Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTEGRATION OF ACADEMIC DISCIPLINES TO CREATE A PEDAGOGIC SYSTEM FOR DEVELOPMENT OF THE HEALTH CULTURE OF STUDENTS

Sulkarnaeva G.A. 1, 2 Bulgakova E.V. 1, 2 Starikova G.V. 1 Ozhiganova M.V. 1 Shaykhetdinov R.G. 1
1 Tyumen Industrial University
2 Tyumen State Medical University
In this study, we discuss the concepts of «culture», «the main components of the development of culture», «culture of health», «integration of academic disciplines», «pedagogical system»; analyse the syllabi of the disciplines «Fundamentals of valeology», «Industrial sanitation and occupational health», «Special assessment of working conditions», «Physical culture», «Noxology», «Industrial ecology», «Engineering psychology and ergonomics» (20.03.01 Technosphere safety) to define competencies in health-saving, physical fitness, defectology, life safety of graduates; indicate the vertical, diagonal and horizontal lines in the development of the students' health culture. A pedagogical system for the development of a culture of students' health has been developed based on the integration of academic disciplines. Its main elements are purpose, means, content, forms, methods, result, trainers and learners. Following the integrated disciplines in the pedagogical system, the main components of health culture are identified: valeological culture, physical culture, safety culture, environmental culture, psychological culture. The effectiveness of the proposed pedagogical system is analysed. The methods of determining the level of students' health culture are highlighted: knowledge and observance of the norms of a healthy lifestyle; the level of physical fitness; solving situational tasks for analysing the results of a special assessment of working conditions, developing recommendations for improving working conditions, assessing the medical and environmental situation, meeting the requirements of the Accessible Environment state program; self-diagnosis using psychological tests.
culture
health culture
integration of academic disciplines
students of a technical university
pedagogical system
development

Здоровьеформирование и здоровьесбережение нации являются актуальными задачами современной отечественной системы образования, что определяет необходимость в разработке новых подходов, направленных на формирование здорового образа жизни, сохранение и приумножение здоровья. Важными условиями укрепления здоровья населения являются социокультурные факторы, культурные традиции и способы развития культуры здоровья.

Культура организует человеческую жизнь. По утверждению Н. Смелзера: «…определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы» [1, с. 43], они служат основой их опыта и поведения.

Й. Хейзинга [2] перечисляет важнейшие условия, которые должны наличествовать для формирования феномена, именуемого культурой:

  • равновесие духовных и материальных ценностей;
  • направленность на идеал;
  • овладение человеческой натурой.   

Исследователи теории культуры [3] выделяют две неотделимые друг от друга составляющие в развитии культуры: вертикаль и горизонталь (рис. 1).

Рис. 1. Основные составляющие развития культуры

Вертикаль – энергия движения вперед, творческий прорыв в неведомое, новое и неординарное, самобытное и оригинальное. Горизонталь – процесс постепенного освоения этого нового, превращение его в достояние многих, узнаваемая форма культуры, основанная на продуцировании известного.

Вклад этих составляющих в развитие культуры может быть различным. На это соотношение может влиять множество факторов: сложившиеся социально-экономические условия, вид культуры и др.

Культура здоровья – часть общей культуры, рассматривающая здоровье как основную общечеловеческую ценность. О ценности здоровья указывал еще в 450 г. до н.э. древнегреческий историк Геродот: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум» [4]. Сегодня отмечается большая востребованность в формировании (у детей) и развитии (у старших школьников, студентов и взрослого населения) культуры здоровья.

Обращаем внимание, что мы намеренно в названии статьи взяли словосочетание «развитие культуры здоровья» (в отличие от «формирование культуры здоровья»), так как речь в статье идет о студентах, которые уже имеют определенный (пусть даже в некоторых случаях небольшой) уровень сформированности культуры здоровья.

Попробуем определить правильность выбранного нами понятия. В педагогических исследованиях часто используются понятия «формирование» и «развитие». И.П. Подласый поясняет: «…формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости» [5]. Развитие автор определяет как «…процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояние в другое, восхождением от простого к сложному…» [5]. Даже достигнутый студентами уровень культуры здоровья мы рассматриваем как определенную ступень для ее дальнейшего развития.

О.С. Мавропуло в своей работе «Размышления о культуре здоровья» отмечает, что «…знать о культуре здоровья недостаточно, такая культура не исчерпывается знаниями, она характеризуется, прежде всего, способностью применить эти знания на практике в повседневной жизни на протяжении всей жизнедеятельности» [6, с. 5].

Соответственно, в контексте нашего исследования культура здоровья – это не только качественный уровень знаний, умений, навыков, но и совместная деятельность педагогов и студентов по здоровьеформированию и здоровьесбережению.

Идея интеграции учебных дисциплин с целью развития культуры здоровья возникла из многоаспектности самого понятия «здоровье», которая связана с тем, что оно давно перестало быть только медицинской категорией, многие науки рассматривают здоровье в качестве предмета исследования. Естественные, гуманитарные, технические науки пытаются разработать универсальные технологии, призванные сохранить и укрепить здоровье.

Во ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 – Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) от 21.03.2016 г. № 246 [7] обозначена компетенция сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни и физической культуры) (ОК-1).

В новом ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 – Техносферная безопасность от 25.05.2020 г. № 680 [8] установлены категории универсальных компетенций: самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) (УК-6,7); безопасность жизнедеятельности (УК-8); инклюзивная компетентность (УК-9).

Для формирования обозначенной категории универсальных компетенций авторами статьи определен подход, реализуемый на основе интеграции дисциплин: «Основы валеологии», «Производственная санитария и гигиена труда», «Специальная оценка условий труда», «Физическая культура», «Ноксология», «Промышленная экология», «Инженерная психология и эргономика».

В рабочих программах интегрируемых дисциплин, разработанных авторами, обозначены темы лекционных и практических занятий, определены интегративные области, ориентированные на развитие культуры здоровья студентов.

Таким образом, вертикаль в развитии культуры здоровья студентов – идея интеграции учебных дисциплин, диагональ (добавлено авторами) – построение педагогической системы развития культуры здоровья студентов на основе интеграции учебных дисциплин, горизонталь – реализация предложенной педагогической системы в образовательном процессе технического вуза.

Цель исследования заключается в разработке и проверке эффективности педагогической системы развития культуры здоровья студентов на основе интеграции учебных дисциплин.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования является образовательный процесс технического вуза, осуществляющего подготовку обучающихся по направлению 20.03.01 – Техносферная безопасность.

Основными методами исследования являются:

  • разработка педагогической системы;
  • анализ содержания рабочих программ учебных дисциплин;
  • технология интеграции учебных дисциплин с целью развития культуры здоровья студентов;
  • методики определения уровня культуры здоровья студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных элементов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения. Разработанная нами педагогическая система (рис. 2) включает основные элементы, предлагаемые авторами коллективной монографии [9]: цель, средства, содержание, формы, методы, результат, обучающие и обучаемые.

Целью педагогической системы является развитие культуры здоровья студентов на основе интеграции учебных дисциплин.

Обучающие как следующий элемент педагогической системы представлены педагогами (авторами статьи) и их активной интегративной деятельностью по развитию культуры здоровья студентов.

Рис. 2. Педагогическая система развития культуры здоровья студентов на основе интеграции учебных дисциплин

Содержанием педагогической системы является интегративный подход, реализуемый в образовательном процессе технического вуза. С целью формирования культуры здоровья студентов нами выбраны учебные дисциплины: «Основы валеологии», «Производственная санитария и гигиена труда», «Специальная оценка условий труда», «Физическая культура», «Ноксология», «Промышленная экология», «Инженерная психология и эргономика». Анализ рабочих программ перечисленных дисциплин, учебно-методических пособий позволил определить темы лекций, практических занятий, значимые для формирования компетенций по здоровьесбережению, физической подготовленности, дефектологии, безопасности жизнедеятельности обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 – Техносферная безопасность [7, 8].

Активизация внимания студентов на здоровьеформирующие и здоровьесберегающие темы при изучении перечисленных дисциплин позволила выделить следующие компоненты культуры здоровья: валеологическая культура, физическая культура, культура безопасности, ноксологическая культура, экологическая культура, психологическая культура.

Основные формы в предлагаемой системе – это лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов; средства – учебно-лабораторное оборудование и приборы, используемые при изучении интегрируемых дисциплин; учебно-методические пособия; рабочие программы интегрируемых дисциплин; задания; опросники; тесты; ситуационные задачи и др.

Следующий элемент педагогической системы – обучаемые – представлен студентами и их содеятельностью с педагогами по здоровьеформированию и здоровьесбережению.

Результатом, полученным вследствие диагностики и самодиагностики, является достигнутый студентами уровень развития культуры здоровья.

В процессе реализации предложенной педагогической системы были разработаны следующие интегративные области: «Комплексы гигиенической гимнастики для работников разных профессий»; «Развитие координации движения рук, точности линейного глазомера, точности мышечно-суставного чувства, силы и подвижности нервных процессов, статической выносливости “позных” мышц, мышечной силы, точности мышечных усилий для профилактики негативного влияния на работника тяжести и напряженности труда»; «Психофизиологические характеристики человека и их влияние на поведение человека при возникновении опасностей»; «Медико-демографическая оценка экологического благополучия на территории»; «Предотвращение негативного воздействия вредных производственных факторов»; «Обеспечение на предприятиях требований госпрограмм “Доступная среда”, “Психогигиена и эргономика труда”» и др.

Наиболее полно интегративные области были представлены преподавателями: один и тот же преподаватель по дисциплинам «Основы валеологии» (лекции) (1-й семестр) – «Производственная санитария и гигиена труда» (7-й семестр) – «Инженерная психология и эргономика» (8-й семестр); преподаватель практических занятий дисциплины «Основы валеологии» (1-й семестр) – преподаватель «Ноксологии» (1-й семестр).

Эффективность разработанной нами педагогической системы была доказана результатами эксперимента с участием контрольной (25 человек) и экспериментальной (25 человек) групп студентов, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 – Техносферная безопасность.

Определение уровня знаний и соблюдения норм здорового образа (ЗОЖ) жизни проводилось по методикам В.В. Маркова [10]. На заключительном этапе эксперимента у студентов экспериментальной группы высокий уровень знаний ЗОЖ был определен у 14 человек (56%); средний уровень – у 11 человек (44%), в контрольной группе: высокий уровень – у 8 человек (32%), средний уровень – у 12 человек (48 %), ниже среднего – у 5 человек (20%).

Уровень физической подготовленности определялся по методике И.Г. Мальцевой [11], которая включала выполнение основных и дополнительных тестов, разработанных для девушек и юношей. В контрольной группе на заключительном этапе эксперимента уровень физической подготовленности «ниже среднего» определен у 6 человек (24%), а в экспериментальной – у 3 человек (12%).

Уровень культуры безопасности оценивали правильностью решения ситуационных задач по анализу результатов специальной оценки условий труда, разработке рекомендаций по улучшению условий труда. Уровень экологической культуры определялся по правильности решения задач по оценке медико-экологической ситуации.

Для определения инклюзивной компетентности (определена в новом ФГОС [8]) мы дистанционно дали студентам задание разработать рекомендации по обеспечению на предприятии требований госпрограммы «Доступная среда».

Результаты решения задач студентами экспериментальной группы выше в среднем на 1,2 балла по сравнению со студентами контрольной группы.

Также обучающимся было предложено провести самодиагностику с использованием психологического теста на эмоциональную устойчивость [10]. В экспериментальной группе тактичные и миролюбивые составили 76%, в контрольной – 48%.

Полученные результаты показали, что уровень развития культуры здоровья у студентов экспериментальной группы выше, чем у студентов контрольной группы, что указывает на эффективность разработанной нами педагогической системы.

Выводы

Культура здоровья – это не только качественный уровень знаний, умений, навыков, но и совместная деятельность педагогов и студентов по здоровьеформированию и здоровьесбережению.

Предложена педагогическая система развития культуры здоровья студентов на основе интеграции учебных дисциплин, описаны ее основные элементы: цель, средства, содержание, формы, методы, результат, обучающие и обучаемые.

В процессе реализации предложенной педагогической системы были разработаны интегративные области.

Эффективность разработанной нами педагогической системы доказана результатами эксперимента.