В связи с ориентацией дошкольного образования на социально-личностное развитие ребенка становится актуальным поиск способов, обеспечивающих позитивную социализацию. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет наличие у ребенка умения следовать социальным нормам и правилам, способности к волевым усилиям, взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Следовательно, к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие сложные и системные образования, как произвольность и способность к самореализации. В современных психолого-педагогических исследованиях В.Н. Бутенко (2007), Е.А. Кудрявцевой (2014), М.С. Леонтьевой (2013), И.А. Липчанской (2003), Т.Л. Пасальской (2011), А.В. Третьяк (2006) отмечается наличие проблем у дошкольников, связанных с осмыслением и практическим применением норм и правил общественного поведения, освоением опыта межличностного взаимодействия. Как показали наши исследования, у 57% детей дошкольного возраста было отмечено преобладание недостаточного уровня развития межличностных отношений [1, с. 330]. Они испытывают затруднения в организации совместной деятельности, не могут согласовывать свои действия с другими дошкольниками в процессе игры, не включаются в диалог по обсуждению результатов игры.
В поиске эффективных, качественных изменений в формировании личности растущего человека мы все чаще обращаемся к технологическому подходу. При этом возникает проблема: как обеспечить адекватные для дошкольного возраста условия социализации, развития активности, самостоятельности, саморегуляции, не прибегая к пересмотру содержания образовательных программ, трансформации образовательного процесса.
Мы полагаем, что в процессе социализации растущего человека не в полной мере реализованы возможности двигательно-игровой деятельности детей [1, с. 330]. Следует отметить, что наиболее существенные приобретения ребенка в области социального опыта в период дошкольного детства связаны именно с двигательно-игровой деятельностью. В психолого-педагогической науке установлено, что социальное содержание окружающего мира, которое осваивается ребенком в виде норм, правил, требований, внутренне переосмысливается им и проявляется в самовыражении, самоотношении, переживании индивидуальной значимости.
Двигательно-игровая деятельность пронизывает организацию жизни детей в дошкольной организации и семье, является ведущим видом деятельности, создает предпосылки для позитивной социализации дошкольников, обеспечивает формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств. Осваивая двигательно-игровую деятельность, дошкольники знакомятся с другими детьми, входят в контакт с ними, учатся строить свое общение с учетом игровой ситуации, проявлять заботу по отношению к сверстникам и младшим дошкольникам и т.д. Все это становится стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной, социальной и других сфер личности.
Л.И. Лубышева (2010) и Э.А. Колидзей (2006) отмечают следующие социальные функции двигательной деятельности: преобразовательную, социализирующую, познавательную, нормативную, коммуникативную, защитную, индивидуализирующую [2, 3], что еще раз подтверждает актуальность исследования на социально-педагогическом и научно-теоретическом уровнях, необходимость поиска педагогических возможностей позитивной социализации дошкольников с применением новых технологий.
Цели нашего исследования – разработка алгоритма конструирования и реализации педагогической технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности, анализ и оценка ее преимуществ.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось с учетом современных научных подходов, тенденций социально-личностного развития ребенка в системе дошкольного образования. При изучении процесса социализации личности, поиске необходимых условий создания технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности мы ориентировались на труды выдающихся отечественных ученых Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, и др.; работы Б.Г. Ананьева, Д.И. Фельдштейна, С.И. Гессена, У. Джеймса, Т. Парсонса и А.В. Петровского об условиях, факторах, средствах, влияющих на успешность процессов социализации и адаптации в дошкольном возрасте. При разработке проблемы мы обращались к исследованиям о своеобразии игровых взаимоотношений (Э. Берн, Ж. Пиаже).
Игра является одним из первых и основных занятий, с помощью которых ребенок развивает базовые знания. Через игру ребенок учится двигаться, игра стимулирует его когнитивные и творческие способности. D. Tafuri, F. Perrotta, A., D'Andria (2019) провели анализ структуры игровой деятельности, связанной с двигательной активностью, отметили, что она позволяет реализовать дидактически-воспитательные принципы и правильное психофизическое развитие ребенка [4].
Учитывая высокую восприимчивость детей к воздействиям социальной среды, W. Cools, K. De Martelaer, C. Samaey, C. Andries (2011) выявили низкий уровень двигательной активности среди детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет, доказали также связь между физической активностью и развитием жизненно необходимых двигательных навыков [5].
Развитие и социальную интеграцию ребенка в современное общество изучали S.I. Sopa, M. Pomohaci (2015). Они доказали важность командных игр и социализации через спорт для детей [6].
Структура и содержание технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности формировались путем длительных теоретико-экспериментальных исследований на базе дошкольных учреждений Белгородчины. При ее разработке мы ориентировались на описание, анализ и экспертизу современных образовательных и педагогических технологий. Это позволило представить технологию как динамическую систему. Для получения сфокусированного результата социализации дошкольников в двигательной деятельности были обеспечены взаимосвязь, взаимодействие, взаимосодействие базовых компонентов технологии, а именно: концептуального компонента, содержащего цель, задачи и принципы социализации дошкольников; процессуального компонента, раскрывающего системные механизмы интеграции двигательной и игровой деятельности в процессе социализации; управляющего компонента, обеспечивающего управление процессом социализации в двигательно-игровой деятельности; координирующего компонента, определяющего соответствие цели ее конечному результату и дифференцирующего направленность средств и методов на следующем витке ее функционирования [7].
Инновационность исследования заключается в разработке и обосновании технологии социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности. Ее содержание базируется на комплексе игр, проблемных ситуаций; обеспечении форм разновозрастного взаимодействия и взаимоотношения; интеграции детских видов деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной).
Таким образом, ниже представлено описание технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности как динамической системы.
1. Название технологии. Технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.
2. Целевые ориентации технологии определяются направленным педагогическим воздействием на процессы социальной интеграции и адаптации дошкольников к изменяющимся условиям существования, развития у них способности к саморегуляции.
Основными целями технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности являются формирование социальных ценностей, создание условий, обеспечивающих успешную адаптацию и самореализацию ребенка в двигательно-игровой деятельности, повышение самостоятельности и активности детей.
Успешность достижения цели определяется пошаговым решением следующих основных задач:
- сплочение коллектива дошкольников и развитие коммуникативных способностей через двигательно-игровую деятельность;
- обогащение представления детей о социокультурных ценностях и традициях в двигательно-игровой деятельности и при разновозрастном взаимодействии;
- расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы разновозрастной совместной деятельности со взрослыми, младшими и старшими детьми, друг с другом;
- развитие у детей способности к инициативному и самостоятельному действию по решению социально-коммуникативных задач.
3. Концептуальная основа технологии. Концептуальную основу технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности составляют идея социально-личностного развития, аксиологический, системно-деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный подходы.
Основными педагогическими принципами данной технологии являются:
- принцип сознательности и активности, который нацеливает на формирование у дошкольников устойчивого интереса к занятиям;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип оздоровительной направленности – решает задачи укрепления здоровья;
- принцип активности – предполагает развитие у детей самостоятельности, инициативы и творчества в соответствии с возрастными возможностями;
- принцип систематичности – обеспечивает регулярность, планомерность, непрерывность процессов социализации;
- принцип постепенности – направлен на включение вариативных изменений в стереотипы двигательно-игровой деятельности и предполагает преемственность трех взаимосвязанных уровней: ориентировочного, исполнительского, творческого;
- принцип доступности и индивидуализации – предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей в технологии социализации;
- принцип непрерывности – выражает закономерности построения процесса социализации на разных возрастных ступенях.
Реализация технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности предполагает применение:
– методов стимулирования, побуждения ребенка к определенному поведению через удовлетворение его потребностей и интересов в движении, игре и коммуникации;
– методов развития поведенческой сферы (организации деятельности и формирования опыта поведения: выполнение упражнений в игровой форме, использование драматизации, поручений, соревнований);
– методов педагогической поддержки (показ образцов, примеров, создание ситуации успеха);
– методов формирования эмоционально-волевой сферы (требование выполнения правил, эмоциональное воздействие, коллективное мнение, доверие).
4. Содержание образовательного процесса. Основу содержания нашей технологии составляют игровые программы «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье!» и технологии их реализации. Для решения задач социализации в содержание игровых занятий и действий детей на прогулках включены: коммуникативные минуты, проблемные ситуации, алгоритм игрового взаимодействия (в парах, тройках, мини-командах), разновозрастное взаимодействие на прогулках.
5. Процессуальная характеристика. Технология реализуется в образовательной деятельности, режимных моментах, на прогулках, разновозрастном взаимодействии через алгоритм организации детского взаимодействия, посредством подготовки педагогических кадров к работе в инновационном режиме, использования педагогической диагностики.
6. Учебно-методическое обеспечение представлено авторскими программами «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье!» и технологиями их реализации.
7. Оборудование представлено в авторских программах «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье!».
Технология прошла апробацию на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56 “Солнышко”», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76», МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78 “Гномик”» (г. Белгород), МДОУ «Детский сад № 4 “Калинка” комбинированного вида», МДОУ «ЦРР д/с № 8 “Золотая рыбка”», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» (г. Валуйки Белгородской области); МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 35 “Родничок”», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 “Веселинка”», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 19 “Светлячок”», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36 “Колокольчик”», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 “Журавушка”», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 “Ромашка”», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 “Ягодка”» (г. Губкин Белгородской области).
Инновационная технология, по мнению 96,6% педагогов, участвовавших в ее апробации (всего 112 человек), способствовала позитивной социализации, формированию социальных ценностей, социальной интеграции и адаптации дошкольников. Педагогические наблюдения, предметом которых стала двигательно-игровая деятельность, показали, что за период апробации с сентября 2019 г. по январь 2020 г. достоверно (p<0,05 по критерию Манна–Уитни) возросла способность детей контролировать свои непосредственные побуждения, управлять своим поведением в коллективе, действовать по правилам. Апробация технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности позитивно отразилась на сплочении детского коллектива, развитии навыков разновозрастного взаимодействия. Наблюдалось значительное снижение (32%) недостаточного уровня развития способностей к общению и взаимодействию.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты, полученные в процессе исследования, являются принципиально новым подходом в решении проблемы физического развития и воспитания детей дошкольного возраста и позволят эффективно по сравнению с традиционными подходами воздействовать на уровень социализации, физического и психического развития дошкольников.
Преимуществами разработанной нами технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности являются:
– разработка целостной системы социализации ребенка в двигательно-игровой деятельности без изменения содержания образовательных программ и жизненного уклада дошкольной организации;
– определение алгоритма конструирования технологии и ее реализация на основе трех взаимосвязанных уровней: ориентировочного, включающего наличие первоначальных представлений о содержании подвижных и спортивных игр, правилах и нормах взаимодействия, эмоционально-ценностное отношение к двигательно-игровой деятельности; исполнительского, в основе которого лежит владение способами игровых действий; творческого, направленного на проявление способности к общению и взаимодействию в двигательно-игровой деятельности; применение выработанных навыков в самостоятельной двигательной деятельности; умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в своем поведении;
– ее направленность на повышение интереса, активности, самостоятельности ребенка в освоении социального опыта с помощью педагогических средств, а именно: включение в занятия по физической культуре проблемно-поисковых ситуаций, игровых ритуалов, коммуникативных и рефлексивных минут;
– использование разновозрастного взаимообучения и взаимодействия в двигательно-игровой деятельности на прогулке, в специальных игровых упражнениях, направленных на развитие коллективного взаимодействия, обогащение социального опыта детей;
– организация игрового пространства взаимодействия: педагог – родители – дети, обеспечивающая рост самостоятельности и независимости действий ребенка от действий взрослого.
Заключение
Таким образом, реализация технологии социализации дошкольников способствовала:
– расширению возможности разновозрастного взаимодействия в двигательно-игровой деятельности;
– решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников, овладения способами игровых действий;
– возникновению общего смыслового поля для сотрудничества, развитию способности подчиняться правилам игры, обсуждать процесс и результаты игры.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности».