Повышение качества образования, в частности качественная подготовка профессиональных кадров, востребованных в российских реалиях, является одной из актуальных задач для национального образовательного сообщества.
Одним из показателей качественной подготовки будущего специалиста является его «востребованность», которая служит своеобразным индикатором, отображающим баланс между рынком труда и учреждением профессионального образования. В связи с этим становятся актуальными вопросы исследования социально-профессиональной востребованности выпускников высших учебных заведений. В настоящий момент исследуемая проблема рассматривается в качестве основополагающего аспекта влияния рынка труда на рынок образовательных услуг, и наоборот. Следовательно, проблема социально-профессиональной востребованности будущих специалистов нуждается в тщательном анализе, оценке и прогнозировании.
Цель данной исследовательской работы состоит в описании предпосылок формирования социально-профессиональной востребованности будущих бакалавров лингвистики в контексте реализации технологий смешанного обучения в образовательном процессе высшей школы.
Материал и методы исследования. В исследовании использовались теоретические (анализ научной, учебно-методической литературы, федеральных и нормативных документов по проблеме исследования) и эмпирические (наблюдение, анализ документов и опыта работы преподавателей, методы прогнозирования, сбора и накопления данных) методы исследования. Методологическим обоснованием к использованию данных методов стали деятельностный, личностный и системный подходы.
Результаты исследования и их обсуждения. Можно согласиться с общепринятым утверждением, что востребованность в разных специализациях определяется обычно факторами и условиями социального и экономического развития страны. Ряд ученых (Е.В. Молчанова и И.И. Сердюк) утверждают, что востребованность как наличие спроса на профессиональные качества будущего специалиста представляет яркое внешнее проявление конкурентоспособности специалиста, обеспечивающей профессиональное становление личности [1]. Н.А. Сумро справедливо отмечает, что «…востребованность … специалистов на рынке труда … определяется объективным наличием рабочих мест в конкретный исторический период, в соответствии с социальным заказом общества и предпочтениями работодателей, сформированными в текущей социально-экономической и информационной ситуации в стране» [2].
По мнению ряда авторов, понятие «востребованность» является наиболее близким к понятию «профессионализм» (В.Д. Шадриков [3], А.К. Маркова [4]). Профессионализм к тому же часто соотносят с высоким уровнем компетентности. В связи с этим востребованность в первую очередь связана с характеристикой специалиста в его профессиональной деятельности.
Также понятие «востребованность» встречается в контексте анализа личностных качеств будущего специалиста. Так, А.К. Маркова считает, что специалист должен развивать в своей целостной личности те качества, «…которые особенно необходимы и востребованы в современном обновляющемся обществе» [5].
По мнению Е.В. Харитоновой [6], на каждом из этапов профессионального пути социум, профессия и сама личность, взаимодействуя по-разному, гарантируют разный вклад каждой части в становление метасистемы социально-профессиональной востребованности личности. Работа такого метасистемного образования возможна благодаря осознанию личностью своей востребованности. Она зависит от определенных условий социализации и профессионализации личности. Профессиональная социализация рассматривается как процесс профессионального становления личности в специально созданных педагогических условиях, обеспечивающих формирование социально-профессиональной компетентности обучающегося как личностного, интегративного качества, проявляющегося в адекватности решения разнообразных профессиональных задач и ситуаций с учетом их социального контекста [7].
Профессиональная социализация будущего специалиста осуществляется на трех основных уровнях: личностном (обогащение собственного профессионального опыта молодого специалиста и формирование направленности на собственный профессиональный рост), групповом (включение будущего специалиста в реально существующую профессиональную среду и общественные отношения), институциональном (организация таких условий, которые обеспечивают востребованность выпускника в социуме и профессии, социально-профессиональную и личностную «жизнеспособность») [8].
Результирующим показателем эффективности профессиональной социализации будущего специалиста является его социально-профессиональная востребованность, основанная на профессиональной компетентности.
В связи с этим социально-профессиональную востребованность будущего специалиста определим как фактор осознанности профессионального становления молодого специалиста и сформированность его позитивного отношения к себе как профессионалу, построенные на эффективной профессиональной социализации, с помощью психолого-педагогических условий и образовательных программ, соответствующих имеющемуся спросу на специальность.
В.И. Горшенин отмечает, что профессиональная социализация, а значит, и социально-профессиональная востребованность будущего специалиста обусловлены спецификой ее формирования в рамках профессиональной образовательной организации, а именно нацеленности основных профессиональных образовательных программ на развитие необходимых ключевых профессиональных компетенций и социально-профессиональных качеств обучающегося как профессионала определенного профиля и квалификации [9].
При проведении данного исследования в первую очередь нас интересует проработанность проблемы сформированности профессиональной компетентности в сфере подготовки будущих лингвистов. Сегодня специалисты в данной области готовятся по таким направлениям, как лингвистика и методы преподавания иностранных языков, лингвистика и теория межкультурной коммуникации, лингвистика и переводоведение, лингвистика и информационные технологии.
Для определения социально-профессиональной востребованности бакалавров лингвистики обратимся к Государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика (уровень бакалавриата)» [10], где объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: теория иностранных языков; теория и методика преподавания иностранных языков и культур; перевод и переводоведение; теория межкультурной коммуникации; лингвистические компоненты электронных информационных систем; иностранные языки и культуры стран изучаемых языков. В Стандарте также указано, что после освоения программы бакалавриата выпускник должен обладать общекультурными, профессиональными и общепрофессиональными компетенциями.
К профессиональным компетенциям относятся лингводидактическая деятельность, переводческая деятельность; консультативно-коммуникативная деятельность, информационно-лингвистическая деятельность, научно-исследовательская деятельность.
Нужно отметить, что указанный Стандарт не обновлялся в свете последних направлений развития высшего образования. Рассмотрим актуальный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» [11], в котором профессиональная компетентность бакалавра лингвистики рассматривается как многогранная характеристика личности специалиста, способность и готовность творчески использовать свои знания и умения в области лингвистики и новых информационных технологий для выполнения задач в ходе профессиональной деятельности. Предполагается наличие иноязычной коммуникативной, исследовательской и информационной компетенций.
Учитывая последние тенденции и условия развития цифровой экономики, требующие введения новых и перспективных компетенций, можно сделать вывод, что традиционная система образования не всегда может справиться с подготовкой специалистов необходимой квалификации. В связи с этим социально-профессиональная востребованность бакалавра лингвистики, так же как и будущего специалиста любой специализации, характеризуется становлением не только традиционных профессиональных компетенций и навыков (hard skills), но и социально-поведенческих, когнитивных навыков (soft skills) специалиста, а также цифровых компетенций и навыков (digital skills). Такая интеграция компетенций и навыков необходима при подготовке востребованных специалистов в системе образования согласно форсайт-проекту «Россия 2025. От кадров к талантам» [12], который сформирован с целью прогноза будущих перемен на рынке труда. Проект подразделяет трудовые ресурсы на профессиональные группы: группа профессий «правило», группа профессий «умения» и группа профессий «знания». Проект описывает модель компетенций 2025 г., которая аккумулирует разделы когнитивных, социально-поведенческих и цифровых навыков. В раздел когнитивных навыков входят такие, как критическое мышление, саморазвитие, организованность, навыки управления, адаптивность и т.п. В разделе социально-поведенческих навыков выделены такие навыки, как навыки коммуникации, межличностное и межкультурное взаимодействие. Цифровые навыки представляются как специальные умения управлять данными и создавать системы. Такая матрица навыков помогает системе образования готовить востребованных специалистов как в наши дни, так и в будущем, построенном на «экономике знаний» [13].
Следовательно, суть социально-профессиональной востребованности будущих специалистов выражается в формировании системы качеств, которые полностью отвечают всем требованиям к компетентному труду. Долгое время считалось, что профессиональный успех будущего специалиста зависит от профессиональных навыков, под их формирование были подготовлены все образовательные программы высшего профессионального образования. Но в настоящее время, по мнению многих работодателей, профессиональный успех будущих специалистов, а значит, и их социально-профессиональная востребованность, зависят от когнитивных, социально-поведенческих и цифровых навыков.
В связи с этим для эффективной реализации формирования социально-профессиональной востребованности бакалавра лингвистики требуется введение в образовательный процесс высшей школы новых организационных форм обучения по лингвистическим специальностям. Одним из таких вариантов образовательных технологий для реализации трансформации актуальных компетенций и навыков в сфере образования является смешанное обучение, или blended learning – технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями и современными учебными средствами – дистанционными образовательными технологиями [14]. К преимуществам смешанного обучения можно отнести персонализированное обучение, управление процессом обучения, усиление качества обучения, разнообразие дидактических подходов, проектную работу, активное социальное взаимодействие обучаемых между собой и с преподавателями и др.
По современным оценкам использование смешанного подхода (контактного и онлайн-взаимодействия преподавателя и студента) сейчас востребовано в силу компьютеризации и информационного развития общества, активно развивается, а при внедрении в практику обучения по ряду дисциплин часто дает видимый эффект [15, 16].
Кроме того, с 2019 и 2020 гг. начался этап «цифровизации высшего образования» и реализуется переход на новые ФГОС 3++, базирующиеся на профессиональных стандартах и компетенциях, соответствующих требованиям работодателя. Таким образом, востребованы эффективные методики электронного обучения, инструменты и технологии его развития, адаптации и поддержки, например платформы для поддержки массовых открытых онлайн-курсов (МООК) по различным специализациям.
Для изучения вопроса формирования социально-профессиональной востребованности у студентов лингвистических профилей подготовки рассмотрим опыт нашей группы по интегрированию МООК в блок профессиональных дисциплин направления «Лингвистика» Ульяновского государственного технического университета [15].
Наш проект МООК UNITECH нацелен на положительный вклад в теорию и практику профессионального обучения, в той части каждой из них, которая затрагивает использование смешанного и проблемно-ориентированного обучения иностранному языку и переводу для специальных целей, его моделей и методики в обучении как отраслевых специалистов, так и специалистов лингвистических направлений. Проект Юнитех уже сейчас имеет прикладную реализацию и доступен для использования и апробации методик смешанного обучения в сфере отраслевого перевода и иностранного языка для специальных (отраслевых) целей [17]. На текущий момент основной курс общей технической подготовки лингвистов-переводчиков уже внедрен в учебный процесс более чем 30 российских вузов [18].
Теорию и лингвистическое обеспечение МООК UNITECH мы разрабатываем и тестируем на базе исследований новых образовательных моделей смешанного и проблемно-ориентированного обучения. В состав каждого отраслевого курса обучения специальному языку и переводу входят wiki-база отраслевых знаний, ряд автоматизированных отраслевых курсов, теоретический материал, контрольные задания, система контроля, системы лингвистической и отраслевой поддержки для использования преподавателями языковых и переводческих дисциплин в процессе обучения студентов. Курс проводится под руководством преподавателя вуза, сотрудники информационной системы осуществляют техническую и информационную поддержку студентов и преподавателей.
Все курсы UNITECH направлены на приближение компетенций выпускников вузов к требованиям работодателей и нашего региона в целом. Например, в разработках контента отраслевых курсов проекта мы ориентируемся на актуальные научно-технические сферы и отрасли, развиваемые в регионе и имеющие профильные кафедры в вузах г. Ульяновска (разрабатываются курсы по отраслям – информационные технологии, нефтегазовая отрасль, станкостроение и металлообработка).
Проект UNITECH, реализованный на базе веб-платформы, не только обеспечивает формирование профессиональных компетенций студентов лингвистических специальностей, но и предусматривает цифровизацию образовательного процесса, при этом активно внедряются технологии смешанного обучения, сетевой и дистанционной форм обучения, мобильные технологии (обучение через мобильное устройство), технологии взаимодействия в системе технической онлайн-поддержки всех групп пользователей, что способствует формированию социально-поведенческих, когнитивных и цифровых компетенций и навыков [18].
Заключение. Рассматривая наши педагогические эксперименты и опыт применения технологий смешанного проблемно-ориентированного обучения, отметим, что у бакалавров лингвистики формируются следующие компетенции и навыки, необходимые для формирования их социально-профессиональной востребованности.
- Профессиональные компетенции и навыки (теория и методика преподавания иностранных языков для специальных целей; отраслевой перевод и переводоведение; лингвистические компоненты электронных информационных систем).
- Социально-поведенческие и когнитивные компетенции и навыки (критическое мышление, креативность, компетенция управления людьми, навыки взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, когнитивная гибкость и др.).
- Цифровые компетенции и навыки (информационная грамотность и работа с данными, сетевая коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, сетевая безопасность, решение проблем и грамотное использование цифровой среды и др.).
В проекте ЮНИТЕХ разрабатывается и успешно внедряется в учебный процесс комплекс методов и средств проблемно-ориентированного смешанного обучения, использование которых способствует развитию профессиональных компетенций и критического мышления студентов-лингвистов, решению проблем понимания и освоения отраслевого иностранного языка [16].
Применение смешанного обучения в высшей школе дает возможность использования новых образовательных программ, методов преподавания, вспомогательных технологий, цифровых и педагогических методик (например, метода продуктивного обучения и т.д.), что делает такие системы перспективными стратегиями подготовки будущих специалистов в формировании их социально-профессиональной востребованности.
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ по проекту № 18-413-730018/19 «Методы и средства проблемно-ориентированного смешанного обучения иностранному языку и переводу для специальных целей» (руководитель проекта – Соснина Е.П.).