Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN RESEARCH ON THE STATE OF INCLUSIVE EDUCATION IN SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION

Barakovskikh K.N. 1 Tretyakova N.V. 1
1 Russian state vocational pedagogical University
The subject of discussion in this article is a study of the state of inclusive education in the Russian system of secondary vocational and higher education. The main directions of domestic research regarding organization of inclusive educational process of students of certain heterogeneous groups are considered. The education of persons with disabilities and persons with disabilities is hampered by a number of barriers that prevent their successful integration into the educational process, the formation of professional competencies and the provision of their subsequent employment. Ensuring the quality of professional education of gifted students is faced with the issues of the formation of professional qualities of pedagogical workers, their readiness to provide pedagogical support for gifted students. The education of studying migrants and foreign students requires addressing their integration and ensuring adaptation to the educational environment, including migration management and the organization of social and living conditions for hostels. The education of students with a low level of socio-psychological adaptation requires the disclosure of the peculiarities of the organization of pedagogical interaction in the process of vocational training. In general, insufficient and full-fledged research on the organization of the educational process with this category of students in vocational education has been established. The adaptation of the system of vocational training to the needs (including educational needs) of various categories of students who need to organize an inclusive educational process, in domestic educational theory and practice is in the process of formation, which explains the difficulties in ensuring the quality of vocational education. Within the framework of practical significance, the results of the study can serve as a basis for building an inclusive educational environment in educational organizations of secondary professional and higher education, taking into account the educational and other needs of students, certain heterogeneous groups.
inclusive vocational education
education of persons with disabilities and persons with disabilities
education of gifted students
education of migrant students and foreign students
education of students with a low level of social and psychological adaptation.

Профессионально-педагогическое сообщество обращает внимание на вопросы инклюзивного образования в системе среднего профессионального и высшего образования. Обусловлено это тем, что основной задачей сегодня выступает создание возможностей человеку с социально-функциональными отличиями включения в образовательный процесс профессионального обучения, что обеспечит не только его интеллектуальное развитие, но и предстоящую профессиональную деятельность. Понимая инклюзию в профессиональном обучении в таком качестве, мы реализуем подход, состоящий из двух компонентов: в качестве первого компонента обеспечиваем лицам с социально-функциональными отличиями получение образования; в качестве второго – развиваем их субъектность и интернальность в социально-профессиональной деятельности [1].

Изучение состояния отечественного инклюзивного образования по числу и содержанию научных трудов позволяет констатировать тот факт, что сегодня оно преимущественно остается «детским» (поскольку основная масса исследований касается уровня общеобразовательных школ), и адаптация системы профессионального обучения к потребностям (в том числе потребностям образовательным) различных категорий лиц, нуждающихся в организации инклюзивного образовательного процесса, находится в стадии формирования. Отдельно следует отметить, что внимание исследователей сосредоточено преимущественно на инвалидах и лицах, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Вместе с тем контингент лиц с особыми потребностями в инклюзии значительно шире, что и дает объяснение возникновению трудностей для образовательных организаций в обеспечении качества профессионального образования.

Цель исследования заключается в рассмотрении основных направлений отечественных исследований в отношении профессионального обучения обучающихся определенных гетерогенных групп в системе среднего профессионального и высшего образования.

Материалы и методы исследования. Исследование выстраивалось в соответствии с общей методологией проведения научного исследования. Методами анализа, синтеза и обобщения научных публикаций и статистических данных изучалась теория и практика инклюзивного профессионального образования. В качестве ведущего методологического подхода к проведению исследования использовался системно-комплексный подход. Использование положений данного подхода позволило представить предмет исследования – состояние инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании – как систему взаимосвязанных объектов и всесторонне раскрыть его через изучение инклюзивной практики организации образовательного процесса для обучающихся отдельных гетерогенных групп, тем самым раскрыв общую картину состояния российского инклюзивного профессионального образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Факт принадлежности молодого человека к культурному, языковому и иному меньшинству или факт наличия у него одаренности или же определенного психофизического отклонения от нормы требует признания такого обучающегося субъектом инклюзивного образовательного процесса и предполагает выявление особенностей организации данного процесса, в нашем случае в рамках профессионального обучения. Законодательно – Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ – четко определены группы обучающихся, которые нуждаются в особых условиях организации педагогического взаимодействия и процесса обучения. Традиционно гетерогенные группы обучающихся включают в себя одаренных обучающихся; обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ; обучающихся мигрантов (в рамках нашего исследования еще и иностранных студентов); обучающихся с низким уровнем социально-психологической адаптации [2]. Изучение состояния организации профессионального обучения для данных категорий обучающихся позволило получить следующие результаты.

  1. Образование инвалидов и лиц с ОВЗ. Российские образовательные организации сегодня в целом не готовы к обеспечению профессионального обучения обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ [3-5] в силу нормативно-правовых сложностей и имеющих место установок на неприятие таких лиц. Процесс инклюзии в системе профессионального образования, как относительно новое явление, является перспективной и долговременной практикой, а сам процесс обеспечения овладения профессиональными компетенциями инвалидов и лиц с ОВЗ, как условие их успешной социализации и личностного самоопределения, находится в стадии своего становления.

Исследователи выделяют ряд физических, академических и оценочных барьеров, препятствующих успешной интеграции лиц с особыми образовательными нуждами в учебный процесс [6]. К ним относятся неразвитость инфраструктуры образовательных организаций, неготовность преподавателей к реализации инклюзивного образования, стереотипность представлений об уровне образовательных возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ.

В ряде работ поддерживается идея о том, что инклюзивное профессиональное образование является невыгодным, так как его основная цель – трудоустройство людей с инвалидностью и ОВЗ – затруднительна. Соответственно, смысл профессионального образования теряется. Исследователи рассматривают современную систему профессионального образования отражением современности: менеджеризация образования, борьба за альтернативные ресурсы, рационализация отношений среди участников образовательного процесса, сокращение профессиональной автономии, усиление формализации, увеличение роли технократических подходов к профессии, распространение системы социального контрактирования, конвейеризации и пр. [7]. Наличие данных явлений служит основанием утверждать, что довольно часто социально-профессиональный результат является недостижимым, это в свою очередь нивелирует цель и значение профессионального образования для инвалидов и людей с ОВЗ.

Для инвалида и человека с ОВЗ получение квалификации и дальнейшее трудоустройство – это важный момент в жизни, он же является основным показателем оценки эффективности внедрения инклюзии в процесс профессиональной обучения. Между тем данные Федеральной службы статистики констатируют тот факт, что до половины студентов, имеющих инвалидность, по различным причинам не завершают профессионального обучения, так, в 2008/2009 уч. г. по образовательным программам высшего образования принято 5770 студентов-инвалидов, из них выпущено в 2011/2012 уч. г. только 2783 (48%), так называемый отсев составил 52%; в 2015/2016 уч. г. принято 5966 студентов-инвалидов, из них выпущено в 2018/2019 уч. г. 3525 (59%), отсев составил 41% [8]. Похожая ситуация в среднем профессиональном образовании. Согласно данным Федеральной службы статистики, на начало учебного года численность студентов-инвалидов среднего профессионального образования в 2008/2009 уч. г. составляла 4524 студента-инвалида, выпущено – 2953, что в приближенном виде (с учетом движения общей численности контингента в процессе обучения) составило 64%; в 2018/2019 уч. г. было принято 8913, выпущено 4968 студентов-инвалидов – 56%. Здесь следует отметить тенденции роста числа инвалидов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования. Так, в 2008/2009 уч. г. численность студентов-инвалидов составляла 14 871 человек, а в 2018/2019 уч. г. – 25 004 – увеличение на 68% [8]. Противоположная динамика наблюдается в высшем образовании. Так, численность обучающихся-инвалидов в 2008/2009 уч. г. составляла 24 994 человека, а в 2018/2019 уч. г. – 22 893 – сокращение на 8% [8].

Наряду с уровнем профессионального образования существенное внимание исследователи уделяют процессу занятости инвалидов и лиц с ОВЗ, его социокультурной значимости. Так, установлено, что высокий уровень безработицы выпускников-инвалидов приводит к их социальной изоляции, которая «оборачивается сужением выбора каналов поиска работы и трудоустройства и сокращением шансов для активной экономической жизни. В результате люди с инвалидностью оказываются депривированы от социального признания и образовательных прав из-за низкого социально-экономического статуса…» [3]. Отсюда видна прямая взаимосвязь между получением профессионального образования и процессом трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

В целом процесс развития инклюзивного профессионального образования сталкивается с рядом проблем как научного, так и практического характера, прежде всего с необходимостью обеспечения архитектурной доступности образовательной среды; профессиональной готовности педагогических кадров построить и реализовать образовательный процесс в соответствии с положениями инклюзивного образования; обеспечения нормативной базой и адаптированными образовательными программами и стандартами; обеспечения овладения обучающимися с инвалидностью и ОВЗ профессиональными компетенциями и их последующего трудоустройства и др. В стадии теоретического осмысления находится большая часть выделенных проблем и требует поиска путей своего практического решения.

  1. Образование одаренных обучающихся. В рамках развития инклюзивного профессионального образования данной категории лиц исследователи изучают структуру профессиональных качеств педагогических работников, прежде всего их уровень готовности к обеспечению педагогического сопровождения одаренных обучающихся: профессионально-личностная направленность; высокий уровень саморефлексии как инструмент управления собственным развитием; внутренний локус-контроль как опора на внутренние источники в условиях непредсказуемости при выявлении и развитии одаренности; мотив аффилиации как отсутствие боязни негативных оценок и обеспечение полноценности психолого-педагогического взаимодействия; творческая направленность на поиски нового знания; абнотивность как способность к выявлению и оказанию поддержки [9]. При организации и построении инклюзивной образовательной среды для одаренных обучающихся акценты делаются на технологиях психолого-педагогического и тьюторского сопровождения образовательного процесса. Наряду с широким развитием в общеобразовательных организациях работы с одаренными учениками, в целом специфика работы с одаренными обучающимися в организациях среднего профессионального и высшего образования в научных исследованиях не раскрывается.
  2. Образование обучающихся мигрантов и иностранных студентов. Как и в предыдущем случае, в отношении данной категории студентов исследователи развивают идеи школьного инклюзивного образования при работе с детьми-мигрантами. Следует ввести уточнение: большая часть обучающихся среднего профессионального и высшего образования, требующих реализации инклюзивного подхода, это иностранные студенты. Процессы образовательной миграции и интернационализации, прочно входя в отечественную систему образования, обуславливают непрерывное увеличение численности иностранных студентов, что констатирует служба федеральной статистики. При этом проблемы обучения данных лиц в большинстве своем схожи с проблемами обучения обучающихся-мигрантов, соответственно, значительное внимание в работе с данной категорией обучающихся уделяется вопросам интеграции и обеспечения адаптации к образовательной среде. В частности, в работе с обучающимися-мигрантами обозначены ключевые задачи в рамках специального психологического обеспечения: полное включение в социокультурную среду учреждения; адаптация социокультурной среды к потребностям обучающихся-мигрантов; обеспечение позитивного межкультурного общения и др. [10]. В профессиональном образовании встают вопросы организационного характера: построение эффективного миграционного менеджмента и обеспечения социально-бытовых условий для обучающихся-мигрантов и иностранных студентов, проживающих в общежитиях. В образовательном процессе акценты делаются на приобщение к российской культуре и традициям страны, в том числе изучение этнокультурных традиций обучающихся, на развитие коммуникативных практик и др. [11; 12]. В практику инклюзивного профессионального образования вводятся технологии психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и мигрантов [13].
  3. Образование обучающихся с низким уровнем социально-психологической адаптации. В рамках практики школьного образования, в отношении прежде всего обучающихся с девиантным поведением и обучающихся-сирот, раскрываются особенности организации педагогического взаимодействия. Первой категории обучающихся выделяется большее внимание. В силу масштабности и сложности проблем коррекции и профилактики девиаций требуется разработка системы мер в рамках интегрированных процессов образования и воспитания. К числу приоритетных направлений наряду с коррекцией отнесена диагностика, в т.ч. экспресс-диагностика, позволяющая выявить и оценить степень выраженности доминирующего типа девиантного поведения у обучающегося. С последующим составлением адекватных профилактических, коррекционных и реабилитационных программ для лиц с отклоняющимся поведением – построение системы медико-психолого-педагогической помощи и сопровождения [14]. Данное направление более развито в системе среднего профессионального образования вследствие наличия большего числа обучающихся с девиантным поведением по сравнению с высшей школой.

Проведенное исследование состояния инклюзивного профессионального образования в отношении обучающихся определенных гетерогенных групп – одаренных обучающихся, обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся мигрантов и иностранных студентов, обучающихся с низким уровнем социально-психологической адаптации - показало его неразвитость в системе среднего профессионального и высшего образования.

Между тем инклюзивное образование (прежде всего для инвалидов и лиц с ОВЗ) сегодня становится определенной нормой в системе отечественного образования и стремительно развивается. Весьма вероятно, что данный процесс может не стать массовым в силу особенностей нозологии, психофизических и личностных ограничений и возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ к обучению в классических учебных группах. Это же следует иметь в виду и в отношении обучающихся иных гетерогенных групп в системе профессионального образования в силу специфики их образовательных и иных потребностей. Например, низкий уровень социально-психологической адаптации зачастую коррелирует с низким уровнем базового образования, что делает затруднительным усвоение образовательной программы среднего профессионального или высшего образования. Уровень потребностей у таких лиц зачастую занижен, а вектор мотивации искажен. В частности, выбранное направление касается достижения материальных благ, а не интеллектуального и/или духовного развития, соответственно, наряду с учетом особых образовательных потребностей таких лиц, необходимо организовать работу по повышению их социального статуса, т.е. развитие их социально-профессиональной субъектности.

В целом в системе инклюзивного профессионального образования меняется фокус направления образования: меняются формы и методы обучения; акценты делаются на создание инновационного поля для формирования социально-профессиональной субъектности обучающихся гетерогенных групп.

Заключение. Развитие инклюзивного профессионального образования является необходимым и важным явлением для системы отечественного образования. Рост числа обучающихся с особыми образовательными и социально-профессиональными потребностями, расширение гетерогенности состава учебных групп, включающих не только одаренных обучающихся, но и обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся мигрантов и иностранных студентов, обучающихся с низким уровнем социально-психологической адаптации, требует обеспечения грамотного построения образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования. Полученные результаты позволяют определить ориентиры в развитии инклюзивного профессионального образования на всех уровнях: общенаучном (для всего уровня педагогики), конкретно научном (для отдельных отраслей педагогики) и технологическом.