Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SIGNIFICANCE OF L. N. TOLSTOY'S IDEAS ABOUT FREE UPBRINGING AND NATIONALITY FOR THE FORMATION OF HUMANISTIC PEDAGOGY IN THE CZECH REPUBLIC

Volodina L.A. 1
1 Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy
Modern processes of the development of society require a rethinking of the great pedagogical heritage of outstanding philosophers and teachers, both foreign and Russian. Of great importance in the development of humanistic pedagogy was the teaching activity of Leo Tolstoy, which incorporated the ideas of unity and equality, the spread of education; the availability of knowledge to the people, including the peasantry, the idea of a "great internal revolution", the result of which will be a change in society under the influence of the spiritual development of an individual. Leo Tolstoy's philosophical and pedagogical ideas gained understanding and dissemination among humanist educators of Western European countries of the late 19th - early 20th centuries, had a great influence on the development of the paradigm of humanistic pedagogy in general and on the formation of the humanistic concept of the Czech teacher F. Bakule. The ideology of humanistic pedagogy, the national liberation movement of the young Czechoslovak Republic, the works of L.N. Tolstoy, D. Dewey, J.-A. Kamensky, the activities of domestic pedagogical reformers allowed F. Bakula to develop and successfully test the author's approach, methods and forms, alternative to the Herbartarian methods and forms of education and upbringing traditionally used at that time in the country. At the center of the system built by Bakule was the child, his subjectivity, interests, his understanding of the usefulness and effectiveness of the processes that were created around him at school and outside the educational institution. It is Bakule that the world owes the development of the theory of education and training by life and through life (life-long); unique methods of teaching drawing, reading, singing, organizing the activities of school workshops, school government.
humanistic ideas
czech pedagogue-humanist

В настоящее время в России усиливается внимание к вопросам воспитания подрастающего человека. В ряду значительных воспитательных концепций особый интерес у педагогов и родителей вызывает концепция воспитания детей свободой. Эта концепция не нова, родилась она в европейских странах XVIII века, Жан-Жак Руссо стоял у ее истоков. В качестве главного условия концепции выступало воспитание, основанное на идеях антиавторитарности, антирепрессивности и психотерапевтической коммуникации, свобода понималась как благо. На протяжении последующих столетий многие известные европейские и русские педагоги предпринимали попытки реализации ее на практике (К.Н. Венцель «Дом свободного ребенка», Л.Н. Толстой «Яснополянская школа», А. Радченко «Школа шалунов», школа А. Нилла «Саммерхилл», школа Р. Штайнера («Вальдорфские школы») и другие). Где-то это проходило более, где-то менее успешно. Теоретическое развитие эта концепция получила в трудах известных педагогов разных стран: М. Монтессори, Э. Кей, Ю.И. Фаусек и других.

Цель исследования: показать влияние гуманистических педагогических идей Л.Н. Толстого на развитие теории и практики гуманистической педагогики в Чехии в конце XIX – первой трети ХХ века (на примере педагогической деятельности Ф. Бакуле).

В процессе исследования была использована группа аналитических методов, включающая теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы и неопубликованных источников, ретроспективный анализ, систематизацию и сравнение.

Использованы комплекс методов, применяемых в историко-педагогических исследованиях: источниковедческий анализ, на основе которого был выделен и проанализирован репрезентативный круг источников по проблеме; историко-генетический метод, позволивший представить чешскую педагогическую теорию в процессе ее становления и развития в период формирования Чешского государства.

В качестве источника использовано педагогическое и художественное наследие Л.Н. Толстого, педагогические идеи которого были основаны на идеях гуманизма, совпадают с хронологическим периодом настоящего исследования и имеют доказанное влияние на известных чешских педагогов-гуманистов (на примере педагогической деятельности Ф. Бакуле). Особое место в исследовании отводится впервые вводимым в научной оборот аутентичным материалам, посвященным жизни и творчеству чешского педагога-гуманиста Ф. Бакуле, хранящимся в архивах Национального педагогического музея им. Я.А. Коменского и Института имени Джедлички (Прага, Чехия).

В период с середины и второй половины XIX века в России активным общественно-политическим деятелем становится Л.Н. Толстой. Изучение и глубокий самостоятельный анализ трудов славянофилов, западноевропейских философов, русских позитивистов и материалистов показали ему односторонность, схематизм большинства концепций развития общества, культуры, образования.

В эпоху Толстого в России усиливается поляризация общественно-политических течений: с одной стороны, реформаторские действия правительства, направленные на превращение России в буржуазное государство; с другой - революционные идеи свержения самодержавия и скорейшего изменения общественного строя.

Изучение философско-педагогических трудов Л.Н. Толстого показывает отличие его подхода к взаимодействию государства и образования от общепринятого в педагогической науке России в конце XIX - начале XX в.

Фундаментом педагогической теории Льва Николаевича Толстого являются принципы любви, непротивления злу насилием. Эта идея выражает требование отвечать добром на зло, которое вовсе не было новым в общественной философии. Достаточно вспомнить мудрецов древнего мира: Лао-Цзы, Будду и Сократа [1, с. 87], следовавших принципу непротивления.

У Л.Н. Толстого это означает конкретную программу деятельности, в которой непротивление выступает конкретной позицией.

Особенность подхода Л.Н. Толстого к заповеди непротивления заключается в требовании им от человека активной позиции по превращению зла в добро. Кроме того, Л.Н. Толстой писал о формировании у человека духовной установки, при которой позиция непротивления становится простым выражением чувства.

Они легли в основу его гуманистической концепции, определившей все аспекты образования, в том числе теории свободного воспитания.

В философии Л.Н. Толстого важное место занимают идеи христианской любви. Для Льва Николаевича любовь - это движение к соединению души человека с Богом и душами других людей. Подчеркнём, что Л.Н. Толстой неоднократно пишет о готовности любви ко всем без исключения как основе человеческих отношений. Такая любовь освобождает от низменных страстей, терзающих людей.

Нравственный смысл это чувство приобретает тогда, когда оно основано на самопожертвовании и вдохновляет человека действовать на благо других.

Философская трактовка любви неразрывно связана с педагогической теорией Л.Н. Толстого. В период работы в яснополянской школе он пишет: «Совершенный учитель соединяет в себе любовь к делу и к детям».

Ведущую роль в парадигме гуманистической педагогики Л.Н. Толстой отводит личности педагога, так как крайне важен характер отношений воспитателей и воспитанников, гуманность педагога. Своеобразным манифестом является статья Л.Н. Толстого «О воспитании», в которой читаем: «Для того же: чтобы, образование... не было собранием: произвольно выбранных, ненужных, несвоевременно передаваемых и даже вредных знаний, нужно, чтобы у обучающихся; так же как и у обучаемых, было общее и тем - и другим основание, вследствие которого избирались бы для изучения и для преподавания наиболее нужные для разумной жизни людей знания и изучались бы и преподавались в соответственных их важности размерах. Таким основанием всегда было и не может быть ни что другое, как одинаково свободно признаваемое всеми людьми общества, как обучающими, так и обучающимися, понимание смысла и назначения человеческой жизни; т. е. религия» [2, с. 452].

Важна мысль великого педагога о нравственной ответственности учителя за содержание оказываемого на ребенка влияния: «Великий грех людей, взявшихся за дело образования, просвещения» и осуществляющих «ужасное зло обмана», заключается в том, что «коварная ложь» извращает всю их последующую жизнь» [3, с. 159].

По мнению Л.Н. Толстого, специфика профессиональной деятельности педагога заключается не только в передаче ребенку определённой информации, а прежде всего в развитии его духовных сил.

В творчестве Л.Н. Толстого интересен период первого заграничного путешествия (январь - август 1857 г.), когда он знакомится с опытом работы Цюрихского института слепых и глухонемых. Для своего времени данный институт считался образцовым. Неоднократно в статьях и письмах Л.Н. Толстого можно встретить идею о том, что каждая школа должна превратиться в педагогическую лабораторию.

«С тех пор, как существует человечество, всегда у всех народов являлись учителя, составлявшие науку о том, что нужнее всего знать человеку. Наука эта всегда имела своим предметом знание того, в чем назначение и потому истинное благо каждого человека, и всех других людей» [2, с. 455].

Л.Н. Толстой писал: «Есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке педагогике и вместе с тем составляющее сущность, успешность учения, - это дух школы... Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования, что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и потому долженствующее быть целью всякого учителя» [2, с. 172-173].

Свобода в школе приводит к осознанию детьми необходимости порядка и дисциплины, которые связаны с чувством справедливости, существующем в детском коллективе.

Очень ярко гуманизм Л.Н. Толстого проявился в вопросе отказа не только от телесных наказаний, но и любых воздействий, которые унижали бы личность ребенка. Под влиянием доброты и простоты в общении, бережного отношения к ученикам даже забитые крестьянские дети «оживали», проявляли интерес к знаниям.

Важной для гуманистической педагогики проблемой было соотношение свободы и наказания. Выступая против физических и моральных наказаний, Л.Н. Толстой стремился так организовать пребывание в школе, чтобы не возникало потребности в наказаниях.

Л.Н. Толстой был разработчиком идеи свободы, прежде всего свободы ребенка в образовательном процессе. Можно сказать, что ему принадлежит не только исследование психологических аспектов свободы личности ребенка, но и практическое воплощение этого принципа на практике в яснополянской школе.

Сущность свободы человека Л.Н. Толстой осознавал в рамках философско-этического знания и полагал, что она должна пронизывать все компоненты педагогического процесса, которые находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Таким образом, Л.Н. Толстой рассматривал воспитание как систему, в которой явно прослеживается социальное и педагогическое.

Личность и творчество Л.Н. Толстого, его взгляды, философия, педагогическая, общественная деятельность оказали значительное влияние на многих зарубежных исследователей – сторонников гуманистической педагогики. Л.Н. Толстой был педагогом-теоретиком мирового масштаба, наметившим направления гуманизации всего педагогического знания, что должно привести к духовной парадигме образования. Фраза Л.Н. Толстого «воспитание спасет мир» становится в наши дни особенно актуальной.

Идеи Л.Н. Толстого были активно восприняты в годы бурного развития гуманистической педагогики в Чехии. Они повлияли на целый ряд гуманистов-педагогов в Чехии, но особенно большое сходство идей наблюдается у известного чешского педагога-гуманиста Ф. Бакуле, поэтому мы рассмотрим влияние идей русского мыслителя на этом примере. Еще молодым и неопытным учителем Бакуле впервые прикоснулся к толстовской философии в контексте важной для гуманистической педагогики проблемы - соотношения свободы и наказания.

Эти идеи имели для Ф. Бакуле решающее значение. Именно благодаря Толстому с самых первых шагов в педагогике в тех школах страны, в которых ему довелось работать (во Врапице, в Дружках, Кладно, Малой Скале), он отказывается от телесных наказаний, заменяя их самодисциплиной.

Общим для педагогических теории и практики Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле была постановка в центр педагогического процесса ребенка, с его особенностями и возможностями, для которых создавались условия индивидуального развития.

Л.Н. Толстой пытался выявить основы общечеловеческого идеала, свободы личности, источника социального прогресса, положив в их основу человеческие ценности.

Ф. Бакуле безоговорочно принял универсальный гуманизм Толстого, идеи его свободного воспитания, которые были реализованы писателем в Яснополянской школе для крестьянских детей. Идеи Толстого об образовании как потребности каждого человека, об образовании как удовольствии и наслаждении [4, с. 271-289] были приняты Бакуле за основу и внедрены в практику в разных общеобразовательных школах страны, в Институте по лечению и воспитанию немощных детей Рудольфа Джедлички, а затем в своей авторской школе - Институте Бакуле.

Оба педагога-мыслителя решали задачи целостного развития ребенка: характеризовали степень свободы личности в образовательном процессе; осуществляли развитие способностей ребёнка и добивались его самоактуализации.

Смысл нового воспитания, в их представлении, заключался в обеспечении ребенка возможностями для максимального развития творческих способностей. Отсюда особое понимание природы воспитания, которое определялось как создание условий для свободного развития личности.

Бакуле в работе «Образование через жизнь и труд» отмечает: «Моя деятельность должна быть направлена на создание условий для воспитанников, в которых они смогут приобрести тот опыт, знания и чувства, которые станут основой их будущей жизни. С этим багажом они смогут достигнуть лучшего, чем имеют сегодня, или могли бы иметь, если бы все осталось по-прежнему» [5, с. 18].

Развивая толстовскую идею о свободе воспитания, Бакуле в своем исследовании «Бедные дети…» конструирует проект идеальной свободной школы, где «…мы предоставим им возможность учиться, трудиться и отдыхать в кругу друзей. Мы организуем путешествия, экскурсии, походы. Мы научим их жить в атмосфере добросердечия и любви, организуем их благородный труд и отдых в кругу друзей. Мы организуем их жизнь так, чтобы восполнить недостатки семейного воспитания. Мы накормим и обогреем… Но мы не оторвем их от семьи. Двери школы всегда будут открыты…» [6].

Основой, объединяющей взгляды Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле о сущности человека, стали ценности антропологического знания. Именно идея свободы человека пронизывает все теоретические высказывания и опыт педагогической деятельности Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле.

 Идея свободы потребовала от Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле размышлений о сущности человека, о необходимости её познания.

Конкретизируя и разворачивая идеи Толстого, Ф. Бакуле размышляет над ценностями искусства, эстетики воспитания для познания, самопознания и совершенствования личности воспитанников. Он учил своих воспитанников постигать и обретать красоту в природе и в произведениях искусства, развивал в них эмоциональные отношения к людям, событиям и даже предметам, мотивировал совершать благие деяния. Бакуле был убежден, что в детях с самых ранних лет необходимо развивать понимание художественного изображения, художественного произведения через их созерцание, собственное переживание, которое обязательно приведет к самопознанию, к формированию эстетического сознания и к развитию собственного творческого начала, заложенного во всех детях. Как и Толстой, он был убежден, что понимание прекрасного присуще всем детям.

В работе «О своем опыте воспитания» [7] Бакуле отмечал, что учитель – проводник, сопровождающий своих учеников до вершин красоты, литературы, живописи, музыки, должен делиться самыми глубокими эмоциями с учениками. В этой же работе Бакуле объективизирует неразрывную связь эстетического и трудового воспитания, эстетического и полового воспитания. Бакуле в работе «Воспитание калек в школе» утверждает главенство воспитания художественного вкуса, который будет главным подспорьем в их будущей трудовой деятельности, откроет им двери к творческому труду, к решению неординарных ситуаций, к самостоятельному принятию решений [8].

Ф. Бакуле считал, что одна из важнейших задач учителя не только пробуждать в ребенке эмоции, но и научить его точно их идентифицировать, исследовать, сравнить с другими переживаниями, и только после этого выразить эти эмоции своими словами, по Бакуле, «собственным гением». В учительской задаче «углубления чувственности учащегося» видел не только «стимулирование мыслительной деятельности ученика», но и «стимулирование к построению ценностного суждения». Он стремится «вовлечь ученика в технологию искусства», доказывая и показывая, как «форма произведения обретается через чувства и дело глаз и рук. Где творчество – это художественное откровение, когда визуальное впечатление обогащается мыслью и чувствами» [9].

Искусство, с точки зрения бакулевской теории, не должно делиться на «взрослое» и «детское». Искусство, в понимании Бакуле, является универсальным воспитателем, «водителем» человека по жизни. Именно искусство во всей своей сложности и красоте развивает и сохраняет «пластичность мозга, так свойственную детскому организму, т.е. способность учиться» [10].

Таким образом, Бакуле предъявлял жесткие требования к мастерству и личности учителя, которая в парадигме гуманистической педагогики играла ведущую роль в целях установления гуманного характера отношений воспитателей и воспитанников, развития гуманности самого педагога.

Важно отметить бескорыстие гуманистических теорий Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле. Для них ребенок был идеалом гармонии красоты, добра и правды. Никогда ни в одних воспоминаниях не встречается даже намека на потребительское отношение к детям. Зато постоянно звучит требование глубокого изучения детей, на основе чего могут появляться понимание и терпимость, стремление развить положительные качества детей.

Идеальным является воспитание, осознаваемое ребенком как необходимое, понятное и отвечающее природным особенностям растущего человека.

Ф. Бакуле, выстраивая свою концепцию идеальной школы, предусматривал там «не только учебные аудитории, мастерские, студии, библиотеки в здании школы, но и зеленые окрестности, двор, поле, луг, сад, лес. Все, чем ребенок окружен, где он живет, учится и работает, где будет жить и работать» [11, с. 606-608]. Данный завет с особой скрупулёзностью был воспринят последователями Ф. Бакуле в Европе. «Ферма Папаши Бобра», созданная семьей Фоше, является практическим воплощением задуманного Бакуле.

Л.Н. Толстой приводил своих воспитанников к мысли о необходимости соотношения своей свободы и своих желаний, потребностей со свободой и интересами других людей и ребячьего сообщества. Бакуле также придерживался данного принципа в практике своего учительства. Особенно ярко принцип свободы обучения он смог воплотить в своей авторской школе – Институте Бакуле. Практическая педагогика Бакуле, напитанная идеями Толстого, основывалась на укреплении уверенности в себе и повышении самооценки воспитанников. Он утверждал, что каждый из них, несмотря на физические страдания, немощь и удары судьбы, должен узнать, что такое настоящая жизнь. Это возможно осуществить только через творческий и свободный труд. Он не только ввел принцип свободной (добровольной) дисциплины, основанной на взаимной дружбе и доверии. Он основал детское самоуправление и школьный Совет. В результате ученики имели возможность проходить подготовку к ряду рабочих специальностей. Это позволило организовать фабрику деревянных игрушек, пошивочную мастерскую, которые стали финансовым подспорьем школе. «Но чего бы стоило это достижение, - пишет Бакуле, - если бы оно оставалось внутренним успехом? Достоинство одних никогда не может достигаться за счет презрения других» [12, с. 19-20].

Психологами определено, что на самореализацию ребенка влияет не столько деятельность сама по себе, а характер отношений между детьми во время деятельности. Деятельность, организуемая Л.Н. Толстым и Ф. Бакуле, способствовала самоутверждению детей, была наполнена гуманистическим содержанием, была эмоционально насыщенной.

В период военных событий 1914 г. фабриканты прекратили производство игрушек и начали производить протезы, необходимые для тысяч калек, инвалидов войны. Ф. Бакуле организует производственный кооператив, где производилась ремесленная продукция, которая продавалась, а вырученные средства по решению Совета шли на общественные нужды школы, на помощь инвалидам, сиротам – жертвам и пострадавшим от военных действий.

Заключение

Сегодня в творческом наследии Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле мы находим доказательство ведущей идеи гуманистической педагогики – самоценности детской жизни, по которой нельзя рассматривать период детства как время подготовки к взрослой жизни; этот период сам является жизнью.

Педагогическая деятельность Ф. Бакуле и Л.Н. Толстого была многопланова. Они выступали и как теоретики, и как практики, педагоги-экспериментаторы и исследователи, что повлияло на глубину разработки их идей гуманистической педагогики.

Ф. Бакуле и Л.Н. Толстого объединяет практическая учительская деятельность с детьми из самых непривилегированных общественных слоев. Им обоим принадлежат глубокие мысли об образовании и разных сторонах воспитания, которые направлены на нравственное обновление образования при его правильной организации, в результате чего формируется знающий, свободный и осознающий свою ответственность за судьбы мира человек.