Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN FIRST AID MEASURES FOR VICTIMS AS AN INDICATOR OF EDUCATION QUALITY

Marenchuk Yu.A. 1 Prasolova O.V. 1 Prasolov D.E. 1
1 North-Caucasian federal university
The article is devoted to the competence of future teachers in providing first aid to victims. The necessity of acquiring the competence of the teacher in the field of first aid is determined. The questionnaire determined the willingness of students to provide first aid. The test results showed the initial level of training of students and the final, after studying the discipline «Health of students». The data obtained experimentally show that during training sessions and extracurricular activities organized by the educational institution, teachers are responsible for the life and health of their students. Therefore, timely and high-quality first aid to the child is a necessary condition for the qualification of each teacher. It was revealed that it is very important to develop first aid skills in terminal conditions, bleeding and asphyxiation on simulators (Glasha, Gosh, Gavryusha); to consolidate knowledge and skills in the process of solving situational problems. As a result of studying the discipline «Protecting the health of students», students learned general first aid measures, demonstrated a sufficient level of competency in ensuring the protection of life and health of students in the educational process and extracurricular activities; the use of first aid techniques and methods of protection in emergency situations.
competence
student health care
first aid
teacher
Questioning
testing
learners

Умение оказывать первую помощь может не только сохранить здоровье, но и спасти жизнь - обучающемуся, учителю, человеку, проходящему мимо, людям, попавшим в ситуацию, угрожающую жизни. Если рядом с пострадавшим окажется кто-то, способный действовать быстро, четко и правильно, именно такой человек поможет предотвратить несчастный случай.

Первая помощь может осуществляться в порядке само- и взаимопомощи. Владение навыками первой помощи персоналом детских общеобразовательных учреждений является обязательным, что отмечено в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». Под охраной здоровья обучающихся подразумеваются: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8); профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 9) [1].

На необходимость компетентности педагога в области оказания первой помощи указывают Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», где статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» была пересмотрена и дополнена п. 11: «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи» [2].

В образовательном учреждении главным нормативным документом, на который опирается педагог, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС): это свод требований, обязательных при подготовке учителя [3]. Студент, будущий педагог, обучающийся по программе бакалавриата укрупненной группы специальностей и направлений 44.00.00 Образование и педагогические науки, должен обладать универсальной компетенцией (УК-8): способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций, и профессионально-профильной компетенцией (ППК-1): способен применять предметные знания в охране здоровья обучающихся при реализации образовательного процесса.

Из этого следует, что особо остро встает проблема обучения навыкам оказания первой помощи будущих учителей. Так, с февраля 2020 г. осуществлялось обучение навыкам оказания первой помощи пострадавшим в рамках дисциплины «Охрана здоровья обучающихся» на первом курсе. Ее объем составляет 72 часа для укрупненной группы специальностей и направлений Образование и педагогические науки: 18 часов лабораторных работ и 54 часа самостоятельной работы, а для направленности (профиля) Образование в области безопасности жизнедеятельности в связи со спецификой: 36 часов лабораторных работ и 36 часов самостоятельной работы при очной форме обучения. К сожалению, при заочной форме обучения 70 часов отводится на самостоятельную работу и только 2 часа – на аудиторное занятие.

Цель исследования: изучить исходный и итоговый уровень знаний по вопросам оказания первой помощи после проведения занятий по дисциплине «Охрана здоровья обучающихся» [4].

Материал и методы исследования. Экспериментальная работа проводилась посредством анкетирования, студенты оценивали свою готовность к оказанию первой помощи. С помощью тестирования мы смогли оценить начальный уровень подготовки студентов и итоговый – после изучения дисциплины. В эксперименте участвовали 110 студентов (возраст 17–19 лет).

Анкетирование проводилось по 18 вопросам и носило анонимный характер, полученные данные были введены в базу сервисов Google Формы для проведения онлайн-опросов и обработаны вручную. Полученные данные использовались нами только в обобщенном виде.

Результаты исследования и их обсуждение. Представим некоторые ответы студентов на предложенные вопросы.

На вопрос: «Окажете ли Вы первую помощь пострадавшему, если окажетесь случайным свидетелем происшествия?» - 68% студентов ответили: «Да», в эти ответы входили следующие: «Да, если это будет в моих силах, то обязательно окажу»; «Да, если справлюсь с надвигающейся паникой»; «Да, но могу растеряться». 14% студентов ответили: «Нет», среди ответов: «Нет, обладаю маленьким багажом знаний о правильном оказании первой помощи»; «Нет, побоюсь сделать только хуже». 19% студентов затрудняются ответить, потому что недостаточно компетентны. 73% студентов ответили: «Да» на вопрос: «Подойдете ли Вы первым к пострадавшему для оказания помощи?», что говорит о неравнодушии будущих педагогов к чужой проблеме.

Анализ ответов на вопрос: «Предусмотрена ли ответственность за неоказание первой помощи?» выявил у 62% студентов мнение, что лица, в должностные полномочия которых входит оказание первой помощи и не оказывающие ее на месте происшествия, несут ответственность, в том числе и уголовную. Стоит отметить, что в Уголовном кодексе РФ, глава 16, ст. 125 [5], говорится: «Заведомое оставление без помощи лица, <...> если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом <...> либо лишением свободы на срок до одного года». В п. 7 ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [6] установлено: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за <…> жизнь и здоровье обучающихся <…>». Из этого следует, что оба варианта ответов верны.

Только 35% опрошенных сталкивались с ситуацией, когда человеку требовалось оказать первую помощь. 70% попытались бы помочь пострадавшему, однако не уверены, что оказали бы квалифицированную помощь. 40% студентов, принимающих участие в эксперименте, считают, что скорее всего большинство людей, которые окружают нас, смогли бы правильно оказать первую помощь в случае необходимости, и 38% студентов думают, что скорее всего нет.

При оказании первой помощи на месте происшествия очень важно знать признаки биологической и клинической смерти. 5% студентов не владеют этими знаниями; затрудняются ответить на этот вопрос 37% обучающихся. Более половины студентов (58%) знают признаки клинической смерти, однако только половина из них назвали эти признаки правильно. Из этого следует, что, оказывая первую помощь, они могут не помочь, а только навредить пострадавшему, совершая мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации при признаках жизни.

На вопрос: «Что бы вы сделали, если оказались первым на месте происшествия?» - 91% обучающихся ответили: «Вызвал скорую помощь», из них же выполнял бы распоряжения того, кто бы взял на себя инициативу по оказанию помощи до приезда скорой помощи, – 51%,  самостоятельно оказывали бы необходимую помощь до приезда скорой помощи – 40%. 73% студентов, обнаружив на улице лежащего человека, вызовут скорую помощь и полицию, из них же в любом случае проверят, требуется ли ему помощь, – 68%, и только 3% пройдут мимо, думая, что человек находится в состоянии опьянения.

На вопрос: «Если на оживленной улице человек потеряет сознание, схватится за сердце, как Вы поступите?» - 78% студентов ответили, что вызовут скорую помощь, из них 65% сами попытаются сделать все возможное до приезда скорой помощи, чтобы спасти его.

Студентами были перечислены действия по оказанию первой помощи, которые при необходимости они бы смогли выполнить: проверить наличие пульса и дыхания (95%), обработать рану (86%), наложить шину (38%), провести сердечно-легочную реанимацию (30%). Прочерк у всех студентов в графе «Не смог бы оказать первую помощь» говорит о том, что каждый обучающийся готов оказать элементарную помощь и будет стремиться к совершению правильных действий.

84% студентов отметили, что проходили обучение по оказанию первой помощи в школе на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»,  22% - изучали технику оказания первой помощи на курсах вождения, 27% - изучали самостоятельно, читали и/или смотрели передачи. Однако, как мы видим, этих знаний недостаточно; находясь в экстремальной ситуации, не каждый сможет оказать помощь и себе, и окружающим.

Далее студентам предлагалось ответить на 40 вопросов входного тестирования. Тест состоял из восьми тем: первая помощь при терминальных состояниях, кровотечениях, травмах, ранах, ожогах, отморожениях, электротравмах и отравлениях, в каждой теме по пять вопросов. В целом студенты справились с заданием, определенные знания в области оказания помощи у них имеются. Представим ответы студентов по тем вопросам, где допускалось наибольшее количество ошибок.

На вопрос: «Сердечно-легочная реанимация и способы ее проведения?» - 25% студентов выбрали неправильный ответ, на сегодняшний день режим реанимации рекомендован Европейским Советом по реанимации (ERC) (30:2). 50% студентов уверены, что остановка кровотечения при ранении вены производится наложением жгута выше места ранения. Данное утверждение является ошибочным, так как кровоостанавливающий жгут накладывается только при повреждении артерий.

При черепно-мозговой травме 40% студентов считают, что необходимо наложить на голову марлевую повязку, хотя нужно как можно быстрее положить холод на область головы для предотвращения отека мозга. Важно, что на вопрос: «Что надо делать при нахождении ножа или другого ранящего предмета в ране?» - 47% студентов ответили: «Применить пальцевое прижатие, наложить жгут выше места ранения, вытащить ранящий предмет, наложить повязку». Однако такие действия только усугубят положение пострадавшего, а у оказывающего помощь может не оказаться ресурсов для остановки кpoвoтeчeния, которое, вероятно, возникнет в результате извлечения инородного предмета из раны, и, как следствие, для вocпoлнения кpoвoпoтepи.

Еще один ответ на вопрос: «Что необходимо сделать при ожоговой ране?» нас насторожил, так как 30% считают, что нужно очистить рану и промыть ее холодной водой, однако такими действиями можно занести инфекцию в рану. Всегда нужно придерживаться правила: что соприкасается с раной - должно быть стерильным!

Стоит обратить особое внимание на вопрос: «Имеет ли право оказывающий первую помощь предлагать пострадавшему лекарственные препараты?» 36% респондентов считают, что разрешено в случае крайней необходимости. Комментируя данную позицию респондентов, необходимо указать на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2009 г. № 697н «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 августа 1996 г. № 325» [6], в пункте 2.5 которого определен состав аптечки первой помощи: средства для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (жгут и бинты разного размера, салфетки марлевые стерильные, лейкопластыри разного размера), средства для сердечно-легочной реанимации, ножницы, перчатки, где нет ни одного лекарственного препарата. Из этого следует, что оказывающий первую помощь не имеет права предлагать лекарственные препараты, а если это касается учащихся в учебном процессе, то данное действие возможно только с разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Итоговое тестирование представляло собой 30 вопросов закрытой формы с одним правильным ответом. Можно сказать, что студенты показали высокий уровень знаний после изучения дисциплины. Остановимся на некоторых вопросах, которые обучающиеся не до конца усвоили. На вопрос: «Что следует сделать при отсутствии сознания у пострадавшего с признаками самостоятельного дыхания?» - 80% ответили правильно (придать пострадавшему устойчивое боковое положение), а 16% предлагали подложить пострадавшему под голову валик из одежды и вызвать скорую медицинскую помощь. Однако в таком положении пострадавший может захлебнуться рвотными массами или язык может перекрыть гортань, и человек умрет, не дождавшись приезда скорой помощи.

Далее был предложен вопрос: «Какие нужно совершить действия для проверки дыхания у пострадавшего?» В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий  по оказанию первой помощи» [7] на  него правильно ответили 89% студентов: «Наклониться надо ртом и носом пострадавшего и попытаться услышать дыхание, почувствовать выдыхаемый воздух на своей щеке и увидеть движение грудной клетки у пострадавшего», однако 9% все еще считают, что нужно поднести ко рту и носу пострадавшего зеркальце или металлический предмет, чтобы по его запотеванию определить наличие дыхание. Это устаревшие данные, действия считаются неэффективными и требующими затрат драгоценного времени, так необходимого для спасения пострадавшего.

Из всех опрошенных студентов 13% не усвоили, на какое время накладывается кровоостанавливающий жгут и где выполняется пальцевое прижатие бедренной артерии, а 6% уверены, что для остановки венозного кровотечения используют наложение кровоостанавливающего жгута. Но по сравнению с входным контролем студенты улучшили свои знания на 15%.

Хочется отметить, что не все (28% обучающихся) уяснили признаки комы, хотя это очень важно определить для осуществления дальнейших действий при оказании первой помощи. 35% студентов неправильно считают, что прекардиальный удар наносится при отсутствии у пострадавшего признаков жизни и эффекта от проводимой сердечно-легочной реанимации, что противоречит Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» [7], где отмечены мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни: давление руками на грудину пострадавшего; искусственное дыхание «рот ко рту»; искусственное дыхание «рот к носу»; искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.

Все 100% опрошенных продемонстрировали знание алгоритмов действий при следующих ситуациях: при попадании яда в организм человека через рот; при наличии у пострадавшего носового кровотечения; при получении пострадавшим теплового удара; а также если они стали свидетелями происшествия с наличием пострадавшего; обучающиеся знают, как устанавливать наблюдение за пострадавшим, которому первая помощь была оказана своевременно; как осуществляется передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи или спасателям.

Заключение. Резюмируя все выше изложенное, следует отметить, что во время учебных занятий и организованных учебным заведением внешкольных мероприятий педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье своих учеников. Поэтому своевременно и качественно оказать первую помощь ребенку – необходимое условие квалификации каждого педагога. Очень важно отрабатывать навыки оказания первой помощи при терминальных состояниях, кровотечениях и асфиксии на тренажерах («Глаша», «Гоша», «Гаврюша»); закреплять знания и умения в процессе решения ситуационных задач.

В результате изучения дисциплины «Охрана здоровья обучающихся» студенты усвоили общие мероприятия первой помощи, продемонстрировали достаточный уровень сформированности компетенций в обеспечении охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; в использовании приемов первой помощи и методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.