Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью в людях творческих, активных, способных нестандартно мыслить, не только формулировать инновационные идеи, но и реализовывать их. Именно в школе важно закладывать основы развития личности и индивидуальности, готовность к изменениям, к творческому поиску, постоянному развитию себя, работе в команде, что очень важно в современном мире. Соответственно педагог должен быть готов и способен решать задачи развития детей педагогическими средствами, оказывая поддержку в раскрытии талантов и способностей, которые есть у каждого ребенка, в реализации своих устремлений. Развитие мотивации подростков к творчеству требует от педагогов особого подхода, поскольку для этого необходимо не только организовывать и проводить нестандартные занятия, но и изучать мотивационную сферу подростков, их нацеленность на успех. В.В. Давыдов в качестве ведущей для подростков определял общественно значимую деятельность, включающую такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная [1]. Включаясь в различные виды деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, что очень важно для удовлетворения потребности в общении со сверстниками, в самореализации, для становления самостоятельности в поведении. Отношения со сверстниками начинают охватывать более широкий диапазон видов деятельности: от личного общения на жизненно важные темы до совместного труда и творчества [2]. В настоящее время имеет место проблема поиска новых видов и форм творческой деятельности, практик, открывающих возможности для экспериментирования, пробы себя, реализации собственных проектов, самовыражения. Актуальность статьи связана с изучением особенностей развития общественно направленной мотивации подростков к творческим видам деятельности.
Основные теории мотивации рассматривались в социологии, психологии и педагогике такими авторами, как Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Х. Маслоу, Г.В. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, П.М. Якобсон и др. Мотивационная сфера человека определяется его индивидуальными и личностными особенностями, средой, в которой человек воспитывается, имеющимися у него знаниями и умениями и т.д. Особенности подросткового периода жизни, мотивационной сферы подростков анализировались в работах И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, А.К. Марковой, К.Н. Поливановой, Д.Б. Эльконина и др. Именно интересы Л.С. Выготский считал ключом ко всей проблеме психологического развития подростков [3]. И.В. Дубровина отмечает, что основными мотивационными линиями в подростковом возрасте выступают самовыражение, самопознание и самоутверждение [4]. Мотивация подростков к творческой деятельности включает в себя потребность в саморазвитии и самореализации, что является важной предпосылкой к творческой активности ребенка. П.А. Зверев ориентирует на достижение успеха, который усиливает формирование мотивации и повышает творческие возможности подростков [5]. А.Н. Либерзон, Е.А. Ходырева выделяют следующие составляющие творческой активности подростков: мотивационную, связанную с формированием направленности на творчество, операционально-деятельностную, обеспечивающую развитие чувства новизны, и рефлексивную, ориентированную на формирование критичности [6]. И.В. Сеньчукова рассматривает создание социокультурной среды как воспитывающей среды образовательной организации [7]. Е.Н. Соколова определяет условия, способы и приемы формирования устойчивого интереса школьников к художественно-творческой деятельности [8], И.О. Сулейманова, И.А. Богданец обращают внимание на создание проблемных ситуаций творческого характера, организацию самостоятельной творческой работы учащихся и т.д. [9], А.К Лукина, А.С. Севостьянова определяют параметры школьного уклада для развития учащихся городской и сельской школ [10]. Анализ литературы показал, что управление процессом развития мотивации подростков к творческой деятельности требует к себе иного подхода и обусловливается отличными от учебного процесса условиями, в том числе строится на основе принципов самореализации подростков, включенности в разные виды деятельности, взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления и др. Классного руководителя, педагога-организатора важно вооружить инструментами для формирования у современных подростков интереса к развитию своих творческих способностей, открытию новых интересов и возможностей для развития творческих и личностных компетенций. Проблема развития мотивации подростков к творческим видам деятельности пока не получила надлежащего научного рассмотрения.
Особенно остро проблема мотивации подростков к творческим видам деятельности встает в условиях сельской школы, что определяется в первую очередь запросами современного общества, его потребностью в креативном подрастающем поколении, готовом самостоятельно ставить и решать новые задачи, в том числе в нестандартных ситуациях. Сложившийся образ жизни в условиях сельской местности, замкнутость, некая автономия, а в ряде случаев отдаленность от городских культурных и образовательных центров во много усложняют решение обозначенной проблемы. Необходимость детей заниматься физическим трудом, помогать старшим, несмотря на положительные аспекты, иногда становится причиной отказа от самообразования, низкого уровня притязаний, отсутствия стремлений к дальнейшему развитию.
Анализ работ отечественных исследователей, занимавшихся изучением специфики сельской школы, проблемой образования и воспитания в условиях малокомплектности, анализом особенностей развития, психолого-педагогических, морфофизиологических особенностей, адаптации учащихся сельских школ не позволяет выделить специфические отличия в мотивационной сфере обучающихся городских и сельских школ. Между тем специфика обучения в условиях сельской школы, особенности комплектования классов, организация учебного процесса, социальное окружение, влияние различных факторов требуют учета при организации работы. Речь идет о низкой ресурсности сельских школ в плане потенциальных факторов развития личности, меньшем количестве по сравнению с городом факторов, влияющих на формирование индивидуальности, что затрудняет процесс становления личностного «Я», готового к социальным переменам и, более того, готового стать источником социальных инноваций [11].
В сельской школе в силу того, что детьми многие аспекты новой социальной реальности воспринимаются преимущественно через Интернет, СМИ, так называемый конфликт поколений проявляется особенно ярко, приобретает социально-экономический и ценностный характер [11].
Сельская школа не только занимается воспитанием и обучением детей, она является системообразующей всего села и вообще центром его жизни. Осложняется описанная выше ситуация отсутствием в условиях села педагогов, владеющих современными технологиями работы с детьми и молодежью, способных и готовых увлечь, заинтересовать, повести подростков за собой. Положительные аспекты особенностей функционирования сельской школы мы постарались максимально учесть при обосновании, наполнении содержанием нашей модели. Речь идет в первую очередь о возможности более тесных, близких контактов детей и педагогов, практической направленности обучения, возможности реализации деятельностного подхода и т.д. [12].
Цель исследования: выявить особенности мотивационной сферы современных подростков, обучающихся в условиях сельской школы, разработать и апробировать модель развития мотивации подростков к творческим видам деятельности с учетом специфики организации процесса обучения в сельской школе.
Материал и методы исследования. Был использован комплекс методов, включающий анализ исследований по данной проблеме, методы анализа эмпирических данных, в том числе формирующий эксперимент. Диагностическая программа включала следующие методики: «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой; «Диагностика мотивационной сферы личности подростков» Ж. Ньютена; «Мотивация успеха и боязнь неудач» (МУН) А.А. Реана; «Тест креативности П. Торренса» – и использовалась на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование было проведено на базе сельской школы Щекинского района Тульской области. В исследовании приняли участие 40 учащихся 8–9-х классов.
Была разработана и апробирована модель развития мотивации подростков к творческим видам деятельности, которая включает в себя целевой, содержательный, творческий и мотивационный компоненты (рис. 1). Мотивационное обеспечение данного процесса осуществляется на каждом этапе взаимодействия с подростками и предполагает формирование интереса к творческой деятельности, практику творческой деятельности и социальной активности, рефлексию. В разработанной модели развития мотивации подростков к творческим видам деятельности учитывались условия сельской школы: разные возможности образования в сельских и городских школах, условия обучения и жизни в городе и селе, социально-психологические особенности сельского ученика (практичность, терпимость, меньший уровень речевой культуры, повышенный уровень монотомии, более заниженная приспособляемость к повышенным психологическим нагрузкам, склонность к привычным формам поведения, недостаточная адаптация к быстро меняющимся условиям и др.).
Целевой блок модели основывается на формировании у подростков устойчивой мотивации к творческим видам деятельности; содержательный – на психолого-педагогических условиях, которые определяют технологии работы с подростками, критерии, позволяющие оценить уровень развития способности к творческой деятельности у подростков: создание воспитывающей среды, направленной на развитие творческой деятельности в образовательном учреждении; учет индивидуально-психологических особенностей подростков и специфики их мотивационной сферы; включение следующих методов: проблемного, поискового, исследовательского, проектного, метода творческих и нестандартных заданий, развития критического мышления и т.д.; организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности; сопровождение педагогом творческой деятельности подростков и оказание им необходимой поддержки; привлечение подростков к участию в различных конкурсах, связанных с творческой деятельностью; создание ситуации успеха; поощрение инициативы, самостоятельности, активности подростков и др. При реализации данного блока модели необходимо учитывать, что не все учащиеся сельской школы имеют активную жизненную позицию, в то же время из-за малочисленности учащихся педагоги имеют возможность развивать способности каждого, но не всегда владеют технологиями для их применения в полной мере.
Для выявления уровня развития мотивации подростков к творческой деятельности были разработаны следующие критерии оценки: уровень развития стремления подростков к самореализации (показатель стремления учащихся к использованию имеющихся у них знаний, умений и навыков); уровень развития направленности подростков на саморазвитие (показатель стремления подростков к постоянному самосовершенствованию, что способствует развитию целеполагания и целереализации); уровень развития направленности подростков на успех в выполняемой деятельности (показатель активности подростков, их способности к проявлению инициативы); уровень развития креативности (показатель умения создавать качественно новый продукт или результат).
Творческий блок реализуется через следующие формы: творческая мастерская, факультативные занятия, предметные кружки, викторины, ученические конференции, конкурсы проектов, олимпиады, творческие площадки и т.д. Так, если на начальном этапе используется система игр, викторин, занимательных бесед, квестов, мастер-классов по закреплению первичного интереса, то дальнейшее его формирование включает проведение практических занятий с созданием инновационных продуктов творческой деятельности. Для подростка сельской школы важно представить результаты творческой деятельности на различных конкурсах, олимпиадах, получить экспертное заключение других наставников, кроме педагогов своей школы, с целью дальнейшего самосовершенствования, что иногда весьма затруднено в условиях сельской школы. Учащимся сельской школы важно получить опыт самопрезентации и представления результатов творческой деятельности, чтобы не разочароваться в своих способностях, а продолжить развивать свою творческую индивидуальность. Мотивационный блок направлен на формирование у подростков интереса к творческой деятельности, соотнесение мотивов и целей выполняемой ими творческой деятельности. Это действие ставит подростка в активную позицию по отношению к своей мотивации, выработке жизненных перспектив, помогает осознать важность того или иного мотива, что соответствует происходящим в данном возрасте процессам самосознания. Для сельской школы характерен более доверительный стиль отношений педагога с учащимися, что способствует раскрепощению, самовыражению подростков в классе.
Цель: развитие мотивации подростков к творческим видам деятельности с учетом специфики организации процесса обучения в сельской школе |
Блоки модели |
Содержательный |
Содержание, технологии работы с подростками, критерии оценки уровня развития мотивации к творческим видам деятельности |
Показатели процесса развития мотивации подростков |
Организация работы по развитию мотивации подростков к творческим видам деятельности |
|||
Условия развития мотивации подростков к творческим видам деятельности в условиях сельской школы |
|||
Содержание программ, мероприятий, подбор психологических методик, ориентированных на изучение и развитие мотивации подростков к творческим видам деятельности |
Содержательные условия |
Связь с народными традициями, значимость трудового воспитания, межпоколенческие связи, специфика расположения сельской местности, важность расширения творческой направленности проводимых мероприятий |
|
Формы работы, актуализирующие развитие мотивации к творческим видам деятельности, выстраивание индивидуальной траектории развития и саморазвития подростка |
Организационные условия |
Небольшая альтернативность выбора, важность расширения участия в творческих мероприятиях, получения опыта самопрезентации и представления результатов творческой деятельности на различных конкурсах, достижения творческих успехов |
|
Выстраивание диалогового общения как основы взаимодействия педагога и обучающихся, подростков друг с другом |
Психолого-педагогические условия |
Полифункциональность сельского учителя, актуальность работы с разными наставниками, психологической поддержки подростков при участии в различных конкурсах |
|
Формы и методы развития мотивации подростков к творческим видам деятельности |
|||
Формы – творческая мастерская, факультативные занятия, предметные кружки, викторины, ученические конференции, конкурсы проектов, олимпиады, творческие площадки и т.д. |
Методы – проблемный, поисковый, исследовательский, проектный, метод творческих и нестандартных заданий, развития критического мышления и т.д. |
||
Критерии уровня развития мотивации подростков к творческим видам деятельности |
|||
– уровень развития стремления подростков к самореализации; – уровень развития направленности подростков на саморазвитие; – уровень развития направленности подростков на успех в выполняемой творческой деятельности; – уровень развития креативности |
|||
Результат – формирование устойчивой мотивации подростков к творческим видам деятельности |
Рис. 1. Модель развития мотивации подростков к творческим видам деятельности в сельской школе
Проведем анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах после апробации модели управления процессом развития мотивации подростков к творческим видам деятельности.
На рисунке 2 представим сравнительный анализ результатов исследования по методике «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой. Для сравнения были взяты средние показатели по каждой из потребностей на исследуемую группу, полученные на констатирующем и контрольном этапах исследования. На контрольном этапе снизились потребность испытуемых в определенном материальном положении (на 2,4 балла; с 18,1 до 15,7 балла) и потребность в безопасности (на 2,3 балла; с 18,8 до 16,5 балла), возросли потребность в межличностных связях (на 2 балла; с 19,5 до 21,5 балла), потребность в уважении со стороны окружающих (на 1,3 балла; с 20 до 21,3 балла) и потребность в самореализации (на 4 балла; с 17 до 22 баллов). У респондентов по-прежнему доминируют потребности в общении с окружающими, что соответствует возрастным особенностям данного возраста, отчетливо проявилось стремление к самореализации.
Рис. 2. Сравнение показателей удовлетворенности потребностей испытуемых
Анализ результатов исследования по методике «Диагностика мотивационной сферы личности подростков» Ж. Ньютена представлен на рисунке 3. Так, на контрольном этапе у испытуемых повысились мотивы познания (с 25% до 63%), саморазвития (с 25% до 77%), мотив достижения (с 34% до 74%), снизились мотив материальных ценностей (с 88% до 58%), мотив агрессии (с 13% до 10%) и доминирования (с 23% до 18%).
Рис. 3. Сравнение выраженности мотивов испытуемых
Анализ результатов по методике «Мотивация успеха и боязнь неудач» А.А. Реана представлен на рисунке 4.
p>
Рис. 4. Сравнение выраженности мотивации на неудачу и мотивации
на успех у испытуемых
На контрольном этапе увеличилось количество испытуемых с мотивацией на успех (с 35% до 62%), что указывает на развитие у подростков склонности к активности, проявлению инициативы и т.д.
Наглядное сравнение результатов исследования по методике «Тест креативности П. Торренса» представлено на рисунке 5.
p>
Рис. 5. Сравнение уровня креативности (способности к творчеству)
Как видно из рисунка 5, на контрольном этапе исследования в группе подростков увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем креативности (способности к творчеству) (с 20% до 62%).
Для статистического подтверждения полученных в ходе проведения исследования выводов показатели испытуемых по указанным методикам были проанализированы с помощью U-критерия Манна–Уитни. Сводные показатели, полученные в результате данного анализа, представлены в таблице.
Результаты сравнения показателей испытуемых с помощью U-критерия Манна–Уитни
Показатель |
Uкр |
Uэмп |
|
р≤0,01 |
р≤0,05 |
||
Методика И.А. Акиндиновой: – материальное положение; – потребность в безопасности; – потребность в межличностных связях; – потребность в уважении со стороны окружающих; – потребность в саморазвитии |
557 557 557 557 557 |
628 628 628 628 628 |
627,5 650,5 661,5 692,5 477,5* |
Методика А.А. Реана |
557 |
628 |
490* |
Тест П. Торренса |
557 |
628 |
490* |
Согласно данным таблицы статистической значимости достигают расхождения между показателями испытуемых по потребности в саморазвитии, мотивации на успех или на неудачу и по уровню креативности.
Таким образом, если на констатирующем этапе исследования у подростков была отмечена низкая мотивация к творческим видам деятельности, то после реализации модели управления процессом развития мотивации подростков к творческим видам деятельности и проведения повторного тестирования были отмечены положительные изменения: повысился уровень мотивации к творческой деятельности, что проявилось в готовности и способности к самореализации и саморазвитию; повысился уровень мотивации на успех, что выразилось в формировании активной позиции самого подростка при осуществлении творческой деятельности. К особенностям мотивационной сферы подростков сельской школы можно отнести выраженность творческой и познавательной потребности, склонность к активности и проявлению инициативы, саморазвитию, при этом для учащихся велика роль школы и педагога для их культурного общения, развития и саморазвития, самоутверждения, достижения творческих успехов.
Выводы. Основными мотивационными линиями в подростковом возрасте выступают самовыражение, самопознание и самоутверждение, на этом этапе данные процессы являются психологической основой развития мотивации подростков к творческим видам деятельности.
Модель развития мотивации подростков к творческим видам деятельности включает в себя целевой, содержательный, творческий и мотивационный блоки, позволяет развить способность подростков к творческой деятельности, сформировать у них устойчивую мотивацию к творческой деятельности. Технологии реализации модели развития мотивации подростков к творческим видам деятельности направлены на формирование способностей к творчеству и проявлению креативности, мотивации к занятию творческой деятельностью, умения включаться в данную деятельность и самостоятельно организовывать ее, выстроить индивидуальную траекторию развития. К этапам развития мотивации можно отнести следующие: создание пространства для творчества; сотрудничество педагога и подростков в процессе решения творческой задачи; определение индивидуального направления творческой деятельности для подростка; формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности путем отработки умений и навыков творчески мыслить; демонстрацию образцов творческой деятельности и включение личного опыта участников творческого процесса; создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия; предоставление возможности для демонстрации результатов творческой деятельности на конкурсах, выстраивание направлений дальнейшего развития.
Формированию мотивации способствуют: общая атмосфера положительного отношения к различным видам деятельности и получению новых знаний; включенность подростков в совместную деятельность; построение отношений «педагог – учащийся» на основе совместной деятельности; использование инновационных технологий, анализ опыта творческой деятельности как самих педагогов, так и подростков и др. Содержательно педагог оказывает помощь в выстраивании индивидуальной траектории развития подростка; в получении новых знаний; в разработке проектов; в поиске и реализации новых идей, самореализации в каком-либо виде творческой деятельности и т.д. Организационно педагог может выступать в различных ролях: консультант, наставник, руководитель проекта, помощник и т.д. Для этого он должен владеть психолого-педагогическими технологиями выявления и развития интересов учащегося, содействия дальнейшему творческому развитию, что особенно важно для ученика сельской школы.
Развитию творческой деятельности подростков будут способствовать учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков, специфики организации обучения в условиях сельской школы, особенностей мотивационной сферы подростков; использование системного подхода к занятиям и включение методов, позволяющих развивать мотивационную сферу подростков; создание условий, необходимых для активизации творческой деятельности, использования полученных навыков в дальнейшем творческом росте обучающегося.