В последние годы в российской системе высшего образования одним из главных критериев результативности образовательных программ становится успешное трудоустройство выпускников вузов. Регулярные запросы от различных образовательных ведомств о предоставлении сведений о трудоустройстве и необходимости отслеживания занятости бывших студентов однозначно указывают на тесную связь между результативностью образовательной программы, эффективностью работы преподавателей и реализацией выпускников в профильной профессиональной сфере [1–3]. В то же время нельзя не обратить внимание на тот факт, что показатели результативности меняются в зависимости от специфики направлений подготовки и не всегда критерий официального трудоустройства является единственным и самым значимым. Современные экономические реалии таковы, что традиционный принцип трудоустройства, связанный с приемом в организацию на определенную штатную должность, актуален не для всех профессий.
Так, в творческих направлениях в последние десятилетия растет доля выпускников, которые работают свободными художниками и занимаются так называемым фрилансом. Учитывая существующий рынок труда в России, наиболее частой моделью трудоустройства оказывается не работа на крупных предприятиях, которых в рассматриваемой отрасли не так много, или в небольших фирмах, сотрудники в которых сильно зависят от колебания запроса потребителя и условий рыночных реалий, а частные небольшие заказы, выполняемые непосредственно для покупателя-заказчика. Бывших студентов, живущих частными заказами, даже если у них есть оформленные договорами гражданско-правового характера отношения с нанимателем, не всегда получается учитывать как трудоустроенных выпускников, так как такая форма занятости не является стабильной.
Результативность и успешность выпускников направлений декоративно-прикладного искусства и дизайнеров отражаются в других показателях, которые, как представляется, наиболее отвечают современным тенденциям развития направлений и могут быть использованы для определения эффективности подобных образовательных программ. Так, в Дальневосточном федеральном университете в 2013 г. впервые на Дальнем Востоке России была открыта магистратура по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Программа начинала свою работу в сложных условиях, когда изделия мастеров-декоративщиков назывались поделками и воспринимались результатами хобби, отсутствовала систематическая система обучения декоративно-прикладному искусству и т.д.
По прошествии семи лет возникла необходимость осмысления первых результатов работы этого направления подготовки [4]. В настоящее время еще рано говорить о том, что все проблемы в отрасли оказались решенными и какова в этом заслуга магистров-выпускников. Однако в Приморском крае наметились очевидные изменения, которые нельзя не связать с деятельностью магистратуры.
Цель исследования – определить показатели результативности для магистерских образовательных программ по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в Дальневосточном федеральном университете.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с Федеральным государственным стандартом и разработанным Н.А. Федоровской собственным стандартом ДВФУ по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы главными позициями в оценке качества освоения программы магистратуры становятся разработка «стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей», обеспечение «компетентности преподавательского состава», информирование «общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях» [5, c. 24].
Таким образом, ключевыми фигурами для определения результативности программы, кроме квалифицированного преподавательского состава, становятся работодатели, обучающиеся и общественность. «Работодателям и обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик, а также работы отдельных научно-педагогических работников… Работодателям и обучающимся должна быть предоставлена возможность общения, обмена опытом, участия в совместных проектах и мероприятиях, проводимых на базе организации и за ее пределами. Организация предоставляет возможность для проведения регулярных ярмарок вакансий для выпускников, обеспечивающих их взаимодействие с работодателями… привлечение потенциальных работодателей к разработке и обновлению ОПОП, к преподаванию дисциплин, к руководству студентами в рамках всех видов практик, к работе в государственной экзаменационной комиссии в рамках государственной итоговой аттестации, к определению тематики выпускных квалификационных работ, к участию в научно-практических конференциях и иных мероприятиях, организованных ДВФУ» [5, c. 25].
Отметим, что эта общая для программ магистратуры формулировка поднимает очень важную проблему в развитии декоративно-прикладного искусства в Приморском крае. В отличие от центральных регионов России, развитие Приморского края имеет свою специфику. Традиционные промыслы и декоративно-прикладное искусство формировались здесь спонтанно, а не в рамках предприятий и организаций, имеющих длительную историю и стабильное развитие на протяжении долгого времени. Успехи отдельных созданных на территории Приморского края предприятий, например заводов по производству керамики, были сведены к нулю годами перестройки. В результате при отсутствии крупных работодателей-производителей в качестве экспертов выступают представители малого бизнеса (редкие производители, оформленные как индивидуальные предприниматели), представители сувенирных компаний, дизайнерских студий, центров творчества, а также представители галерей, музейно-выставочных комплексов, которые являются потребителями создаваемой продукции. Не меньшую роль здесь играют общественные организации и творческие союзы, которые также становятся экспертами, формируют общественное мнение, информируют сообщество о творчестве выпускников магистерской программы.
С учетом разрозненности и узкой в большинстве своем специализации рассматриваемых типов работодателей возникает сложность оценки комплексных программ магистратуры, которые охватывают широкие историко-культурные и технологические аспекты разных видов декоративно-прикладного искусства. Многолетний опыт сотрудничества с практиками и потенциальными работодателями показал, что наиболее эффективной формой взаимодействия становится их вовлечение непосредственно в учебный процесс не только на уровне экспертов, но и на уровне обучающихся. Этот подход оказался полезным как для самих практиков, так и для рассматриваемого направления подготовки. Так, он позволил практикам-экспертам наблюдать процесс обучения изнутри, когда учебная деятельность максимально доступна для оценки. Одновременно работодатели могли представить себя в двух ролях – заказчик и мастер-исполнитель. Так, например, в разные годы на программах обучались руководители Мемориального дома-музея семьи Сухановых, ООО «Флора Стиль плюс», Центра художественного творчества и дизайна «Истоки» (ИП Васильева Елена Александровна), ООО «Творческий центр “Анастасия”», ИП Романов Михаил Михайлович, студии старинного и народного танца «Наследие», студии войлока Елены Фадеевой, мастерской ручного ткачества «Кудель», администратор музейного комплекса «Палеодеревня», участники творческого объединения «Макошь» и др. Погружение внутрь программы благодаря образовательному процессу способствует более эффективному взаимодействию между учащимися и работодателями, позволяя выполнять требования ФГОС.
Благодаря непосредственному вовлечению частных практиков, представителей малых производств и творческих объединений в процесс обучения система подготовки магистров на протяжении многих лет эволюционировала и претерпевала постоянные изменения. Так, по рекомендациям обучающихся разработаны и успешно внедрены в учебный процесс магистерские программы «Организационная деятельность в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах» и «Этнокультурное брендирование в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах», отражающие реальные потребности отрасли.
Мастера-частники и представители малого бизнеса в области декоративно-прикладного искусства в Приморском крае часто лишены возможности разностороннего повышения своей квалификации. Существующие в настоящее время мастер-классы и практические семинары, несмотря на их постепенное численное увеличение, которое, однако, не идет в сравнение с количеством проводимых мероприятий в центральных регионах России, дают определенные узкоспециализированные практические навыки, которых явно недостаточно. Рассматриваемые магистерские программы стали, по сути, для действующих практиков единственной возможностью получить профильное образование и целостное представление о происходящих процессах и современных тенденциях в современном декоративно-прикладном искусстве.
Сочетание в группах профессионалов-практиков и начинающих мастеров в декоративном искусстве позволило отработать успешные схемы взаимодействия, основанные на взаимообучении, когда происходит обмен опытом внутри группы: практики при этом получают педагогические навыки обучения своему ремеслу, а начинающие мастера перенимают опыт. Причем, учитывая тонкую грань между хобби и профессиональной деятельностью в декоративно-прикладном искусстве, пришедшие на программу учащиеся, занимающиеся каким-либо видом творчества «для себя», легко вписываются в общую концепцию программ и делятся своим опытом в той сфере, в которой достигли профессионального уровня. Результативность программ магистратуры подчеркивается нацеленностью на выполнение запросов практиков-производителей декоративной отрасли региона. Важным результатом стали формирование для обучающихся круга общения и обмена опытом, создание проектно-производственной среды с максимальным спектром видов деятельности, направленные на развитие профессиональных компетенций.
Рассматриваемая проектно-производственная среда включает непосредственное проектирование изделий декоративно-прикладного искусства, направлена на отработку всех этапов создания арт-объекта: от изучения историко-культурных и технологических аспектов до адаптации к реальным возможностям мастера и обучения методике описания и осмысления процесса проектирования [4]. Ключевым моментом для всех категорий обучающихся стала возможность попробовать новую для себя декоративную технику. Проектные группы магистрантов в зависимости от предпочтений осваивали керамику, фьюзинг, золотное шитье, сажение по бели, сутажную технику и другие виды вышивки, керамическую флористику, корнепластику. Широкие возможности для комплексного использования новых навыков дали проектирование интерьерных кукол и создание ювелирных украшений, в том числе проектирование наручей и девичьих венцов. Причем эти используемые навыки позволяют мастерам как успешно представлять свои изделия в качестве выставочного образца, так и создавать работы на заказ.
Декоративные изделия магистрантов каждый год широко представляются на всероссийских и международных выставочных площадках. Так, начиная с 2015 г. в ДВФУ проводится ежегодная выставка художественных работ «Рождественские сны», которая позволяет студентам познакомить учащихся, сотрудников и гостей университета с результатами своей творческой деятельности. Из небольшой выставочной экспозиции в Научном музее выставка постепенно разрослась в серию выставочных мероприятий, которые в 2020 г. задействовали одновременно три выставочные площадки, в том числе Пушкинский театр в г. Владивостоке, позволивший жителям познакомиться с работами студентов [6]. Созданные магистрами изделия были с успехом представлены на Тихоокеанской международной туристической выставке «Pacific International Tourism Expo» (2016–2018 гг.). Высокий уровень работ подтверждается дипломами творческих конкурсов, таких как международная художественная виртуальная студенческая выставка «Азия: содружество культур», международный интернет-конкурс «Мир искусств на Русском» и т.д.
Наряду с созданием изделий магистры осмысляют выполняемые технологические процессы и методики проектирования изделий, изучают историю развития традиционных и современных промыслов, в том числе в вопросе этнокультурного брендирования, и ищут пути адаптации традиционного искусства к современным условиям на примере коренных народов Дальнего Востока и славян [7]. Результатами стали публикации в научных журналах и выступления на научно-практических конференциях (в частности, на конференции «Мир творчества» в специально внедренном для магистрантов формате «печа-куча») [8]. Полученный опыт позволил в 2019 г. учащимся и выпускникам организовать и провести на базе ДВФУ совместно с ГАУ «Приморский краевой центр народной культуры» (ПКЦНК) конференцию, значимую часть докладчиков которой составили магистры.
Результативность деятельности магистратуры с 2014 по 2020 гг. представлена на рисунке, включающем три позиции: мероприятия по декоративно-прикладному искусству, количество участников-студентов и для примера число полученных призовых мест в конкурсе «Азия: содружество культур» (2017–2020 гг.). Показатели свидетельствуют о том, что в процессе развития образовательной программы увеличивается количество профильных мероприятий, в которых участвуют студенты-магистры, формирование среды способствует профессиональному росту, о чем свидетельствуют полученные награды.
Результативность программы магистратуры
Усилиями магистров была создана ОПКО МДПИ «Мир творчества» (Общественная Приморская краевая организация мастеров декоративно-прикладного искусства «Мир творчества»), целью работы которой является продвижение декоративно-прикладного искусства в Приморском крае. На протяжении последних лет магистры-выпускники активно продвигают мастер-классы по народным промыслам, золотному шитью, проводят выставки декоративного искусства в Доме семьи чиновника Суханова (г. Владивосток). Особое внимание обращает на себя работа Приморского краевого центра народной культуры, который благодаря деятельности магистров проводит мероприятия по развитию декоративного творчества (например, Международная выставка-конкурс художественного войлока «У самого синего моря» (2019 г.), организованная студией войлока Елены Фадеевой, ОПК ОМ ДПИ «Мир творчества» при поддержке ПКЦНК, фестиваль декоративно-прикладного искусства «Грани творчества» (2019 г.), где магистры выступили в качестве спонсоров мероприятия и членов жюри). Работа программы магистратуры и деятельность ее выпускников во многом способствовали созданию Положения о присуждении почетного звания «Народный мастер Приморского края», разработанного сотрудниками ПКЦНК в 2018 г. [9]. Профессорско-преподавательский состав ДВФУ регулярно выступает в качестве экспертов при оформлении рекомендаций к представлению к этому званию. В частности, почетное звание «Народный мастер» присвоено Елене Вячеславовне Фадеевой, проходящей в настоящее время обучение в магистратуре.
Заключение
Таким образом, результативность образовательных программ магистратуры направления 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в Дальневосточном федеральном университете определяется следующими показателями: во-первых, формированием среды для переподготовки и повышения квалификации мастеров-практиков, которые состоят в общественных творческих объединениях, работают в сфере малого бизнеса, а также занимаются частным производством; во-вторых, привлечением мастеров, которые выступают одновременно в качестве экспертов, работодателей, заказчиков образовательных услуг и обучающихся; в-третьих, научной и творческой активностью обучающихся и выпускников, их активным участием в региональных всероссийских и международных конкурсах, а также выступлениями на конференциях разных уровней и публикациями; в-четвертых, получением обучающимися призовых мест в конкурсах.
Программы магистратуры стали центром притяжения для замкнутых на своих областях деятельности мастеров, возможностью для создания коммуникационной площадки между практиками-мастерами, историками искусства, музейщиками и широкой общественностью, средой для формирования многопрофильных специалистов в области декоративно-прикладного искусства, сочетающих в себе практические и организационные навыки, направленные на популяризацию ручного труда и обучение населения региона.