Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ALGORITHM FOR DESIGNING AND IMPLEMENTING TECHNOLOGY FOR SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN MOTOR AND PLAY ACTIVITIES

Serykh L.V. 1 Kondakov V.L. 2 Voloshina L.N. 2
1 Regional State Autonomous Educational Institution of Advanced Professional Education
2 Federal state autonomous educational institution of higher education "Belgorod State National Research University" (NIU "BSU")
The relevance of algorithm development design and implementation of the techniques of socialization of preschool children in movement-gaming activities caused by the requirements of the Federal state educational standard of preschool education, which determines the child's ability to follow social norms and rules, the ability to strong-willed efforts, interaction with adults and peers at the completion of preschool education. Modern research shows that 57% of preschool children experience difficulties in organizing motor and play activities (discussion of game rules and actions, understanding the emotions of peers, different-age interaction in motor and play activities). The goals, objectives, principles, structure and content of pedagogical technology of socialization of preschool children in motor and game activities are presented in the article. In order to present this technology as a dynamic system, four of its basic components are disclosed: conceptual, procedural, managing and coordinating. Since the content is based on a complex of games, problem situations, providing forms of multi-age interaction and relationships; integration of children's activities (gaming, cognitive, communicative, motor), the use of this technology in kindergarten practice is possible without changing the content of the educational program and the way of life of the preschool organization. Testing the technology of socialization of preschool children in motor and play activities in preschool educational organizations has had a positive impact on the cohesion of the children's team, the development of skills of interaction of different ages.
pedagogical technology
construction of pedagogical technology
socialization of preschoolers
physical development of preschoolers
effectiveness of technology

В связи с ориентацией дошкольного образования на социально-личностное развитие ребенка становится актуальным поиск способов, обеспечивающих позитивную социализацию. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет наличие у ребенка умения следовать социальным нормам и правилам, способности к волевым усилиям, взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Следовательно, к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие сложные и системные образования, как произвольность и способность к самореализации. В современных психолого-педагогических исследованиях В.Н. Бутенко (2007), Е.А. Кудрявцевой (2014), М.С. Леонтьевой (2013), И.А. Липчанской (2003), Т.Л. Пасальской (2011), А.В. Третьяк (2006) отмечается наличие проблем у дошкольников, связанных с осмыслением и практическим применением норм и правил общественного поведения, освоением опыта межличностного взаимодействия. Как показали наши исследования, у 57% детей дошкольного возраста было отмечено преобладание недостаточного уровня развития межличностных отношений [1, с. 330]. Они испытывают затруднения в организации совместной деятельности, не могут согласовывать свои действия с другими дошкольниками в процессе игры, не включаются в диалог по обсуждению результатов игры.

В поиске эффективных, качественных изменений в формировании личности растущего человека мы все чаще обращаемся к технологическому подходу. При этом возникает проблема: как обеспечить адекватные для дошкольного возраста условия социализации, развития активности, самостоятельности, саморегуляции, не прибегая к пересмотру содержания образовательных программ, трансформации образовательного процесса.

Мы полагаем, что в процессе социализации растущего человека не в полной мере реализованы возможности двигательно-игровой деятельности детей [1, с. 330]. Следует отметить, что наиболее существенные приобретения ребенка в области социального опыта в период дошкольного детства связаны именно с двигательно-игровой деятельностью. В психолого-педагогической науке установлено, что социальное содержание окружающего мира, которое осваивается ребенком в виде норм, правил, требований, внутренне переосмысливается им и проявляется в самовыражении, самоотношении, переживании индивидуальной значимости.

Двигательно-игровая деятельность пронизывает организацию жизни детей в дошкольной организации и семье, является ведущим видом деятельности, создает предпосылки для позитивной социализации дошкольников, обеспечивает формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств. Осваивая двигательно-игровую деятельность, дошкольники знакомятся с другими детьми, входят в контакт с ними, учатся строить свое общение с учетом игровой ситуации, проявлять заботу по отношению к сверстникам и младшим дошкольникам и т.д. Все это становится стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной, социальной и других сфер личности.

Л.И. Лубышева (2010) и Э.А. Колидзей (2006) отмечают следующие социальные функции двигательной деятельности: преобразовательную, социализирующую, познавательную, нормативную, коммуникативную, защитную, индивидуализирующую [2, 3], что еще раз подтверждает актуальность исследования на социально-педагогическом и научно-теоретическом уровнях, необходимость поиска педагогических возможностей позитивной социализации дошкольников с применением новых технологий.

Цели нашего исследования – разработка алгоритма конструирования и реализации педагогической технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности, анализ и оценка ее преимуществ.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось с учетом современных научных подходов, тенденций социально-личностного развития ребенка в системе дошкольного образования. При изучении процесса социализации личности, поиске необходимых условий создания технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности мы ориентировались на труды выдающихся отечественных ученых Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, и др.; работы Б.Г. Ананьева, Д.И. Фельдштейна, С.И. Гессена, У. Джеймса, Т. Парсонса и А.В. Петровского об условиях, факторах, средствах, влияющих на успешность процессов социализации и адаптации в дошкольном возрасте. При разработке проблемы мы обращались к исследованиям о своеобразии игровых взаимоотношений (Э. Берн, Ж. Пиаже).

Игра является одним из первых и основных занятий, с помощью которых ребенок развивает базовые знания. Через игру ребенок учится двигаться, игра стимулирует его когнитивные и творческие способности. D. Tafuri, F. Perrotta, A., D'Andria (2019) провели анализ структуры игровой деятельности, связанной с двигательной активностью, отметили, что она позволяет реализовать дидактически-воспитательные принципы и правильное психофизическое развитие ребенка [4].

Учитывая высокую восприимчивость детей к воздействиям социальной среды, W. Cools, K. De Martelaer, C. Samaey, C. Andries (2011) выявили низкий уровень двигательной активности среди детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет, доказали также связь между физической активностью и развитием жизненно необходимых двигательных навыков [5].

Развитие и социальную интеграцию ребенка в современное общество изучали S.I. Sopa, M. Pomohaci (2015). Они доказали важность командных игр и социализации через спорт для детей [6].

Структура и содержание технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности формировались путем длительных теоретико-экспериментальных исследований на базе дошкольных учреждений Белгородчины. При ее разработке мы ориентировались на описание, анализ и экспертизу современных образовательных и педагогических технологий. Это позволило представить технологию как динамическую систему. Для получения сфокусированного результата социализации дошкольников в двигательной деятельности были обеспечены взаимосвязь, взаимодействие, взаимосодействие базовых компонентов технологии, а именно: концептуального компонента, содержащего цель, задачи и принципы социализации дошкольников; процессуального компонента, раскрывающего системные механизмы интеграции двигательной и игровой деятельности в процессе социализации; управляющего компонента, обеспечивающего управление процессом социализации в двигательно-игровой деятельности; координирующего компонента, определяющего соответствие цели ее конечному результату и дифференцирующего направленность средств и методов на следующем витке ее функционирования [7].

Инновационность исследования заключается в разработке и обосновании технологии социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности. Ее содержание базируется на комплексе игр, проблемных ситуаций; обеспечении форм разновозрастного взаимодействия и взаимоотношения; интеграции детских видов деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной).

Таким образом, ниже представлено описание технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности как динамической системы.

1. Название технологии. Технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

2. Целевые ориентации технологии определяются направленным педагогическим воздействием на процессы социальной интеграции и адаптации дошкольников к изменяющимся условиям существования, развития у них способности к саморегуляции.

Основными целями технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности являются формирование социальных ценностей, создание условий, обеспечивающих успешную адаптацию и самореализацию ребенка в двигательно-игровой деятельности, повышение самостоятельности и активности детей.

Успешность достижения цели определяется пошаговым решением следующих основных задач:

  • сплочение коллектива дошкольников и развитие коммуникативных способностей через двигательно-игровую деятельность;
  • обогащение представления детей о социокультурных ценностях и традициях в двигательно-игровой деятельности и при разновозрастном взаимодействии;
  • расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы разновозрастной совместной деятельности со взрослыми, младшими и старшими детьми, друг с другом;
  • развитие у детей способности к инициативному и самостоятельному действию по решению социально-коммуникативных задач.

3. Концептуальная основа технологии. Концептуальную основу технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности составляют идея социально-личностного развития, аксиологический, системно-деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный подходы.

Основными педагогическими принципами данной технологии являются:

  • принцип сознательности и активности, который нацеливает на формирование у дошкольников устойчивого интереса к занятиям;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип оздоровительной направленности – решает задачи укрепления здоровья;
  • принцип активности – предполагает развитие у детей самостоятельности, инициативы и творчества в соответствии с возрастными возможностями;
  • принцип систематичности – обеспечивает регулярность, планомерность, непрерывность процессов социализации;
  • принцип постепенности – направлен на включение вариативных изменений в стереотипы двигательно-игровой деятельности и предполагает преемственность трех взаимосвязанных уровней: ориентировочного, исполнительского, творческого;
  • принцип доступности и индивидуализации – предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей в технологии социализации;
  • принцип непрерывности – выражает закономерности построения процесса социализации на разных возрастных ступенях.

Реализация технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности предполагает применение:

– методов стимулирования, побуждения ребенка к определенному поведению через удовлетворение его потребностей и интересов в движении, игре и коммуникации;

– методов развития поведенческой сферы (организации деятельности и формирования опыта поведения: выполнение упражнений в игровой форме, использование драматизации, поручений, соревнований);

– методов педагогической поддержки (показ образцов, примеров, создание ситуации успеха);

– методов формирования эмоционально-волевой сферы (требование выполнения правил, эмоциональное воздействие, коллективное мнение, доверие).

4. Содержание образовательного процесса. Основу содержания нашей технологии составляют игровые программы «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье!» и технологии их реализации. Для решения задач социализации в содержание игровых занятий и действий детей на прогулках включены: коммуникативные минуты, проблемные ситуации, алгоритм игрового взаимодействия (в парах, тройках, мини-командах), разновозрастное взаимодействие на прогулках.

5. Процессуальная характеристика. Технология реализуется в образовательной деятельности, режимных моментах, на прогулках, разновозрастном взаимодействии через алгоритм организации детского взаимодействия, посредством подготовки педагогических кадров к работе в инновационном режиме, использования педагогической диагностики.

6. Учебно-методическое обеспечение представлено авторскими программами «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье!» и технологиями их реализации.

7. Оборудование представлено в авторских программах «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье!».

Технология прошла апробацию на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56 “Солнышко”», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76», МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78 “Гномик”» (г. Белгород), МДОУ «Детский сад № 4 “Калинка” комбинированного вида», МДОУ «ЦРР д/с № 8 “Золотая рыбка”», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» (г. Валуйки Белгородской области);   МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 35 “Родничок”», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 “Веселинка”», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 19 “Светлячок”», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36 “Колокольчик”», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 “Журавушка”», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 “Ромашка”», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 “Ягодка”» (г. Губкин Белгородской области).

Инновационная технология, по мнению 96,6% педагогов, участвовавших в ее апробации (всего 112 человек), способствовала позитивной социализации, формированию социальных ценностей, социальной интеграции и адаптации дошкольников. Педагогические наблюдения, предметом которых стала двигательно-игровая деятельность, показали, что за период апробации с сентября 2019 г. по январь 2020 г. достоверно (p<0,05 по критерию Манна–Уитни) возросла способность детей контролировать свои непосредственные побуждения, управлять своим поведением в коллективе, действовать по правилам. Апробация технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности позитивно отразилась на сплочении детского коллектива, развитии навыков разновозрастного взаимодействия. Наблюдалось значительное снижение (32%) недостаточного уровня развития способностей к общению и взаимодействию.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты, полученные в процессе исследования, являются принципиально новым подходом в решении проблемы физического развития и воспитания детей дошкольного возраста и позволят эффективно по сравнению с традиционными подходами воздействовать на уровень социализации, физического и психического развития дошкольников.

Преимуществами разработанной нами технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности являются:

– разработка целостной системы социализации ребенка в двигательно-игровой деятельности без изменения содержания образовательных программ и жизненного уклада дошкольной организации;

– определение алгоритма конструирования технологии и ее реализация на основе трех взаимосвязанных уровней: ориентировочного, включающего наличие первоначальных представлений о содержании подвижных и спортивных игр, правилах и нормах взаимодействия, эмоционально-ценностное отношение к двигательно-игровой деятельности; исполнительского, в основе которого лежит владение способами игровых действий; творческого, направленного на проявление способности к общению и взаимодействию в двигательно-игровой деятельности; применение выработанных навыков в самостоятельной двигательной деятельности; умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в своем поведении;

– ее направленность на повышение интереса, активности, самостоятельности ребенка в освоении социального опыта с помощью педагогических средств, а именно: включение в занятия по физической культуре проблемно-поисковых ситуаций, игровых ритуалов, коммуникативных и рефлексивных минут;

– использование разновозрастного взаимообучения и взаимодействия в двигательно-игровой деятельности на прогулке, в специальных игровых упражнениях, направленных на развитие коллективного взаимодействия, обогащение социального опыта детей;

– организация игрового пространства взаимодействия: педагог – родители – дети, обеспечивающая рост самостоятельности и независимости действий ребенка от действий взрослого.

Заключение

Таким образом, реализация технологии социализации дошкольников способствовала:

– расширению возможности разновозрастного взаимодействия в двигательно-игровой деятельности;

– решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников, овладения способами игровых действий;

– возникновению общего смыслового поля для сотрудничества, развитию способности подчиняться правилам игры, обсуждать процесс и результаты игры.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности».