Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THINKING OF YOUNGER STUDENTS

Pshenichnova I.V. 1 Nezhkina M.R. 1
1 Ivanovo State University" Shuya branch
The article reveals the problems of developing the thinking of modern primary school children, emphasizes the dynamism of this process. The role of personality-oriented technologies in the development of thinking and self-esteem of students is shown. On the basis of correlation analysis, a direct link between self-esteem and the level of thinking development in younger schoolchildren is proved: the more adequate self-esteem, the higher the level of thinking development. Based on the results of the diagnostic work, the problems in the development of verbal-logical, visual-effective, visual-imaginative thinking of younger schoolchildren are highlighted. Psychological and pedagogical conditions for effective support of the development of thinking in primary classes are highlighted: activation of independent activity of students through individually-oriented training; formation of adequate self-esteem of children; organization of interaction of subjects of the educational process (psychologist, teachers, students, parents) in order to support the successful intellectual development of the student. The content of the program of psychological and pedagogical support in the following areas: diagnostic, advisory, correctional and developmental, preventive. The program focuses on the priority of personal-oriented technologies in the development of thinking and self-esteem of students. The implementation of the program has shown that individually-oriented curricula and the stimulation of independent activity of students affect the development of thinking, as they contribute to the development of a creative approach to the study of educational material, as well as the manifestation of independence and flexibility of thinking in students.
primary school age
logical thinking
visual-effective thinking
visual-figurative thinking
self-esteem
psycho-pedagogical support
personality-oriented learning

Проблемы развития мышления детей давно занимают умы ученых. И.С. Харченкова выделяет целый ряд противоречий в современной системе образования, доказывающих актуальность исследования развития мышления младших школьников. Это противоречия между:

  • все более высокими требованиями со стороны общества к формированию творческой, активной, самостоятельной личности и традиционными подходами в обучении;
  • групповой формой организации обучения школьников в традиционном образовательном процессе и индивидуальным характером развития мыслительных операций, самостоятельности и гибкости мышления учащихся;
  • потребностями учащихся в развитии своих возможностей самостоятельного мышления и особенностями организации учебного процесса в современной школе, ориентированного на функционирование памяти [1].

Попытка разрешения существующих противоречий привела нас к постановке проблемы исследования: каковы психолого-педагогические условия эффективного психолого-педагогического сопровождения развития мышления у младших школьников?

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия эффективного психолого-педагогического сопровождения развития мышления у детей младшего школьного возраста, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения процесса развития мышления младших школьников, определить ее эффективность.

Материалы и методы исследования

Сложность изучения мышления состоит в том, что объектом познания здесь является сам процесс, посредством которого осуществляется познание. Процесс мышления запускается только, если поставлена задача для решения практической или теоретической проблемы, а также при наличии мотивационного компонента, который делает задачу актуальной, а ее решение – необходимым. В младшем школьном возрасте активно развиваются и изменяются мыслительные процессы, от которых постепенно начинает зависеть развитие всех остальных психических функций. Завершается процесс перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; младший школьник все еще допускает ошибки в рассуждениях, но логически верные рассуждения у него уже можно выявить. Постепенно мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин доказали, что у младших школьников можно уже в начальной школе формировать теоретическое мышление под руководством учителя. Ученые отмечают, что теоретическое мышление позволяет младшему школьнику решать самые разные задачи, опираясь при этом не на внешние признаки и связи объектов, а на внутренние их свойства и отношения. В.А. Синчугов пишет, что современный младший школьник уже в 1–2-м классе демонстрирует основные признаки словесно-логического мышления, а в 3–4-х классах – признаки понятийного мышления [2]. А.В. Белошистая и В.В. Левитас, разрабатывая систему заданий для развития логического мышления младших школьников, подчеркивают необходимость учета доминирующего у них наглядно-образного мышления. Они отмечают, что содержание и форма заданий должны соответствовать особенностям восприятия и типу мышления ученика начальной школы, поскольку словесно-логическое мышление реализуется и развивается в тесной связи с предметно-практической деятельностью [3]. Если ребенку трудно справиться с решением задачи в умственном плане, он может решить ее с помощью предметной или образной деятельности. В дальнейшем это способствует легкому переходу к внутренней умственной деятельности и овладению теоретическими понятиями.

Современные школы оснащаются необходимым оборудованием для разнообразной работы с информацией, в классах появляются компьютеры, проекторы, смарт-доски и другие современные средства. Дети легко овладевают компьютером, даже будучи дошкольниками. Выполнение такого рода работы хорошо развивает мышление и позволяет свободно работать с современными информационными ресурсами, а также повышает познавательную активность. В то же время следует помнить о том, что изменение качества мышления младших школьников носит индивидуальный характер и используемые стратегии обучения оказывают разное по эффективности воздействие на обучающихся. Поэтому важно уделять больше внимания развитию интеллектуально-творческих возможностей каждого ребенка.

Мы считаем, что с этой задачей поможет справиться применение личностно-ориентированных технологий. Именно личностно-ориентированный подход позволяет подобрать такие методы и средства обучения, которые отвечали бы индивидуальным особенностям каждого ученика: учитель при этом иначе организует деятельность детей, используя различные ресурсы преподавания, перестраивает суть образования, а обучающиеся активно накапливают свой собственный позитивный личностный опыт. И.С. Якиманская отмечает, что технологии индивидуально-ориентированного обучения дают возможность педагогу определить склонности и интересы детей и в соответствии с ними подбирать учебный материал: возможность выбора учениками учебных заданий и форм работы способствует развитию самостоятельности в поиске путей решения этих заданий и помогает им планировать свою деятельность; учитель поощряет детей и в их самостоятельном оценивании результатов своей работы и исправлении допущенных ошибок [4].

Выборочную совокупность исследования составили обучающиеся 2-го класса МБОУ гимназии № 23 г. Иванова. Выборка включала 30 человек (возраст – 8–9 лет).

В качестве гипотезы нашего исследования выступили следующие предположения.

  1. Существует связь между личностной самооценкой и уровнем развития мышления у младших школьников.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение развития мышления у младших школьников будет эффективно при следующих условиях:

1) включение индивидуально-ориентированных технологий работы для развития навыков самостоятельной деятельности младших школьников;

2) формирование адекватной самооценки детей;

3) взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагога, обучающихся, школьного психолога (педагога-психолога) и родителей) для поддержки интеллектуального развития школьников.

На констатирующем этапе исследования мы использовали метод тестирования. Диагностический пакет составили следующие методики:

  1. методика «Дембо-Рубинштейн» для выявления самооценки младших школьников;
  2. методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»;
  3. методика «Кубик Рубика» для выявления уровня развития наглядно-действенного мышления у группы учащихся;
  4. методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена» для выявления развития наглядно-образного мышления у учащихся.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе диагностики младших школьников были выявлены проблемы с развитием наглядно-действенного мышления, словесно-логического мышления, наглядно-образного мышления, самооценки. По итогам методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» было выявлено 30% учащихся со средним уровнем развития словесно-логического мышления. Было принято решение о включении в программу психолого-педагогического сопровождения игровых и тренинговых занятий, направленных на развитие словесно-логического мышления.

По итогам методики «Кубик Рубика» мы сделали вывод о том, что у 10% обучающихся наблюдается средний уровень развития наглядно-действенного мышления, на основании чего было принято решение включить в коррекционно-развивающую работу упражнения, направленные на развитие наглядно-действенного мышления.

По результатам методики «Цветные прогрессивные матрицы Равена» было выявлено 3 уровня успешности решения матричных заданий, результаты оказались неплохими, но у 6,6% детей встречались затруднения, поэтому мы включаем в программу занятия по развитию наглядно-образного мышления, а именно занятия, направленные на творчество и воображение, которые помогут учащимся и развивать мышление, и преуспевать в учебе.

Данные методики «Дембо-Рубинштейн» об уровне развития самооценки личностных характеристик, оказывающей влияние на успешную обучаемость ребенка, позволили выделить ребят (16,67%), которым необходимы поддержка и работа над повышением уровня самооценки, помощь в социализации в школьном коллективе. По итогам тестирования было принято решение о включении в программу тренинговых упражнений, направленных на сплочение коллектива учащихся, развитие адекватности самооценки.

При анализе результатов диагностики мы сопоставили данные об уровне развития самооценки личностных характеристик и уровне развития всех трех видов мышления (словесно-логического, наглядно-действенного, наглядно-образного). Для этого был произведен корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона. Для словесно-логического мышления коэффициент корреляции Пирсона равен 0,7344, по шкале Чеддока находится в промежутке от 0,7 до 0,9, что говорит о высокой силе связи. Для наглядно-действенного мышления коэффициент корреляции Пирсона равен 0,6369, по шкале Чеддока находится в промежутке от 0,5 до 0,7, что говорит о средней силе связи. Для наглядно-образного мышления коэффициент корреляции Пирсона равен 0,6124, по шкале Чеддока находится в промежутке от 0,5 до 0,7, что тоже указывает на среднюю силу связи.

Положительные значения свидетельствуют о наличии взаимосвязи между уровнем развития самооценки личностных характеристик и уровнем развития мышления. Наибольшие отклонения выявлены при заниженных и завышенных самооценках. Ребенок с низкой самооценкой сталкивается с рядом неприятных факторов, таких как: эмоциональные переживания; худшая адаптация школьников с низкой самооценкой к стрессовым ситуациям; неуверенность в собственных силах; неспособность адекватно оценивать свои возможности. Завышенная личностная самооценка проявляется в нарушении выделения причинно-следственных связей как в межличностном взаимодействии, так и в учебной деятельности. Корреляционный анализ диагностических связей показал, что, чем ближе личностная самооценка к норме, тем выше уровень развития мышления.

Таким образом, в ходе сравнительного анализа была подтверждена гипотеза о том, что уровень личностной самооценки влияет на развитие мышления младших школьников. Мы связываем это с тем, что в процессе становления адекватной самооценки ребенок учится видеть причинно-следственные связи между своими действиями и их результатами, выделять и сопоставлять влияющие факторы, что в итоге сказывается на развитии мыслительной деятельности. Именно поэтому в процессе взаимодействия учителя и учащихся в начальном звене мы рекомендуем использовать игровые методы не только для развития мышления, но и для коррекции неадекватной самооценки у младших школьников [5].

Исходя из результатов диагностики, с учетом требований школьной программы и результатов исследования проблем развития мышления таких ученых и педагогов-практиков, как С.Б. Калашникова, М.П. Сухлоев, И.В. Пшеничнова [6, 7], была составлена и реализована программа психолого-педагогического сопровождения развития мышления младших школьников.

Цель программы: создать условия для повышения уровня развития мышления обучающихся и формирования у них адекватной самооценки.

Задачи программы направлены на то, чтобы: стимулировать развитие логического мышления, помочь детям в развитии и укреплении их самооценки и самоидентичности, а также способствовать удовлетворению потребности в эмоциональном контакте детей со сверстниками и взрослыми.

Программа психолого-педагогического сопровождения развития мышления младших школьников включала в себя четыре направления.

1. Диагностическое направление: групповое и индивидуальное диагностирование участников программы; отслеживание динамики развития мышления по итогам года; выявление причин трудностей в обучении; изучение мотивационной сферы.

2. Коррекционно-развивающее направление:

1) организация занятий, бесед, игр, направленных на развитие мышления, поднятие самооценки; стимулирование мотивации к обучению и социализации; проведение лекций и бесед с родителями и педагогом;

2) выступления на родительских собраниях, направленные на психологическое просвещение по вопросам особенностей младших школьников, развития позитивных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса; помощь в оптимизации типа семейного воспитания и детско-родительских отношений в направлении доверия, эмоциональной близости и взаимопонимания;

3) посещение уроков, наблюдение за процессом обучения, выявление проблемных ситуаций при взаимодействии участников образовательного процесса; профилактика стигматизации, буллинга, агрессии и насилия в образовательном учреждении.

3. Консультационное направление: индивидуальные консультации педагогов, обучающихся, родителей или лиц, их замещающих, административного персонала гимназии.

4. Профилактическое направление: сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания; создание ситуаций, в которых бы учащиеся могли бы выполнять задания в группе, коллективно, для сплочения класса и развития уверенности детей; создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы индивидуально-ориентированного обучения.

Включение в работу с детьми индивидуально-ориентированных технологий стимулировало развитие индивидуальных познавательных способностей детей на основе имеющегося у них опыта. Опора на положительный опыт дала возможность проанализировать себя, послушать сверстников, поразмышлять о том, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других. Применение игровых и тренинговых упражнений («Спорщики», «Я особенный», «Плохо или хорошо?», «Вхождение в роль» и др.) побуждало придумывать грамотный текст, размышлять, сопоставлять, обобщать, бороться со своими страхами перед выступлением, анализировать себя. Постепенно повысился интерес к устным размышлениям, коллективным задачам, в результате чего наблюдался положительный сдвиг в развитии словесно-логического и наглядно-образного мышления, самооценки детей. Для определения эффективности психолого-педагогической работы мы использовали критериальную систему оценивания, предложенную М.И. Ковель [8]: учили детей самостоятельно фиксировать результаты своей работы с учетом количества и трудности выполняемых заданий, планировать свою активность, создавая тем самым условия для формирования адекватной самооценки.

Активизация самостоятельной деятельности обучающихся посредством индивидуально-ориентированного обучения осуществлялась в урочное и внеурочное время. Учителю были даны рекомендации по внедрению индивидуально-ориентированного обучения в урочные часы. Преподаватель на всех уроках вел диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Учитель и ученик, высказывая свои мысли, выступали как равноправные партнеры с разным опытом и знаниями. Дети не боялись выражать свое собственное мнение, так как ни одно из них не являлось ошибочным в рамках индивидуально-ориентированного обучения. Все ответы и рассуждения, сделанные детьми, обсуждались мягко в виде равноправного диалога. Затем, обобщая ответы всех учащихся, учитель выделял наиболее соответствующие целям, задачам и теме урока.

Осуществление взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса происходило в рамках сотрудничества при реализации всех направлений программы сопровождения. Участников объединяли стремление к общей цели, доверительные отношения между субъектами, заинтересованность в совместной деятельности. Работа педагога-психолога по взаимодействию с родителями сопровождалась анкетированием родителей, консультированием семей учащихся. Информационно-просветительская и развивающая работа осуществлялась через тематические выступления, направленные на повышение компетентности родителей в области познавательного развития младших школьников.

В качестве критериев эффективности программы психолого-педагогического сопровождения развития мышления младших школьников мы выделили:

  • педагогическую эффективность, которую соотносим с положениями ФГОС НОО о становлении личностных характеристик обучающегося:
    • готовность самостоятельно действовать, способность к организации собственной деятельности;
    • умение обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
    • способность к контролю и самоконтролю;
    • активность и заинтересованность в познании окружающего мира;
  • психологическую эффективность, которую определяем по субъективным состояниям обучающихся:
    • субъективное ощущение комфорта и уверенности в себе и в своих действиях;
    • удовлетворенность отношениями с одноклассниками и педагогом, умение сотрудничать.

Для установления характера произошедших изменений по итогам реализации программы психолого-педагогического сопровождения была проведена контрольная диагностика. Для оценки сдвигов значений показателей развития мышления и личностной самооценки применялся t-критерий Стьюдента. Сопоставление данных первичной и повторной диагностики по методикам «Дембо-Рубинштейн», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», «Цветные прогрессивные матрицы Равена» показало, что полученные эмпирические значения t находятся в зоне значимости. Значение t, полученное при сопоставлении данных методики «Кубик Рубика», находится в зоне неопределенности (2,04). Таким образом, зафиксированные положительные изменения свидетельствуют об эффективности реализованной программы психолого-педагогического сопровождения развития мышления младших школьников.

Выводы

По итогам исследования и реализации программы мы сделали следующие выводы:

  1. Уровень личностной самооценки влияет на развитие мышления младших школьников. Поэтому в арсенале методов работы учителя начальных классов обязательно должны быть упражнения, способствующие коррекции неадекватной самооценки у младших школьников.
  2. Стимулирование навыков самостоятельной деятельности и становление адекватной личностной самооценки детей являются психолого-педагогическими условиями эффективного развития мышления детей младшего школьного возраста, поскольку способствуют развитию способности самостоятельно и критически мыслить, навыков исследовательской и творческой деятельности при освоении учебного материала. Дети учатся самостоятельно сопоставлять изучаемый материал, выделять закономерности, обобщать, а затем – применять свои знания на практике.
  3. Развитие мышления детей младшего школьного возраста имеет положительную динамику. Организация совместной целенаправленной работы участников образовательного процесса (психолога, классного руководителя, педагогов, родителей) является поддерживающим условием успешного интеллектуального развития школьников как в образовательном процессе, так и в семейном воспитании.