Одно из концептуальных направлений изучения проблемы инновационности, инновационного потенциала личности представлено через базовый теоретический конструкт – психологическую готовность личности к деятельности [1]. Разные аспекты изучения психологической готовности к профессиональной деятельности нашли отражение и в психологии труда, и в психологии управления, а также в общей, педагогической и социальной психологии [2; 3]. Феномен психологической готовности к инновационной деятельности является многоплановым системным образованием, в котором не просто отражаются операциональные аспекты профессиональной подготовленности специалиста к инновациям, но и проявляются личностные характеристики, включающие коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-волевые свойства, а также мотивационные образования. Мотивационные образования отражают направленность на инновации: социокультурные смыслы, отношение к профессиональной деятельности, профессиональные интересы, карьерную направленность.
Материал и методы исследования. Психологическую готовность к инновационной деятельности как системное образование, характеризующее целостное проявление личности, интегрирует творческое отношение к деятельности, направленность на развитие и саморазвитие; знания, умения и навыки, необходимые для выполнения такой деятельности: интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности [4-6].
Функции психологической готовности к инновационной профессиональной деятельности могут быть представлены в гностическом, интегративном, прогностическом и ценностно-ориентировочном аспектах [7].
Направленность на личностное саморазвитие и развитие в профессиональной деятельности, способность к обучению в течение жизни, приобретению новых компетенций представляет собой гностическое содержание психологической готовности специалиста.
Интегративная функция готовности отражает системный характер данного психологического феномена и представляет собой объединение компонентов психологической готовности в единое личностное образование.
Прогностическая функция связана с возможностями антиципации, прогноза успешности выбора действий, решений, наличием стратегического видения как концептуальной основы принятия решений в карьере, профессиональных ситуациях деятельности и поведения.
Ценностно-ориентировочная функция готовности к профессиональной деятельности отражает мотивационно-смысловой характер отношений личности к профессиональной деятельности и взаимодействиям в социально-профессиональной среде.
Психологическая готовность студентов к инновационной профессиональной деятельности определяется спецификой деятельности и отражает эту специфику в содержательном наполнении структурных компонентов [8].
Свойства личности, определяющие успешность инновационной деятельности в сфере техники и технологий, включают лидерские качества, интеллектуальную активность, креативность, толерантность к неопределенности, предпринимательские способности.
Регуляторный профиль инновационной деятельности в сфере техники и технологий определяет операциональный компонент психологической готовности - формат требований к умениям и навыкам современного выпускника. Самостоятельность, инициативность и гибкость являются определяющими (системными) параметрами готовности к инновационной деятельности [9].
Гибкость и самостоятельность как функционально-стилевые особенности системы саморегуляции инновационной деятельности связаны с умениями и навыками планировать работу; моделировать внешние и внутренние условия деятельности адекватно целям и задачам деятельности. На этой основе - оперативно принимать решения, обнаруживать ошибки и своевременно вносить изменения и в целом выполнять задания в установленные сроки. Инновационная профессиональная деятельность требует также от специалиста проявления психической устойчивости и адаптивности личности, которые определяются высоким уровнем гибкости и самостоятельности регуляторной системы.
Мотивационно-смысловые характеристики инновационной профессиональной деятельности связаны с мотивационной активностью - широтой научно-познавательной мотивации личности, социальными установками и интересом к инновациям, мотивацией достижения успеха; мотивационной гибкостью - направленностью на перемены, открытостью к новому опыту.
Таким образом, мы рассматриваем психологическую готовность студентов к инновационной профессиональной деятельности как системное личностное образование, обеспечивающее включенность и эффективность инновационной профессиональной деятельности, интегрирующее:
- знания, умения и навыки – операциональный компонент;
- систему значимых ценностей и профессиональных мотивов – мотивационно-ценностный компонент;
- профессионально важные качества инновационного специалиста – личностный компонент.
Обобщенными показателями психологической готовности к инновационной профессиональной деятельности являются активность и гибкость.
Цель эмпирического исследования состояла в изучении мотивационного, операционального и личностного компонентов психологической готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности.
В исследовании приняли участие студенты первого, третьего и шестого курсов технического университета. Всего опрошено 97 студентов 1-го курса, 54 студента 3-го курса и 9 студентов, обучающихся на 6-м курсе.
В исследовании были применены методы исследования: тест-опросник готовности к инновациям; тест ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой; опросник карьерных ориентаций и специально разработанная анкета. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программ MS Exсel и Statistica 6.0.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования на основе анализа данных по тесту готовности к инновационной деятельности респонденты были распределены на две группы в зависимости от степени выраженности структурных компонентов. Степень выраженности компонентов психологической готовности к инновационной деятельности оценивалась по стандартизированной шкале опросника готовности к инновационной деятельности.
В первую группу – группу инноваторов – вошли студенты с высоким уровнем значений по всем трем компонентам, все остальные респонденты составили контрольную группу.
Схема анализа результатов исследования включала: 1) сначала мы рассмотрели выраженность показателей по каждому компоненту готовности по всей выборке в целом; 2) далее проанализировали содержательные параметры на первом, третьем и шестом курсе; и на этой основе: 3) выявили динамику готовности от первого к шестому курсу.
Для выявления различий между ответами студентов двух выделенных групп – инноваторов и контрольной группы – был рассчитан непараметрический коэффициент Манна-Уитни. Анализ данных по тесту инновационной готовности в целом по выборке показал наличие статистически значимых различий между группами инноваторов и контрольной по уровню психологической готовности к инновационной деятельности. У студентов, вошедших в группу инноваторов, более высокие значения мотивационно-смыслового, операционального и личностного компонента готовности к инновационной деятельности, и эти различия статистически существенные.
Анализ мотивационного компонента психологической готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности оценивался по 1) параметру содержательности – какие потребности выражены; 2) параметру иерархичности – какие преобладают группы мотивов; 3) параметру структурированности – как они взаимосвязаны между собой.
В структуре ценностно-мотивационной сферы студентов, вошедших в общую группу инноваторов, преобладают три группы мотивов:
- мотивы социального влияния – значимыми являются потребности в признании и уважении, влиянии на окружающих;
- мотив самоутверждения в управленческой деятельности – значимыми являются потребности в достижении высокого социального статуса и управления людьми;
- мотив личностно-профессионального развития – доминирование потребности в познании нового.
Результаты диагностики ценностных ориентаций в карьере у двух групп показали наличие статистически значимых различий как в выборке в целом, так и в зависимости от курса обучения.
В группе студентов-инноваторов преобладают такие карьерные ориентации, как менеджмент, предпринимательство, служение и вызов. Эта взаимосвязанная группа карьерных ценностей характеризует инновационную активность и гибкость в карьерных выборах и отражает стремление этих студентов к инновационной управленческой деятельности, направленности на преодоление препятствий, достижение успеха и конкуренцию. Они настроены на победу, вызов, не боятся рисковать, им не страшны трудности на пути, они готовы к их преодолению, для них борьба – это способ самовыражения и технология профессиональных достижений. Важно, что для этих студентов не имеет значение ценность стабильности места жительства, в отличие от студентов контрольной группы. Студенты-инноваторы отличаются социальной адаптивностью, готовностью к социальным переменам, они гибко умеют перестраивать свои жизненные планы.
Таким образом, можно заключить, что мотивационная сфера студентов-инноваторов характеризуется взаимосвязью карьерных ценностей – менеджмент, предпринимательство, служение, вызов; и доминирующих потребностей – социального влияния, достижения успеха в управленческой деятельности и познания нового, развития, которые являются основой инновационного поведения в профессиональной сфере. Эти составляющие ценностно-смысловой сферы отражают инновационные установки студентов-инноваторов на освоение и внедрение (продвижение) новых технологий, новых способов деятельности, новых продуктов и услуг. Внутренние мотивы применения инноваций связаны с желанием достичь успеха, самореализацией, получением удовольствия от этой деятельности.
Исследование показало, что по параметру иерархичности ценностных ориентаций и мотивов имеют место различия между студентами группы инноваторов в зависимости от курса обучения. На первом курсе наиболее выраженными являются потребности в познании нового; на третьем курсе у студентов выраженными являются потребности в социально-профессиональном развитии, преобладает мотивация достижения успеха, у студентов шестого курса доминируют потребности социального влияния.
Изучение динамических параметров ценностных ориентаций в карьере у студентов-инноваторов показало, что у студентов третьего курса доминирующими ценностями в карьере являются автономия как стремление к свободе от предписаний и ограничений, направленность на самостоятельность и независимость. Эти различия связаны, прежде всего, с профессиональной спецификой, поскольку 70% респондентов бакалавров третьего курса обучаются по направлению подготовки «менеджмент».
Операциональный компонент психологической готовности включает основные инновационные ресурсы субъекта деятельности – используемые в работе действия, приемы мышления, профессиональные навыки и умения. Важнейшей характеристикой операциональной сферы являются самостоятельность и гибкость саморегуляции профессиональной деятельности. Результаты анализа показателей операциональной готовности к инновационной деятельности свидетельствуют о том, что студенты-инноваторы имеют более высокий уровень развития. Это означает, что они обладают знаниями, необходимыми для внедрения инноваций; знают, как получить необходимую для этого информацию, стремятся использовать в работе нестандартные подходы и реализовывать новые идеи, проявляют устойчивость к различным информационным и временным помехам, умеют мобилизоваться для достижения поставленной цели. Выполняют работу в отведенные сроки благодаря умениям распределять время соответственно объему работ и оперативно изменять стратегию деятельности.
Сравнительный анализ данных по личностному компоненту психологической готовности к инновационной деятельности показал наличие статистически значимых отличий между студентами группы инноваторов и контрольной группы: 1) по всей выборке и 2) отдельно по курсам - первому, третьему и шестому. Содержательные характеристики личностного компонента психологической готовности студентов-инноваторов являются важнейшими психологическими ресурсами для постановки карьерных целей и выполнения инновационной деятельности, они обеспечивают активность и гибкость осуществления инновационного поведения в профессиональной среде.
Так, для студентов-инноваторов характерна выраженность в личностном профиле таких черт, как уверенность к себе, лидерство, умеренная склонность к риску, инициативность, креативность и толерантность к неопределенности. Им нравится проявлять оригинальность, инициативность, независимость и самостоятельность; они коммуникабельны, обладают влиянием в группе, умеют организовать себя и других, возглавить командную работу, не боятся неожиданных ситуаций, склонны к риску и хорошо адаптируются в новой обстановке.
Анализ ролевой идентичности показал, что у студентов - инноваторов третьего курса, обучающихся по направлению подготовки «менеджмент», преобладают две профессиональные роли: на первом месте - «предпринимателя», на втором месте - «топ-менеджера». Более 34% студентов видят себя владельцами собственного дела, считают, что обладают необходимыми для этого качествами и навыками. При этом некоторые из них имеют опыт предпринимательской деятельности. Также более 30% студентов рассчитывают в недалеком будущем занять должностные позиции топового уровня в управленческой сфере деятельности. Они высокого оценивают свои возможности для такого варианта развития деловой карьеры.
Заключение. На основе проведенного исследования было установлено, что для студентов с высоким уровнем психологической готовности к инновационной деятельности характерны согласованность мотивационного, операционального и личностного компонентов. Преобладающие у студентов-инноваторов карьерные ориентации и доминирующие потребности как целевые ориентиры в жизни, профессиональной деятельности не просто декларируются, а подкреплены необходимыми для их достижения социальными представлениями, профессиональными качествами, навыками и личностными ресурсами.
Обработка и анализ данных исследования выявил, что имеют место статистически значимые различия в содержательном наполнении мотивационного, операционального и личностного компонентов. Определены отличительные особенности мотивации, характерные навыки и качества студентов группы с высоким уровнем психологической готовности к инновационной деятельности.
Параметры активности и гибкости выступают в качестве системных характеристик, они характеризуют мотивационную, операциональную и личностную готовность студентов-инноваторов.