Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE CHOICE OF METHOD, METHODOLOGY AND METHODOLOGICAL TECHNIQUES OF TEACHING OF CLINICAL SUBJECTS IN MEDICAL SCHOOL

Korichkina L.N. 1 Poselyugina O.B. 1 Zenina O.Y. 1 Belova N.O. 1 Komarov I.I. 1 Kleymenova L.S. 2 Al-Galban L.N. 1 Zenin T.T. 1
1 Tver State Medical University
2 MBOU SOSH № 14 Mytishchi
In the interactive teaching of the student, one of the main tasks is the need for him to teach independent search and analysis of information, leading to the formation of his own opinion on the issue of interest using modern innovative electronic technologies. This process is based on the formation of cognitive thinking in the student. To solve the set tasks, they use such techniques as brainstorming, clusters, debates, discussions, the use of audio and video materials, business games, the method of projects, master classes, etc. At the same time, it is important to apply didactic principles of teaching in the teacher's work: visibility, scientific nature, systematicity, accessibility, activity, strength of knowledge, unity of theory and practice, individual approach, etc. An important condition for such training is the coincidence of the goals of the teacher and students. The article presents the organization of a lecture, a practical lesson and the use of methods, techniques and teaching methods in the conditions of classroom and extracurricular educational activities of students in a medical university. Empirical methods are applied: objective observation, description. Used scientific works of modern authors. It is shown that out of the many proposed methods, techniques and methodological techniques used in teaching, the teacher of a medical university should choose and apply in his work the most effective and productive ones, which help students to acquire theoretical knowledge and practical skills. The correct choice of a teacher in teaching students allows you to manage the learning process, in turn, methodological techniques activate the mental activity of students. Only in the process of teaching clinical disciplines with the use and accumulation of many combinations of methods and methodological techniques can one master the skill and achieve excellence in teaching, it all depends on the preparedness of both the teacher and the student.
student
teaching
medical university
cognitive thinking

К основным функциям преподавателя вуза относятся следующие: обучающая, воспитывающая, развивающая и организационно-стимулирующая [1–3]. В медицинском вузе все они направлены на формирование компетентного врача-профессионала. В настоящее время разработано множество эффективных методов преподавания как в средней, так и в высшей школе. Разнообразие современных методов заставляет искать свои, которые будут наиболее эффективными, а выбранная при этом методика [4, 5] должна обеспечить высокий уровень преподавания, научность и доходчивость изложения материала. В своем ресурсе образовательные технологии имеют два основных метода обучения, а именно пассивный и активный. Пассивный представлен лекциями, тестовыми заданиями, контрольными работами, некоторыми вариантами дистанционного обучения и иным, при использовании которых обучающийся остается пассивным слушателем или исполнителем; активный метод, напротив, представлен презентациями, кейс-технологиями, проблемной лекцией, дидактическими играми, дискуссией, игрой, тренингом, рейтингом, при их применении на первый план выступает взаимодействие преподавателя и учащегося. Активный метод может называться интерактивным, если не только преподаватель взаимодействует с обучающимися, но и они взаимодействуют между собой, при этом им принадлежит доминирующая роль, а преподавателю отводится роль помощника в процессе обучения [6, 7]. В интерактивном обучении главным является то, что студента необходимо научить самостоятельному поиску анализа информации, научить работать в коллективе и формировать собственное мнение. Для решения поставленных задач применяют такие методики, как мозговой штурм, кластеры, дебаты, дискуссии, использование аудио- и видеоматериалов, деловых игр, метод проектов, мастер-классов т.д. Помощь в этом оказывают электронные носители, которые прочно вошли в жизнь современного студента в быту, обучении в школе и вузе. При этом они сформировали у него клиповое мышление и поставили перед преподавателями основную задачу – с применением современных инновационных электронных технологий помочь студенту в формировании когнитивного мышления. Рациональное использование клипового мышления способно развить у студентов навыки аналитического, понятийного, интегрального и дифференцированного мышления, необходимые для усвоения знаний и применения их в будущей профессиональной деятельности. При этом важно применять в работе преподавателя дидактические принципы обучения: наглядность, научность, систематичность, доступность, активность, прочность знаний, единство теории и практики, индивидуальный подход и др. Важным условием такого обучения является совпадение целей преподавателя и обучающихся.

Цель исследования – анализ выбора метода и методики преподавания клинических дисциплин в медицинском вузе.

Материал и методы исследования

Представлены организация проведения лекции, практического занятия и использование методов, методик и методических приемов преподавания в условиях аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности обучающихся в медвузе. Применены эмпирические методы: объективное наблюдение, описание. Использованы научные труды современных авторов.

Результаты исследования и их обсуждение

Последовательность обучения в вузе организует учебное управление, оно распределяет количество аудиторных и внеаудиторных часов для всех курсов. Аудиторная часть включает лекции и практические занятия, внеаудиторная – самостоятельную работу обучающихся. Каждая из них должна максимально использоваться и преподавателем, и учащимися. Первое, что надо сделать преподавателю, – это правильно организовать учебный процесс, будь это лекция или практическое занятие: подготовить план, цель, задачи, вопросы, наглядный и вспомогательный материал, иметь четкую информацию по правилам работы, поясняющим использование определенного метода обучения (пассивный, активный, интерактивный), и т.д.

При проведении лекции и практического занятия обязательно должен присутствовать организационный момент. Если это лекция, то студентам следует сказать, какая это лекция, указать форму лекции (вводная, консультационная, пресс-конференция, слайд-лекция и т.д.), какие вопросы она включает по плану; если лекция проблемная, то указать, какую проблему она решает: диагностику, дифференциальную диагностику, лечение и иное. Все зависит от характера лекции и ее функции (информационная, методологическая, воспитательная, развивающая, ориентирующая и т.д.). В настоящее время необходимо не просто подготовить лекцию, но и визуализировать ее, что повышает интерес, восприятие и запоминание учащегося. Такая подача учебного материала связана со сформированным у современных студентов клиповым мышлением.

Существует большое разнообразие видов лекций, но во всех случаях лекционный материал должен содержать точные формулировки, быть доступным в изложении, логичным, интересным, наглядным, и, что еще важно, эмоциональным [8]. Все это решают дидактические принципы: единство формы и содержания, научность, доступность и иное, которые развивают у обучающихся мышление, речь, память и интеллектуальные способности. При демонстрации учебного материала при любом варианте лекции необходимо учитывать степень подготовленности учащихся, чтобы лектор и аудитория понимали друг друга. Целью лекции является усвоение обучающимися учебного материала. При этом преподавателю очень важно правильно смоделировать лекцию и завладеть вниманием слушателей, эти два компонента можно считать основными для успешного проведения лекции.

В свою очередь, практическое занятие тоже может иметь множество вариантов: семинар, тренинг, лабораторный практикум, семинар-практикум и т.д. На практическом занятии решаются практические задачи, отрабатываются навыки самостоятельной работы, применяемые в будущей профессии, в коллективе. Семинар-практикум несколько выделяется среди всех: он предполагает обсуждение теоретического содержания темы занятия и проведение практических действий для закрепления учебного материала. В результате теоретические вопросы дисциплины понимаются лучше и глубже, обучающиеся самостоятельно проводят практические действия и наблюдают, как такие действия осуществляют сокурсники. Важно, все это происходит под наблюдением преподавателя. В ходе практического занятия можно использовать несколько методик его проведения, такие как: самостоятельная курация больного, разбор больного по теме занятия, устный опрос, решение ситуационных задач, тестовых заданий, коллоквиум, письменная работа и др. Комбинации вариантов проведения практического занятия зависят от темы занятия, подготовленности преподавателя и студентов. Целями любого практического занятия являются систематизация знаний у обучающихся, самостоятельное решение практических задач, осуществление самоконтроля, работа с книгой, овладение практическими навыками [9]. При этом преподавателю важно установить систему контроля и оценок с едиными критериями. При проведении практического занятия следует выбирать методологические приемы: анализа и синтеза, дедукции и индукции, аналогии, линию формализации и моделирования, мониторинга предыдущих знаний и др. При этом задача преподавателя заключается в правильном построении практического занятия. В начале каждого занятия необходимо отработать понятийный аппарат по теме. Следует обращать внимание на выделение в учебном материале главного и второстепенного. При этом нужно постоянно осуществлять мониторинг получаемых знаний у обучающихся по принципу прямой и обратной связи. Занятие лучше проводить в виде беседы и применять опрос, мониторинг знаний по изучаемой дисциплине, знаний предыдущих клинических дисциплин и фундаментальных наук, показывая при этом взаимосвязь в целом пройденного материала на предыдущих курсах. Все это способствует развитию у обучающихся ассоциативного мышления, в основе которого лежит организация междисциплинарных связей. В работе преподавателя медвуза необходимо использовать такой методологический прием, как линия формализации. Он означает, что формализация знаний у студента обеспечивает запоминание классификаций болезни, при этом учащийся усваивает принцип научной систематизации. Все это ему необходимо в последующем для построения (формулировки) диагноза. Кроме того, например, можно предложить студентам дать определение структуры и формулировки диагноза, представить изучаемую болезнь графически, а также построить ее дифференциальную диагностику с другими похожими заболеваниями. Это означает, что устный и письменный дискурс при разборе темы на практическом занятии можно представить графически или в виде таблицы, рисунка, схемы, что также приводит к систематизации данных. Такое действие позволяет научить студента алгоритмизации знания и способствует лучшему запоминанию, учитывая, что у современного студента хорошо развито клиповое мышлением и такая построенная информационная структура (модель) ему уже привычна. На практическом занятии обучающимся предлагается решение ситуационных задач. Переработка задачи способствует развитию у студента мыслительного анализа и синтеза – это две логические мыслительные операции, которые формируют логическое мышление. При этом можно разобрать со всех сторон патогномоничный признак болезни и общий признак. Предложенный разбор заставит учащихся привлечь мыслительное абстрагирование, а затем уже конкретизацию. Если патогномоничный признак будет характерен только для одной определенной болезни, то общий признак будет отмечаться у многих заболеваний. Затем следует предложить студентам сравнить и обобщить результаты, таким образом можно узнать, как пользуется обучающийся такими мыслительными операциями, как сравнение и обобщение. Возможно, применение комбинаций, состоящих из множества мыслительных операций, вызовет у студента их отторжение, тогда преподавателю нужно будет вернуться в более простое русло ведения занятия и проанализировать, какие мыслительные процессы (мышление логическое, ассоциативное, образное, интегральное и т.д.) у обучающихся развиты лучше, какие хуже, и создать такую комбинацию методических приемов, которая будет улучшать восприятие информации [10, 11]. Например, при формировании у студента аналитического мышления обучение строится от общего к частному; напротив, если построить занятие по принципу от частного к общему, то у обучающихся развивается интегральное мышление. Хочется отметить, что комбинации методологических приемов будут зависеть от подготовки студентов и курса обучения. В конце практического занятия преподавателю следует подвести итоги, дать задание для самостоятельной работы и ответить на вопросы учащихся.

Внеаудиторное обучение составляет самостоятельная работа студента медвуза, которая также имеет цель – научить его работать самостоятельно с медицинской научно-теоретической, научно-периодической и другой литературой, правильно излагать полученную информацию. Культура работы с текстами в настоящее время у большинства современных студентов не в приоритете. Это связано с тем, что любую информацию учащийся может найти на электронном носителе, и при этом он не предполагает, что информация может быть урезана, перефразирована, т.е. он полностью доверяет той, какую нашел. К тому же не понимает, что, возможно, полученную информацию он уже неправильно интерпретирует. Все это относится к отрицательной стороне клип-мышления современного студента. Поэтому рекомендуем проводить на практических занятиях вербальный или письменный опрос и работу над ошибками. Самостоятельная работа с медицинской литературой развивает у обучающихся всестороннее развитие мышления, инициативу, ответственность, устойчивые способности к изучению специальной литературы, приобретению новых знаний, опыта исследовательской деятельности, практических навыков, что особенно пригодится в профессии врача. Внеаудиторная работа студента также предполагает закрепление полученных самостоятельно знаний, при этом самостоятельная работа имеет успех тогда, если тоже стимулируется и контролируется. Для этого применяется балльно-рейтинговая система, посредством которой контролируется теоретическая самостоятельная работа студента. Конечно, учащиеся приспосабливаются к любым нововведениям, но, однозначно, при такой постановке вопроса они знакомятся с учебным материалом и на практические занятия уже приходят подготовленными. С этой целью создаются компьютерные программы, которые обеспечивают проработку тем клинических дисциплин по программе вуза, в этом случае студент после самостоятельного изучения темы занятия имеет возможность работы в такой программе (например, на платформе MOODLЕ) и неоднократного решения предоставленных заданий до получения положительного ответа.  

В медицинском вузе в преподавании как фундаментальных, так и клинических дисциплин применяются инновационные методы и технологии. Широко используется демонстрация фильмов, презентаций, видео, различных схем, блоков и т.д. Все это развивает визуальное мышление, если обучающийся уже имеет базовые знания и развитое интегральное, системное, логическое и наглядно-образное мышление. Проверить студента, ознакомился ли он самостоятельно с текстовой культурой и имеет ли указанные виды мышления, можно, предложив ему написать самостоятельно реферат или собрать материал для маленькой научной работы. В настоящее время книга (учебник) как текстовый дискурс не потеряла своего значения, но ее роль претерпевает существенные изменения. Связано это с тем, что в обучение внедрены электронные девайсы вместо учебников, Интернет, при этом текстовая культура становится электронной текстовой культурой и может быть представлена различными инновационными технологиями. Такой подход позволяет сохранить текст любого источника, оцифровать его и размножить. Новые технологии способны сохранить текст навечно и сделать книгу, любой другой источник доступными широким массам. Однако проблема состоит в том, что ранее книгу читали, а сейчас современное поколение пользуется «клипингом» везде: в быту, обучении, общении друг с другом. Общение посредством коротких сообщений становится свойственно и старшему поколению.

Современный преподаватель имеет различные специальности: модератор, тьютор, координатор образовательных платформ, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, некоторые из них в настоящее время начинают использоваться в медицинских вузах. Но во всех этих специальностях преподавателем применяются вербальный и письменный дискурс и изначально текстовая культура (книга, пособие, методические разработки и т.д.), при этом работа с текстом и у студентов остается основополагающей, активирует их интерпретационную деятельность, развивает память и рационально-логическое мышление. Полученную медицинскую информацию из бумажного или электронного текста учащемуся необходимо переработать по теме задания, построить текст логически, структурировать его, показать целостную картину определенного заболевания. При этом задача преподавателя – подобрать методику, с помощью которой можно научить студента соблюдать алгоритм опроса больного, проведения объективного осмотра, а в последующем применить показанные методы диагностики, определить круг болезней дифференциальной диагностики и многое другое.  

Заключение. Таким образом, из множества предлагаемых методов, методик и методологических приемов, применяемых в обучении, преподавателю медвуза следует выбрать и использовать в своей работе наиболее эффективные и продуктивные, которые помогают студентам усвоить теоретические знания и практические навыки. При этом методы и методики преподавания позволяют управлять процессом обучения; в свою очередь, методологические приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся. Только в процессе преподавания клинических дисциплин при использовании и накоплении многих комбинаций методов и методологических приемов можно овладеть мастерством и достичь совершенства в преподавательской деятельности; это зависит от подготовленности как преподавателя, так и студента.