Профессионально-педагогическое сообщество обращает внимание на вопросы инклюзивного образования в системе среднего профессионального и высшего образования. Обусловлено это тем, что основной задачей сегодня выступает создание возможностей человеку с социально-функциональными отличиями включения в образовательный процесс профессионального обучения, что обеспечит не только его интеллектуальное развитие, но и предстоящую профессиональную деятельность. Понимая инклюзию в профессиональном обучении в таком качестве, мы реализуем подход, состоящий из двух компонентов: в качестве первого компонента обеспечиваем лицам с социально-функциональными отличиями получение образования; в качестве второго – развиваем их субъектность и интернальность в социально-профессиональной деятельности [1].
Изучение состояния отечественного инклюзивного образования по числу и содержанию научных трудов позволяет констатировать тот факт, что сегодня оно преимущественно остается «детским» (поскольку основная масса исследований касается уровня общеобразовательных школ), и адаптация системы профессионального обучения к потребностям (в том числе потребностям образовательным) различных категорий лиц, нуждающихся в организации инклюзивного образовательного процесса, находится в стадии формирования. Отдельно следует отметить, что внимание исследователей сосредоточено преимущественно на инвалидах и лицах, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Вместе с тем контингент лиц с особыми потребностями в инклюзии значительно шире, что и дает объяснение возникновению трудностей для образовательных организаций в обеспечении качества профессионального образования.
Цель исследования заключается в рассмотрении основных направлений отечественных исследований в отношении профессионального обучения обучающихся определенных гетерогенных групп в системе среднего профессионального и высшего образования.
Материалы и методы исследования. Исследование выстраивалось в соответствии с общей методологией проведения научного исследования. Методами анализа, синтеза и обобщения научных публикаций и статистических данных изучалась теория и практика инклюзивного профессионального образования. В качестве ведущего методологического подхода к проведению исследования использовался системно-комплексный подход. Использование положений данного подхода позволило представить предмет исследования – состояние инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании – как систему взаимосвязанных объектов и всесторонне раскрыть его через изучение инклюзивной практики организации образовательного процесса для обучающихся отдельных гетерогенных групп, тем самым раскрыв общую картину состояния российского инклюзивного профессионального образования.
Результаты исследования и их обсуждение. Факт принадлежности молодого человека к культурному, языковому и иному меньшинству или факт наличия у него одаренности или же определенного психофизического отклонения от нормы требует признания такого обучающегося субъектом инклюзивного образовательного процесса и предполагает выявление особенностей организации данного процесса, в нашем случае в рамках профессионального обучения. Законодательно – Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ – четко определены группы обучающихся, которые нуждаются в особых условиях организации педагогического взаимодействия и процесса обучения. Традиционно гетерогенные группы обучающихся включают в себя одаренных обучающихся; обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ; обучающихся мигрантов (в рамках нашего исследования еще и иностранных студентов); обучающихся с низким уровнем социально-психологической адаптации [2]. Изучение состояния организации профессионального обучения для данных категорий обучающихся позволило получить следующие результаты.
- Образование инвалидов и лиц с ОВЗ. Российские образовательные организации сегодня в целом не готовы к обеспечению профессионального обучения обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ [3-5] в силу нормативно-правовых сложностей и имеющих место установок на неприятие таких лиц. Процесс инклюзии в системе профессионального образования, как относительно новое явление, является перспективной и долговременной практикой, а сам процесс обеспечения овладения профессиональными компетенциями инвалидов и лиц с ОВЗ, как условие их успешной социализации и личностного самоопределения, находится в стадии своего становления.
Исследователи выделяют ряд физических, академических и оценочных барьеров, препятствующих успешной интеграции лиц с особыми образовательными нуждами в учебный процесс [6]. К ним относятся неразвитость инфраструктуры образовательных организаций, неготовность преподавателей к реализации инклюзивного образования, стереотипность представлений об уровне образовательных возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ.
В ряде работ поддерживается идея о том, что инклюзивное профессиональное образование является невыгодным, так как его основная цель – трудоустройство людей с инвалидностью и ОВЗ – затруднительна. Соответственно, смысл профессионального образования теряется. Исследователи рассматривают современную систему профессионального образования отражением современности: менеджеризация образования, борьба за альтернативные ресурсы, рационализация отношений среди участников образовательного процесса, сокращение профессиональной автономии, усиление формализации, увеличение роли технократических подходов к профессии, распространение системы социального контрактирования, конвейеризации и пр. [7]. Наличие данных явлений служит основанием утверждать, что довольно часто социально-профессиональный результат является недостижимым, это в свою очередь нивелирует цель и значение профессионального образования для инвалидов и людей с ОВЗ.
Для инвалида и человека с ОВЗ получение квалификации и дальнейшее трудоустройство – это важный момент в жизни, он же является основным показателем оценки эффективности внедрения инклюзии в процесс профессиональной обучения. Между тем данные Федеральной службы статистики констатируют тот факт, что до половины студентов, имеющих инвалидность, по различным причинам не завершают профессионального обучения, так, в 2008/2009 уч. г. по образовательным программам высшего образования принято 5770 студентов-инвалидов, из них выпущено в 2011/2012 уч. г. только 2783 (48%), так называемый отсев составил 52%; в 2015/2016 уч. г. принято 5966 студентов-инвалидов, из них выпущено в 2018/2019 уч. г. 3525 (59%), отсев составил 41% [8]. Похожая ситуация в среднем профессиональном образовании. Согласно данным Федеральной службы статистики, на начало учебного года численность студентов-инвалидов среднего профессионального образования в 2008/2009 уч. г. составляла 4524 студента-инвалида, выпущено – 2953, что в приближенном виде (с учетом движения общей численности контингента в процессе обучения) составило 64%; в 2018/2019 уч. г. было принято 8913, выпущено 4968 студентов-инвалидов – 56%. Здесь следует отметить тенденции роста числа инвалидов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования. Так, в 2008/2009 уч. г. численность студентов-инвалидов составляла 14 871 человек, а в 2018/2019 уч. г. – 25 004 – увеличение на 68% [8]. Противоположная динамика наблюдается в высшем образовании. Так, численность обучающихся-инвалидов в 2008/2009 уч. г. составляла 24 994 человека, а в 2018/2019 уч. г. – 22 893 – сокращение на 8% [8].
Наряду с уровнем профессионального образования существенное внимание исследователи уделяют процессу занятости инвалидов и лиц с ОВЗ, его социокультурной значимости. Так, установлено, что высокий уровень безработицы выпускников-инвалидов приводит к их социальной изоляции, которая «оборачивается сужением выбора каналов поиска работы и трудоустройства и сокращением шансов для активной экономической жизни. В результате люди с инвалидностью оказываются депривированы от социального признания и образовательных прав из-за низкого социально-экономического статуса…» [3]. Отсюда видна прямая взаимосвязь между получением профессионального образования и процессом трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
В целом процесс развития инклюзивного профессионального образования сталкивается с рядом проблем как научного, так и практического характера, прежде всего с необходимостью обеспечения архитектурной доступности образовательной среды; профессиональной готовности педагогических кадров построить и реализовать образовательный процесс в соответствии с положениями инклюзивного образования; обеспечения нормативной базой и адаптированными образовательными программами и стандартами; обеспечения овладения обучающимися с инвалидностью и ОВЗ профессиональными компетенциями и их последующего трудоустройства и др. В стадии теоретического осмысления находится большая часть выделенных проблем и требует поиска путей своего практического решения.
- Образование одаренных обучающихся. В рамках развития инклюзивного профессионального образования данной категории лиц исследователи изучают структуру профессиональных качеств педагогических работников, прежде всего их уровень готовности к обеспечению педагогического сопровождения одаренных обучающихся: профессионально-личностная направленность; высокий уровень саморефлексии как инструмент управления собственным развитием; внутренний локус-контроль как опора на внутренние источники в условиях непредсказуемости при выявлении и развитии одаренности; мотив аффилиации как отсутствие боязни негативных оценок и обеспечение полноценности психолого-педагогического взаимодействия; творческая направленность на поиски нового знания; абнотивность как способность к выявлению и оказанию поддержки [9]. При организации и построении инклюзивной образовательной среды для одаренных обучающихся акценты делаются на технологиях психолого-педагогического и тьюторского сопровождения образовательного процесса. Наряду с широким развитием в общеобразовательных организациях работы с одаренными учениками, в целом специфика работы с одаренными обучающимися в организациях среднего профессионального и высшего образования в научных исследованиях не раскрывается.
- Образование обучающихся мигрантов и иностранных студентов. Как и в предыдущем случае, в отношении данной категории студентов исследователи развивают идеи школьного инклюзивного образования при работе с детьми-мигрантами. Следует ввести уточнение: большая часть обучающихся среднего профессионального и высшего образования, требующих реализации инклюзивного подхода, это иностранные студенты. Процессы образовательной миграции и интернационализации, прочно входя в отечественную систему образования, обуславливают непрерывное увеличение численности иностранных студентов, что констатирует служба федеральной статистики. При этом проблемы обучения данных лиц в большинстве своем схожи с проблемами обучения обучающихся-мигрантов, соответственно, значительное внимание в работе с данной категорией обучающихся уделяется вопросам интеграции и обеспечения адаптации к образовательной среде. В частности, в работе с обучающимися-мигрантами обозначены ключевые задачи в рамках специального психологического обеспечения: полное включение в социокультурную среду учреждения; адаптация социокультурной среды к потребностям обучающихся-мигрантов; обеспечение позитивного межкультурного общения и др. [10]. В профессиональном образовании встают вопросы организационного характера: построение эффективного миграционного менеджмента и обеспечения социально-бытовых условий для обучающихся-мигрантов и иностранных студентов, проживающих в общежитиях. В образовательном процессе акценты делаются на приобщение к российской культуре и традициям страны, в том числе изучение этнокультурных традиций обучающихся, на развитие коммуникативных практик и др. [11; 12]. В практику инклюзивного профессионального образования вводятся технологии психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и мигрантов [13].
- Образование обучающихся с низким уровнем социально-психологической адаптации. В рамках практики школьного образования, в отношении прежде всего обучающихся с девиантным поведением и обучающихся-сирот, раскрываются особенности организации педагогического взаимодействия. Первой категории обучающихся выделяется большее внимание. В силу масштабности и сложности проблем коррекции и профилактики девиаций требуется разработка системы мер в рамках интегрированных процессов образования и воспитания. К числу приоритетных направлений наряду с коррекцией отнесена диагностика, в т.ч. экспресс-диагностика, позволяющая выявить и оценить степень выраженности доминирующего типа девиантного поведения у обучающегося. С последующим составлением адекватных профилактических, коррекционных и реабилитационных программ для лиц с отклоняющимся поведением – построение системы медико-психолого-педагогической помощи и сопровождения [14]. Данное направление более развито в системе среднего профессионального образования вследствие наличия большего числа обучающихся с девиантным поведением по сравнению с высшей школой.
Проведенное исследование состояния инклюзивного профессионального образования в отношении обучающихся определенных гетерогенных групп – одаренных обучающихся, обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся мигрантов и иностранных студентов, обучающихся с низким уровнем социально-психологической адаптации - показало его неразвитость в системе среднего профессионального и высшего образования.
Между тем инклюзивное образование (прежде всего для инвалидов и лиц с ОВЗ) сегодня становится определенной нормой в системе отечественного образования и стремительно развивается. Весьма вероятно, что данный процесс может не стать массовым в силу особенностей нозологии, психофизических и личностных ограничений и возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ к обучению в классических учебных группах. Это же следует иметь в виду и в отношении обучающихся иных гетерогенных групп в системе профессионального образования в силу специфики их образовательных и иных потребностей. Например, низкий уровень социально-психологической адаптации зачастую коррелирует с низким уровнем базового образования, что делает затруднительным усвоение образовательной программы среднего профессионального или высшего образования. Уровень потребностей у таких лиц зачастую занижен, а вектор мотивации искажен. В частности, выбранное направление касается достижения материальных благ, а не интеллектуального и/или духовного развития, соответственно, наряду с учетом особых образовательных потребностей таких лиц, необходимо организовать работу по повышению их социального статуса, т.е. развитие их социально-профессиональной субъектности.
В целом в системе инклюзивного профессионального образования меняется фокус направления образования: меняются формы и методы обучения; акценты делаются на создание инновационного поля для формирования социально-профессиональной субъектности обучающихся гетерогенных групп.
Заключение. Развитие инклюзивного профессионального образования является необходимым и важным явлением для системы отечественного образования. Рост числа обучающихся с особыми образовательными и социально-профессиональными потребностями, расширение гетерогенности состава учебных групп, включающих не только одаренных обучающихся, но и обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся мигрантов и иностранных студентов, обучающихся с низким уровнем социально-психологической адаптации, требует обеспечения грамотного построения образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования. Полученные результаты позволяют определить ориентиры в развитии инклюзивного профессионального образования на всех уровнях: общенаучном (для всего уровня педагогики), конкретно научном (для отдельных отраслей педагогики) и технологическом.