Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE CONDITIONS OF THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Nechaeva O.A. 1
1 Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky
The article is devoted to the use of the competence-based approach for effective innovative training of future teachers in the context of the development of the electronic information and educational environment of the university. The digitalization of universities is one of the important tasks of modern higher education, the purpose of which is to prepare educators-innovators for the digital economy of the future in accordance with the current state standards and the demands of the digital society. It has been determined that the effective training of future teachers is based on changing the forms of interaction with students in the EEEP: from authoritarian to partnership and cooperation. The study involved 49 students of the direction of training "Pedagogical Education". The result of the study was the development of a model for the formation of the competencies of future teachers using the resources of the EIE in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education. This model is based on competence-based, personality-oriented and environmental approaches, adequate teaching methods, interactive technologies. Based on the results of the experimental work, the average indicators of the use of the EIOS resources for the development of the competencies of future teachers were obtained. The main results of the study can serve as a basis for further developments in the field of increasing the effectiveness of training future teachers of various profiles, taking into account the requirements of academic Russian and international standards, in improving the professional competencies of teachers in the context of the development of an electronic information and educational environment.
competence
competency-based approach
digitalization
electronic information and educational environment
innovation
teacher education

Задачей современной высшей школы является подготовка обучающихся к цифровой экономике будущего в условиях стремительного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развития электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Современное педагогическое образование основано на компетентностной парадигме. Компетентностный подход обеспечивает понимание востребованности и «жизнеспособности» полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков. Нормативно-правовая база, обеспечивающая компетентностный подход в подготовке будущих педагогов, представлена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1], Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) [2], Профессиональным стандартом педагога [3]. Ответом на вызовы к системе образования в информационном веке является опора на компетентностный подход [4, 5, 6], оказывающий существенное влияние на изменения содержания, методов, средств, форм и технологий образования.

Развитие компетентностного подхода способствовало тому, что профессиональное сообщество выделило (в том числе в различных профессиональных и академических стандартах) базовые компетентности (ключевые, универсальные) как наиболее интегрированные, которые способствуют достижению успехов в жизни, повышению качества общественных институтов, соответствуют различным сферам жизни.

Вслед за С.Л. Атанасяном под ЭИОС понимаем основанную на использовании компьютерной техники и средств ИКТ программно-телекоммуникационную среду, которая реализуется едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением, качественное информационное обеспечение различных участников образовательного процесса: студентов, педагогов, родителей, администрации вузов и общества [7, с. 23]. В данном исследовании особую значимость приобретает то, что компоненты и их взаимодействие в ЭИОС позволяют более результативно использовать компетентностный подход с учетом академических и профессиональных стандартов.

К данным компонентам ЭИОС относятся содержательно-методический, организационный, технологический, кадровый [8, с. 114]. В выполненном исследовании наибольшее значение уделено формам и способам организации и реализации обучения будущих педагогов-инноваторов в условиях ЭИОС на основе компетентностного подхода.

Цель исследования – проанализировать возможности ресурсов электронной информационно-образовательной среды для реализации компетентностного подхода при подготовке будущих педагогов-инноваторов с учетом требований академических и профессиональных стандартов.

Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели были использованы теоретические (анализ научных и методических источников, анализ базовых понятий исследования, причинно-следственный анализ изучаемых явлений, моделирование) и эмпирические методы исследования (сбор и накопление данных).

В настоящее время согласно роли обучающегося в процессе обучения выделяют следующие методы.

1. Пассивные методы. В данном случае обучающиеся выступают в качестве объекта обучения. Педагог преподносит материал, который ученикам необходимо усвоить и уметь воспроизвести. Основными методами являются лекция, чтение, опрос.

2. Активные методы. В отличие от пассивных методов, обучающиеся являются субъектом обучения: выполняют творческие задания, вступают в диалог с педагогом. Основными методами являются творческие задания, вопросы студента педагогу и педагога студенту.

3. Интерактивные методы. При использовании интерактивных методов и студенты, и педагог являются субъектами учебного процесса. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве) [9, с. 3].

В предложенной модели мы не рассматриваем пассивные методы как основополагающие в формировании компетенций будущих педагогов. Далее остановимся на описании активных и интерактивных методов обучения будущих педагогов, результативно используемых в ЭИОС.

Предназначение интерактивных форм проведения занятий заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному поиску знаний, выполнению заданий в ЭИОС, направленных на формирование компетенций в соответствии с действующим ФГОС ВО. Процессы взаимодействия обучающихся должны способствовать не только более интересному способу овладения учебной информацией, но и постоянному осмыслению каждым обучающимся особенностей своей системы знаний, своих мыслительных схем и т.п. При этом особое значение уделяется адекватным способам оценивания образовательных результатов, уровня развития компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС [10, с. 135].

В отличие от традиционных дидактических систем, где основой любой технологии обучения считается объяснение, интерактивное образование, истоки которого содержатся в диалоговой концепции, делает акцент на понимании и взаимопонимании [11, с. 250]. В процессе интерактивного обучения студенты взаимодействуют или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, дальнейшее саморазвитие и самообразование, нацеливает на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство», способствует обеспечению необходимого уровня учебной мотивации и познавательной деятельности.

Необходимо определить, на основе каких методов и форм осуществляется активизация учебной мотивации и познавательной деятельности у будущих педагогов. Выбор того или иного метода и формы обучения педагогом высшей школы необходимо осуществлять исходя из целей и задач обучения тому или иному навыку и компетенций студентов. Так, для развития гносеологического и праксиологического компонентов познавательной деятельности студентов наиболее результативными будут интерактивная лекция, различные тестовые задания, практико-ориентированные онлайн-упражнения и др.

В свою очередь, для развития аксиологического компонента компетенций будущих педагогов наиболее результативными выступают комплексные методы, ориентированные на ценностные установки студентов. К таким методам мы относим проектные методы, различные исследовательские задания, кейс-метод, разные игровые методы. Одним из важных компонентов реализации указанных методов является осознанность студентами значимости профессиональной деятельности, сопровождающейся высоким уровнем эмоционального переживания.

В соответствии с выдвинутой целью и задачами опытно-экспериментальная работа включала в себя следующие этапы.

1-й этап – исследование особенностей реализации компетентностного подхода, подбор диагностических методик для экспериментального исследования, анализ методической литературы, проведение диагностики уровня развития компонентных составляющих деятельности студентов в соответствии с применяемыми методами и формами обучения с использованием ресурсов ЭИОС (подготовительный): 2 методики «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельностью Л.В. Мищенко», «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН), опросник А.А. Реана.

2-й этап – разработка авторского опросника для проведения исследования среди преподавателей, проведение опроса преподавателей для изучения практики применения преподавателями вуза наиболее результативных методов и форм обучения будущих педагогов с использованием компетентностного подхода в условиях ЭИОС.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе выполненного исследования определено, что существуют различные формулировки ЭИОС, раскрывающие ее сущность, содержание и значимость для реализации компетентностного подхода.

В рамках реализации исследования нами была разработана модель формирования компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС. В основу данной модели положены компетентностный, личностно-ориентированный и средовый подходы, адекватные методы обучения, психолого-педагогические и коммуникативные технологии.

В соответствии с целями и задачами данной модели нами были выбраны наиболее значимые методы обучения, направленные на формирование компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС. Благодаря использованию ЭИОС стало возможным реализовать наиболее актуальные ее ресурсы (электронные обучающие курсы, электронное портфолио, вебинары, видеоконференции, MOOC и т.д.), индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, технологии индивидуально-ориентированного обучения по разделу/модулю/дисциплине, индивидуализацию процесса обучения, различные формы самостоятельного аудиторного и внеаудиторного обучения.

Далее представим результаты проведения диагностики развития компонентов учебной деятельности будущих педагогов в вузе по выбранным методикам. Результаты исследования удовлетворенности учебной деятельностью по методике «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности» представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень удовлетворенности студентов учебной деятельностью по методике «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности» (макс. 4 балла)

Из полученных данных следует, что более всего студенты удовлетворены выбранной профессией (2,8) и содержанием реализации образовательных программ (2,8). В целом средний уровень удовлетворенности респондентов учебной деятельностью равен 2,7 балла из 4 возможных. Это говорит о нахождении показателей в пределах нормы и подтверждает средний уровень развития гносеологического и праксиологического компонентов познавательной деятельности.

В целом можно отметить, что при подготовке студентов используются актуальные формы обучения с использованием ЭИОС, учтены индивидуальные и возрастные особенности студентов вуза. Кроме того, полученные результаты подтверждают результативность организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода в условиях ЭИОС.

Обратим внимание, что, несмотря на полученный результат в пределах нормы по уровню удовлетворенности респондентов учебной деятельностью, это может стать перспективным направлением для дальнейших исследований по активизации процесса использования результативных методов и форм деятельности будущих педагогов в условиях ЭИОС.

Результаты исследования по опроснику «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты диагностики студентов по опроснику «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана

В результате выполненного исследования мотивация успеха была выявлена у 67% будущих педагогов. Студенты отмечают, что, начиная работу, оптимистично надеются на успех. При возникновении сложностей и неудач, в ситуациях неопределенности они продолжают настойчиво двигаться к цели. Обучающиеся демонстрируют владение ценностно-смысловыми ориентациями, знаниями, умениями и способами познавательной деятельности, проявляют эмоционально-волевую регуляцию, что подтверждает средний уровень сформированности аксиологического компонента познавательной деятельности студентов вуза. Также респонденты данной группы планируют свое будущее, проектируют краткосрочные и долгосрочные цели.

На наш взгляд, главной задачей вуза является профессиональная подготовка студентов на фоне личностного развития с учетом формирования активизации учебной деятельности с использованием ресурсов ЭИОС. Полученный результат доминирования мотива на успешную деятельность будущих педагогов подтверждает то, что в студенческом возрасте наблюдается активность функции продуктивности познавательной деятельности.

Однако среди опрошенных будущих педагогов определены и те, которые боятся изменений. Соответственно, при использовании новых форм и методов активизации познавательной деятельности они проявляют недостаточно активную деятельность для получения высоких образовательных результатов в процессе обучения в вузе. Мотивацию боязни неудачи продемонстрировали 33% опрашиваемых. Данные студенты отмечают недостаток инициативности, стараются отказаться от ответственных заданий, новых методов и форм познавательной деятельности, связывают продуктивность своей деятельности и настойчивость в достижении цели с обязательным внешним контролем; чаще рискуют необдуманно. Это доказывает необходимость усилить деятельность по развитию учебной мотивации, а также более результативно использовать методы и формы активизации учебной деятельности в условиях ЭИОС.

Выводы. Определено, что в процессе подготовки будущих педагогов происходит изменение форм взаимодействия с обучающимися в ЭИОС: от авторитарных и менторских к партнерству и сотрудничеству. Компетентностный подход способствует более результативному применению интерактивных методов и средств обучения: дискуссий, семинаров, деловых игр, кейс-метода, «мозговых штурмов», презентаций, тренингов и иных – в условиях реализации ЭИОС. Обучение будущих педагогов реализуется с использованием ресурсов открытой электронной информационно-образовательной среды вуза (электронных обучающих курсов, электронного портфолио, вебинаров, видеоконференций, MOOC и т.д.). Разработана модель формирования компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС в соответствии со ФГОС ВО. По результатам опытно-экспериментальной работы получены средние показатели использования ресурсов ЭИОС для развития компетенций будущих педагогов, что подтверждает необходимость дальнейшего изучения данной темы, апробации разработанной модели с учетом полученных данных.