Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INDICATORS OF EFFECTIVENESS OF MASTER PROGRAMS IN DECORATIVE AND APPLIED ART AND CRAFTS IN THE FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

Fedorovskaya N.A. 1 Chernova A.V. 1
1 Far East Federal University
This article discusses indicators that point to the effectiveness of master's degree programs in the direction 54.04.02 Decorative and applied art and crafts at the Far Eastern Federal University. It has been established that the formal employment of a graduate, as a criterion that traditionally used as an indicator of effectiveness, for creative areas of educational programs does not meet the needs of the industry. The effectiveness of educational programs in decorative and applied art and crafts in the Primorsky Krai is manifested in the formation of a professional environment, creative associations, the development of private production, the scientific understanding of the artistic and technological components, the organization and participation of students and graduates in in scientific and practical conferences, competitions, exhibitions, in ability to receive prizes in competitions. The interest of established masters and practitioners who not only act as experts, but are trained in programs, improve their professional qualifications, it emphasizes the effectiveness of master's programs also. Masters in this case act simultaneously as experts, employers, educational services customers and students. Thanks to the active social position of teachers, students and graduates the master's degree, their public educational and organizational activities in the region, ideas are being promoted to preserve the domestic traditional arts and crafts and the development of new trends.
the effectiveness of higher education
the effectiveness of the magistracy
indicators of effectiveness
master's degree in decorative and applied arts and crafts
far eastern federal university

В последние годы в российской системе высшего образования одним из главных критериев результативности образовательных программ становится успешное трудоустройство выпускников вузов. Регулярные запросы от различных образовательных ведомств о предоставлении сведений о трудоустройстве и необходимости отслеживания занятости бывших студентов однозначно указывают на тесную связь между результативностью образовательной программы, эффективностью работы преподавателей и реализацией выпускников в профильной профессиональной сфере [1–3]. В то же время нельзя не обратить внимание на тот факт, что показатели результативности меняются в зависимости от специфики направлений подготовки и не всегда критерий официального трудоустройства является единственным и самым значимым. Современные экономические реалии таковы, что традиционный принцип трудоустройства, связанный с приемом в организацию на определенную штатную должность, актуален не для всех профессий.

Так, в творческих направлениях в последние десятилетия растет доля выпускников, которые работают свободными художниками и занимаются так называемым фрилансом. Учитывая существующий рынок труда в России, наиболее частой моделью трудоустройства оказывается не работа на крупных предприятиях, которых в рассматриваемой отрасли не так много, или в небольших фирмах, сотрудники в которых сильно зависят от колебания запроса потребителя и условий рыночных реалий, а частные небольшие заказы, выполняемые непосредственно для покупателя-заказчика. Бывших студентов, живущих частными заказами, даже если у них есть оформленные договорами гражданско-правового характера отношения с нанимателем, не всегда получается учитывать как трудоустроенных выпускников, так как такая форма занятости не является стабильной.

Результативность и успешность выпускников направлений декоративно-прикладного искусства и дизайнеров отражаются в других показателях, которые, как представляется, наиболее отвечают современным тенденциям развития направлений и могут быть использованы для определения эффективности подобных образовательных программ. Так, в Дальневосточном федеральном университете в 2013 г. впервые на Дальнем Востоке России была открыта магистратура по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Программа начинала свою работу в сложных условиях, когда изделия мастеров-декоративщиков назывались поделками и воспринимались результатами хобби, отсутствовала систематическая система обучения декоративно-прикладному искусству и т.д.

По прошествии семи лет возникла необходимость осмысления первых результатов работы этого направления подготовки [4]. В настоящее время еще рано говорить о том, что все проблемы в отрасли оказались решенными и какова в этом заслуга магистров-выпускников. Однако в Приморском крае наметились очевидные изменения, которые нельзя не связать с деятельностью магистратуры.

Цель исследования – определить показатели результативности для магистерских образовательных программ по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в Дальневосточном федеральном университете.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с Федеральным государственным стандартом и разработанным Н.А. Федоровской собственным стандартом ДВФУ по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы главными позициями в оценке качества освоения программы магистратуры становятся разработка «стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей», обеспечение «компетентности преподавательского состава», информирование «общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях» [5, c. 24].

Таким образом, ключевыми фигурами для определения результативности программы, кроме квалифицированного преподавательского состава, становятся работодатели, обучающиеся и общественность. «Работодателям и обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик, а также работы отдельных научно-педагогических работников… Работодателям и обучающимся должна быть предоставлена возможность общения, обмена опытом, участия в совместных проектах и мероприятиях, проводимых на базе организации и за ее пределами. Организация предоставляет возможность для проведения регулярных ярмарок вакансий для выпускников, обеспечивающих их взаимодействие с работодателями… привлечение потенциальных работодателей к разработке и обновлению ОПОП, к преподаванию дисциплин, к руководству студентами в рамках всех видов практик, к работе в государственной экзаменационной комиссии в рамках государственной итоговой аттестации, к определению тематики выпускных квалификационных работ, к участию в научно-практических конференциях и иных мероприятиях, организованных ДВФУ» [5, c. 25].

Отметим, что эта общая для программ магистратуры формулировка поднимает очень важную проблему в развитии декоративно-прикладного искусства в Приморском крае. В отличие от центральных регионов России, развитие Приморского края имеет свою специфику. Традиционные промыслы и декоративно-прикладное искусство формировались здесь спонтанно, а не в рамках предприятий и организаций, имеющих длительную историю и стабильное развитие на протяжении долгого времени. Успехи отдельных созданных на территории Приморского края предприятий, например заводов по производству керамики, были сведены к нулю годами перестройки. В результате при отсутствии крупных работодателей-производителей в качестве экспертов выступают представители малого бизнеса (редкие производители, оформленные как индивидуальные предприниматели), представители сувенирных компаний, дизайнерских студий, центров творчества, а также представители галерей, музейно-выставочных комплексов, которые являются потребителями создаваемой продукции. Не меньшую роль здесь играют общественные организации и творческие союзы, которые также становятся экспертами, формируют общественное мнение, информируют сообщество о творчестве выпускников магистерской программы.

С учетом разрозненности и узкой в большинстве своем специализации рассматриваемых типов работодателей возникает сложность оценки комплексных программ магистратуры, которые охватывают широкие историко-культурные и технологические аспекты разных видов декоративно-прикладного искусства. Многолетний опыт сотрудничества с практиками и потенциальными работодателями показал, что наиболее эффективной формой взаимодействия становится их вовлечение непосредственно в учебный процесс не только на уровне экспертов, но и на уровне обучающихся. Этот подход оказался полезным как для самих практиков, так и для рассматриваемого направления подготовки. Так, он позволил практикам-экспертам наблюдать процесс обучения изнутри, когда учебная деятельность максимально доступна для оценки. Одновременно работодатели могли представить себя в двух ролях – заказчик и мастер-исполнитель. Так, например, в разные годы на программах обучались руководители Мемориального дома-музея семьи Сухановых, ООО «Флора Стиль плюс», Центра художественного творчества и дизайна «Истоки» (ИП Васильева Елена Александровна), ООО «Творческий центр “Анастасия”», ИП Романов Михаил Михайлович, студии старинного и народного танца «Наследие», студии войлока Елены Фадеевой, мастерской ручного ткачества «Кудель», администратор музейного комплекса «Палеодеревня», участники творческого объединения «Макошь» и др. Погружение внутрь программы благодаря образовательному процессу способствует более эффективному взаимодействию между учащимися и работодателями, позволяя выполнять требования ФГОС.

Благодаря непосредственному вовлечению частных практиков, представителей малых производств и творческих объединений в процесс обучения система подготовки магистров на протяжении многих лет эволюционировала и претерпевала постоянные изменения. Так, по рекомендациям обучающихся разработаны и успешно внедрены в учебный процесс магистерские программы «Организационная деятельность в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах» и «Этнокультурное брендирование в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах», отражающие реальные потребности отрасли.

Мастера-частники и представители малого бизнеса в области декоративно-прикладного искусства в Приморском крае часто лишены возможности разностороннего повышения своей квалификации. Существующие в настоящее время мастер-классы и практические семинары, несмотря на их постепенное численное увеличение, которое, однако, не идет в сравнение с количеством проводимых мероприятий в центральных регионах России, дают определенные узкоспециализированные практические навыки, которых явно недостаточно. Рассматриваемые магистерские программы стали, по сути, для действующих практиков единственной возможностью получить профильное образование и целостное представление о происходящих процессах и современных тенденциях в современном декоративно-прикладном искусстве.

Сочетание в группах профессионалов-практиков и начинающих мастеров в декоративном искусстве позволило отработать успешные схемы взаимодействия, основанные на взаимообучении, когда происходит обмен опытом внутри группы: практики при этом получают педагогические навыки обучения своему ремеслу, а начинающие мастера перенимают опыт. Причем, учитывая тонкую грань между хобби и профессиональной деятельностью в декоративно-прикладном искусстве, пришедшие на программу учащиеся, занимающиеся каким-либо видом творчества «для себя», легко вписываются в общую концепцию программ и делятся своим опытом в той сфере, в которой достигли профессионального уровня. Результативность программ магистратуры подчеркивается нацеленностью на выполнение запросов практиков-производителей декоративной отрасли региона. Важным результатом стали формирование для обучающихся круга общения и обмена опытом, создание проектно-производственной среды с максимальным спектром видов деятельности, направленные на развитие профессиональных компетенций.

Рассматриваемая проектно-производственная среда включает непосредственное проектирование изделий декоративно-прикладного искусства, направлена на отработку всех этапов создания арт-объекта: от изучения историко-культурных и технологических аспектов до адаптации к реальным возможностям мастера и обучения методике описания и осмысления процесса проектирования [4]. Ключевым моментом для всех категорий обучающихся стала возможность попробовать новую для себя декоративную технику. Проектные группы магистрантов в зависимости от предпочтений осваивали керамику, фьюзинг, золотное шитье, сажение по бели, сутажную технику и другие виды вышивки, керамическую флористику, корнепластику. Широкие возможности для комплексного использования новых навыков дали проектирование интерьерных кукол и создание ювелирных украшений, в том числе проектирование наручей и девичьих венцов. Причем эти используемые навыки позволяют мастерам как успешно представлять свои изделия в качестве выставочного образца, так и создавать работы на заказ.

Декоративные изделия магистрантов каждый год широко представляются на всероссийских и международных выставочных площадках. Так, начиная с 2015 г. в ДВФУ проводится ежегодная выставка художественных работ «Рождественские сны», которая позволяет студентам познакомить учащихся, сотрудников и гостей университета с результатами своей творческой деятельности. Из небольшой выставочной экспозиции в Научном музее выставка постепенно разрослась в серию выставочных мероприятий, которые в 2020 г. задействовали одновременно три выставочные площадки, в том числе Пушкинский театр в г. Владивостоке, позволивший жителям познакомиться с работами студентов [6]. Созданные магистрами изделия были с успехом представлены на Тихоокеанской международной туристической выставке «Pacific International Tourism Expo» (2016–2018 гг.). Высокий уровень работ подтверждается дипломами творческих конкурсов, таких как международная художественная виртуальная студенческая выставка «Азия: содружество культур», международный интернет-конкурс «Мир искусств на Русском» и т.д.

Наряду с созданием изделий магистры осмысляют выполняемые технологические процессы и методики проектирования изделий, изучают историю развития традиционных и современных промыслов, в том числе в вопросе этнокультурного брендирования, и ищут пути адаптации традиционного искусства к современным условиям на примере коренных народов Дальнего Востока и славян [7]. Результатами стали публикации в научных журналах и выступления на научно-практических конференциях (в частности, на конференции «Мир творчества» в специально внедренном для магистрантов формате «печа-куча») [8]. Полученный опыт позволил в 2019 г. учащимся и выпускникам организовать и провести на базе ДВФУ совместно с ГАУ «Приморский краевой центр народной культуры» (ПКЦНК) конференцию, значимую часть докладчиков которой составили магистры.

Результативность деятельности магистратуры с 2014 по 2020 гг. представлена на рисунке, включающем три позиции: мероприятия по декоративно-прикладному искусству, количество участников-студентов и для примера число полученных призовых мест в конкурсе «Азия: содружество культур» (2017–2020 гг.). Показатели свидетельствуют о том, что в процессе развития образовательной программы увеличивается количество профильных мероприятий, в которых участвуют студенты-магистры, формирование среды способствует профессиональному росту, о чем свидетельствуют полученные награды.

Результативность программы магистратуры

Усилиями магистров была создана ОПКО МДПИ «Мир творчества» (Общественная Приморская краевая организация мастеров декоративно-прикладного искусства «Мир творчества»), целью работы которой является продвижение декоративно-прикладного искусства в Приморском крае. На протяжении последних лет магистры-выпускники активно продвигают мастер-классы по народным промыслам, золотному шитью, проводят выставки декоративного искусства в Доме семьи чиновника Суханова (г. Владивосток). Особое внимание обращает на себя работа Приморского краевого центра народной культуры, который благодаря деятельности магистров проводит мероприятия по развитию декоративного творчества (например, Международная выставка-конкурс художественного войлока «У самого синего моря» (2019 г.), организованная студией войлока Елены Фадеевой, ОПК ОМ ДПИ «Мир творчества» при поддержке ПКЦНК, фестиваль декоративно-прикладного искусства «Грани творчества» (2019 г.), где магистры выступили в качестве спонсоров мероприятия и членов жюри). Работа программы магистратуры и деятельность ее выпускников во многом способствовали созданию Положения о присуждении почетного звания «Народный мастер Приморского края», разработанного сотрудниками ПКЦНК в 2018 г. [9]. Профессорско-преподавательский состав ДВФУ регулярно выступает в качестве экспертов при оформлении рекомендаций к представлению к этому званию. В частности, почетное звание «Народный мастер» присвоено Елене Вячеславовне Фадеевой, проходящей в настоящее время обучение в магистратуре.

Заключение

Таким образом, результативность образовательных программ магистратуры направления 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в Дальневосточном федеральном университете определяется следующими показателями: во-первых, формированием среды для переподготовки и повышения квалификации мастеров-практиков, которые состоят в общественных творческих объединениях, работают в сфере малого бизнеса, а также занимаются частным производством; во-вторых, привлечением мастеров, которые выступают одновременно в качестве экспертов, работодателей, заказчиков образовательных услуг и обучающихся; в-третьих, научной и творческой активностью обучающихся и выпускников, их активным участием в региональных всероссийских и международных конкурсах, а также выступлениями на конференциях разных уровней и публикациями; в-четвертых, получением обучающимися призовых мест в конкурсах.

Программы магистратуры стали центром притяжения для замкнутых на своих областях деятельности мастеров, возможностью для создания коммуникационной площадки между практиками-мастерами, историками искусства, музейщиками и широкой общественностью, средой для формирования многопрофильных специалистов в области декоративно-прикладного искусства, сочетающих в себе практические и организационные навыки, направленные на популяризацию ручного труда и обучение населения региона.