Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS FOR INNOVATIVE PROFESSIONAL ACTIVITY

Avdeeva A.P. 1 Safonova Y.A. 1
1 FGBOU VO «Bauman Moscow State Technical University (National research university of technology)» Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation
The article presents the analysis of the main factors of psychological readiness of students for innovative professional activity. The urgency of the research topic is driven by the fact that global trends of the world social and economic development set a task of preparing professionals that are able to perform innovative activities in different fields. The basis for innovative behaviour is the psychological readiness of labour subject to innovations in the social and professional environment. The psychological readiness of students for the innovative professional activity is considered as a systemic personal education that integrates the following: 1) knowledge, skills and experience – operational component; 2) system of important values and professional motives – motivational value component; 3) professionally significant qualities of an innovative professional – personality component. Purpose of the study: analysis of the motivational, operational and personality components of the psychological readiness of students for the innovative professional activity. The study was conducted within a group of students of the 1st, 3rd, 6th year of study of the Technical University. Methods of the study: questionnaire on the readiness to innovations; S.S. Bubnova’s personal values-based orientations test; questionnaire on career-based orientations and a specially designed survey. The statistical analysis of results was performed using MS Excel and STATISTICA 6.0 software. It was found out that students with a high level of psychological readiness for innovative activity are characterized by the conformity of motivational, operational and personality components. The distinctive features of the motivation of innovative students, their characteristic skills and qualities were defined. The study showed the dynamics of components of psychological readiness of students depending on the year of study.
psychological readiness
innovative activity
components of psychological readiness
innovative orientation
operational component
personal qualities
engineering and technologies field

Одно из концептуальных направлений изучения проблемы инновационности, инновационного потенциала личности представлено через базовый теоретический конструкт – психологическую готовность личности к деятельности [1]. Разные аспекты изучения психологической готовности к профессиональной деятельности нашли отражение и в психологии труда, и в психологии управления, а также в общей, педагогической и социальной психологии [2; 3]. Феномен психологической готовности к инновационной деятельности является многоплановым системным образованием, в котором не просто отражаются операциональные аспекты профессиональной подготовленности специалиста к инновациям, но и проявляются личностные характеристики, включающие коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-волевые свойства, а также мотивационные образования. Мотивационные образования отражают направленность на инновации: социокультурные смыслы, отношение к профессиональной деятельности, профессиональные интересы, карьерную направленность.

Материал и методы исследования. Психологическую готовность к инновационной деятельности как системное образование, характеризующее целостное проявление личности, интегрирует творческое отношение к деятельности, направленность на развитие и саморазвитие; знания, умения и навыки, необходимые для выполнения такой деятельности: интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности [4-6].

Функции психологической готовности к инновационной профессиональной деятельности могут быть представлены в гностическом, интегративном, прогностическом и ценностно-ориентировочном аспектах [7].

Направленность на личностное саморазвитие и развитие в профессиональной деятельности, способность к обучению в течение жизни, приобретению новых компетенций представляет собой гностическое содержание психологической готовности специалиста.

Интегративная функция готовности отражает системный характер данного психологического феномена и представляет собой объединение компонентов психологической готовности в единое личностное образование.

Прогностическая функция связана с возможностями антиципации, прогноза успешности выбора действий, решений, наличием стратегического видения как концептуальной основы принятия решений в карьере, профессиональных ситуациях деятельности и поведения.

Ценностно-ориентировочная функция готовности к профессиональной деятельности отражает мотивационно-смысловой характер отношений личности к профессиональной деятельности и взаимодействиям в социально-профессиональной среде.

Психологическая готовность студентов к инновационной профессиональной деятельности определяется спецификой деятельности и отражает эту специфику в содержательном наполнении структурных компонентов [8].

Свойства личности, определяющие успешность инновационной деятельности в сфере техники и технологий, включают лидерские качества, интеллектуальную активность, креативность, толерантность к неопределенности, предпринимательские способности.

Регуляторный профиль инновационной деятельности в сфере техники и технологий определяет операциональный компонент психологической готовности - формат требований к умениям и навыкам современного выпускника. Самостоятельность, инициативность и гибкость являются определяющими (системными) параметрами готовности к инновационной деятельности [9].

Гибкость и самостоятельность как функционально-стилевые особенности системы саморегуляции инновационной деятельности связаны с умениями и навыками планировать работу; моделировать внешние и внутренние условия деятельности адекватно целям и задачам деятельности. На этой основе - оперативно принимать решения, обнаруживать ошибки и своевременно вносить изменения и в целом выполнять задания в установленные сроки. Инновационная профессиональная деятельность требует также от специалиста проявления психической устойчивости и адаптивности личности, которые определяются высоким уровнем гибкости и самостоятельности регуляторной системы.

Мотивационно-смысловые характеристики инновационной профессиональной деятельности связаны с мотивационной активностью - широтой научно-познавательной мотивации личности, социальными установками и интересом к инновациям, мотивацией достижения успеха; мотивационной гибкостью - направленностью на перемены, открытостью к новому опыту.

Таким образом, мы рассматриваем психологическую готовность студентов к инновационной профессиональной деятельности как системное личностное образование, обеспечивающее включенность и эффективность инновационной профессиональной деятельности, интегрирующее:

- знания, умения и навыки – операциональный компонент;

- систему значимых ценностей и профессиональных мотивов – мотивационно-ценностный компонент;

- профессионально важные качества инновационного специалиста – личностный компонент.

Обобщенными показателями психологической готовности к инновационной профессиональной деятельности являются активность и гибкость.

Цель эмпирического исследования состояла в изучении мотивационного, операционального и личностного компонентов психологической готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие студенты первого, третьего и шестого курсов технического университета. Всего опрошено 97 студентов 1-го курса, 54 студента 3-го курса и 9 студентов, обучающихся на 6-м курсе.

В исследовании были применены методы исследования: тест-опросник готовности к инновациям; тест ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой; опросник карьерных ориентаций и специально разработанная анкета. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программ MS Exсel и Statistica 6.0.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования на основе анализа данных по тесту готовности к инновационной деятельности респонденты были распределены на две группы в зависимости от степени выраженности структурных компонентов. Степень выраженности компонентов психологической готовности к инновационной деятельности оценивалась по стандартизированной шкале опросника готовности к инновационной деятельности.

В первую группу – группу инноваторов – вошли студенты с высоким уровнем значений по всем трем компонентам, все остальные респонденты составили контрольную группу.

Схема анализа результатов исследования включала: 1) сначала мы рассмотрели выраженность показателей по каждому компоненту готовности по всей выборке в целом; 2) далее проанализировали содержательные параметры на первом, третьем и шестом курсе; и на этой основе: 3) выявили динамику готовности от первого к шестому курсу.

Для выявления различий между ответами студентов двух выделенных групп – инноваторов и контрольной группы – был рассчитан непараметрический коэффициент Манна-Уитни. Анализ данных по тесту инновационной готовности в целом по выборке показал наличие статистически значимых различий между группами инноваторов и контрольной по уровню психологической готовности к инновационной деятельности. У студентов, вошедших в группу инноваторов, более высокие значения мотивационно-смыслового, операционального и личностного компонента готовности к инновационной деятельности, и эти различия статистически существенные.

Анализ мотивационного компонента психологической готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности оценивался по 1) параметру содержательности – какие потребности выражены; 2) параметру иерархичности – какие преобладают группы мотивов; 3) параметру структурированности – как они взаимосвязаны между собой.

В структуре ценностно-мотивационной сферы студентов, вошедших в общую группу инноваторов, преобладают три группы мотивов:

  1. мотивы социального влияния – значимыми являются потребности в признании и уважении, влиянии на окружающих;
  2. мотив самоутверждения в управленческой деятельности – значимыми являются потребности в достижении высокого социального статуса и управления людьми;
  3. мотив личностно-профессионального развития – доминирование потребности в познании нового.

Результаты диагностики ценностных ориентаций в карьере у двух групп показали наличие статистически значимых различий как в выборке в целом, так и в зависимости от курса обучения.

В группе студентов-инноваторов преобладают такие карьерные ориентации, как менеджмент, предпринимательство, служение и вызов. Эта взаимосвязанная группа карьерных ценностей характеризует инновационную активность и гибкость в карьерных выборах и отражает стремление этих студентов к инновационной управленческой деятельности, направленности на преодоление препятствий, достижение успеха и конкуренцию. Они настроены на победу, вызов, не боятся рисковать, им не страшны трудности на пути, они готовы к их преодолению, для них борьба – это способ самовыражения и технология профессиональных достижений. Важно, что для этих студентов не имеет значение ценность стабильности места жительства, в отличие от студентов контрольной группы. Студенты-инноваторы отличаются социальной адаптивностью, готовностью к социальным переменам, они гибко умеют перестраивать свои жизненные планы.

Таким образом, можно заключить, что мотивационная сфера студентов-инноваторов характеризуется взаимосвязью карьерных ценностей – менеджмент, предпринимательство, служение, вызов; и доминирующих потребностей – социального влияния, достижения успеха в управленческой деятельности и познания нового, развития, которые являются основой инновационного поведения в профессиональной сфере. Эти составляющие ценностно-смысловой сферы отражают инновационные установки студентов-инноваторов на освоение и внедрение (продвижение) новых технологий, новых способов деятельности, новых продуктов и услуг. Внутренние мотивы применения инноваций связаны с желанием достичь успеха, самореализацией, получением удовольствия от этой деятельности.

Исследование показало, что по параметру иерархичности ценностных ориентаций и мотивов имеют место различия между студентами группы инноваторов в зависимости от курса обучения. На первом курсе наиболее выраженными являются потребности в познании нового; на третьем курсе у студентов выраженными являются потребности в социально-профессиональном развитии, преобладает мотивация достижения успеха, у студентов шестого курса доминируют потребности социального влияния.

Изучение динамических параметров ценностных ориентаций в карьере у студентов-инноваторов показало, что у студентов третьего курса доминирующими ценностями в карьере являются автономия как стремление к свободе от предписаний и ограничений, направленность на самостоятельность и независимость. Эти различия связаны, прежде всего, с профессиональной спецификой, поскольку 70% респондентов бакалавров третьего курса обучаются по направлению подготовки «менеджмент».

Операциональный компонент психологической готовности включает основные инновационные ресурсы субъекта деятельности – используемые в работе действия, приемы мышления, профессиональные навыки и умения. Важнейшей характеристикой операциональной сферы являются самостоятельность и гибкость саморегуляции профессиональной деятельности. Результаты анализа показателей операциональной готовности к инновационной деятельности свидетельствуют о том, что студенты-инноваторы имеют более высокий уровень развития. Это означает, что они обладают знаниями, необходимыми для внедрения инноваций; знают, как получить необходимую для этого информацию, стремятся использовать в работе нестандартные подходы и реализовывать новые идеи, проявляют устойчивость к различным информационным и временным помехам, умеют мобилизоваться для достижения поставленной цели. Выполняют работу в отведенные сроки благодаря умениям распределять время соответственно объему работ и оперативно изменять стратегию деятельности.

Сравнительный анализ данных по личностному компоненту психологической готовности к инновационной деятельности показал наличие статистически значимых отличий между студентами группы инноваторов и контрольной группы: 1) по всей выборке и 2) отдельно по курсам - первому, третьему и шестому. Содержательные характеристики личностного компонента психологической готовности студентов-инноваторов являются важнейшими психологическими ресурсами для постановки карьерных целей и выполнения инновационной деятельности, они обеспечивают активность и гибкость осуществления инновационного поведения в профессиональной среде.

Так, для студентов-инноваторов характерна выраженность в личностном профиле таких черт, как уверенность к себе, лидерство, умеренная склонность к риску, инициативность, креативность и толерантность к неопределенности. Им нравится проявлять оригинальность, инициативность, независимость и самостоятельность; они коммуникабельны, обладают влиянием в группе, умеют организовать себя и других, возглавить командную работу, не боятся неожиданных ситуаций, склонны к риску и хорошо адаптируются в новой обстановке.

Анализ ролевой идентичности показал, что у студентов - инноваторов третьего курса, обучающихся по направлению подготовки «менеджмент», преобладают две профессиональные роли: на первом месте - «предпринимателя», на втором месте - «топ-менеджера». Более 34% студентов видят себя владельцами собственного дела, считают, что обладают необходимыми для этого качествами и навыками. При этом некоторые из них имеют опыт предпринимательской деятельности. Также более 30% студентов рассчитывают в недалеком будущем занять должностные позиции топового уровня в управленческой сфере деятельности. Они высокого оценивают свои возможности для такого варианта развития деловой карьеры.

Заключение. На основе проведенного исследования было установлено, что для студентов с высоким уровнем психологической готовности к инновационной деятельности характерны согласованность мотивационного, операционального и личностного компонентов. Преобладающие у студентов-инноваторов карьерные ориентации и доминирующие потребности как целевые ориентиры в жизни, профессиональной деятельности не просто декларируются, а подкреплены необходимыми для их достижения социальными представлениями, профессиональными качествами, навыками и личностными ресурсами.

Обработка и анализ данных исследования выявил, что имеют место статистически значимые различия в содержательном наполнении мотивационного, операционального и личностного компонентов. Определены отличительные особенности мотивации, характерные навыки и качества студентов группы с высоким уровнем психологической готовности к инновационной деятельности.

Параметры активности и гибкости выступают в качестве системных характеристик, они характеризуют мотивационную, операциональную и личностную готовность студентов-инноваторов.