В современном обществе формирование конкурентных преимуществ государства на мировом рынке обеспечивает экономика, основанная на генерации новых знаний, совершенствовании технико-технологических основ производства. Существенная трансформации образовательной и академической среды в настоящее время обусловлена возрастанием социально-экономической роли знаний как средства производства, интенсивным внедрением технико-технологических нововведений, высоким качеством трудовых ресурсов, сочетанием фундаментальных исследований и разработкой проблем практического характера, повышением роли транснациональных и глобальных научных исследований [1]. Университеты становятся центрами инновационной деятельности, производящими не только знания, но и нововведения, которые стимулируют экономическое развитие, становятся важным компонентом региональных и национальных инновационных систем. Высшие учебные заведения начинают играть роль ядра системной интеграции инновационной активности в России. Целью развития большинства российских университетов является их преобразование в современные интеллектуальные, инновационные, социокультурные центры России, места генерации и трансфера новых знаний в высокотехнологические разработки, создания наукоемкой продукции и услуг. Это предполагает формирование инновационной инфраструктуры университетов, развитие взаимодействия с другими субъектами инновационного деятельности, органами государственной и региональной власти и общественными организациями [2].
Целями исследования являются рассмотрение современных тенденций и факторов формирования предпринимательских университетов в России, а также раскрытие социально-экономических, организационно-управленческих, институциональных проблем развития. Очевидно, что каждый из российских университетов имеет специфические особенности, но рассмотренные проблемы, факторы и перспективы вузовской инновационной деятельности являются общими для большинства высших учебных заведений.
Материал и методы исследования
В настоящее время в России формируется новая модель университетов, когда при осуществлении обучения и исследовательской деятельности вузы базируются на концепциях «академического капитализма», предпринимательских университетов и «тройной спирали».
В 2020 г. в России функционировало 668 государственных университетов, из них 2 с особым статусом (Московский и Санкт-Петербургский), 10 федеральных, 29 национальных исследовательских. С конца XX – начала XXI вв. в России формируется новая модель университетов, основанная на концепциях «академического капитализма», предпринимательских университетов и «тройной спирали». В современных российских университетах при сохранении ведущей роли обучающей и исследовательской функции происходит эволюционный переход к предпринимательской модели, которая обусловливает их роль как субъектов экономического развития. Эффективность инновационной деятельности университетов определяется уровнем восприятия и готовности руководства и профессорско-преподавательского состава вуза принять и реализовать новые тенденции. Это требует преобразования системы высшего образования на основе усиления взаимодействия университетов с бизнесом, объектами инновационной инфраструктуры (технопарками, промышленными кластерами, венчурными фондами и пр.); изменения организационно-управленческой структуры для достижения ее адаптации к изменяющимся внешним факторам и финансовой стабильности. При сохранении и развитии образовательной и исследовательской функций университеты должны эволюционно переходить к инновационной и предпринимательской деятельности на основе эффективного использования своего высокого научно-технического и интеллектуального потенциала. Решение этих задач позволит классическим университетам перейти к модели «предпринимательского университета».
Теоретико-методологическая основа понятия предпринимательского университета, его роль в социально-экономическом развитии страны и формировании современного информационного общества описаны в трудах Б. Кларка и концепции тройной спирали Г. Ицковича.
Модель тройной спирали (Triple Helix) предложена американским ученым Г. Ицковицем [3]. В настоящее время в связи с трансформацией российских университетов она начинает широко использоваться в теории и практике инновационного развития высшего образования в России. Ее суть заключается в нахождении оптимального механизма взаимодействия университетов, предприятий и государства как основных компонентов инновационной системы, повышении роли университетов в региональном социально-экономическом развитии и переходе к экономике знаний. При этом современный университет значительно расширяет свои функции – от воспроизводства, накопления и распространения знаний, проведения научных исследований до создания и реализации собственных каналов трансфера технологий, что предполагает формирование у студентов в процессе обучения предпринимательских навыков. Подобная трансформация современных университетов обусловлена следующими факторами: глобализацией политики, экономики, техники и технологий; усилением зависимости отраслей промышленности и третичного сектора экономики от современного уровня знаний; ускорением темпов научно-технического прогресса; возрастанием роли высококвалифицированных специалистов; тенденциями динамичного развития информационно-коммуникационных технологий и формированием информационного общества [4].
Концепция предпринимательского университета разработана в 1990-е гг. американским социологом Бертоном Р. Кларком. Предпринимательский университет – это социальный институт, который стимулирует экономический рост и развитие страны и регионов благодаря тесному взаимодействию с внешней социально-экономической средой [5]. Данное учебное заведение для своего функционирования привлекает дополнительные финансовые средства за счет инновационной деятельности. Это обеспечивается благодаря формированию взаимоотношений с бизнесом, использующим инновационные разработки ученых университета. Формирование предпринимательских университетов обусловлено объективными требованиями общества – необходимостью обеспечения национального и регионального экономического развития при одновременном улучшении финансового положения университета и его ученых. Создание и функционирование предпринимательских университетов свидетельствуют о возрастании роли знаний в социально-экономическом и технико-технологическом развитии страны и превращении университетов в эффективные, ведущие драйверы инновационной деятельности, трансферы знаний и технологий в общество, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности [6].
Концепция предпринимательского университета активно реализуется со второй половины ХХ в. в американском высшем образовании и в последние десятилетия – в университетах Европы. В последних работах Б.Р. Кларк рассмотрел процессы трансформации европейских университетов в направлении формирования предпринимательского университета [7]. Их характерными чертами являются наличие сильной системы управления; сформировавшаяся периферия роста, доступ к разнообразным источникам финансирования; высокооплачиваемые квалифицированные и креативные ученые; сформированная культура предпринимательства [8]. Результаты данного исследования показывают преобразование европейских университетов в инновационные и предпринимательские при сохранении сложившихся академических традиций. При этом существуют риски и угрозы при разработке и внедрении инноваций, которые не всегда могут быть успешны. По Б. Кларку, главной характеристикой предпринимательского университета является его направленность на создание и распространение новых знаний и их коммерциализацию. Также особенностями предпринимательского университета служат его открытость к организационно-управленческим изменениям, вовлечение максимального количества сотрудников в создание инноваций.
Развитие концепции предпринимательского университета описано в работах Й. Уисемы [9]. Университет третьего поколения Й. Уисемы включает большинство практик предпринимательского университета, однако основой трансформации этого типа университета являются на внешние, а внутренние факторы – проблемы конкуренции за источники финансирования, поиск талантливых ученых и способных студентов. По мнению Й. Уисемы, в университетах третьего поколения при обучении студентов специальным инновационным дисциплинам должны сформироваться компетенции для подготовки будущего специалиста с высокой предпринимательской культурой, который по окончании университета был бы способен открыть собственное инновационное предприятие [10].
Исследование основано на системном подходе к изучению университетов как целостных социально-экономических структур. Оно реализуется на основе сопряженного применения метода управленческого обследования (исследование внешней и внутренней среды университетов) и SLEPT-анализа – это выявление и анализ факторов влияния внешней среды на стратегию развития университетов.
Результаты исследования и их обсуждение
Для анализа процессов формирования предпринимательских университетов в России необходимо рассмотреть внешнюю и внутреннюю среду организации [11], например методом SLEPT-анализа. Аббревиатура SLEPT происходит от пяти английских слов: Social (социокультурные), Legal (правовые), Economic (экономические), Political (политические), Technological (технологические). Обобщенный SLEPT-анализ российских университетов приведен в таблице.
SLEPT-анализ внешнего окружения университетов
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ (SOCIAL) |
ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ (LEGAL) |
Демографическая структура населения Изменение возрастной структуры трудовых ресурсов в направлении повышения среднего возраста работников Миграционные тенденции Тенденция развития образования Образ жизни и тенденции его формирования Модели поведения инноваторов и потребителей инноваций Уровень устойчивости к воздействию глобальных социально-экономических и политических факторов Маркетинговые исследования потребностей и отношения потребителей к инновациям Эффективность рекламной деятельность и развитие связей с властями всех уровней, бизнесом и общественностью |
Недостаточный уровень развития и значительная динамика законодательной базы в области инновационной деятельности Правовое обеспечение защиты интеллектуальной собственности Законодательство по технологиям Правовое регулирование конкуренции и монополизации производства Законодательная база лицензирования, сертификации и стандартизации продукции Высокий уровень развития правовой инфраструктуры Создание правовой основы взаимодействия университетов с технопарками и промышленными инновационными кластерами |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (ECONOMIC) |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (POLITICAL) |
Экономическая ситуация и тенденции в мире и стране Покупательская способность населения Пропорции распределения доходов в стране Общехозяйственная структура и отраслевой состав экономики страны Сильный износ оборудования и основных фондов Налоги, связанные с новыми продуктами и технологиями Факторы, специфичные для индустрии информации Уровень инфляции Инвестиционный климат в стране Низкая производительность труда Спрос на инновационные продукты и технологии Специфика производства инноваций Потребности конечного пользователя Открытость и «прозрачность» экономики Система федерального налогообложения инновационных предприятий |
Устойчивость политической ситуации Внешняя и внутренняя государственная политика Государственное антимонопольное регулирование Государственная и региональная научно-технологическая политика Поддержка инновационных исследований всеми уровнями власти Коррупция Финансирование фундаментальных исследований Группы лоббирования Международные интересы Прочее влияние государства в области инноваций Внешнеэкономическая политика Государственная политика по отношению к привлечению иностранного капитала Роль профсоюзных и других общественных организаций (политических, экономических и т.п.) |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (TECHNOLOGICAL) |
|
Создание конкурентных техники и технологий Разработка замещающих и связанных технологий Технологическая зрелость инновационных предприятий Потребительская емкость внешнего и внутреннего рынка инновационных товаров и услуг Уровень развития информационно-коммуникационных технологий и информационного общества Уровень доступности научно-технологической информации и патентной документации Общий уровень инновационного и технологического потенциала |
Оперативный доступ к новым образцам техники, технологиям Эффективная система лицензирования и патентования изобретений, полезных моделей и информационных продуктов Проблема защиты интеллектуальной собственности и авторского права Новые технологии: скорость возникновения, динамика передачи и устаревания Техническое и технологическое обеспечение инновационных предприятий Акцепторный тип развития инновационной экономики (значительное преобладание используемых передовых производственных технологий над созданными) |
Из социально-культурных факторов внешней среды наибольшее значение имеет демографическая ситуация в стране. Преобладание смертности над рождаемостью является главной причиной естественной убыли населения в стране. Данные процессы привели к старению населения, соответственно уменьшению трудовых ресурсов, в том числе высококвалифицированных. Миграционные тенденции характеризуются оттоком из России специалистов высшей квалификации. Снижаются уровень и качество высшего образования, трансформируются базовые ценности, изменяется образ жизни. Университеты, в отличие от других высших учебных заведений, как правило, имеют высокий имидж среди потребителей образовательных и научно-исследовательских услуг как в стране, так и в регионах. Большинство университетов тесно связаны с общественностью, федеральными и региональными органами власти, средствами массовой информации. Недостаточно полно высшие учебные заведения используют рекламные возможности современных интернет-ресурсов, телевидения и радио.
Правовые (юридические) факторы, влияющие на инновационную деятельность университетов, характеризуются сильной динамичностью. Действует ряд законов, регулирующих отдельные аспекты инновационной деятельности в Российской Федерации. В то же время отсутствуют целостная система федерального регулирования инновационной деятельности и соответствующие законодательные акты.
Макроэкономическое положение России в мировом хозяйстве является благоприятным фактором внешнего окружения университета. Из экономических факторов, оказывающих негативное влияние на формирование инновационного рынка университета и его партнеров, следует отметить: сильный износ оборудования и основных фондов, неблагоприятный инвестиционный климат в стране, низкую производительность труда, невысокий спрос на отечественные инновационные продукты и технологии, низкий уровень открытости и «прозрачности» экономики и др.
Для политической ситуации как фактора внешней среды университетов в последние годы характерна устойчивость. Реализуется целенаправленная внешняя и внутренняя политика, осуществляется государственное регулирование конкуренции посредством антимонопольного законодательства, проводится государственная инновационная политика, стратегия которой разработана на период до 2030 г. Довольно сильны позиции профсоюзов и других групп влияния (политического, экономического и т.п.).
Из технологических факторов большое значение имеет быстрое развитие информационных технологий и глобальных коммуникаций. В России также отмечаются значительный потенциал генерации инноваций и большая емкость внутреннего инновационного рынка. Многие технологии (прежде всего в оборонно-промышленном комплексе, атомной энергетике, производстве композиционных и наноматериалов, аэрокосмической промышленности и др.) отличаются высоким научно-техническим уровнем и конкурентоспособны на международном уровне.
Важным направлением формирования предпринимательских университетов является коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности [12]. Для этой цели в университетах проводится ряд мероприятий по финансированию и продвижению результатов НИОКР:
1) поиск и привлечение внешних заказчиков и инвесторов НИОКР;
2) проведение семинаров и тренингов по развитию малого инновационного бизнеса;
3) создание молодежных инновационных центров;
4) участие в конкурсах грантов государственной некоммерческой организации Фонда содействия инноваций, который оказывает существенную поддержку малым инновационным предприятиям;
5) организация и участие в научных конференциях, связанных с инновационной деятельностью;
6) участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и форумах международного, всероссийского и регионального уровней.
Выводы
- Российские университеты находятся на начальном этапе перехода к модели предпринимательского университета. По-прежнему главными функциями университетов являются образовательная и исследовательская при формировании инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и научно-производственных лабораторий) и создании малых инновационных предприятий.
- Российские университеты на современном этапе становятся важнейшими средствами генерации инноваций, особенно в области информационно-коммуникационных технологий. Факторами, положительно влияющими на формирование предпринимательских университетов, являются устойчивость политической ситуации, правительственная научно-технологическая политика, развитие конкурентных технологий в ряде высокотехнологичных секторов экономики, высокий уровень развития рынка информационных технологий.
- Большое влияние на процессы коммерциализации университетских инноваций как на важный фактор формирования предпринимательских университетов оказывают социально-культурные факторы внешней среды, прежде всего демографическая ситуация в стране. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к старению населения, соответственно уменьшению трудовых ресурсов, в том числе высококвалифицированных. Миграционные тенденции характеризуются оттоком из России специалистов высшей квалификации.
- Главными проблемами в технологическом отношении являются невысокий уровень возникновения новых технологий, низкая динамика их передачи, высокая скорость устаревания. Важным направлением решения этой проблемы служит устранение несоответствия технико-технологического оснащения характеру решаемых задач инновационного развития.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-05-00066.