Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DISTANCE TRAINING OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION ON THE DISCIPLINE "GYMNASTICS" (FROM WORK EXPERIENCE)

Shepelenko S.A. 1
1 Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
The article presents the experience and research results on the use of distance learning in the process of studying the discipline "Gymnastics" at the Faculty of Physical Education during the COVID-19 pandemic. The sociological survey conducted among the students of the 2nd and 3rd courses of the Faculty of Physical Education revealed problems and difficulties in the transition to a remote mode of work during a pandemic. The questions in the questionnaire concerned the organization of distance learning, the means used in the learning process and the methods of conducting classes. Training in the discipline "Gymnastics" was carried out using the applications ZOOM, Gugle meet, Skype. We also used email, social media chats, and the WhatsApp messenger. The study made it possible to draw conclusions about the rapid adaptation of students to new working conditions, most of the respondents positively assessed the quality of the gymnastics classes held. Analysis of the answers revealed a high level of computer skills by students and skills of working on the Internet. The main problems that hindered the quality of mastering the educational material, the students attributed to technical failures and the inability of some students to carry out practical tasks at home. The results obtained made it possible to identify the weaknesses of the educational process with the possibility of adjustments in the event of a second transition to distance learning.
distance learning
information and communication technologies
gymnastics
students
physical education faculty

В марте 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила коронавирусную инфекцию пандемией, в связи с чем весь мир вынужден был перестроиться и приспособиться к новым реалиям. В привычной жизни произошли глубочайшие изменения, страны понесли огромные экономические и человеческие потери, что стало тяжёлым испытанием для современного общества [1]. Сложности возникли во всех сферах жизни, не стала исключением и система высшего образования.

16 марта 2020 г. ТГПУ им. Л.Н. Толстого перешёл на дистанционное обучение, вследствие которого в кратчайшие сроки необходимо было реформировать весь образовательный процесс без снижения качества преподавания. Под дистанционным обучением понимается «самостоятельная форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий [2; 3]. Следует отметить, что в нашей стране дистанционное обучение не является формой получения образования, признанным является обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, под которыми понимаются «технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [4; 5].

Процесс перехода на удалённый формат работы оказался, с одной стороны, достаточно стрессовой ситуацией для преподавателей, которые должны были быстро перестроить процесс обучения под новые условия труда, с другой стороны, данный переход явился своеобразным катализатором для более активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, когда возможным стал только удаленный формат организации учебного процесса.

Данный формат проведения занятий, а также обеспечение взаимодействия студентов и преподавателей на расстоянии возможны с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Наиболее эффективными в этом плане можно считать видеолекции с параллельным показом презентаций, анимаций, таблиц и т.д., сопровождаемые комментариями преподавателя. Сочетание различных видов дистанционного обучения способно сделать учебный процесс интересным и эффективным.

Если с получением теоретических сведений и проведением лекционных занятий по дисциплинам особых проблем не возникало, то вопрос организации и проведения практических занятий, в частности по дисциплине «Гимнастика», вызвал определённые затруднения.

Дисциплина «Гимнастика» является одной из основных в подготовке студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры. Программа по гимнастике в вузе предусматривает формирование у студентов специальных знаний в области гимнастики, формирование специальных умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, развитие двигательных способностей для овладения различными гимнастическими упражнениями [6].

Теоретические сведения по предмету студенты получали из материалов, выложенных в системе Moodle, а также электронных библиотечных систем, таких как «Университетская библиотека online», «Юрайт», «Лань», «Руконт», к которым доступ в ТГПУ им. Л.Н. Толстого осуществляется по логину и паролю с любого устройства, подключенного к сети Интернет. Помимо того, в электронном каталоге библиотечного фонда ТГПУ им. Л.Н. Толстого, к которому имеют доступ все студенты, представлены труды преподавателей, а именно учебные и учебно-методические пособия по гимнастике. Также, с целью интерактивного взаимодействия студентов с преподавателем и необходимостью организации общения и разбора сложных тем и вопросов, в процессе обучения применялись приложения ZOOM, Google meet, Skype, а также электронная почта, чаты социальных сетей и мессенджер WhatsApp.

Большой объём работы выполнялся в системе электронного обучения Moodle, в которой все студенты и преподаватели имеют личный кабинет. Теоретический раздел дисциплины «Гимнастика» был представлен в виде лекционного материала, сопровождающегося презентациями по каждой теме. По окончании изучения материала студентам было предложено прохождение тестовых заданий с целью оценки уровня освоения материала. Тестовые задания носили тренировочный характер и могли быть пройдены дважды. Также ответы на задания давались в виде ссылки на файл, после получения которого преподаватель отправлял письменные замечания и давал комментарии и пояснения по пройденным темам. Полученные оценки, данные о присутствии студентов вносились в электронный журнал. Практические задания еженедельно выкладывались в системе Moodle, затем выполнялись студентами в видеоформате и отсылались преподавателю с целью оценивания.

Главной проблемой удалённого формата организации занятий по дисциплине «Гимнастика» стала невозможность отработки практических умений на группе при обучении гимнастическим упражнениям.

Цель исследования: проанализировать опыт применения дистанционной формы обучения студентов факультета физической культуры по дисциплине «Гимнастика» в период пандемии.

Материал и методы исследования. Анкетирование проводилось среди студентов дневного отделения факультета физической культуры ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В исследовании приняли участие 72 студента 2, 3 курсов. Опрос проводился анонимно индивидуально, анкеты заполнялись респондентами самостоятельно с помощью инструмента «Google-формы». Разработанная для данного исследования анкета состояла из 10 вопросов, связанных с дистанционным обучением по дисциплине «Гимнастика». Статистическая обработка результатов исследования проводилась при помощи сервиса «Google-формы», а также таблиц Excel.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам анкетирования к дистанционному обучению полностью адаптировались 44,4% опрошенных, указав по шкале от 1 до 5 отметку «5»; 31,9% студентов адаптировались на «4», 16 студентов остановились на отметке «3», и только 1 студент выбрал отметку 1, что значит «не адаптировался совсем» (рис. 1).

Рис. 1. Адаптация студентов к дистанционному обучению

Низкий уровень адаптации к новым условиям обучения можно объяснить отсутствием технических и иных возможностей работы в сети Интернет, а также низким уровнем владения персональным компьютером.

На вопрос «Какие дистанционные образовательные технологии применялись в процессе обучения по дисциплине "Гимнастика"?» студенты отметили систему Moodle, Zoom-сессии с преподавателями или Google meet, отправку заданий в социальных сетях или по электронной почте.

Далее студентам предлагалось оценить по 5-балльной шкале, насколько они были удовлетворены процессом обучения в дистанционном режиме по дисциплине «Гимнастика» (рис. 2). На данный вопрос были получены следующие ответы: большинство студентов (51,4% опрошенных) ответили, что удовлетворены полностью, 29,2% опрошенных остановились на отметке «4», на «3» оценили 9 человек из 72 (12,5%), и полностью не устроил процесс обучения в удалённом формате только одного студента.

Рис. 2. Удовлетворённость студентов процессом обучения по дисциплине «Гимнастика» в дистанционном режиме

На вопрос о способах учебного взаимодействия с преподавателем наиболее оптимальными в период дистанционного обучения студенты выделили следующие (рис. 3).

Рис. 3. Предпочтительные способы учебного взаимодействия с преподавателем в период дистанционного обучения

На вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись в процессе дистанционного обучения по дисциплине "Гимнастика"?» ответы студентов распределились следующим образом:

· сложность выполнения практических заданий отметили 56,9% опрошенных (следует отметить, что студенты 3 курса, в соответствии с рабочей программой, были вынуждены проводить уроки по гимнастике на дому и отправлять видеозадания преподавателю);

· 38,9% опрошенных отметили отсутствие как технических, так и других возможностей снимать видеоуроки;

· 12,5% пожаловались на несвоевременность информации и только 4% - на отсутствие обратной связи от преподавателей.

При этом были выделены и преимущества дистанционного обучения дисциплине «Гимнастика». Так, для 61,1% опрошенных формат дистанционного обучения является удобным, так как они находятся дома. Почти половина респондентов (48,6%) отметили возможность индивидуального темпа обучения; возможность индивидуального консультирования преподавателем отметили 43,1%; повышение качества образовательного процесса при использовании дистанционных технологий отметили 12,5%, не видят никаких преимуществ в дистанционном обучении 15,3% опрошенных студентов.

Из основных недостатков дистанционного обучения по гимнастике студенты отметили следующие:

· технические сбои в системе Moodle, связанные с большим числом одновременно работающих пользователей и значительными нагрузками на сервер.

· отсутствие контактной работы с однокурсниками и преподавателями; невозможность практиковаться на группе.

Среди других проблем студенты отметили сложность восприятия материала, отсутствие срочной информации от преподавателя и несвоевременное получение ответа на поставленный вопрос.

На вопрос о предложениях по организации учебного процесса по гимнастике в случае повторного перехода на дистанционное обучение большинство студентов отметили, что не видят альтернативы видеозаданиям, т.к. гимнастика предполагает практические умения и навыки выполнения упражнений. В качестве основных пожеланий студенты отметили улучшение качества работы системы Moodle, более детальный разбор присылаемых видеозаданий, в том числе с применением видеоконференций, а также снятие ограничительных временных рамок для выполнения заданий.

В то же время, с учётом того что образовательные организации могут самостоятельно определять порядок оказания учебно-методической помощи студентам, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий [7], значительно повышается возможность получения качественного образования для студентов, обучающихся по индивидуальному графику или отсутствующих по причине участия в сборах или спортивных соревнованиях, т.к. допускается «отсутствие учебных занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимися» [7].

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы: современные студенты хорошо владеют навыками работы с компьютером, а также хорошо ориентируются в сети Интернет, что поспособствовало быстрому переходу от очной формы обучения к дистанционной; подавляющее большинство студентов положительно оценили образовательный процесс по гимнастике, проведённый в удалённом формате, и удовлетворены формой и содержанием проведённых занятий. К основным проблемам, которые мешали качественно осваивать учебный материал по гимнастике, студенты отнесли технические сбои и невозможность некоторых студентов выполнять практические задания в домашних условиях.

Современное образовательное пространство невозможно представить без применения информационно-коммуникационных технологий и современных средств обучения, в связи с чем некоторые виды работ в скором времени могут быть переведены на удалённый формат, а именно чтение лекций, проведение теоретических занятий и т.д. Однако большинство студентов отмечают нехватку «живого» общения с преподавателем и отсутствие возможности в полном объеме отрабатывать практические умения и навыки на группе, а это является неотъемлемой частью будущей успешной профессиональной деятельности учителя.

Полученные в ходе исследования результаты позволят выявить слабые стороны и скорректировать содержание учебного процесса по гимнастике в случае повторного перехода на дистанционное обучение.

Таким образом, дистанционное обучение сегодня - это возможность преподавателям качественно проводить занятия в удалённом формате, а студентам получать качественные знания, если нет возможности присутствовать очно, параллельно получать «второе» образование, повышать квалификацию и т.д. [8; 9].