Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EFFECT OF EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME AND PERSONALITY TRAITS ON THE COGNITIVE PROCESS OF MEDICAL STUDENTS

Alekseenko S.N. 1 Gayvoronskaya T.V. 1 Drobot N.N. 1
1 Kuban state medical University
The article discusses the impact of emotional burnout syndrome (SEV) and personality traits accompanying SEV on the success of medical students. Emotional burnout syndrome is typical not only for the field of professional work, but also in the field of vocational education. When studying at the university, the student is affected by various factors that provoke the formation of SEV. The results of the survey revealed signs that form the syndrome of emotional burnout: constant emotional tension (34.3%), decreased interest in study (24.4%), fatigue (16.5%), pessimism (13.7%), decreased interest in leisure (11.1%). Analysis of the occurrence and depth of the severity of THES showed that 15.5% of all respondents had no signs of SEV, 52.5% of the initial symptoms were expressed in 32.0%. The degree of severity of the SEV depends to some extent on the faculty of the student's education. In the Faculty of Medicine, only 9.7% do not have this syndrome compared to pediatric and dental; 58.0% of medical students, 52.0% of dental and 45.7% of pediatric faculties showed initial signs in the form of one manifestation. The expressed SEV degree in pediatric students is 38.6%, followed by the ranking of medical students - 32.3%, the most successful students of the dental faculty - 25.3%. SEV, have an impact on the success of education at the university. The high level of severity of SEV is characteristic of underachieving students. Students who do not have SEV or have only one trait are enrolled in "4" -"5." Based on the data, it is clear that medical students may be considered a serious target in the formation of SEV, which is a serious challenge in the training of future doctors. In this regard, it is advisable to change the paradigm of the organization of the educational process, taking into account the typological characteristics of students, using various styles of communication and forms of teaching fundamental and clinical disciplines in pedagogical work.
medical students
emotional burnout syndrome
signs of emotional burnout syndrome
degree of severity of the syndrome
success of training

Высшее медицинское образование в нынешних условиях претерпевает процессы активной модернизации на базе внедрения компетентностного подхода при подготовке специалиста. Это повышает требования к качеству образования в медицинских вузах.

В современном мире человек живет в условиях хронического стресса. Студенческое сообщество подвержено воздействию различных негативных факторов окружающей среды, которые могут оказать влияние на психоэмоциональный статус обучающегося, его отношение к обучению в вузе. В зарубежной и отечественной литературе в 70-е гг. ХХ в. появилось понятие «эмоциональное выгорание», которое рассматривалось как признак профессиональной деформации, эмоционального истощения у лиц, занятых в различных сферах коммуникативной деятельности, к этой категории были отнесены врачи. Далее (исследования) работа была направлена на изучение и анализ комплекса симптомов, которые объединяют в «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ). В результате проводимых исследований установлено, что СЭВ встречается не только у работающих людей, но и на этапе обучения молодежи, в том числе у студентов медицинского вуза [1-3]. Таким образом, синдром эмоционального выгорания характерен не только для сферы профессионального труда, но присутствует и в сфере профессионального образования. При обучении в вузе на студента воздействуют различные факторы, которые провоцируют формирование СЭВ. Они зависят от вида образовательной деятельности, организации учебного процесса, отношения студентов к выполнению своих функциональных обязанностей.

Указанные моменты требуют от студента большой умственной работы: получать, запоминать, интерпретировать информацию, базируясь на основах доказательной медицины, овладевать практическими навыками и умениями с использованием современных технологий. Это нередко создает стрессовые ситуации и на уровне эмоциональной сферы формирует условия развития СЭВ [4; 5]. Поставленные обществом задачи подготовки компетентных врачей, владеющих профессиональными знаниями, навыками и умениями, требуют изучения СЭВ во взаимосвязи с личностными чертами характера студента и их влияния на успешность обучения в вузе, что является залогом эффективной подготовки будущих врачей.

Цель исследования: изучить влияние синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и личностных черт характера, сопровождающих СЭВ, на успешность обучения студентов-медиков.

Материалы и методы исследования. Материалом для исследования послужило анонимное добровольное анкетирование 238 студентов выпускного курса Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения России, которое проводилось в осеннем семестре 2019-2020 уч. г.: лечебный факультет - 93 студента, педиатрический – 70 студентов, стоматологический – 75 студентов. Число студентов, проживающих в Краснодарском крае, составило 76,8%, остальные из других территорий РФ. Женщин 64,5%, остальные мужчины; 4,3% студенток имеют семьи, студенты-мужчины - 3,1%. В опросник, предложенный респондентам, включены следующие блоки вопросов: социально-гендерный; психоэмоциональные признаки СЭВ, определяемые самостоятельно студентами по предложенным вариантам ответов; блок определения степени выраженности СЭВ; блок успешности обучения в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение. Современное общество предъявляет определенные требования к подготовке практикующего врача, обладающего необходимыми компетенциями, глубиной знаний, практических навыков, гуманистических ценностей, личностных качеств, необходимых при выполнении профессиональной функции специалиста-медика. Труд врача относится к социально важным, ответственным и сложным видам работы, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. В связи с этим не каждый может адаптироваться к предъявляемым требованиям и качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Это создает предпосылки вероятности развития особого психологического состояния здоровых людей, которое характеризуется неблагоприятным психоэмоциональным состоянием, что приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) [6]. СЭВ – это процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [7; 8]. Синдром эмоционального выгорания возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием внешних и внутренних факторов и проявляется как снижение эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др. Авторы, изучающие СЭВ [9; 10], выделяют 5 групп симптомов, характерных для СЭВ: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, социальные. Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение как чувство эмоциональной опустошенности и усталости; деперсонализацию, отсутствие интереса к учебе, работе, равнодушное отношение к объектам своего труда, граничащее с цинизмом; редукцию как возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере [11]. Из литературных источников следует, что эмоциональным выгоранием различной степени выраженности страдают 34–40% студентов медицинских вузов [12].

С учетом указанных признаков респондентам предложено провести самооценку психоэмоционального состояния и ответить на вопрос: «Какие симптомы Вас беспокоят при обучении в вузе?». Предложены следующие варианты ответов: а) ничто не беспокоит; б) усталость; в) пессимизм; г) постоянное эмоциональное напряжение; д) снижение интереса к учебе; е) снижение интереса к досугу. При этом может быть несколько ответов.

Нами проанализирована частота встречаемости и степень выраженности СЭВ у студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». Определены группы студентов, у которых отсутствуют признаки СЭВ, студенты с одним признаком СЭВ и студенты с двумя и более признаками СЭВ. В проводимом исследовании мы рассмотрели, как субъективно воспринимают студенты те или иные признаки СЭВ. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

СЭВ у студентов выпускных курсов медицинского университета (%)

Факультет

Выраженность СЭВ у студентов

Отсутствуют признаки СЭВ

Присутствует один признак СЭВ

Присутствуют два и более признаков СЭВ

Лечебный

9,7

58,0

32,3

Педиатрический

15,7

45,7

38,6

Стоматологический

22,7

52,0

25,3

Всего по факультетам

15,5

52,5

32,0

 

Из 238 опрошенных у 37 (15,5%) отсутствуют признаки СЭВ, у 125 при самооценке установлен только один признак (52,5%), у остальных 76 студентов (32,0%) – два и более признаков СЭВ. Рассматривая ситуацию в социально-гендерном аспекте, установлено, что у женщин симптомы СЭВ в 1,9 раза встречаются чаще, чем у мужчин. У проживающих в сельской местности в 1,2 раза чаще, чем у жителей городов. Рассматривая ситуацию по факультетам, установили, что наиболее стрессоустойчивыми оказались студенты стоматологического факультета. Высокая степень выраженности СЭВ выявлена у студентов педиатрического факультета – два и более признаков СЭВ присутствуют у 38,6% по сравнению с лечебным и стоматологическим – 32,3%, 25,3% (соответственно).

На данный факт необходимо обратить внимание деканам, заместителям деканов и преподавателям кафедр, так как на развитие СЭВ оказывают влияние различные факторы, в том числе взаимоотношение в группах, коммуникативная компетентность и личностно ориентированные отношения «преподаватель – студент - деканат». С учетом указанных моментов образовательный процесс в вузе должен быть направлен на профилактику развития СЭВ. Этим определяется способность студентов адаптироваться в предстоящей врачебной деятельности, так как выраженные признаки СЭВ могут усугубляться в дальнейшей работе, что, возможно, провоцирует формирование негативного отношения и отрицания профессии врача. Поэтому необходимо при общении со студентами на лекциях, практических занятиях, заседаниях студенческих научных кружков и при прохождении производственной практики анализировать психоэмоциональный статус студентов, особенно на клинических кафедрах, и помогать вырабатывать психоэмоциональную устойчивость. Причин развития синдрома эмоционального выгорания достаточно много. Это могут быть как внешние, так и внутренние факторы. В случае когда нарушается равновесие во взаимодействии этих факторов, развивается выгорание личностных черт, что приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания. Многое зависит от личностных особенностей студентов, их способности преодоления стресса [13].

В связи с возможностью развития таких ситуаций нами проанализирована взаимосвязь СЭВ с особенностями личности студентов-медиков. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие СЭВ по сравнению с внешними факторами [14].

По данным анкетирования нами проанализирована частота встречаемости признаков СЭВ, полученная при самооценке студентами своего психоэмоционального статуса. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Частота встречаемости симптомов СЭВ среди студентов-медиков (%)

Факультет

Симптомы СЭВ

Усталость

Пессимизм

Постоянное эмоциональное напряжение

Снижение интереса к учебе

Снижение интереса к досугу

Лечебный

15,2

16,2

34,3

23,8

10,5

Педиатрический

16,9

 

11,3

36,7

25,1

10,1

Стоматологический

17,5

13,8

31,8

24,6

12,3

 

Всего по факультетам

16,5

13,7

34.3

24.4

11,1

 

Результаты исследования показали, что как в общей когорте (34,3%), так и по факультетам более чем у 1/3 опрошенных лидирует признак постоянного эмоционального напряжения. При этом приоритетным данный признак оказался у студентов педиатрического факультета (36,7%). У студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» и «Стоматология», указанный симптом встречается несущественно реже. Как считают авторы, изучающие проблему эмоционального напряжения, для данного признака характерно накопление эмоций и переживаний, преимущественно они имеют сугубо субъективную оценку человека, отношение к проблеме и не всегда объективны в реальности. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и провоцирует состояние хронической усталости [15].

Следующий по частоте встречаемости среди рассматриваемых признаков у респондентов – снижение интереса к учебе (24,4%) - среди всех опрошенных и по факультетам наблюдается одинаково часто с небольшой разницей. Можно предполагать, что данное явление окажет отрицательное влияние на профессионально-образовательный процесс у студентов. 16,5% ответивших на вопросы анкеты отметили присутствие усталости, 13,7% - пессимизма, и 11,1% потеряли интерес к досугу. Полученные нами данные в результате проведенного исследования позволили выявить психоэмоциональные факторы, способствующие развитию СЭВ, что может оказать негативное влияние на формирование будущего врача.

Профессия врача относится к числу социально важных, ответственных и сложных видов профессиональной деятельности, связана с высоким уровнем психоэмоциональных и умственных нагрузок. Врач должен иметь высокий уровень профессиональной компетентности, фундаментом которой является (уровень) степень подготовки в вузе. В связи с этим следующим блоком исследования было проведение анализа влияния СЭВ на успешность обучения студента медицинского вуза. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Средний балл ЕГЭ и успеваемость студентов-медиков

Факультет

Успеваемость студентов

Средний балл ЕГЭ при поступлении в вуз

Средний балл успеваемости в вузе

Обучаются в вузе на «3» (%)

Обучаются в вузе на «4-5» (%)

Лечебный

232,2

4,1

32,9

67,1

Педиатрический

198,9

3,7

54,2

45,8

Стоматологический

239,3

3,9

54,7

45,3

Всего по факультетам

223,5

3,9

47,2

52,8

 

Результаты исследования показали низкий результат ЕГЭ у абитуриентов, поступающих на факультет по специальности «Педиатрия» (198,9), по сравнению с абитуриентами, претендующими на обучение по специальности «Лечебное дело» и «Стоматология» - 232,2 и 239,3 (соответственно). На лечебном факультете выявлен, по сравнению с педиатрическим и стоматологическим факультетами, более высокий уровень успешности обучения студентов – 67,1% обучаются на «4-5», на педиатрическом и стоматологическом факультетах данная категория студентов составила 45,8% и 45,3% (соответственно). Имея довольно высокий базовый уровень знаний при поступлении в вуз, студенты стоматологического факультета в процессе обучения снижают успешность и эффективность приобретения профессиональных знаний. Студенты педиатрического факультета остаются на позициях, соответствующих ЕГЭ, и среди респондентов 54,2% обучаются в вузе на «3». Таким образом, можно предположить, что успешность обучения в вузе в определенной степени зависит от качества подготовки в средней общеобразовательной школе. Далее нами проанализирована возможно существующая связь между успешностью обучения и степенью выраженности СЭВ студентов по факультетам. Среди респондентов, обучающихся на «удовлетворительно» по специальности «Лечебное дело», сформировавшийся СЭВ (два и более симптомов) установлен у 65,0% опрошенных, признаки СЭВ отсутствуют только у 5,0% студентов, у 30,0% выявлены начальные проявления (один признак) СЭВ. У обучающихся на «4-5» встречаемость выраженного СЭВ в 2,4 раза реже и составляет 27,3%. Признаки СЭВ отсутствуют в группе успешно обучающихся у 10,9%, начало формирования СЭВ (один признак) определено у 61,8%. На педиатрическом факультете у успевающих на «3» выраженный СЭВ установлен у 52,2%, отсутствуют симптомы СЭВ у 13,0%, начинает формироваться СЭВ (один признак) у 34,8%. Аналогичный характерологический анализ проведен в группе студентов, которые успевают в учебе на «4-5». Показатели оказались следующими: сформированный СЭВ у 31,9%, что в 1,6 раза ниже, чем в группе «троечников»; отсутствуют признаки СЭВ у 23,4%, только начинает формироваться СЭВ (один признак) - 44,7%. Среди респондентов, обучающихся по специальности «Стоматология», ситуация оказалась сходной с другими факультетами. У студентов, занимающихся на «3», признаки СЭВ отсутствуют у 13,7% ответивших на вопросы анкеты, выявлен один признак СЭВ у 34,5%, выраженные признаки СЭВ – у 51,8%, У студентов, которые учатся на «4-5», в результате исследования выявлены следующие показатели: СЭВ отсутствует у 26,1%, определен один признак СЭВ у 52.2%, выраженные признаки СЭВ – у 21,7%, что в 2,4 раза реже, чем у студентов, обучающихся на «3».

Следовательно, у студентов, обучающихся на «3», доминирующим является выраженный СЭВ. Эта группа студентов находится в состоянии эмоционального напряжения, усталости, пессимизма, снижения интереса к учебе и досугу. Студентам указанной категории сложно справляться с поставленными задачами профессионального обучения, они не могут идентифицировать свои эмоции и управлять ими, каждая вновь возникшая ситуация (опрос на практических занятиях и семинарах, зачеты и экзамены) воспринимается как неразрешимая проблема, что снижает уверенность в своих знаниях и возможность получения оценки «хорошо» или «отлично». Данная ситуация рассматривается психологами как симптом интеллектуально-эмоционального тупика, симптом «загнанного в клетку». У студента постепенно развивается процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, что необходимо рассматривать как проблему в формировании будущего врача. Для студента, у которого отсутствуют признаки СЭВ или присутствует только один симптом, характерна интеллектуальная активность, стрессоустойчивость, эмпатийность, способность адекватно регулировать свое поведение и эмоции.

Таким образом, успеваемость студента зависит от степени выраженности синдрома эмоционального выгорания. В результате возникает целесообразность индивидуально-личностного принципа построения учебного процесса, повышения ответственности студентов за результат обучения. При этом со стороны преподавателей необходимо использовать различные стили общения со студентами, направленные на профилактику СЭВ.

Выводы. Результаты проведенного анкетирования студентов показали, что СЭВ имеет место в студенческой среде. Развитие СЭВ и степень его выраженности зависит от личностных особенностей студентов, способности преодоления стресса. У респондентов выпускного курса признак СЭВ «постоянное эмоциональное напряжение» оказался лидирующим. Далее по частоте встречаемости обнаружены следующие признаки: снижение интереса к учебе, усталость, пессимизм, снижение интереса к досугу. Как показало исследование, данные признаки, формирующие СЭВ, оказывают влияние на успешность обучения в вузе. Высокий уровень выраженности СЭВ свойственен слабоуспевающим студентам. Студенты, у которых отсутствует СЭВ или присутствует только один признак, обучаются на «4-5». С учетом полученных данных становится очевидным, что студенты-медики могут рассматриваться как серьезная мишень в формировании СЭВ, что представляет серьезную проблему в подготовке будущих врачей. Результаты исследования позволяют заключить, что на этапе додипломной подготовки врачей необходимы мероприятия, направленные на повышение качества образовательного процесса и профилактику СЭВ - учитывать типологические особенности студентов, использовать различные стили общения и формы преподавания фундаментальных и клинических дисциплин.