Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

WORLDSKILLS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY

Chikunov I.M. 1
1 Moscow State Technical University
Today, the transformation of the system of secondary vocational education to meet the requirements of international WorldSkills standards is almost complete. Higher education, which has a more complex structure, specific profiles in the areas of training and deep traditions of scientific schools, can absorb all the best that the WorldSkills movement provides, while maintaining its specificity. The opinion of the movement as specific to working professions does not justify itself – it is enough to analyze the list of competencies, half of which relate specifically to higher education. Especially worth noting is the support of the movement from the country's top leadership. Successful job search for University graduates is directly determined by the compliance of their education with modern requirements of the industry. To identify them and update educational programs, you can use alternative systems for checking the level of qualification: industrial certification, formal standards of employers, professional standards of the independent qualification assessment system, WorldSkills standards. A set of measures aimed at such integration makes it possible to increase the demand for graduates. The article reveals the impact of these systems on higher education, provides links to regulatory and other documents that regulate them, and provides opportunities for using NARC and WorldSkills projects in the development of an educational organization as a whole.
professional standard
qualification
professional exam
worldskills
assessment of qualification
education
standard
norm

Сегодня высшее образование в Российской Федерации претерпевает значительные изменения, скорость которых растет вместе с трансформацией нашего общества. Одним из внешних факторов, напрямую влияющих на процесс, является непрерывное снижение «ценности» получаемого выпускниками диплома. Так, начиная с 1990-х гг. широкое распространение получило суждение о необходимости обучения в вузах лишь в качестве способа получения отсрочки от службы в армии, а отношение к диплому – как к формальному требованию для занимаемой должности. Сейчас подобные рассуждения практически исчезли из среды абитуриентов, но доверие к документальному свидетельству о высшем образовании со стороны работодателей все еще очень низко.

Стоит отметить, что данная ситуация не уникальна лишь для нашей страны. По всему миру наблюдается тенденция снижения использования показателей формального образования как способа подтверждения уровня и качества квалификации. Крупные ИТ-компании уже сейчас перестали включать дипломы колледжей и университетов в формальный пакет документов при приеме на работу. Так, в августе 2018 г. 15 международных корпораций, включая IBM, Google, Apple, и Bank of America, официально объявили об этом [1]. В России один из крупнейших сервисов по поиску работы Superjob с января 2019 г. также для некоторых типов вакансий убрал из объявлений графу «Образование» [2]. Все большее количество студентов, особенно на старших курсах, начинают работать в выбранной сфере до окончания университета после собеседования, выполнения тестовых заданий и прохождения испытательного срока.

Цель исследования: на основе открытых методических и нормативных документов рассмотреть потенциальную возможность использования различных стандартов независимой оценки квалификации для модернизации образовательного процесса и развития вуза.

В числе причин описанного тренда находятся непрерывный рост количества профессиональных знаний и умений, требующихся современному специалисту, а также их частое обновление. Это особенно заметно в сфере информационных технологий, где раз в год меняется версия программного обеспечения, а раз в несколько лет – технологии и платформы. При этом большинство штатных сотрудников организаций высшего образования, которые преподают основную долю дисциплин образовательных программ, либо не связаны с индустрией вообще, либо связаны фрагментарно.

Их преподавательская нагрузка довольно велика и не позволяет полноценно работать по специальности на профильных предприятиях. Как итог у преподавателей крайне ограничена возможность пребывания на фронтире развития реального сектора экономики. Это особенно чувствительно для руководителей образовательных программ, заведующих кафедрами и деканов и приводит ко все большему отставанию образовательного процесса от индустрии. А ведь и в исторической перспективе, и в сегодняшних реалиях «наиболее успешными оказались учебные заведения, ориентирующиеся в своей деятельности не только на ФГОС и спрос населения, но и на требования работодателей и рынка труда …» [3, с. 20].

Такой отрыв от производства неизбежен, но приводит к серьезному снижению уровня конкурентоспособности выпускников: использование устаревших технологий, технических средств и программного обеспечения дает теоретическую подготовку, но не позволяет начать работать по профессии. Конференции, практики, периодическая литература помогают сократить такое отставание, но не позволяют спрогнозировать ситуацию. А ведь именно через четыре года поступившие на первый курс бакалавриата абитуриенты окажутся на рынке труда. Следовательно, и контент образовательной программы должен соответствовать не сегодняшнему уровню развития соответствующего вида деятельности, и уж тем более не прошлому, а будущему.

Историческим путем реверса описанного тренда является привлечение в образовательный процесс представителей работодателей, носителей лучших практик и требований предприятий. Недаром соответствующий показатель напрямую прописан в современных Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) в разделе требований к условиям реализации образовательных программ. Каналом подобного взаимодействия в прошлые годы являлось выполнение вузами НИР и НИОКР в интересах предприятий реального сектора экономики. Сегодня этот процесс в силу различных причин сильно ограничен: предлагаемые решения могут соперничать с профессиональными лишь в ограниченном круге ведущих университетов.

Исходя из этого задача актуализации существующих образовательных программ и проектирования новых сегодня не имеет распространенного системного решения ввиду узости канала трансляции лучших практик и требований индустрии в вузы. Но им может выступить синтез имеющейся в вузах теоретической подготовки с нормами профессиональной деятельности, зафиксированными различными профессиональными сообществами в целях обеспечения качества сотрудников, а следовательно, применимых и к выпускникам.

Государственная политика Российской Федерации в области образования и социального развития, выраженная в государственных заданиях и проектах министерств и профильных ведомств России, в значительной степени учитывает описанную ситуацию и направлена на ее улучшение. Новые нормативные акты и открытая деятельность профессиональных сообществ и объединений, особенно в области оценки профессиональных компетенций выпускников и состоявшихся специалистов, позволяют обозначить требования к результатам образования, получить решение описанной задачи.

В законодательстве присутствует понятие общественной и профессионально-общественной аккредитации [4], позволяющее образовательным организациям формализовать ориентацию своих программ на индустрию. Более того, «… наличие таких механизмов, как внутренняя и внешняя оценка, аккредитация и управление качеством» [5, с. 95] предполагает и Болонский процесс, в котором участвует наша страна. Действительно, «Объективность и достоверность возрастают, когда оценивает не тот, кто учил, а независимый эксперт – на основании показателей и критериев, значимых для выполнения деятельности» [6, с. 103].

Наряду с индустриальной сертификацией и формализованными требованиями работодателей независимая оценка профессиональной квалификации (НОК), а также стандарты Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее – Союз Ворлдскиллс) сегодня де-факто стали альтернативными формальному уровню образования способами подтверждения профессионального уровня. А следовательно, именно они должны реально использоваться образовательными организациями при проектировании и реализации образовательных программ. Но обе системы могут дать студентам и преподавателям больше, чем копирование компетенций и дескрипторов в рабочие программы, каждая из них имеет свои особенности.

Так, в ФГОС поколения 3++ появилось формальное требование учета профессиональных стандартов (далее – ПС) в основных профессиональных образовательных программах. Фиксация требуемого уровня и профиля выпускника в формируемом профессиональным сообществом документе – несомненный шаг вперед к уменьшению разрыва между образовательным процессом и индустрией. Однако ПС, как и любые нормативные документы, имеют свои формальные процедуры разработки и утверждения, что задерживает их актуализацию: «Образовательные стандарты не успевают за быстрым темпом изменений современной жизни» [7, с. 37]. Уже сейчас, во время обязательного перехода на ФГОС 3++, некоторые из них ссылаются на устаревшие ПС. Следовательно, использование только ПС для формирования образовательного контента недостаточно – для решения поставленной задачи их необходимо дополнять другими стандартами и средствами оценки.

Так, в соответствии с действующим законодательством «…независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [8]. Правительство РФ уточняет норму, констатируя, что экзамен проводится «…за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц» [9]. Это объясняет все возрастающую активность таких центров (далее – ЦОК) как нацеленных на получение прибыли юридических лиц.

Подобная практика уже длительное время применяется в зарубежных странах в виде индустриальной сертификации или в виде систем лицензирования. Так, к примеру, в США The National Council of Examiners for Engineering and Surveying определяет модель и процедуры проведения лицензионных экзаменов, обязательных «…для инженеров, чья работа непосредственно направлена на оказание услуг в государственном (public) секторе» [10, с. 93].

Таким образом, способность успешно сдать профессиональный экзамен как «…форму независимой оценки квалификации, в ходе которой соискатель подтверждает свою профессиональную квалификацию» [11, с. 13] становится четким маркером качественной подготовки выпускника университета. Для его проведения советами по профессиональным квалификациям (СПК) разрабатываются и утверждаются комплекты оценочных средств (далее – КОС), в обязательном порядке состоящие из теоретической части и практического задания [12] и в значительной степени детализирующие и уточняющие описанные в достаточно общем виде требования собственно профессиональных стандартов. Успешное прохождение экзамена является единственным законным способом подтверждения соответствия работника требованиям квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта), а значит, выпускники должны быть готовы к нему.

Говоря о профессиональных стандартах, необходимо отметить, что действующая нормативная база прямо запрещает образовательным организациям выступать в качестве ЦОК или быть их учредителями [13, Приложение 1, п. 2]. Однако соответствующие нормы [13, Приложение 2, п. 3] при наличии принятых соответствующими советами по профессиональным квалификациям положений и приказов в случае, если собственная материально-техническая база ЦОК недостаточна для проведения экзамена, уточняют, что профессиональный экзамен может быть проведен ЦОК в специальных экзаменационных центрах, созданных «…на базе организаций и предприятий, ведущих вузов и колледжей…» [14].

На основании этого широкое вовлечение образовательного учреждения в работу СПК, разработку профессиональных стандартов, выступление в качестве дискуссионной площадки в процессе их общественного обсуждения, внедрение в образовательный процесс КОС, процедур и методических материалов профессиональных экзаменов системы НОК, а также прохождение профессионально-общественной аккредитации, позволят повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и деловую репутацию вуза. Это в свою очередь открывает окно возможностей оказания возмездных услуг по использованию ресурсов образовательной организации для проведения профессиональных экзаменов центрами оценки компетенций, организации краткосрочных программ дополнительного профессионального образования (ДПО) как для соискателей, так и для экспертов ЦОК.

Другая внешняя система оценки квалификации – Союз Ворлдскиллс, роль которого особенно велика в среднем профессиональном образовании. Но его проекты, методики и стандарты приобретают все большее влияние и в высшем образовании, особенно в прикладных дисциплинах. Начиная с 2017 г. в движение вовлечено более 70 вузов, включая 6 федеральных университетов, 7 национальных исследовательских университетов и 10 опорных.

Достаточно прочитать документацию по чемпионатным компетенциям – почти треть из них можно уверенно отнести к уровню прикладного высшего образования. Более того, на деловой программе Финала II национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (Москва, 27–28 ноября 2018 г.) на заседании Межвузовского координационного совета Союза Ворлдскиллс была представлена концепция вузовской линейки компетенций, отражающая требования и принципы высшего образования [15].

Сам Союз, учредителями которого при его создании выступили Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», формулирует свою миссию как «развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха» [16]. Поддерживая деятельность и проекты Союза, Президент РФ периодически проводит встречи с членами Национальной сборной Российской Федерации по профессиональному мастерству Ворлдскиллс, формируя Перечень поручений по итогам таких встреч. Например, «... принять решение о предоставлении начиная с 2017 года субсидий из федерального бюджета … на организацию и проведение национальных чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам “Ворлдскиллс”» [17, п. 1.б]. Это, а также другие поручения позиционируют на государственном уровне Союз Ворлдскиллс как один из ведущих центров развития профессиональных компетенций.

При этом в последнее время высшее руководство страны не акцентирует внимание на конкретном уровне образования: среднем профессиональном или высшем. Так, в своих Указах Президент РФ постулирует, что Правительство РФ «при разработке национального проекта в сфере образования обязано исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить, в частности, решение следующих задач:

– модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

– формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста» [18].

Таким образом, участвуя в чемпионатном движении и стремясь занять призовые места, образовательные организации внедряют в свои образовательные программы лучшие мировые практики и стандарты непосредственно в учебный процесс (например, в рамках проведения промежуточной или итоговой аттестации). Это происходит естественным путем: задание Национального финала строится, как правило, на основе международного конкурсного задания, которое разрабатывается ведущими мировыми экспертами. Соответственно, для победы в национальном чемпионате необходимо массово готовить студентов согласно мировым требованиям.

Интересно, что с 2017 г. Союзом Ворлдскиллс активно проводился эксперимент по внедрению своих стандартов в качестве итоговой аттестации для студентов СПО. Его основанием послужили поручения Президента РФ, который дал задания федеральным и региональным органам исполнительной власти и « … при участии союза Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)” … внедрение демонстрационного экзамена по стандартам “Ворлдскиллс Россия” в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования …» [17, 2.б]. Последовавшие за этим нормативные акты не только узаконили новую форму экзамена, но и сделали возможным приравнивание результатов чемпионатов к результатам государственной итоговой аттестации.

По итогам эксперимента были разработаны и непрерывно актуализируются комплекты оценочной документации и методика проведения демонстрационного экзамена (далее – ДЭ) по стандартам Ворлдскиллс как «форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:

– моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;

– независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;

– определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями» [19].

И хотя ДЭ по стандартам Ворлдскиллс как утвержденная форма Государственной итоговой аттестации для СПО не подразумевает обязательного использования методик и оценочных материалов Союза [20], но фактически сегодня это наиболее проработанное комплексное решение для образовательных организаций СПО.

Альтернативные формы ДЭ пока не получили широкого распространения, хотя с 2018 г. демонстрационный экзамен для образовательных программ, реализуемых по ФГОС СПО ТОП 50, проводился и в форме профессионального экзамена системы Независимой оценки квалификации на основе разработанных КОС для проверки соответствия требованиям профессиональных стандартов. А с июня 2017 г. совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Правительством Москвы реализуется проект Добровольного квалификационного экзамена [21] с целью оценки степени готовности студентов вузов Москвы к трудоустройству на профессиональные позиции в компании столицы – методика данного оценочного мероприятия тесно связана с демонстрационным экзаменом.

С 2014 г., еще до формирования концепции ДЭ, подобный подход использовался в Московском политехническом университете под названием «практико-ориентированные экзамены» (далее – ПОЭ). В настоящее время более 500 студентов факультета Информационных технологий каждый семестр проходят промежуточную аттестацию в такой форме. Она предполагает выполнение за 8 часов и более объемной практической задачи, предусматривающей освоение всех профессиональных компетенций дисциплины (модуля), учитывает несколько иные требования высшего образования к практическим навыкам студентов прикладного бакалавриата. Они, как и выпускники СПО, должны уметь решать практические задачи, хотя, возможно, и не за столь короткое время. Их компетенции более обширны и сложны, предусматривают работу в коллективе, навыки конструирования и т.п. Несмотря на участие с 2017 г. в демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия и учащихся образовательных организаций ВО (при условии оплаты работы экспертов Союза), это делает формат ПОЭ для высшего образования более привлекательным и дешевым.

Вовлечение в Союз Ворлдскиллс не только транслирует в образовательный процесс мировые практики и расширяет профессиональные контакты преподавателей, в том числе на международном уровне, но и позволяет реализовывать на базе образовательной организации проекты Союза, в том числе приносящие прибыль. В частности, материально-техническая база может быть использована для сотрудничества с СПО при проведении демонстрационных экзаменов, подготовке к ним, проведении отборочных соревнований, чемпионатов, сборов и тренировок.

Кроме того, вовлечение в проекты Союза позволяет проводить и актуальные программы ДПО по компетенциям Ворлдскиллс, компетенциям цифровой экономики и другим востребованным профессиональным компетенциям в процессе непрерывного образования, в том числе развитие дистанционных образовательных технологий и электронного обучения – онлайн-образования. Это касается на только востребованных, но и перспективных профессий – профессий будущего. Уже сегодня интенсивное развитие технологий и технических средств в предприятиях реального сектора экономики (в том числе в регионах РФ), формирование профессий будущего и профессий блока FutureSkills («одна из приоритетных инициатив движения “Молодые профессионалы” (WorldSkills Russia), направленная на опережающую подготовку кадров» [22]) обусловливают запрос студентов на их трансляцию в современной и комфортной образовательной среде.

Подобная работа вполне соответствует государственной политике. Так, Президент РФ определяет задачи в сфере образования к 2024 г.: «… создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней … формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими …» [23].

Союз Ворлдскиллс активно работает в рамках выполнения подобных проектов, заключая на конкурсной основе договоры с образовательными организациями. В частности, ежегодно предоставляются субсидии на обучение по программе «5000 МАСТЕРОВ» [24] преподавателей колледжей и мастеров производственного обучения. В 2018 г. максимальная стоимость обучения одного слушателя составила 50 тыс. руб., средняя квота по каждой компетенции Ворлдскиллс – около 100 человек с охватом 64 площадок обучения. А с 2019 г. активно стартовала программа профессиональной подготовки лиц старше 50 лет, в рамках которой в этих образовательных организациях по линии Ворлдскиллс ежегодно обучаются 25 000 граждан РФ. Стоит отметить, что механизмом оценки квалификации обучающихся по этим программам также является демонстрационный экзамен.

Другим перспективным проектом являются Центры опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП) – в 2018 г. Президент РФ поручил органам федеральной и региональной исполнительной власти «… совместно с Союзом Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)” … обеспечить создание, в том числе на базе лучших профессиональных образовательных организаций, центров опережающей профессиональной подготовки …» [25, п. 1.в].

Концепция работы таких центров, предложенная Союзом Ворлдскиллс [26], предполагает сборку и сетевую реализацию уникальных программ повышения квалификации под запросы индустрии. Фактически, обладая полной и непрерывно актуализируемой информацией о возможностях образовательных организаций, в том числе и выраженной в достижениях их слушателей на чемпионатах профессионального мастерства, наличии у них современной материальной базы, ЦОПП может быстро создавать индивидуальные образовательные траектории заранее заданного качества и уровня под конкретный образовательный результат, в том числе «… по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам “Ворлдскиллс”, в том числе по программе ускоренного обучения…» [25, п. 1.в]. Образовательные организации в этой конфигурации могут активно предоставлять свои услуги ЦОПП, реализуя свои уникальные возможности.

Еще одна важная для образовательных организаций задача – привлечение абитуриентов – также может осуществляться в рамках взаимодействия с Союзом, реализующим программу профессиональной ориентации школьников 6–11-х классов «Билет в будущее». Выделяемый на проект согласно поручению Президента РФ объем финансирования составляет 1 млрд рублей, охват участников – не менее 100 тысяч школьников [27, п. 1].

Заключение

Механизмы актуализации независимых систем оценки профессиональной квалификации позволяют быстро адаптироваться к новым запросам, при этом сами стандарты строятся на общенациональных и международных стандартах. В условиях недостаточной связи образовательных программ и индустрии, в том числе предприятий вне локации университета, они позволяют выявлять указанные стандарты и актуализировать на их основе непосредственно учебный процесс.

Таким образом, система независимой оценки квалификации, проекты Союза Ворлдскиллс хотя и не регулируются нормативными актами системы образования, тесно взаимодействуют с ней и сильно влияют на успех на рынке труда выпускников. Тесная работа образовательной организации в рамках альтернативных оценок квалификации позволяет не только повысить качество образовательного процесса, но и осуществлять приносящую дополнительный доход деятельность.