Современные требования к подготовке провизора, нацеленного на профессиональный рост и самореализацию, обусловливают необходимость построения новой концепции профессионального саморазвития обучающегося. Предлагаемая концепция авторов ориентирована на реализацию инновационных разработок при постоянной перспективной оценке собственного саморазвития студентов в профессиональной сфере для инициативного освоения новых компетенций в научно-теоретическом, практическом и профилактическом компонентах фармацевтической практики. Фармацевтическое образование ориентировано на формирование готового к самостоятельной практике провизора, нацеленного на инновационный подход и профессиональную ответственность, в условиях растущего уровня технологичной оснащенности фармацевтической сферы.
Цель исследования
Основным ресурсом профессионального саморазвития студента-провизора выступает фармацевтическое образование. Его базовой целью является становление личности грамотной, компетентной, квалифицированной и ответственной, готовой к адаптации в условиях реальной трудовой деятельности. В ФГОС по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация» указаны требования – компетенции (УК-6): способность и готовность выпускника к саморазвитию и самообразованию [1]. Однако в настоящее время не разрешены противоречия, обращающие педагогическую науку к проблеме профессионального саморазвития будущего провизора: на социальном уровне, на научно-педагогическом уровне и на уровне образовательного учреждения [2, с. 14]. Следовательно, разработка и внедрение концепции профессионального саморазвития студента-провизора в практику востребованы в медицинском образовании.
Материалы и методы исследования
Авторами разработана научная концепция профессионального саморазвития будущего провизора, основой которой выступают ведущие идеи о главенствующей роли педагогического сопровождения в профессиональном саморазвитии будущего провизора; интеграции ресурсов субъектов процесса образования и образовательной среды медицинского университета в образовательном взаимодействии, ориентированном на развитие личности будущего провизора; прогностической направленности обогащения содержания фармацевтического образования традициями и инновациями медицины; морально-нравственных доминантах стратегий профессионального саморазвития студента [3]. Теория построена на известных проверяемых данных, опубликованных международным институтом медицинского образования, фактах деятельности научно-образовательных медицинских кластеров Минздрава России («Нижневолжский», «Уральский», «Сибирский», «Южный»).
Результаты исследования и их обсуждение
Авторская концепция согласуется с опубликованными данными в части результативности профессионально ориентированного содержания методов и средств профессионального образования (А.А. Вербицкий [4]), социокультурных оснований стратегий профессионального становления и личностного роста (С.А. Минюрова [5], В.В. Сериков [6]), взаимосвязи саморазвития и компетентностного роста (Э.Ф. Зеер [7], Е.А. Климов [8]), конструктивности студентоцентрированного взаимодействия (Л.А. Витвицкая [9] Э.Э. Сыманюк [10]) в университетском образовании. Исследование базируется на комплексном анализе и обобщении опыта педагогического сопровождения, целостной оценке педагогической реальности и актуальных стандартов профессиональной подготовки будущих провизоров.
Основной целью трудовой деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Провизор» выступает: «Обеспечение населения, медицинских и других организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами, в том числе изготовленными в аптечных организациях, и другими товарами аптечного ассортимента» [11]. ВОЗ был принят документ «Надлежащая аптечная практика (НАП) – Руководство по разработке и внедрению стандартов лекарственной политики и развитию фармацевтической практики», направленный на: профилактику, а не на лечение; пациента, а не на продукт; соблюдение профессиональной этики; информирование пациентов о грамотном и рациональном применении лекарств [12]. Содержание данных рекомендаций знаменует постепенный переход профессиональной деятельности специалиста фармацевтической отрасли от субъект-объектного характера взаимодействия с пациентом и акцента на лекарственные препараты на необходимость выстраивания субъект-субъектного взаимодействия. Реализация этих принципов в отечественной нормативной базе нашла отражение в принятых в 2016 г. «Правилах надлежащей аптечной практики...», существенно корректирующих и расширяющих круг обязанностей и компетенций отечественного фармацевтического работника [13].
В исследовании предложена научная гипотеза, состоящая из описательной (историко-педагогический анализ становления феномена профессионального саморазвития), констатирующей (развитие потенциалов вуза и субъектов медицинского образования), прогностической (проектирование профессионального саморазвития будущего провизора) частей. Синтез описательной, констатирующей и прогностической частей гипотезы позволяет:
– определить научно-теоретическую и конструктивно-техническую функции науки в профессиональном саморазвитии будущего провизора;
– выделить пути реализации (целеполагание, непрерывность, перспективность, социальная востребованность, моральная регулятивность);
– объяснить и проверить экспериментально методологические, программно-методические и инструментально-технологические основы продуктивности профессионального саморазвития обучающихся.
В ходе реализации концептуального исследования понятие «педагогическое сопровождение профессионального саморазвития будущего провизора» определено как взаимодействие студентов и преподавателей в образовательной среде вуза, отличающееся от ранее известных положений:
– установлением содержания взаимодействия «студент – преподаватель» в образовательной среде медицинского вуза, делающим акцент на развитие личности студента,
– установлением приоритетной значимости аксиологических контекстов медицинской этики и перспективных целей в аудиторной, практической, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности;
– единством взаимообусловленных требований профессиональных и образовательных стандартов в сфере фармации;
– реализацией вариативных современных педагогических средств и технологий (геймификации профессионально ориентированного моделирования, проектной технологии, форсайт-технологий, сетевых технологий) в реальных и виртуальных образовательных средах.
Положениями концепции профессионального саморазвития будущего провизора выступают:
– многофакторность межличностного, интерактивно-информационного и кластерного взаимодействия, ориентированного на развитие личности студента;
– учет социального, профессионального и личностного аспектов при построении прогнозно-перспективных моделей профессиональной успешности;
– фактор активного участия, сопричастности самого студента и преподавателя-тьютора к проектированию вероятностной модели профессионального будущего;
– ознакомление студентов с кругом профессиональных рисков в симуляционных центрах и социально-нравственных практиках;
– индикация достижений на основе результат-эффектов.
Авторами использована совокупность методологических подходов (интегративного, контекстного, проектного), позволившая выявить общие и частные результат-эффекты.
Общим является процесс возникновения нового уровня профессионального саморазвития студента на основе:
– консолидации существующих ресурсов (при интегрировании ресурсов развития субъектов образования и наукоемкой среды медицинского университета, синтезе теоретических знаний с реалиями медицинской деятельности, консолидации усилий участников проекта);
– процессуальной природы (этапы интегративного взаимодействия (предпосылочный, ориентационный, установочный, формирующий, адаптивный, перспективный), методичность содержательного насыщения медицинского образования (контекст дисциплин социально-гуманитарного цикла, химических дисциплин, симуляционных практик), цикличность формирования проектов профессионального саморазвития (анализ, моделирование, планирование, конструирование));
– прогностических потенциалов (направленность личности студента на будущую реализацию в профессии, учет особенностей предстоящей профессиональной деятельности, формирование стратегий саморазвития и самореализации).
Особенным выступают:
– профессионально ориентированные взаимосвязи наполнения медицинского образования и педагогических технологий (профессионально-деонтологический, историко-медицинский, профессиональный инновационно-прогностический);
– разнообразие и сквозной характер реализации проектных технологий (проект форсайт-площадки, научно-методическая лаборатория, форсайт-сессии, конкурсные работы и грантовые проекты, проектное представление стратегий);
– факторы: рост инновационных возможностей образовательной среды медицинского вуза; разнообразие и адаптивность технологий педагогического взаимодействия, ориентированных на развитие личности студента, мотивирующих формирование деонтологической модели современного фармацевта;
– формирование профессиональных элементов мировоззрения студента, способствующих определению приоритетов статусных и социально-экономических стимулов профессионального роста, влияющих на выбор позитивных стратегий профессионального саморазвития будущего провизора.
Выводы
Изучены причинно-следственные связи традиций (разумное сочетание гуманности, ответственности, милосердия, точность медицинского диагноза и манипуляций, оперативность медицинской помощи), инноваций медицинского образования (современные нормы медицинской этики и деонтологии, институт правовой ответственности, медицинская интеракция, информированность пациента, внедрение цифровизации, симуляционных технологий, телемедицины, визуализации диагностики, сетевых глобальных интернет-ресурсов медицинской науки, достижений микро- и наномедицины) в приоритетах профессионального саморазвития.
Осуществлена модернизация механизмов проектирования стратегий саморазвития будущего провизора с учетом современных требований подготовки и вероятных перспектив развития фармацевтического образования: конкретизация целей проектов (постоянное профессиональное совершенствование провизора), создание структуры циклов проектирования (преподаватель-помощник, преподаватель-консультант, самостоятельное выполнение), выбор среды (лаборатория саморазвития, социально-профессиональные практики фармацевтической направленности); уточнение последовательности воздействий (применение современных педагогических технологий), определение границ применимости (перспективы развития здравоохранения), выбор альтернативных стратегий (по универсальности, инновационности, масштабу и географии).
Разработаны и внедрены в практику научно-образовательных медицинских кластеров вузов современные образовательные технологии (кейс-технологии, профессиональное моделирование, геймификация, форсайт-технологии, проектные технологии и др.), продуктивно реализующие профессиональное саморазвитие будущего провизора. Определены пределы и перспективы практического использования концепции исследуемого феномена в аспекте снижения рисков стихийности и стагнации профессионального саморазвития студента, возникающих в медицинском вузе.
Создана структурно-содержательная модель профессионального саморазвития будущего провизора, имеющая прогностический характер, направленная на социальный, личностный, профессиональный результат-эффекты профессионального саморазвития будущего провизора на основе единства цели исследуемого процесса, его методологии (подходов, закономерностей, принципов), структурных компонентов (профессионального саморазвития, содержания педагогического сопровождения, потенциалов субъектов медицинского образования), процесса (механизмов, организационно-педагогических условий, этапов, технологий, средств, сред), диагностического инструментария (показателей сформированности компонентов профессионального саморазвития).
Разработана система инструментально-технологического, программно-методического и диагностического обеспечения концепции профессионального саморазвития студента, реализованная на международном (университеты Лойолы, Иерусалима), российском («Нижневолжский», «Уральский», «Сибирский», «Южный» научно-образовательные кластеры медицинских вузов), региональном (г. Оренбург, Орск, Бузулук) уровнях.
Разработан и апробирован комплекс программных и научно-методических материалов (учебно-методическое пособие «Современные педагогические технологии в подготовке будущего провизора», кейсы, турнир «Биохимическая мозаика», геймификация (игровые технологии в преподавании химических дисциплин и т.д.)).
Заключение
По итогам исследования были выявлены основные факторы эффективности реализации концепции профессионального саморазвития студента‐провизора: создание и развитие среды, благоприятной для профессионального саморазвития на основе взаимодействия «преподаватель – студент», стимулирующей и подкрепляющей личностно‐профессиональные запросы и потребности студента фармацевтического факультета; обеспечение достижений научно‐исследовательской деятельности в профессии провизора в проектировании образовательного процесса; обогащение аксиосферы студента приоритетом ценности здоровья и здорового образа жизни как фундаментальной основой функционирования медицинского вуза; модель профессионального саморазвития будущего провизора как ресурс эволюции образовательной системы медицинского вуза, стимулирующий личностный и профессиональный рост студента и его социализацию в образовательной среде.