Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USE OF DUMBERS IN TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN OF RUSSIAN SPOKEN ORTHOGRAPHY

Slavkina I.A. 1 Malaeva Y.M. 1 Kutugina V.I. 1
1 Lesosibirsk Pedagogical Institute the branch of Siberian Federal University
The article discusses the urgent problem of students' literacy formation, in particular, the role of mnemonics used in teaching Russian spelling to younger students. Mnemonic techniques are aimed at the formation of spelling vigilance and contribute to the memorization of words, thereby increasing the vocabulary of students. The article reveals the concept of "spelling vigilance." The definition of spelling literacy is given. Most students in primary school have difficulty mastering spelling due to the fact that they mostly use the mechanical memorization method more often than others. With this approach, younger students are not quite firmly absorb spelling information. An analysis of the scientific psychological and pedagogical literature made it possible to single out the basic principles of the use of mnemonics in the educational process in the Russian language. The research materials include data from experimental work based on the MBOU "SOSH No. 4" in Lesosibirsk, which prove that the use of MNEMIC techniques in the course of teaching Russian in primary school provides students with easier assimilation of program material and helps to create a comfortable environment in the classroom. The educational process, built with the inclusion of mnemonic techniques, prevents memory overload, gives the necessary knowledge for self-development, promotes the intellectualization of memory, a reasonable understanding of the world around you and your place in it.
мнемотехника
приёмы мнемотехники
русский язык
орфографическая зоркость
орфографическая грамотность
обучение младших школьников

Одной из актуальных проблем изучения русского языка в условиях начальной ступени образования является процесс формирования грамотности младших школьников. В современной методике этот вопрос приобретает доминирующее значение. Успешное обучение русскому языку во многом зависит от начального этапа: важно сформировать орфографическую грамотность именно в этот период обучения. То, что будет заложено в начальной школе, отразится на дальнейшей успеваемости учащихся в основной школе.

В этом случае педагогу необходимо постоянно искать новые формы и методы обучения, которые влияют на развитие грамотного письма и формируют орфографическую зоркость у школьников, что является залогом воспитания грамотной языковой личности.

Целью исследования является характеристика и рассмотрение возможностей использования мнемических приёмов при обучении младших школьников орфографии русского языка.

Материал и методы исследования

Материалом для исследования послужили труды отечественных педагогов, психологов и методистов по заявленной проблеме.

В работе были применены несколько групп методов исследования:

1) метод теоретического исследования: анализ методик и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; применение данного метода позволило раскрыть понятие «мнемотехника», определить его составляющие и выявить критерии, которые определяют уровень сформированности орфографической грамотности обучающихся;

2) методы изучения практического опыта: наблюдение, анализ итогов учебной деятельности школьников по русскому языку, организованной с использованием мнемотехник.

Целью использования этого метода является необходимость выявления эффективности/неэффективности применения мнемотехник при обучении младших школьников русскому языку. Работа проводилась с младшими школьниками 2-го класса МБОУ «СОШ № 4» города Лесосибирска. В исследовании приняли участие 28 обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Орфографическая грамотность – это одна из основных категорий грамотности, которой должен овладеть школьник. Такая грамотность является необходимым критерием языковой культуры, с помощью которого формируется точность выражения мыслей в письменной речи [1].

Одной из ключевых задач педагога в обучении русскому языку младших школьников является формирование орфографической зоркости [2]. В.П. Шереметевский впервые ввёл понятие орфографической зоркости. Он определял её как особое внимание при чтении и списывании в орфографическом аспекте, умение замечать затруднительные места в слове [1]. М.Р. Львов считает, что орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать орфограммы в словах и определять их типы; умение обнаруживать допущенные при записи ошибки [3, с. 38]. Отсюда можно сформировать определение орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это приобретённая способность обнаруживать места в словах, письменный знак которых не определяется произношением.

Развитие у учащихся орфографической зоркости, а также правильной, хорошо поставленной и красивой речи является одной из главнейших задач современного педагога. Существует множество методических разработок и упражнений, способствующих более качественному усвоению материала школьниками. Но, пожалуй, одна из самых неординарных и интересных – мнемотехника. Мнемотехника – это процесс запоминания и усвоения информации с помощью специальных методов и приёмов [4]. Самих мнемотехник на данный момент не так много, гораздо больше приемов использования данного метода обучения. Он любопытен тем, что не только облегчает запоминание сложного материала, но также, например, может его преподносить в форме игры; простого, но запоминающегося стихотворения; графического изображения, что выделяет его среди объяснения материала учителем или заучивания изучаемых орфограмм, отработки правил посредством подобных друг другу упражнений. При помощи мнемотехник несколько проще заинтересовать учащихся, поскольку детям определенно будут интересны нестандартные приемы, заметно облегчающие весь процесс обучения. Именно хитрость и возможность «обойти систему» будут подогревать их интерес к материалу. А поскольку мнемотехника направлена именно на тренировку и развитие памяти – результат не заставит себя ждать. Большинство правил, которые знает со школы большинство людей, держатся именно на приемах запоминания. Таким образом, мнемотехника – прекрасный образец того, как некоторые приемы, дошедшие до нас со времен Древней Греции, прекрасно действуют в современных реалиях.

Данная образовательная технология значительно облегчает процесс получения новых знаний: повышает учебную мотивацию, увеличивает объём памяти посредством образования ассоциаций.

Процесс обучения представляет собой трудоёмкую работу. Более того, чтобы воспитать образованного ученика, учителю начальных классов требуется приложить большие усилия. При этом педагог должен быть компетентен и ориентирован на личность каждого обучающегося. Важно не только донести материал до детей, но и добиться того, чтобы знания отложились в их памяти. В таком случае нужно применять уникальные методики, внедрять инновации, эффективность которых соответствует направленному результату. Именно таким нововведением служит мнемотехника, ведь она обладает следующими признаками:

1) с помощью мнемических приёмов реализуется дифференциальный подход. Не все школьники имеют способность к «простому заучиванию» тех или иных правил орфографии. Мнемотехника вызывает заинтересованность, а, следовательно, вовлечение ученика в учебный процесс;

2) мнемоприёмы помогают индивидуализировать образ обезличенных правил;

3) мнемотехники позволяют сэкономить учебное время при повторении пройденных тем, тем самым давая учителю возможность более подробно изложить новый материал;

4) ассоциации и образы, лежащие в основе мнемических приёмов, способствуют развитию наглядного и образного мышления у школьников [5, с. 122].

Важно отметить, что не существует единой классификации приёмов мнемотехники, выделяют:

- естественные приёмы;

- искусственные приёмы.

Как правило, учителя-словесники используют искусственные мнемотехники, так как они заключают в себе большой арсенал приёмов. Это графические и звуковые ассоциации; составление рифмовок, текстов-ассоциаций и др.

Ассоциации – это связь между представлениями (каждое отдельное представление вызывает другое).

Выделяют следующие виды ассоциаций.

  • По смежности:

такие образы восприятия вызывают представления, которые были пережиты в прошлом. (К примеру, образ классного руководителя вызывает определённые воспоминания, которые могут дать положительную или отрицательную эмоциональную окраску.)

  • По сходству:

такие образы восприятия вызывают представления, которые схожи с ними по какому-либо признаку. (Например, при виде незнакомого человека возникает представление о нём по внешности.)

  • По контрасту:

такие образы вызывают представления, контрастирующие с ними. (Если представить океан, можно вызвать образ ручья.)

В психологии и педагогике учение об ассоциации получило широкое распространение. Её представителями являлись У. Джемс, Д. Юм, Г. Спенсер. Переоценивание значения ассоциаций приводило к искажённому представлению о памяти. Но научное обоснование принципа ассоциаций дали Павлов И.П. и Сеченов И.М. «Ассоциации – это не что иное, как временная связь, которая возникает в результате одновременного или последовательного действия двух (нескольких) раздражителей». Ассоциации в настоящее время рассматриваются как феномен памяти.

Выделяют следующие виды памяти: двигательная память – это запоминание и воспроизведение различных движений; эмоциональная память – это память на чувства, такой вид памяти позволяет нам запоминать и воспроизводить чувства; образная память – это память на представления: изображения, вкусы, звуки, запахи и др., всё, что воспринималось ранее, воспроизводится в форме представлений, потом образов.

Почему же так легко воспроизводить те или иные образы? Точность образа зависит от задействования речи в момент восприятия. Если предмет назывался, описывался, то его образ будет более точным. Многие исследователи делят образную память на части, что связано с приоритетом того или иного вида воспроизведённых образов.

Исследованием применения творческих работ, формирующих орфографическую память, занимались многие авторы. Труды Аксеновой Л.А., Ериной Т.Н., Новиковой Л.Н., Павловой Т.Ф. и других [6] направлены на изучение применения приёмов мнемотехники в формировании грамотного письма. Методическое пособие И.В. Агеевой, Т.Б. Байдаковой «Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий» для школьников представляет собой свод фрагментов уроков, где упор сделан на словарную работу, а ассоциативное слово-опора выступает механизмом запоминания [3]. Помимо этого, существует множество специальных мнемических словарей, в которых лексемы даются уже с готовыми ассоциациями [6].

Далее приведем некоторые мнемические приемы, которые были включены нами в опытно-экспериментальную работу.

Например, при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова» можно применить мнемическое стихотворение, которое позволит вспомнить, когда надо в корне слова писать непроизносимую согласную:

Согласную напишем или нет?

Давайте вспомним-ка совет:

Проверочное слово подберём,

И, если есть, согласную мы в нём найдём:

Честный - честь, искусный - искусен,

Грустный - грусть, а вкусный - вкусен.

Данный приём предполагает, что школьники работают в парах, им необходимо выучить четверостишие, продолжить стихотворение и придумать свои примеры. Это яркий пример того, как посредством ассоциаций происходит запоминание правописания орфограмм, а также увеличение словарного запаса (путём продолжения стихотворения собственными примерами).

            Значительную эффективность показывает применение ритмовок и рифмовок:

Пальто, платье и платок

С буквой «А» пиши, дружок.

Пусть никто никогда не забудет, 

Что  «з»  приставкой не была и не будет.

Позволяет улучшить показатели орфографической зоркости графический мнемоприем. Например, болото – слово изображено в виде болота, где непроверяемая безударная гласная «о» нарисована кочкой; дорога – слово представлено в виде изображения автомобильной дороги, кольца которой образуют буквы «о»; солнце – орфограмма непроизносимая согласная «л» в корне слова изображена в виде лучей солнца.

Прием места, он же «Метод Цицерона», чаще всего используется для запоминания различных последовательностей, однако и при обучении орфографии данная мнемотехника может быть включена в образовательную деятельность на уроке. Указанный приём. базируется на визуализации полученной информации, которую при запоминании «привязывают» к определенному предмету интерьера. Например, учитель просит учеников закрыть глаза и представить классную комнату, затем мысленно переместиться к окну, «поставить» во двор «березу», затем к подоконнику и «поставить» на него слово «ветер», затем пройти к доске и написать на ней «сентябрь» и, наконец, повесить на дверь «венок». Затем учитель просит еще раз посмотреть на все слова и посадить в центр класса большую букву «Е», с которой пишутся все эти слова. Это простое упражнение позволяет не только зафиксировать в памяти написание сложных орфограмм, но и развить ассоциативное мышление.

Прием цепочки является близким по технике предыдущему приёму места. Слова для создания «цепочки» должны быть представлены наглядно, например расположены на доске в виде карточек. Учитель начинает рассказ, постепенно добавляя новые слова и проговаривая историю. Пример работы со словарными словами из учебника: скоро, быстро, осина, лопата, яблоко, голова, посуда. Буква «о» пошла гулять, она шла очень быстро. Вдруг что-то упало ей прямо на голову. Это было яблоко, которое росло на осине. Буква «о» взяла лопату и подняла яблоко. Я возьму его домой и положу в красивую посуду, подумала буква «о». После рассказа учителя необходимо попросить детей восстановить историю самостоятельно, соблюдая последовательность. Дети довольно быстро усваивают правила игры и начинают практиковаться в самостоятельном составлении «цепочек».

Прием «приемный родственник». Заключается в созвучии слов, рифмовке, что способствует легкому запоминанию информации. Например, Батон на банте написал, я много ем, но слишком мал. Пара: «батон – бант». Лопата лопнула от злости, никто к ней не приходит в гости. Пара: «лопата – лопнуть». Аккорды на аккордеоне. Аккуратно аккомпанировать.

Создание кинетических ассоциаций. Пример работы со словарными словами: «лИпкий лИмон», «мОкрое мОлоко», «рОзовая рОмашка», «жИрный ужИн», «свЕжая ежЕвика», «тОлстый тОмат».

Приём вычленения. Миллион (в этом слове, если быть очень внимательным, можно «прочитать» вопрос: «Мил ли он?»). «Пали листья в садике» – это предложение облегчает запоминание словарного слова «палисадник».

Рассмотрим один из мнемических приёмов, который рекомендуется применять в начальной школе на уроках русского языка при изучении орфографии. В учебный процесс необходимо включить творческие работы, основанные на использовании мнемотехники, например: сочинение различных рифмовок; написание сказок и их инсценировка; выполнение кроссвордов, ребусов и др.

Вводить данные виды работ требуется в два этапа: 1) творческие работы неречевого характера; 2) письменные работы, основанные на использовании мнемотехники.

Ознакомление с таким видом творческих работ содержит в себе несколько этапов: 1) постановка учебной задачи (мотивационный); 2) актуализация знаний о новом виде творческих работ (содержательный); 3) анализ изучаемых слов, соотнесение с правилом, обсуждение вариантов правильности/неправильности предложенных образцов, создание сюжета текста, составление плана работы, орфографическая подготовка текста и, наконец, самостоятельная работа по оформлению текста работы (операционный); 4) представление и анализ работ учащихся. Для закрепления знаний, полученных путём выполнения творческих работ, основанных на приёмах мнемотехники, учителю необходимо задавать подобные домашние задания, а также использовать данную методику при организации внеклассных мероприятий [3].

Все рассмотренные в статье группы мнемических приёмов были включены в опытно-экспериментальную работу с обучающимися 2-го класса МБОУ «СОШ № 4» города Лесосибирска. Для определения эффективности системы упражнений и заданий с мнемическими приёмами была проведена контрольная работа. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного срезов показало, что число школьников, имеющих высокий уровень грамотности, увеличилось на 15%, а число обучающихся, имеющих низкий уровень грамотности, уменьшилось на 11%.

Заключение

Таким образом, использование мнемотехник в процессе обучения младших школьников русскому языку облегчает запоминание правильного написания слов, подчиняющихся традиционному принципу русской орфографии; делает процесс освоения языка более осмысленным и осознанным; позволяет сформировать у обучающихся представление о причинно-следственных связях языковых явлений; ориентирует школьников на творческое отношение к речевой практике.