленное на преодоление жизненных трудностей [10].
Таким образом, изучение психологических ресурсов подростков с ортопедическими заболеваниями предполагает выявление стратегий совладания, определяющих успешное копинг-поведение в ситуации длительного заболевания и возможность личностного развития в условиях болезни.
Цель исследования заключалась в выявлении копинг-стратегий, выступающих в роли адаптационных и личностно-развивающих ресурсов у подростков с ювенильным хроническим артритом (ЮХА) и последствиями механической травмы (ПМТ).
Материалы и методы исследования
В исследовании на основании добровольного информированного согласия приняли участие подростки, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, требующими сложного длительного лечения: подростки с ЮХА и подростки с ПМТ.
Согласно современным представлениям, ЮХА – системное заболевание с развитием аутоиммунного процесса в результате иммунной дизрегуляции. В нашем исследовании приняли участие дети с длительностью заболевания от 6 лет до 1 года (моноартрит и полиартрит с рецидивирующим течением). Лечение ЮХА требует пребывания пациента в стационаре, сопровождается болезненными лечебными процедурами (пункциями), уколами; при выраженной деформации суставов проводится хирургическое лечение.
Также в нашем исследовании приняли участие подростки с ПМТ, полученной в результате несчастного случая и по неосторожности (контрактуры суставов рук и ног, ложные суставы, посттравматическая деформация конечностей). Срок давности механического повреждения составлял от полугода до 10 лет. Все подростки, страдающие ортопедическими заболеваниями, нуждались в лечении в условиях специализированного стационара. В основную группу были включены подростки, которые по результатам предварительного клинико-психологического обследования имели сохранные возможности интеллектуального развития. Обследованы 30 подростков с суставной формой ЮХА и 24 человека с отдаленными последствиями механической травмы верхних и нижних конечностей, полученной в результате несчастного случая или по неосторожности, а также 30 условно здоровых подростков в возрасте 12–17 лет. Отбор в группы исследования по возрасту проводился на основании критериев, принятых на международном конгрессе по возрастной периодизации [10].
Все подростки распределялись по полу следующим образом: среди пациентов ортопедической клиники, страдающих ЮХА, были обследованы 16 мальчиков и 14 девочек. Группа пациентов с ПМТ – 14 мальчиков и 10 девочек. Контрольная группа соответствующего возраста состояла из 16 мальчиков и 14 девочек. Критериями включения в основную группу были коэффициент интеллектуальности не ниже 90 единиц, отсутствие тяжелых сопутствующих диагнозов, в том числе церебрально-органической недостаточности.
Для обследования пациентов ортопедической клиники применяли клинико-психологические и психодиагностические методы. Оценивали общий уровень интеллектуального развития с помощью методики Слоссона (Е.Е. Туник, Ю.И. Жихарева) [11]. В качестве облигатных признаков дезадаптации в трудной жизненной ситуации, связанной с ортопедическим заболеванием, рассматривались уровневые показатели посттравматического стресса (ПТС) [1]. Изучение копинг-стратегий проводили с помощью методики «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский) [12], в качестве ресурсных характеристик личности подростков в условиях ортопедического заболевания рассматривались обобщенные показатели ведущего психологического новообразования подросткового возраста – самоотношения, которые измерялись с помощью теста самоотношения (Р.С. Пантелеев, В.В. Столин).
Математико-статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием статистического пакета программ «STATISTIKA – 8.0». Достоверность различий между группами сравнения определялась с помощью точного критерия Фишера. Для анализа связи между выделенными показателями использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучены структура и особенности копинг-поведения у подростков с ЮХА и ПМТ. В соответствии с нормативными показателями в каждой изучаемой группе были выделены лица со средневысоким и низким уровнем частоты применения копинг-стратегий. В таблице 1 представлены группы подростков, характеризующиеся средневысокими значениями копинг-стратегий.
Таблица 1
Группы подростков со средневысокими значениями копинг-стратегий
Копинг-стратегии |
ЮХА |
ПМТ |
Здоровые |
Решение проблем |
9 (30,0%) |
6 (25,0%) |
13 (43,3%) |
Поиск социальной поддержки |
20 (66,7%) |
11 (45,8%) |
15(50,0 %) |
Избегание |
28 (93,3%) |
19 (79,2%) |
16 (53,3%) |
Изучение структуры копинг-поведения показало, что в группе здоровых подростков в репертуаре совладающего поведения в равной степени представлены активные, ориентированные на решение проблемы и поиск социальной поддержки, и пассивные – избегающие стратегии совладания с трудностями, что является одним из проявлений копинг-компетентности и показателем эффективного преодоления трудностей в жизненных ситуациях. У подростков с ЮХА по частоте использования достоверно преобладают стратегии избегания по сравнению с копинг-стратегиями «поиск социальной поддержки» и «решение проблем» (φ*=2,738 при р≤0,01 и φ*=5,651 при р≤0,001 соответственно). Подростки с ПМТ достоверно чаще используют копинг-стратегию «избегание» по сравнению с копинг-стратегией «решение проблем» (φ*=3,973; р≤0,001) и по сравнению с копингом «поиск социальной поддержки» (φ*=2,449; р≤0,001). В группе подростков с ПМТ оба варианта активных копинг-стратегий используются одинаково часто. В группе подростков с ЮХА копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» встречается достоверно чаще по сравнению с копинг-стратегией «решение проблем» (φ*=2,912; р≤0,001). Были выявлены различия по частоте применения активных и пассивных копинг-стратегий у больных и здоровых подростков. Так, стратегия избегания достоверно чаще встречается у подростков с ортопедическими заболеваниями по сравнению с их здоровыми сверстниками: у подростков с ЮХА φ*=3,729 (р≤0,001) и у подростков c ПМТ φ*=2,038 (р≤0,05). У подростков с ЮХА и ПМТ копинг-стратегия «решение проблем» встречается реже, чем у их здоровых сверстников, однако эти различия существуют в виде тенденции и не достигают уровня значимости. При этом здоровые и больные подростки одинаково часто обращаются за помощью к окружающим для преодоления высокой стрессовой нагрузки.
В ходе исследования выявлены взаимозависимости между частотой встречаемости различных копинг-стратегий и выраженностью обобщенных характеристик самоотношения в группах подростков с ЮХА и с ПМТ (табл. 2).
Таблица 2
Значения коэффициентов корреляции между показателями самоотношения и параметрами копинг-стратегий у подростков с ортопедическими заболеваниями
|
ЮХА |
ПМТ |
||||
|
Копинг-стратегии |
|||||
|
Решение проблем |
Поиск социальной поддержки |
Избегание |
Решение проблем |
Поиск социальной поддержки |
Избегание |
Глобальное самоотношение |
0,537 |
|
–0,408 |
|
|
|
Самоуважение |
0,436 |
|
|
|
|
|
Аутосимпатия |
|
|
–0,537 |
|
|
|
Ожидаемое отношение от других |
0,461 |
|
|
|
|
|
Самоинтерес |
|
|
|
0,444 |
|
-0,526 |
Были выявлены обратные взаимозависимости между значением общего индекса ПТС и частотой применения копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» у подростков с ЮХА (r=–0,468; p<0,05). В группе подростков с ПMТ выявлена прямая взаимосвязь между частотой применения стратегии «поиск социальной поддержки» и выраженностью общего индекса ПТС (r=–0,459; p<0,05).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что структура копинг-поведения подростков с различными формами ортопедических нарушений характеризуется дисгармоничностью, что проявляется в преобладании копинг-стратегии «избегание», встречаемость которой достоверно превышает частоту встречаемости активных копинг-стратегий у подростков с ЮХА и ПМТ. При этом дисгармоничность копинг-поведения в большей степени выражена у подростков с ЮХА.
На основании полученных результатов можно предположить, что у подростков с ЮХА и ПМТ в условиях длительного и сложного восстановительного лечения чаще актуализируется пассивный способ преодоления трудностей, представляющий собой энергосберегающий вариант совладающего поведения в ситуации лечения. В то же время данная копинг-стратегия, по мнению некоторых исследователей, может представлять собой фактор риска по формированию дезадаптивного, псевдосовладающего поведения [12].
Репертуар копинг-стратегий у подростков рассматривался отдельно в выборках девочек и мальчиков, страдающих различными формами ортопедических заболеваний. Предполагалось, что поведение девочек и мальчиков в сходных жизненных ситуациях, связанных с ортопедическим заболеванием, имеет специфические отличия, поскольку принятые в обществе гендерные стереотипы накладывают свой отпечаток на стиль совладания с трудностями. Оказалось, что девочки и мальчики с различными ортопедическими заболеваниями одинаково часто используют активные, ориентированные на решение проблем и избегающие копинг-стратегии. Вероятно, такой способ преодоления трудностей в большей степени обусловлен нюансами жизненной ситуации, связанной со спецификой ортопедического заболевания, и особенностями восстановительного лечения.
Таким образом, репертуар копинг-поведения подростков с ортопедическими заболеваниями и здоровых подростков включает активные и пассивные копинг-стратегии. В группе здоровых подростков в структуре копинг-поведения в равной степени представлены активные стратегии, ориентированные на решение проблемы и поиск социальной поддержки, и пассивные – избегающие стратегии совладания с трудностями, что является одним из проявлений копинг-компетентности и показателем эффективного преодоления трудностей в жизненных ситуациях. У подростков с ортопедическими заболеваниями преобладают избегающие сознательные способы преодоления трудностей.
Характеристики совладающего поведения подростков с различными формами ортопедических заболеваний были сопоставлены с показателями ПТС. Выраженные симптомы ПТС представляют собой облигатные признаки психологической дезадаптации, могут быть сопряжены с клиническими проявлениями и требуют медицинской и психологической интервенции [1]. Для выявления эффективных копинг-стратегий преодоления эмоциональных трудностей на основании корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между частотой применения сознательных стратегий совладания и выраженностью посттравматической симптоматики. На основании полученных результатов корреляционных связей можно предположить, что у подростков с ЮХА включение стратегии «поиск социальной поддержки» в адаптационный процесс снижает риск развития посттравматической симптоматики. У подростков с ПМТ полученные результаты могут отражать трудности перестройки совладающего поведения личности в условиях ломки жизненного стереотипа в связи с полученным физическим повреждением.
В ситуации, связанной с заболеванием и необходимостью сложного восстановительного лечения, активное включение копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» в адаптационный процесс сопряжено со снижением проявлений ПТС у подростков с ЮХА и с повышением симптомов ПТС у подростков с ПМТ. У подростков с ПМТ включение в адаптационный процесс копинга «поиск социальной поддержки» способствует развитию симптомов ПТС, что отражает трудности перестройки системы совладающего поведения личности в условиях ломки жизненного стереотипа в связи с полученным физическим повреждением. Одним из психологических новообразований подросткового возраста является центральное звено саморегуляции личности – отношение к себе. Мы рассмотрели обобщенные характеристики самоотношения: глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатию, ожидаемое отношение других, самоинтерес. Было сделано предположение, что сознательные механизмы психологической адаптации – копинг-стратегии – взаимосвязаны с параметрами самоотношения, обеспечивающими регуляцию поведения и деятельности. Результаты корреляционного анализа показали, что в группе подростков с ЮХА и подростков с ПМТ показатели копинг-стратегии «решение проблем» оказались положительно связаны с параметрами самоотношения. Выявленные взаимозависимости свидетельствуют о том, что подростки с ЮХА, уверенные в своих силах, способностях, доверяющие себе и окружающим, положительно себя оценивающие, уверенные в своей «интересности» для других, ожидающие положительного отношения со стороны окружающих, в трудных жизненных ситуациях чаще применяют сознательные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблем, и реже используют избегающие стратегии преодоления трудностей. Можно предположить, что в подростковый период сознательные механизмы психической адаптации, ориентированные на самостоятельное разрешение жизненных трудностей, могут способствовать формированию положительного самооотношения – психологического новообразования, активно формирующегося в подростковый период.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что активный, ориентированный на решение проблем стиль преодоления трудностей в подростковом возрасте помогает формированию устойчивого положительного отношения к себе. Пассивные избегающие стили могут способствовать формированию негативного самоотношения, ограничивать возможности саморегуляции поведения и деятельности в подростковом возрасте и являются маркерами отклонений в личном развитии.
Заключение
- Репертуар копинг-поведения подростков с ЮХА и ПМТ и здоровых подростков включает активные и пассивные копинг-стратегии. У подростков с ортопедическими заболеваниями преобладают сознательные способы преодоления трудностей по типу избегания.
- У подростков с ЮХА и ПМТ активное включение сознательных стратегий совладания способствует повышению уровня психической адаптации в трудной жизненной ситуации, связанной с тяжелым ортопедическим заболеванием.
- Активный, ориентированный на решение проблем стиль преодоления трудностей в подростковом возрасте способствует формированию устойчивого положительного отношения к себе. Устойчивые позитивные характеристики самоотношения в подростковом возрасте могут выступать в качестве копинг-ресурса.
- Копинг-стратегии по типу избегания, являясь эффективным механизмом адаптации в условиях болезни и сложного восстановительного лечения, могут ограничивать возможности саморегуляции личности, представлять собой фактор риска по формированию негативного самоотношения.
Выполнено при поддержке РФФИ грант № 17-29-02321.