Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PROFESSIONAL DEMAND FOR A BACHELOR OF LINGUISTICS IN CONTEXT OF BLENDED LEARNING ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATION

Chamina O.G. 1
1 Ulyanovsk state technical university
The article is devoted to the research of actual scientific problems of higher professional education development in modern conditions of socialization and professionalization of the individual, revealing the essence of social and professional demand for future specialists-graduates of higher educational institutions. Currently, the problem under study is considered as a fundamental aspect of the impact of the labor market on the market of educational services and Vice versa. The article focuses on the description of the professional demand for the future specialist, describes the concepts of «demand», «professional demand», «professional socialization», «social and professional demand for the future specialist». The author considers topical issues related to the prerequisites for the formation of social and professional demand for future bachelors of linguistics in the modern realities of a new digital society and the traditional system of higher education. Based on our experience in developing the UNITECH project, we describe the prerequisites for the need to integrate blended learning technologies in the educational process of higher education, including mass open online courses in the educational process of preparing bachelors of linguistic specialties for development of relevant hard, soft and digital competencies for the effective formation of professional socialization, and therefore the socio-professional demand for future specialists.
social and professional demand
professional competence of the bachelor of linguistics
mass open online courses
blended learning

Повышение качества образования, в частности качественная подготовка профессиональных кадров, востребованных в российских реалиях, является одной из актуальных задач для национального образовательного сообщества.

Одним из показателей качественной подготовки будущего специалиста является его «востребованность», которая служит своеобразным индикатором, отображающим баланс между рынком труда и учреждением профессионального образования. В связи с этим становятся актуальными вопросы исследования социально-профессиональной востребованности выпускников высших учебных заведений. В настоящий момент исследуемая проблема рассматривается в качестве основополагающего аспекта влияния рынка труда на рынок образовательных услуг, и наоборот. Следовательно, проблема социально-профессиональной востребованности будущих специалистов нуждается в тщательном анализе, оценке и прогнозировании.

Цель данной исследовательской работы состоит в описании предпосылок формирования социально-профессиональной востребованности будущих бакалавров лингвистики в контексте реализации технологий смешанного обучения в образовательном процессе высшей школы.

Материал и методы исследования. В исследовании использовались теоретические (анализ научной, учебно-методической литературы, федеральных и нормативных документов по проблеме исследования) и эмпирические (наблюдение, анализ документов и опыта работы преподавателей, методы прогнозирования, сбора и накопления данных) методы исследования. Методологическим обоснованием к использованию данных методов стали деятельностный, личностный и системный подходы.

Результаты исследования и их обсуждения. Можно согласиться с общепринятым утверждением, что востребованность в разных специализациях определяется обычно факторами и условиями социального и экономического развития страны. Ряд ученых (Е.В. Молчанова и И.И. Сердюк) утверждают, что востребованность как наличие спроса на профессиональные качества будущего специалиста представляет яркое внешнее проявление конкурентоспособности специалиста, обеспечивающей профессиональное становление личности [1]. Н.А. Сумро справедливо отмечает, что «…востребованность … специалистов на рынке труда … определяется объективным наличием рабочих мест в конкретный исторический период, в соответствии с социальным заказом общества и предпочтениями работодателей, сформированными в текущей социально-экономической и информационной ситуации в стране» [2].

По мнению ряда авторов, понятие «востребованность» является наиболее близким к понятию «профессионализм» (В.Д. Шадриков [3], А.К. Маркова [4]). Профессионализм к тому же часто соотносят с высоким уровнем компетентности. В связи с этим востребованность в первую очередь связана с характеристикой специалиста в его профессиональной деятельности.

Также понятие «востребованность» встречается в контексте анализа личностных качеств будущего специалиста. Так, А.К. Маркова считает, что специалист должен развивать в своей целостной личности те качества, «…которые особенно необходимы и востребованы в современном обновляющемся обществе» [5].

По мнению Е.В. Харитоновой [6], на каждом из этапов профессионального пути социум, профессия и сама личность, взаимодействуя по-разному, гарантируют разный вклад каждой части в становление метасистемы социально-профессиональной востребованности личности. Работа такого метасистемного образования возможна благодаря осознанию личностью своей востребованности. Она зависит от определенных условий социализации и профессионализации личности. Профессиональная социализация рассматривается как процесс профессионального становления личности в специально созданных педагогических условиях, обеспечивающих формирование социально-профессиональной компетентности обучающегося как личностного, интегративного качества, проявляющегося в адекватности решения разнообразных профессиональных задач и ситуаций с учетом их социального контекста [7].

Профессиональная социализация будущего специалиста осуществляется на трех основных уровнях: личностном (обогащение собственного профессионального опыта молодого специалиста и формирование направленности на собственный профессиональный рост), групповом (включение будущего специалиста в реально существующую профессиональную среду и общественные отношения), институциональном (организация таких условий, которые обеспечивают востребованность выпускника в социуме и профессии, социально-профессиональную и личностную «жизнеспособность») [8].

Результирующим показателем эффективности профессиональной социализации будущего специалиста является его социально-профессиональная востребованность, основанная на профессиональной компетентности.

В связи с этим социально-профессиональную востребованность будущего специалиста определим как фактор осознанности профессионального становления молодого специалиста и сформированность его позитивного отношения к себе как профессионалу, построенные на эффективной профессиональной социализации, с помощью психолого-педагогических условий и образовательных программ, соответствующих имеющемуся спросу на специальность.

В.И. Горшенин отмечает, что профессиональная социализация, а значит, и социально-профессиональная востребованность будущего специалиста обусловлены спецификой ее формирования в рамках профессиональной образовательной организации, а именно нацеленности основных профессиональных образовательных программ на развитие необходимых ключевых профессиональных компетенций и социально-профессиональных качеств обучающегося как профессионала определенного профиля и квалификации [9].

При проведении данного исследования в первую очередь нас интересует проработанность проблемы сформированности профессиональной компетентности в сфере подготовки будущих лингвистов. Сегодня специалисты в данной области готовятся по таким направлениям, как лингвистика и методы преподавания иностранных языков, лингвистика и теория межкультурной коммуникации, лингвистика и переводоведение, лингвистика и информационные технологии.

Для определения социально-профессиональной востребованности бакалавров лингвистики обратимся к Государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика (уровень бакалавриата)» [10], где объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: теория иностранных языков; теория и методика преподавания иностранных языков и культур; перевод и переводоведение; теория межкультурной коммуникации; лингвистические компоненты электронных информационных систем; иностранные языки и культуры стран изучаемых языков. В Стандарте также указано, что после освоения программы бакалавриата выпускник должен обладать общекультурными, профессиональными и общепрофессиональными компетенциями.

К профессиональным компетенциям относятся лингводидактическая деятельность, переводческая деятельность; консультативно-коммуникативная деятельность, информационно-лингвистическая деятельность, научно-исследовательская деятельность.

Нужно отметить, что указанный Стандарт не обновлялся в свете последних направлений развития высшего образования. Рассмотрим актуальный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» [11], в котором профессиональная компетентность бакалавра лингвистики рассматривается как многогранная характеристика личности специалиста, способность и готовность творчески использовать свои знания и умения в области лингвистики и новых информационных технологий для выполнения задач в ходе профессиональной деятельности. Предполагается наличие иноязычной коммуникативной, исследовательской и информационной компетенций.

Учитывая последние тенденции и условия развития цифровой экономики, требующие введения новых и перспективных компетенций, можно сделать вывод, что традиционная система образования не всегда может справиться с подготовкой специалистов необходимой квалификации. В связи с этим социально-профессиональная востребованность бакалавра лингвистики, так же как и будущего специалиста любой специализации, характеризуется становлением не только традиционных профессиональных компетенций и навыков (hard skills), но и социально-поведенческих, когнитивных навыков (soft skills) специалиста, а также цифровых компетенций и навыков (digital skills). Такая интеграция компетенций и навыков необходима при подготовке востребованных специалистов в системе образования согласно форсайт-проекту «Россия 2025. От кадров к талантам» [12], который сформирован с целью прогноза будущих перемен на рынке труда. Проект подразделяет трудовые ресурсы на профессиональные группы: группа профессий «правило», группа профессий «умения» и группа профессий «знания». Проект описывает модель компетенций 2025 г., которая аккумулирует разделы когнитивных, социально-поведенческих и цифровых навыков. В раздел когнитивных навыков входят такие, как критическое мышление, саморазвитие, организованность, навыки управления, адаптивность и т.п. В разделе социально-поведенческих навыков выделены такие навыки, как навыки коммуникации, межличностное и межкультурное взаимодействие. Цифровые навыки представляются как специальные умения управлять данными и создавать системы. Такая матрица навыков помогает системе образования готовить востребованных специалистов как в наши дни, так и в будущем, построенном на «экономике знаний» [13].

Следовательно, суть социально-профессиональной востребованности будущих специалистов выражается в формировании системы качеств, которые полностью отвечают всем требованиям к компетентному труду. Долгое время считалось, что профессиональный успех будущего специалиста зависит от профессиональных навыков, под их формирование были подготовлены все образовательные программы высшего профессионального образования. Но в настоящее время, по мнению многих работодателей, профессиональный успех будущих специалистов, а значит, и их социально-профессиональная востребованность, зависят от когнитивных, социально-поведенческих и цифровых навыков.

В связи с этим для эффективной реализации формирования социально-профессиональной востребованности бакалавра лингвистики требуется введение в образовательный процесс высшей школы новых организационных форм обучения по лингвистическим специальностям. Одним из таких вариантов образовательных технологий для реализации трансформации актуальных компетенций и навыков в сфере образования является смешанное обучение, или blended learning – технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями и современными учебными средствами – дистанционными образовательными технологиями [14]. К преимуществам смешанного обучения можно отнести персонализированное обучение, управление процессом обучения, усиление качества обучения, разнообразие дидактических подходов, проектную работу, активное социальное взаимодействие обучаемых между собой и с преподавателями и др.

По современным оценкам использование смешанного подхода (контактного и онлайн-взаимодействия преподавателя и студента) сейчас востребовано в силу компьютеризации и информационного развития общества, активно развивается, а при внедрении в практику обучения по ряду дисциплин часто дает видимый эффект [15, 16].
Кроме того, с 2019 и 2020 гг. начался этап «цифровизации высшего образования» и реализуется переход на новые ФГОС 3++, базирующиеся на профессиональных стандартах и компетенциях, соответствующих требованиям работодателя. Таким образом, востребованы эффективные методики электронного обучения, инструменты и технологии его развития, адаптации и поддержки, например платформы для поддержки массовых открытых онлайн-курсов (МООК) по различным специализациям.

Для изучения вопроса формирования социально-профессиональной востребованности у студентов лингвистических профилей подготовки рассмотрим опыт нашей группы по интегрированию МООК в блок профессиональных дисциплин направления «Лингвистика» Ульяновского государственного технического университета [15].

Наш проект МООК UNITECH нацелен на положительный вклад в теорию и практику профессионального обучения, в той части каждой из них, которая затрагивает использование смешанного и проблемно-ориентированного обучения иностранному языку и переводу для специальных целей, его моделей и методики в обучении как отраслевых специалистов, так и специалистов лингвистических направлений. Проект Юнитех уже сейчас имеет прикладную реализацию и доступен для использования и апробации методик смешанного обучения в сфере отраслевого перевода и иностранного языка для специальных (отраслевых) целей [17]. На текущий момент основной курс общей технической подготовки лингвистов-переводчиков уже внедрен в учебный процесс более чем 30 российских вузов [18].

Теорию и лингвистическое обеспечение МООК UNITECH мы разрабатываем и тестируем на базе исследований новых образовательных моделей смешанного и проблемно-ориентированного обучения. В состав каждого отраслевого курса обучения специальному языку и переводу входят wiki-база отраслевых знаний, ряд автоматизированных отраслевых курсов, теоретический материал, контрольные задания, система контроля, системы лингвистической и отраслевой поддержки для использования преподавателями языковых и переводческих дисциплин в процессе обучения студентов. Курс проводится под руководством преподавателя вуза, сотрудники информационной системы осуществляют техническую и информационную поддержку студентов и преподавателей.

Все курсы UNITECH направлены на приближение компетенций выпускников вузов к требованиям работодателей и нашего региона в целом. Например, в разработках контента отраслевых курсов проекта мы ориентируемся на актуальные научно-технические сферы и отрасли, развиваемые в регионе и имеющие профильные кафедры в вузах г. Ульяновска (разрабатываются курсы по отраслям – информационные технологии, нефтегазовая отрасль, станкостроение и металлообработка).

Проект UNITECH, реализованный на базе веб-платформы, не только обеспечивает формирование профессиональных компетенций студентов лингвистических специальностей, но и предусматривает цифровизацию образовательного процесса, при этом активно внедряются технологии смешанного обучения, сетевой и дистанционной форм обучения, мобильные технологии (обучение через мобильное устройство), технологии взаимодействия в системе технической онлайн-поддержки всех групп пользователей, что способствует формированию социально-поведенческих, когнитивных и цифровых компетенций и навыков [18].

Заключение. Рассматривая наши педагогические эксперименты и опыт применения технологий смешанного проблемно-ориентированного обучения, отметим, что у бакалавров лингвистики формируются следующие компетенции и навыки, необходимые для формирования их социально-профессиональной востребованности.

  1. Профессиональные компетенции и навыки (теория и методика преподавания иностранных языков для специальных целей; отраслевой перевод и переводоведение; лингвистические компоненты электронных информационных систем).
  2. Социально-поведенческие и когнитивные компетенции и навыки (критическое мышление, креативность, компетенция управления людьми, навыки взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, когнитивная гибкость и др.).
  3. Цифровые компетенции и навыки (информационная грамотность и работа с данными, сетевая коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, сетевая безопасность, решение проблем и грамотное использование цифровой среды и др.).

В проекте ЮНИТЕХ разрабатывается и успешно внедряется в учебный процесс комплекс методов и средств проблемно-ориентированного смешанного обучения, использование которых способствует развитию профессиональных компетенций и критического мышления студентов-лингвистов, решению проблем понимания и освоения отраслевого иностранного языка [16].

Применение смешанного обучения в высшей школе дает возможность использования новых образовательных программ, методов преподавания, вспомогательных технологий, цифровых и педагогических методик (например, метода продуктивного обучения и т.д.), что делает такие системы перспективными стратегиями подготовки будущих специалистов в формировании их социально-профессиональной востребованности.

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ по проекту № 18-413-730018/19 «Методы и средства проблемно-ориентированного смешанного обучения иностранному языку и переводу для специальных целей» (руководитель проекта – Соснина Е.П.).