Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

UP-TO-DATE ASPECTS OF STUDENTS’ PATRIOTIC EDUCATION AT A MEDICAL UNIVERSITY: ON THE MATERIAL OF RESEARCHES CARRIED OUT IN MEDICAL UNIVERSITIES OF THE RUSSIANFEDERATION

Makusheva Z.N. 1
1 FSBEI HE "Pacific State Medical University" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation
The article describes modern aspects of students’ patriotic education at a medical university.Works published in scientific journals of the Higher Attestation Commission, collections of scientific and practical conferences and in other periodicals are studied. Studies of students’ patriotic education at eight Russian medical universities are considered. Five directions of the future doctor’s patriotic educationsuch as scientific character of patriotic education of students; a variety of forms, methods and means; military-patriotic education; development of a volunteer movement among students of a medical university; information supply of patriotic education of students are analyzed.Results.The article provides an analysis of the views of researchers based on a review of the literature on topical issues of the formation of feelings and ideals of patriotism in students of Russian medical universities.The idea is substantiated that in the process of education a future specialist develops such human characteristics and rules of behavior that true citizens of Russia possess.Based on the study of the above works it was found that the formation of high social activity, civic responsibility, spirituality in society, the formation of citizens with positive values and qualities, capable to show them in the creative process in the interests of the Fatherland is patriotic education objective.Further study of this problem due to the fact that it is poorly known is proposed.
patriotic education
up-to-date aspects
research support
forms and methods of work
military patriotic education
voluntary work
information supply
medical university student

Изучены и проанализированы публикации по отдельным аспектам патриотического воспитания обучающихся именно медицинских вузов.

Исследование, проведенное в 2015 г.[1],показало, что «… рамками своей профессиональной деятельности врач не может быть ограничен; ему необходимы высокие моральные и нравственные качества, высокая культура, знания вопросов этики и деонтологии, широкий кругозор, что формирует личность врача» [1, с. 429].

В исследованиях, проведенных в 2016 г.[2, 3], особое внимание уделено развитию волонтерских инициатив и учебно-выездным мероприятиям [3], а также выявлено, что дисциплина «История Отечества» «…способствует формированию не только взаимоуважения и трудолюбия, но и гражданственности, патриотизма, а также формированию национального и профессиональногосамосознания, чувства гордости и причастности к прошлому и настоящему нашей великой страны» [2, с. 309].

Исследование, проведенноев 2017 г.[4], показало, что квест-технология призвана повышать знания по предмету и «… способствовать моральному становлению личности, ее нравственному развитию, то есть решать как обучающие, так и воспитательные задачи» [4, с. 59].

В исследованиях, проведенных в 2017–2018 гг., особое внимание уделено вопросам развития мотивации к профессиональной деятельности через организацию внеаудиторной работы с обучающимися, в частности волонтерство [5-7]; дается ответ на вопрос: уместен ли патриотизм в XXI в.? [8-10]; рассматривается культурно-патриотическое воспитание [11]; представлена роль ветеранской организации вуза в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи [12, 13]; реализуется патриотическое воспитание через научно-исследовательскую деятельность [14-16].

В исследованиях, проведенных в 2019 г. [17-19], подчеркивается, что военно-патриотическое воспитание студентов – важный элемент в работе кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф [17]; описываются многогранная деятельность преподавателей вуза, направленная на воспитание у обучающихся социальных, нравственных и патриотических качеств, опыт и формы педагогической работы по воспитанию патриотизма [19]; рассматривается роль наставников в учебно-воспитательном процессе медицинского вуза и предлагается структура компонентов в деятельности будущего врача, посредством которых преподаватель-наставник может влиять на культуру личности студента-медика [18].

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы”» [20]патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины[20].

Данных о наличии единого исследования, описывающего целостное изучение патриотического воспитания обучающихся в медицинских вузах, в доступной нам отечественной литературе не обнаружено. В связи с этим актуальным представляется изучить и проанализировать последовательность применения форм и методов работы по патриотическому воспитанию обучающихся медицинского университета, которое необходимо для выполнения внеурочнойдеятельности в университете на благо общества [21, 22, 23]; «… становления личности будущего врача, наряду спрофессиональными навыками …»[1, с. 428],чтобы вовлекать в коллективные мероприятия обучающихся [24, 25] и«… прививать глубокие нравственные иморальные качества, формировать человека с высокой внутренней культурой, сознанием вопросов этики и деонтологии, со стремлением к самовоспитанию ипрофессиональному росту»[1, с. 428].

Объектом исследованияявляется патриотическое воспитание обучающихся в медицинском университете.

Предмет исследованиясоставляют современные аспекты патриотического воспитанияобучающихся в медицинском университете.

Цель исследования:изучить, проанализировать и описать современные аспекты патриотического воспитанияобучающихся в медицинском университетена материале исследований, проводимых в медицинских вузах РФ.

Гипотеза исследования: предполагается, что полученная информация, направленная на определение современных аспектов патриотического воспитанияобучающихся в медицинском университете, необходима для решения задач профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования

Было изучено 19 научных статей, опубликованных в отечественных источниках, общим объемом 99страниц. 12 источников представляли исследования, проводимые в Кировском государственном медицинском университете, а каждый из остальных7 источников описывал исследование в отдельно заявленном вузе.

Первоначально научные статьи были разделены на 3 группы: 1-я группа – работы, опубликованные в научных журналах ВАК; 2-я группа – работы, опубликованныев сборниках научно-практических конференцийи 3-я группа – работы, опубликованные в иных периодических изданиях.

После тщательногоизучениянаучных статей были внесены изменения в вышеуказанное деление на группы. Научные работы были разделены на 5 групп; за основу были взяты основные задачи процесса патриотического воспитания обучающихся в медицинском вузе, включающие 5 блоков [19]. 1-я группа – 2 работы[2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК,и 3 работы [14, 15, 16], опубликованные в сборниках научно-практических конференций, которые описывают научное сопровождение патриотического воспитания обучающихся в вузе. 2-я группа – 2 работы[18, 19], опубликованные в научных журналах ВАК, и 3 работы[1, 6, 8], опубликованные в сборниках научно-практических конференций, описывающие формы и методы работы по патриотическому воспитанию обучающихся в вузе. 3-я группа – 2 работы [2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК, 3 работы[8, 12, 17], опубликованные в сборниках научно-практических конференций, и 1 работа[3], опубликованная в ином периодическом издании, описывающие военно-патриотическое воспитание обучающихся в вузе. 4-я группа – 1 работа [19], опубликованная в научном журнале ВАК, 3 работы[5, 6, 7], опубликованные в сборниках научно-практических конференций, и 2 работы[3, 9], опубликованные в иных периодических изданиях, описывающие специфику волонтерского движения в системе патриотического воспитания в вузе. 5-я группа –2 работы [2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК, 3 работы [1, 4, 13], опубликованные в сборниках научно-практических конференций, и 2 работы [3, 9], опубликованные в иных периодических изданиях, описывающие информационное обеспечение патриотического воспитания в вузе. Поскольку данное деление на группы подразумевает широту описываемой проблемы, то возможно дублирование одной и той же работы в нескольких группах.

В каждой группе исследуемые работы тщательно анализировались и описывались.

Результаты исследования и их обсуждение

По данным 5источников 1-й группы рассматривается научно-исследовательскаядеятельность в Курском государственном медицинском университете [19]и Омском государственном медицинском университете [2]. Основное внимание в работе [19] автор акцентирует на деятельностиСовета молодых ученых[19], где основные направления –координация деятельности молодых ученых [14, 15, 16] и повышение интереса к научной деятельности в молодежной среде [19] – отражены в работе Регионального форума студенческих научных обществ, молодых ученых и специалистов «Молодежь. Наука. Инновации» [19], на котором обучающиеся создают видео патриотического содержания, выступают с докладами, публикуют статьи в сборнике «Патриотизм – основа стабильного развития» [19]. В статье [2] «…студенты, вовлекаясь в неформальный разговор на исторические темы…» [2, с. 311] обсуждают «…наиболее спорные и загадочные страницы отечественной истории, … пропускают через себя трагические события в жизни своей Родины» [2, с. 311].В 5научных статьяхобосновывается идея о том, что студенческие научные общества являются эффективными для успешного решения задач патриотического воспитания, таких как знание и уважение истории основателей научных школ [2], изучение и разработка исследовательских проектов, формирование профессиональных умений и навыков [19], а это и есть «первые шаги на пути к воспитанию чувства патриотизма, долга перед семьей и Отечеством» [2, с. 311].

В 5 научных статьях 2-й группы затрагивается тема – роль куратора в воспитательно-патриотической работе обучающихся – на примере исследований, проводимых в Курском государственном медицинском университете[19], Кировском государственном медицинском университете [6, 8], Тихоокеанском государственном медицинском университете [18], Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого [1]. В данной теме прослеживается, что куратор – наставник, друг, помощник обучающегося [18, 19], а важной формой работы куратора по патриотическому воспитанию является тематический кураторский час[8] («на кураторском часе “Уроки мужества” выступают с докладами поисковики Кировского государственного медицинского университета» [8, с. 75]). Необходимо отметить, что большую помощь в работе куратора оказывают Совет кураторов[6], позволяющий куратору оперативно решать возникающие у обучающихся проблемы («…встречи с писателями-земляками, постановка социальных спектаклей, проведение тематических фестивалей “Студенческая весна”, фестивалей национальных культур, фольклорных праздников, …соревнования по различным видам спорта» [6, с. 44]) и Институт кураторства [19] (посещение музеев, проведение круглых столов, уроков мужества, творческихвечеров, различных музыкальных и поэтических фестивалей патриотической направленности; участие в государственных праздниках [19]), а это необходимо для улучшения всей воспитательной работы [19].В одной из работ, опубликованной в научном журнале ВАК,автор предлагает трехуровневую модель наставничества [18]. Здесь дается сравнение: тьютор – куратор – наставник [18]. По мнению автора, цель тьюторской деятельности заключается в «повышении адаптации студентов младших курсов к студенческой среде вуза» [18, с. 87]; одной из важных задач куратора является «развитие у студентов навыков самостоятельной работы и при необходимости их своевременная коррекция» [18, с. 87], а также «помощь в формировании общекультурных компетенций» [18, с. 87]; в свою очередь наставник должен помочь обучающемуся «погрузиться в профессию в соответствии с выбранной специализацией, в формировании личных и профессиональных компетенций, раскрыть личностный потенциал» [18, с. 88], примеромтому могут послужить индивидуальные и групповые беседы с обучающимися[1], где «легче выявляются особенности каждого, положительные стороны его характера, а в некоторых случаях отрицательные, что позволяет целенаправленно проводить с ними дальнейшую работу» [1, с. 429].

В 6 научных публикациях 3-й группы выделяются и описываются характерные особенности военно-патриотического воспитания обучающихся на примере исследований, проводимых вПервом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете имени И.П. Павлова[17], Курском государственном медицинском университете[19], Омском государственном медицинском университете [2], Ростовском государственном медицинском университете[3] и Кировском государственном медицинском университете [8, 12]. В указанных исследованиях значительное внимание уделяется работе военно-патриотических клубов и поисковых отрядов «Русичи», «Долг Родины», «Память» [19], так как, по мнению автора, мероприятие активизирует интерес к изучению истории России и формирует чувство уважения к прошлому нашей страны [19].В научной работе [2] обобщается практический опыт ежегодного фестиваля военно-патриотической песни, проводимого в Омском государственном медицинском университете; такое мероприятие решает «…важные задачи по поддержанию патриотических настроений, гордости за свою историю, за своих дедов и прадедов среди студентов» [2, с. 311].«Плодородной почвой» для формирования патриотизма обучающихся в Ростовском государственном медицинском университете, как считает автор, является их творческая деятельность [3], поскольку творчество выступает связующей частью между главными направлениями будущей профессиональной деятельности обучающихся и удобным случаем проявить свои профессиональные данные в процессе организации и проведения разнообразных социокультурных мероприятий [3]. В качестве примера автор описываетработу военно-патриотического клуба, который проводит занятия по военной подготовке, экскурсии по местам воинской славы, встречи с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны, а такжес ветеранами боевых действий РФ[3]. В работах [8,12] детально описывается «амплуа»той или иной ветеранской организации в воспитательной работе смолодежью и формировании гражданско-патриотической позиции будущего специалиста [8, 12], а именно сотрудничество ветеранской организации Кировского государственного медицинского университета с общественными объединениями и кафедрами вуза [12]; чествование ветеранов труда, Великой Отечественной войны, тружеников тыла, блокадников [8, 12]; изучение удовлетворенности ветеранов доступностью медицинской помощи в Кировской области [12]; создание информационного пространства для интеграции ветеранов и обучающихся (программы «Секреты активного долголетия», «Здоровый образ жизни в студенческой среде») [12]; ветеранская организация как соучастник спортивных мероприятий в университете [12]. Как считают авторы, воспитательно-патриотическая деятельность развивает: «активную гражданско-патриотическую позицию студента, расширяет круг его общения, формирует лидерские качества и часто является первичным стимулом для дальнейшей реализации в профессиональной и общественной деятельности» [12, с. 15];«… учит любить свою страну не только в дни побед, но и в моменты потерь и поражений» [8, с. 74]. В работе кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф [17] в плане военно-патриотического воспитания обучающихся выделяют такие векторы задач, как: «уважение к ветеранам» [17, с. 76]; «борьба с попытками искажения исторических событий и попытками переписать историю» [17, с. 76]; «способность противостоять современным вызовам и угрозам»[17, с. 76]. Для выполнения вышеуказанных задач планируются и проводятся различные мероприятия военно-патриотической направленности, позволяющие «подготовить студентов к выполнению гражданского долга по защите нашей Родины» [17, с. 77] – на практических занятиях вводятся темы по основам военной службы, военной организации государства, национальной безопасности; преподаются основы военной службы обучающимся медицинского колледжа, входящего в состав университета [17].

В качестве исследовательской задачи 6научных работ 4-й группы авторами была определена попытка оценить волонтерскую деятельность как эффективное средство патриотического воспитания в Курском государственном медицинском университете [19], Ростовском государственном медицинском университете [3],Кировском государственном медицинском университете. В своих работахавторы описывают следующие направления добровольческой деятельности: социальное волонтерство (помощь одиноким ветеранам, пожилым людям, детям – «Поможем детям», «Подари детям радость», «Равный равному» [5], «Ветеран живет рядом» [5, 6, 7]); спортивное волонтерство («Готов к труду и обороне», Лыжня России 2019» [19], «Кубок Победы», «Кубок наций» [6]); культурное волонтерство («Патриот – интерес или призвание» [19], «Песни Великой Победы» [6]);экологическое волонтерство (акции, субботники, просветительская работа[5]);донорство («Дорога AB0» [5, 6]); событийное волонтерство (форумы, фестивали, городские проекты [5],«День города» [19], «Студенческая весна» [6]); корпоративное волонтерство (парады, фестивали, шествия [5], «Бессмертный полк» [9, 19]); медиаволонтерство (волонтерские центры, благотворительные фонды – добровольческий центр «Благодарю» [5, 6]); медицинское волонтерство (помощь медицинскому персоналу в лечебных учреждениях, санитарно-профилактическое просвещение – «Сфера молодежи», «Мир без границ» [5], «Волонтеры Гиппократа» [5, 6], «Здоровая улыбка», «Стоматологи – детям», «Теплый дом», «Школа здорового сердца», «Двуликая энергия», «Жить», «Рука помощи» [6], «Молодежь против наркотиков», «Мы выбираем жизнь», «Молодые медики Дона» [3]).

В 7 научных статьях 5-й группы дан анализ научных исследований, проводимых в Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого [1], Курском государственном медицинском университете [19], Омском государственном медицинском университете [2], Ростовском государственном медицинском университете [3], Кировском государственном медицинском университете [9, 13] и Оренбургском государственном медицинском университете [4].В статьях излагаются взгляды на то, что необходимыми условиями в информационном сопровождении мероприятий патриотического содержания выступают тематические выставки в библиотеке вуза [1, 19]; выпуски студенческой газеты «Вернике и Брока» [19], «Медик» [1]; использование интернет-сайта университета [19]; студенческое телевидение «Мед-ТВ» [19]; посещение музея (краеведческого музея [3, 9, 13],Музея истории русского быта [2], зоологического музея[9]) и проведение просветительских лекций-экскурсий «Пешком по Вятке» [9]. Здесь обосновывается мысль о том, что посещение музеев, тематических выставок воспитывает в обучающихся «веротерпимость, лояльность к представителям различных национальностей своей Родины, а значит, и любовь к ней» [2, с. 311].Данная группа исследуемых статей дополняется также рассмотрением веб-квеста как технологии патриотического воспитания обучающихся на примере веб-квеста «Оренбуржье в событиях и лицах» [4]. Цель и задачи данной технологии, по описанию автора, направлены на «создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив» [4, с. 59].

В настоящее время обучающиеся медицинских вузов принимают активное участие в таких формах воспитательно-патриотической деятельности, как волонтерское движение, поисковые отряды, спортивные мероприятия, конкурсы, вечера памяти, заседания философских, психологических, исторических клубов, научные конференции, посещение библиотек и музеев. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос отом, какая формавоспитательно-патриотической деятельности является первостепенной.

Особый интерес в изучении исследований 1-й группы (включающейработы [2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК,и работы [14, 15, 16] – в сборниках научно-практических конференций) представляет работа [19], описывающая пять задач процесса патриотического воспитания: 1) развитие научного сопровождения системы патриотического воспитания; 2)совершенствование и развитие форм и методов работы по патриотическому воспитанию; 3)развитие военно-патриотического воспитания; 4)создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания; 5)информационное обеспечение патриотического воспитания – создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации[19].В нашей статье вкачестве ключевого доказательства (комплекс видов воспитательно-патриотической деятельности, описанных в исследованиях, есть реализация 5 задач процесса патриотического воспитания)используется деление на 5 групп исследуемых научных работ.

Предложенные разными авторами описания исследований 2-й группы (включающей работы [18, 19], опубликованные в научных журналах ВАК,работы [1, 6, 8] – в сборниках научно-практических конференций) предполагают анализ форм и методов работы по патриотическому воспитанию, а именно анализ нескольких характеристик в процессе патриотического воспитания: тьюторство [18]– кураторство [6, 8, 19]– наставничество[1, 18]. Вышеуказанные характеристики рассматриваются как трехуровневая модель системы наставничества [18], где основу данной модели составляет «…переход от естественно-научной к гуманистической парадигме» [18, с. 87], главным в которой является «…обеспечение высокой мотивации к самостоятельной познавательной деятельности, приобретение прочности и глубины профессиональных знаний, развитие коммуникативных умений и навыков, что …развивает командный дух, взаимоуважение и свободу самовыражения» [18, с. 88].

Выявленные в ходе исследования научных статей 3-й группы (работы [2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК, работы [8, 12, 17] – в сборниках научно-практических конференций и работа [3] – в ином периодическом издании) особенности военно-патриотического воспитания показывают, что ветеранская организация играет системообразующую роль в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся и обеспечивает возможность «… интеграции старших поколений и студентов в период перехода к открытому обществу и адекватному информационному взаимодействию при профессиональном становлении будущего врача …» [12, с. 14].

Результаты исследования научных статей 4-й группы (работа [19], опубликованная в научном журнале ВАК, работы [5, 6, 7] – в сборниках научно-практических конференций и работы [3,9] – в иных периодических изданиях) показывают, что рассматриваемые различные направления волонтерской деятельностиспособствуют: формированию мировоззрения обучающихся и получению опыта работы по избранной специальности [3]; увеличению «…возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных, социальных и общекультурных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности» [5, с. 93].

По мнению исследователей (работы [2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК, работы [1, 4, 13] – в сборниках научно-практических конференций и работы [3, 9] – в иных периодических изданиях (5-я группа)), именно информационное обеспечение патриотического воспитания обучающихся призвано«… не только улучшить восприятие учебного материала, стимулировать умственное развитие» [4, с. 59] и представляет возможность для самореализации, социализации, демонстрации значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств [19].

Выводы. На основеизученных работ, опубликованныхв 2015–2019 гг. в источниках разных уровней (ВАК, РИНЦ, elibrary), и рассмотренных исследований патриотического воспитания обучающихся в восьми российских медицинских вузах проанализированы пять направлений патриотического воспитания будущего врача. Разработанная нами классификация исследуемых направлений патриотического воспитания обучающихся медицинских вузов может как интегрировать, так и дифференцировать данную сферу деятельности субъектов и тем самым способствовать решению поставленных целей и задач в практическом плане. Однако данная проблема изучена не полностью и требует дальнейших исследований.