Активная информатизация и компьютеризация общества, которая происходит с конца ХХ в., проявляется во всех сферах его жизнедеятельности. В связи с этим компьютер, ранее считавшийся лишь электронно-вычислительной машиной, стал служить инструментом наполнения жизни человека различными ресурсами в образовательной, коммуникационной, трудовой и развлекательной сферах. Таким способом формируются процессы виртуализации указанных сфер его жизни, перспективно подменяющих реальные вещи на образы. Целью данного исследования является демонстрация назревшей необходимости внедрения комплекса практических мер по повышению культуры использования сети Интернет сотрудниками и курсантами образовательных организаций Министерства внутренних дел России.
Материал и методы исследования
В основе исследования лежит теоретический анализ научных статей (А.А. Ефремовой, И.В. Ульяновой, О.Н. Фаблиновой), нормативно-правовых актов федерального и ведомственного уровней (Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), регламентирующих культуру и этику поведения сотрудников органов внутренних дел.
Результаты исследования и их обсуждение
В современном мире процессы социализации личности не могут протекать без коммуникаций, так как человек усваивает определенные навыки, нормы, правила через общение и взаимодействие с другими людьми.
В широком смысле слова коммуникация – это передача и обмен информации между людьми. Она предполагает психологическую близость между участниками, наличие понимания и сопереживания. Коммуникация – это непосредственный контакт «лицом к лицу» [1].
Также целесообразно выделить термин «интернет-коммуникации». Интернет-коммуникации – это такие методы общения, при которых передача информации происходит по каналам Интернета с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации в различной форме – посредством голоса, видео, документа, мгновенных сообщений, файлов [2].
Изобретение Интернета и рост его аудитории, становление сети в качестве неотъемлемой части жизни в развитых и развивающихся социумах явились катализатором глобализации общества, что подталкивает индивида к отчуждению от реального мира. Масштабы развития сети и ее распространение позволяют говорить о ней как об одном из основных культурных факторов, определяющих жизнедеятельность человека и социума в целом. В связи с тем, что общение в сети Интернет осуществляется в условиях массовости коммуникаций, оно имеет свои особенности, такие как его трансграничный характер и объединение информационных ресурсов в единую систему, отличающие его от традиционного неопосредованного общения в реальной жизни.
Так, Интернет в настоящее время заменяет литературные источники, привычные ранее виды общения, видео- и аудиоконтент, развиваются методы виртуального общения, такие как социальные сети, мессенджеры, видео- и текстовые блоги, что позволяет уверенно судить о повышении удобства использования сети.
К средствам интернет-коммуникаций относятся:
1) социальные сети (онлайн-платформы, с помощью которых происходят общение, обмен различного рода информацией между людьми со схожими интересами);
2) веб-чаты/веб-ресурсы (система, позволяющая пользователям общаться в режиме реального времени);
3) блоги/форумы (интернет-платформа, с помощью которой происходит общение между пользователями – от двух и более человек, обычно на какую-то определенную тему);
4) доска объявлений (веб-ресурс, который предназначен для публикации/поиска актуальных объявлений купли-продажи/предложения товаров и услуг);
5) веб-почта (ресурс сети Интернет, посредством которого пользователи получают доступ к другим информационным ресурсам после предоставления сопутствующих личных данных (авторизации)).
Одним из ключевых аспектов интернет-среды является культура ее использования. Тем не менее в связи с отсутствием выработанных общепринятых четких норм и правил, а также часто анонимным характером общения представители всех социальных групп пренебрегают изучением культуры интернет-коммуникаций, что приводит к пассивному отношению к форматам общения, построению комфортной среды, а также выстраиванию своего поведения по отношению к другим абонентам сети [3]. Низкий уровень компьютерной грамотности и незнание культурных особенностей интернет-пространства не позволяют в должной мере наполнить представляющие интерес сегменты Интернета качественным контентом и выработать структурированную схему частных и государственных (ведомственных) порталов, что формирует стагнационный характер национального сегмента сети.
Примером стагнации интернет-пространства на национальном уровне можно считать опыт Соединенных Штатов Америки, где пользователи отмечают низкое качество наполнения большинства интернет-порталов крупных корпораций и государственных органов. Причиной этого феномена в стране, считающейся «пионером» интернет-пространства, принято считать безразличное отношение производителей контента. Руководство госструктур активно внедряло официальные интернет-порталы «на заре» эпохи Интернета, однако впоследствии предпочло пользоваться тем, что есть, без применения каких-либо новшеств и удобств.
В Российской Федерации в настоящее время активно развивается интернет-строительство, что наглядно демонстрируется вхождением в интернет-среду органов государственной власти и иных подгосударственных структур. Введены и формы обратной связи с различными ведомствами, функционирующие вполне эффективно. Вместе с тем цифровизация сферы государственных услуг выявила ряд недостатков и слабых сторон.
В целях оптимизации учебного процесса в образовательных организациях Министерства внутренних дел России, а также совершенствования оперативно-служебной деятельности практических подразделений ведомства нами проведена работа по изучению проблемы необходимости внедрения комплекса практических мер по повышению культуры использования сети Интернет. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном мире использование человеком сети Интернет считается одним из наиболее значимых и неотъемлемых аспектов системы коммуникации, важнейшей составной частью которой является культура его применения. Данный информационный ресурс предоставляет пользователям следующие возможности:
1) общение с другими пользователями;
2) создание (потребление) развлекательного контента;
3) получение образования;
4) формирование (потребление) культурных ценностей;
5) использование сети Интернет в качестве инструмента осуществления трудовой деятельности;
6) получение (предоставление) услуг социальной сферы.
Вместе с тем в связи с отсутствием четкого регулятивного и социально-адаптивного подхода к формированию контента и культуры его потребления у современного общества сложился скорее потребительский, чем созидательный подход к «освоению» интернет-пространства. Данный факт привел к дегенеративному и неосознанному отношению людей к предоставленным возможностям. Значительно и влияние современной модели потребления интернет-контента в студенческой (курсантской) и научной среде. Пользователи часто пренебрегают возможностью приобретения знаний в любых, ранее труднодоступных сферах науки, в пользу потребления развлекательного контента.
Вышеизложенные факты, несомненно, диктуют необходимость придания значимости воспитательной роли преподавательского и методического состава образовательных организаций, а также руководящего звена практических подразделений в формировании и внедрении наиболее качественного и осознанного подхода сотрудников и иных категорий к использованию сети Интернет в своей жизнедеятельности.
Современная образовательная система силовых структур Российской Федерации, в том числе и Министерства внутренних дел России, строится на принципах, отраженных в ст. 3 Закона РФ «Об образовании» в соответствии с реализуемой правительством России государственной политикой в данной сфере [4]. К ним относятся:
1) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, гражданственности;
2) единство образовательного пространства на территории РФ;
3) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ
с системами образования других государств;
4) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения и др.
В связи с тем, что образовательные учреждения силовых структур России имеют специфический характер осуществления своей деятельности, обусловленный прохождением курсантами в период обучения военной или специальной службы, в них действует ряд положений, устанавливаемых федеральными и ведомственными нормативно-правовыми актами. Кроме того, жизнедеятельность указанных категорий регулируют контрактные обязательства, принимаемые на себя обучающимися и сотрудниками.
До 2013 г. основным документом, определяющим этические нормы и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, помимо требований, определенных в ч. 1–3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5], являлся Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 24.12.2008 № 1138).
С течением времени стала очевидной необходимость доработки указанного документа с учетом реалий и вновь открывающихся аспектов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Приказом МВД России от 31.10.2013 № 883 вышеназванный Кодекс был признан утратившим силу [6]. До издания нового Кодекса сотрудникам ОВД следовало руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010, протокол № 21). В настоящее время Министерством внутренних дел России разработан и опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов новый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью определения этических норм и требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, помимо требований, определенных в ч. 1–3 ст. 13 Закона о службе.
В разделе V проекта Кодекса предусмотрен ряд положений, устанавливающих отдельные этические нормы и требования при обращении со служебной и личной информацией, в том числе с использованием сети Интернет. Вместе с тем приведенный
в указанном разделе перечень положений не является исчерпывающим и направлен преимущественно на защиту авторитета и деловой репутации органов внутренних дел, а также сохранение конфиденциальности данных, касающихся выполнения сотрудниками их служебных обязанностей. На практике же сотрудникам часто не разъясняется сама этико-культурная составляющая интернет-коммуникаций как аспекта служебной и повседневной жизнедеятельности. Например, не только публикуемая сотрудниками ОВД информация способна нанести какой-либо ущерб системе органов внутренних дел, но и использование третьими лицами информации, публикуемой или формируемой ими в личных целях, и т.п. Ярким примером, иллюстрирующим данное предположение, можно считать муссируемые либеральными средствами массовой информации и представителями интернет-сообщества скандалы, связанные с увольнением из органов внутренних дел сотрудников, допустивших обсуждение политических тем и шуток в своих аккаунтах, в том числе содержащих информацию об их принадлежности к МВД России. Допущенные ими, на первый взгляд, безобидные для ведомства поступки в ближнесрочной перспективе сформировали предпосылки для их использования с целью деятельности по подрыву и дискредитации облика ведомства в целом, что также доказывает отсутствие у сотрудников четкого понимания возможных негативных последствий.
Работа сотрудников системы образовательных учреждений МВД России видится в данных условиях в качестве наиболее значимой в формировании у сотрудников (курсантов) осознанного подхода к использованию своих возможностей в рассматриваемой сфере [7]. Вместе с тем высокие темпы цифровизации всех сфер жизни общества создают сложности в актуализации такой работы. Социальные сети, которые ранее воспринимались любым человеком только в качестве средства общения и самовыражения, достаточно быстро стали мощным инструментом торговли, рекламы и политической борьбы.
Всеми органами государственной власти активно внедряется использование интернет-порталов, появляются специальные приложения, интернет-сайты и формы обратной связи.
В частности, по заявлению Министра внутренних дел генерала полиции В.А. Колокольцева в интервью информационному агентству «Интерфакс» от 20.01.2020, МВД России создан первый интернет-портал «МВД МЕДИА» (www.mvdmedia.ru), ориентированный прежде всего на мультимедийный контент, призванный стать основной площадкой для размещения оперативных новостей, видеоматериалов и актуальной публицистики.
Увеличился и сегмент «теневого» Интернета. Нередко сеть Интернет используется в качестве инструмента активации протестных настроений, противоправной деятельности (реализация наркотических средств, экстремистская деятельность и т.п.). Разумеется, в системе правоохранительных органов и специальных служб сформированы узкоспециализированные факультеты учебных заведений (ИКСИ Академии ФСБ России, МИНИТ ФСБ России, Академия ФСО России, Факультет подготовки специалистов в области информационной безопасности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя) и подразделения (ГУПЭ МВД России (Центр «Э»), Управление «К» МВД России), которые непосредственно организуют работу в указанном направлении. Однако курсанты и сотрудники остальных учебных и практических подразделений также нуждаются в привитии им первичных, а часто и более глубоких знаний и навыков.
Заключение
Мы считаем, что в ближнесрочной перспективе позитивно внедрение в учебный план всех образовательных потоков учебных заведений МВД России и иных правоохранительных органов учебной дисциплины, предназначенной для изучения курсантами культуры пользования интернет-пространством и практического применения ими полученных навыков в своей служебной деятельности. Также целесообразно привлекать к практическим и семинарским занятиям сотрудников, непосредственно связанных с данным направлением деятельности. Подобный опыт позволит сформировать устойчивое и осознанное использование курсантами возможностей интернет-пространства в соответствии с его развитием и не допустить совершения ими по незнанию необдуманных поступков, а также подготовить их к служебной деятельности в современном цифровом обществе с использованием информационных систем и программно-аппаратных комплексов, применяемых в ведомстве.
По нашему мнению, не просто актуально, но и жизненно необходимо всестороннее изучение настоящих предложений соответствующими подразделениями в связи с нарастанием отставания от все ускоряющегося темпа развития интернет-среды. Консервативное отношение к подобным нововведениям способно негативно отразиться на всех сферах деятельности органов внутренних дел, что будет способствовать формированию заранее враждебного отношения сотрудников к любым проявлениям неизбежной цифровизации службы, предпосылки и первые шаги к которой мы можем наблюдать уже сегодня.