В условиях модернизации системы высшего образования возрастает роль научной деятельности, которая приобретает непрерывный характер, поскольку возникает потребность существенного обновления подходов к подготовке специалистов, способных творчески мыслить, быстро реагировать на запросы общества, ориентироваться в различных сферах. По этой причине современные требования Федеральных государственных образовательных стандартов для высшего учебного заведения в России основываются на становлении личности выпускника-исследователя [1]. Одним из методов формирования готовности будущих специалистов к реализации сформированных компетенций, помогающих овладеть методологией научного поиска и приобрести исследовательский опыт в вузе, является научно-исследовательская деятельность студентов, которая в большинстве вузов в России представлена в виде научного общества молодых ученых и студентов.
Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как процесс профессионального становления личности будущего специалиста, развивающего способности к научному исследованию, самостоятельности, инициативу в учебе, умения и навыки индивидуального и коллективного решения профессиональных задач. Особенностью процесса научно-исследовательской деятельности студентов является индивидуальный подход к творческой самореализации каждого из них. Современное образование направлено на формирование личности будущего выпускника и требует иной организации научной работы студентов в вузе [2].
Целью образования становится не просто подготовка студентов по соответствующей специальности, но и передача опыта в исследовательской деятельности, которая заключается в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Это способствует повышению мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции студента в образовательном процессе. Основной задачей высшего образования служит приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося.
Под научно-исследовательской деятельностью студента часто понимают выполнение им творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением, предполагающей наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановку проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования, овладение практическими навыками, подведение итогов) [3].
Основываясь на научных представлениях, под научно-исследовательской деятельностью в образовании следует понимать комплексный целенаправленный процесс изучения студентом существующего опыта какой-либо научной сферы с последующим созданием, распространением научных нововведений [4]. Научно-исследовательская деятельность обучающегося не только развивает его профессиональные навыки, но и повышает качество образования в вузе в целом, поэтому исследование проблемы организации научно-исследовательской деятельности студентов медицинского вуза является своевременным и актуальным.
Цель исследования: научно обосновать систему организации научно-исследовательской деятельности студентов в ходе обучения фундаментальным и профильным клиническим дисциплинам в медицинском вузе.
Материалы и методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач, совокупностью педагогических подходов, реализованных в ходе организации научно-исследовательской деятельности студентов медицинского вуза. В связи с этим были применены такие методы, как теоретический анализ исследовательской проблемы на основе изучения и обобщения педагогической, социальной и научно-педагогической литературы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, взаимо- и самооценка, самоотчеты студентов, метод экспертных оценок и тестирование.
Результаты исследования и их обсуждение. Основными направлениями научно-исследовательской деятельности в структуре научного общества молодых ученых и студентов являются:
– подготовка абитуриентов к научно-исследовательской работе в вузе, в котором они планируют учиться;
– совместная работа школьников и студентов, обучающихся в вузе;
– функционирование научных кружков кафедр вуза;
– работа студенческого научного общества на уровне факультетов;
– межрегиональное и международное сотрудничество студенческого научного общества;
– управление научно-исследовательской работой студентов и преподавателей вуза и ее координация;
– проектная и грантовая деятельность студентов и преподавателей вуза, передача опыта.
Структурную организацию научно-исследовательской работы на примере ее функционирования в Волгоградском государственном медицинском университете можно представить следующими научными сообществами: школа «Юный медик», студенческий научный кружок, научное общество молодых ученых.
Первое сообщество – школа «Юный медик» – в данной структуре отвечает за формирование навыков научно-исследовательской деятельности у учащихся общеобразовательных школ, посещающих специально организованные занятия для абитуриентов в медицинском вузе. Такие занятия проводятся на базе 20 кафедр университета на протяжении учебного года 1–2 раза в месяц: практические занятия и лекции для учащихся 9–11-х классов. Содержание учебного материала включает не только предметную область знаний, но и профессионально ориентированную информацию, и обучающий материал по самоорганизации научной работы. Занятия проводятся во внеучебное вечернее время по графику, согласованному с руководителями секций. По результатам работы учащихся в школе «Юный медик» организуется итоговая научно-практическая конференция, на которой заслушивается минимум 10–15 лучших научно-исследовательских работ учащихся.
Второе сообщество подразумевает работу студентов в школе молодого исследователя, где на протяжении всего обучения в вузе им помогают освоить методики работы с различными источниками информации, готовят к правильному проведению научных исследований и учат оформлять их результаты. Общеобразовательные и клинические кафедры медицинского вуза организуют работу студенческих научных кружков, в которых дают в свободное от основной учебы время основы научных знаний. Студенты 1–6-х курсов всех факультетов имеют возможность научиться работать с данными электронных библиотечных систем, самостоятельно проводить литературные обзоры, оформлять научные статьи и тезисы, проверять свой научный труд в системе «Плагиат», а также оформлять презентации исследования для устных докладов на конференциях разного уровня [5].
Третье научное сообщество молодых ученых объединяет добровольные инициативные группы аспирантов, ординаторов и молодых исследователей в возрасте до 35 лет и студенческое научное общество. Основная его деятельность направлена на привлечение студентов ВолгГМУ к научно-исследовательской деятельности на различных (преимущественно ранних) этапах обучения. В данном сообществе оказывается содействие молодым ученым и студентам в организации всех форм научно-исследовательской и научно-практической деятельности, в публикации результатов научно-исследовательской работы молодых ученых и студентов в различных изданиях. Отмечаются успешное развитие творческой инициативы и повышение активности обучающихся в результате овладения ими новейшими знаниями.
Организацией данного сообщества оказывается содействие при внедрении результатов научных исследований молодых ученых и студентов в практическое здравоохранение [6].
Основной целью деятельности структуры научного общества в вузе является содействие раскрытию и развитию научно-исследовательского потенциала студентов, интеграции результатов научной деятельности в научно-образовательное пространство, повышению качества профессиональной подготовки выпускников, способных творчески применять в практической деятельности достижения современной науки [7, 8].
Научно-исследовательская деятельность студентов также требует от ее участников привлечения финансирования инициатив молодежных научных обществ, чем является грантовая поддержка. Выделяемые на научные гранты средства для студенческих исследований побуждают обучающихся к реализации научной деятельности и повышению конкурентоспособности как среди отдельных студентов-исследователей, так и среди научных студенческих сообществ под руководством опытных преподавателей.
Проводится ежегодный мониторинг непрерывной научно-исследовательской деятельности в структуре научного общества в вузе с целью улучшения ее эффективности и целесообразности организации по определенным направлениям. Так, по результатам опроса студентов, обучающихся на кафедре физики ВолгГМУ (196 человек, студенты 1–3-го курсов), о целесообразности и необходимости развития студенческого научного общества в ВолгГМУ было выявлено, что 59% респондентов в целом довольны методами работы студенческого научного общества кафедры, 43% опрошенных обратили внимание на недостаточность практического применения получаемых знаний на занятиях, 46% посчитали, что необходимо увеличение количества клинических разборов, а 34% отметили, что на каждой кафедре студенческое научное общество работает по-разному, и выразили предложение унифицировать деятельность студенческого научного общества, которая будет направлена больше на научную деятельность студентов и получение практических знаний, а не на теоретический анализ рефератов и углубленное изучение учебного материала по разным учебным дисциплинам. Кроме этого, 25% студентов из числа опрошенных сошлись во мнении, что необходимо изменять расписание заседаний студенческого научного общества на семестр для планирования времени и возможности принимать участие в различных студенческих научных обществах как на общеобразовательных, так и на клинических кафедрах.
Анализ полученных результатов проводимого пролонгированного исследования на базе Волгоградского государственного медицинского университета показал, что количество участников, активно занимающихся исследовательской деятельностью в вузе, возрастает. Следовательно, увеличивается и интерес студентов к научно-исследовательской работе, которая является одним из важнейших средств повышения уровня подготовки и воспитания будущих специалистов, способных решать задачи современного вуза, предвидеть перспективы его развития. Данные качества будущий специалист сможет приобрести только при органичном соединении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа студента в настоящее время является не дополнением учебного процесса, а его неотъемлемой составляющей. Эта идея была положена в основу построения системы организации научно-исследовательской деятельности студентов в медицинском вузе (рис.). На рисунке представлена часть фундаментальных и профильных клинических дисциплин, реализуемых в системе организации научно-исследовательской деятельности студентов.
Система организации научно-исследовательской деятельности студентов при обучении фундаментальным и профильным клиническим дисциплинам в медицинском вузе
Функционирование системы организации научно-исследовательской деятельности студентов в ходе обучения фундаментальным и профильным клиническим дисциплинам в медицинском вузе обеспечивается за счет межкафедрального взаимодействия при согласовании профильно ориентированного содержания учебного материала и осуществляется в два этапа.
1. Интеграция фундаментальной дисциплины с профильными клиническими дисциплинами с метапредметным анализом по изучаемым разделам (предполагает отбор необходимого перечня вопросов, задач, которые представляют интерес для научно-исследовательской деятельности).
2. Определение тем совместных фундаментально-профильных исследований на уровне:
– учебного эксперимента;
– учебно-исследовательской работы студента;
– научной работы под руководством опытных преподавателей;
– групповой научной работы студентов;
– самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Заключение. Таким образом, система организации научно-исследовательской деятельности студентов медицинского вуза в целом определяет содержание научно-исследовательской работы студентов в высшей медицинской школе, расширяет возможности научно-практической деятельности, мотивирует студентов к углубленному изучению общеобразовательных и профильных клинических дисциплин, а также способствует расширению их кругозора, развитию профессионального мышления и творчества, готовит к организации и проведению научных исследований на высоком уровне в последующие годы их обучения в медицинском вузе. Происходит непрерывная подготовка научных кадров с постепенным наполнением научного портфолио (собранием образцов работ, дипломов, сертификатов участника научных мероприятий, дающих представление о предлагаемых научных заслугах специалиста) и репозитория (хранилища, где хранятся и поддерживаются в виде файлов научные труды всех ученых), в которых содержится информация о публикациях, дипломах участников и поддержанных грантах. Организованная в таком контексте научно-исследовательская деятельность студентов медицинского вуза позволяет присуждать добросовестным студентам-исследователям именные стипендии и рекомендовать их к обучению в ординатуре и аспирантуре, формируя таким путем подготовленные на высоком уровне научно-педагогические кадры в области медицины и здравоохранения.