Педагогическое взаимодействие в военном вузе предполагает жесткую взаимосвязанную деятельность педагога и курсанта. Благодаря этой деятельности обеспечивается протекание всех форм педагогического процесса. В настоящее время не вызывает сомнений положение о том, что процесс взаимодействия всех объектов и субъектов обучения и познания однозначно выражается в их взаимном изменении. Данные положения во временном континууме определяют состав, единство, структуру и динамику педагогического процесса. При этом взаимодействии проявляются факторы, реализация которых дает возможность трансформации личности курсанта от уровня объекта обучения до уровня субъекта.
В рамках компетентностной парадигмы образования в России дидактические и психологические особенности такого взаимодействия однозначно активизируют самостоятельную деятельность курсанта. Наполнение ее личностной заинтересованностью, стремлением достижения высоких уровней в процессах познания и преобразования действительности в плане приобретения профессионально-личностных компетенций определяет успешность достижения признания будущего военного специалиста и продвижения по служебной лестнице.
По мнению Т.Б. Старостиной, на преподавательский состав возложена актуальная задача формирования обучающегося как субъекта учебной деятельности, которая базируется на технологии осознанного действия и призвана обучать умению учиться, планировать, находить и выбирать нужную информацию, организовывать свою деятельность [1, с. 46].
Цель работы – выявить специфику зависимости между курсантами и преподавателями при проектировании самостоятельной деятельности будущих военных специалистов в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде военного вуза в процессе формирования профессионально-личностных компетенций.
Современные виды вооружения и военной техники, основанные на новейших достижениях науки, техники и технологии, сложность информационных потоков командного уровня и способов принятия решений в строевых частях определяют совокупность требований к ПФЛК современного офицера – выпускника военного вуза. Признаны значимыми такие качества офицера-командира, как личностная самооценка и профессионально-личностная самостоятельность. Основу формирования и развития этих качеств составляет самостоятельная деятельность курсанта на этапе учебы в вузе.
В рамках современной парадигмы профессионального образования преподаватель и курсант выступают в качестве субъектов в проектируемой самостоятельной деятельности будущих военных специалистов. Автор рассматривает контекстный, личностный и деятельностный подходы. Наиболее рациональной формой самостоятельной деятельности курсанта следует признать учебно-познавательную активность.
Особенности самостоятельной деятельности курсантов военного вуза принято делить на две группы: общие – характерные для студентов и частные – имеющие место для курсантской среды.
К основным общим признакам следует отнести следующие: индивидуально-психологические особенности студентов; мотивацию студентов к процессу обучения в вузе и их самостоятельную деятельность; присутствие личной ответственности; наличие у обучающихся способностей к обучению, умений самостоятельно ставить цели и самостоятельно их воплощать в процессе самостоятельной деятельности; наличие у студентов собственных подходов к организации своей самостоятельной деятельности и возможностей их реализации [2, с. 14].
К основным частным признакам следует отнести: ограничение личной самостоятельности курсантов с учетом специфики военного вуза, обусловленной иерархичностью подчинения; строгий распорядок второй половины дня по времени, обусловленный регламентом служебной деятельности; ограниченность возможностей курсантов в процессе самостоятельной деятельности при доступе к дополнительным источникам информации (печатным и электронным ресурсам) рамками одного вуза (в перспективе рассматривается создание закрытых информационных сетей Министерства обороны, в том числе и в интересах военного образования); выполнение курсантами служебных обязанностей, связанных с обучением в военном вузе: несение караульной службы; выполнение хозяйственных работ в казарме, учебных корпусах и на территории, которые реализуются в течение суток – или в первой половине дня, или во второй половине дня (это сопровождается значительной потерей учебного времени аудиторных занятий по объективным причинам и порождает необходимость ликвидировать образовавшуюся задолженность); дифференцированный уровень базовых знаний курсантов, поступивших в военный вуз после школы и после службы в строевых частях; различие у курсантов уровня адаптированности к условиям военного уклада жизни в военном вузе.
Автором под самостоятельной деятельностью понимаются целенаправленные действия курсанта, побуждаемые его потребностями и мотивами как индивидуума и личности, которые проявляются посредством активности его инициатив, направленных на достижение поставленных ближних и дальних целей, достигаемых за счет адекватной самооценки, критичности, чувства личной ответственности за итоги своей профессиональной деятельности.
Очевидно, что по сравнению со студентами курсант в процессе обучения испытывает значительное психологическое и эмоциональное напряжение. В первую очередь это вызвано трудностями адаптации к военной службе, приспособления к новому воинскому коллективу и быту. При этом вчерашних абитуриентов в воинском коллективе связывают учеба, выполнение служебных обязанностей, совместное проживание в казарме, общежитии, а также тривиальный быт воинской среды. Сегодняшние курсанты не лишены трудностей, характерных и для студенческой среды [3, с. 117].
В системе военного образования на самостоятельную работу традиционно отводится до 3 часов во второй половине дня под контролем командиров курсантских подразделений. Для самостоятельной деятельности используется, как правило, полностью вторая половина одного из рабочих дней середины недели: вторника, среды или четверга. Данное положение регламентируется внутренними документами военного вуза на основе решений ученого совета. Указанный вид работы осуществляется преподавателями: гражданским персоналом и военнослужащими из числа офицерского преподавательского состава. На младших курсах этот вид деятельности реализуется преподавателями непосредственно при осуществлении ими различных форм управления и обучения, а на старших курсах – опосредованно, что развивает профессионально-личностную самостоятельность курсантов. В последнее время к реализации самостоятельной деятельности курсантов привлекаются и офицеры курсового звена, проявляющие интерес к разрабатываемой научной тематике на кафедрах.
Выполненный анализ сложившихся форм самостоятельной деятельности в гражданских и военных вузах страны дает возможность заключить, что именно эта деятельность позволяет развить профессионально-личностный потенциал обучающегося с основой на его профессионально-личностной мотивации. При этом необходимыми являются процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самоконтроля и самооценки, умений как приобретать, так и применять полученные знания [1, с. 46].
В случае самостоятельной деятельности курсантов военных вузов последняя выступает как форма профессионально-личностного самообразования. При этом возрастающая самостоятельность обучающегося позволяет поэтапно формировать составляющие профессионально-личностной компетенции: знания, умения, навыки профессиональной деятельности в форме достигаемого дифференцированного качества.
Самым важным признаком самостоятельной деятельности является наличие опосредованного управления со стороны научного руководителя. На начальном этапе эта деятельность курсанта сочетается с рефлексией, которая определяется «субъект-объектным» взаимодействием посредством контекстности обучения. Через последовательное решение процессуальных задач этого уровня достигаются близлежащие цели, формируются характер личности, начальные знания, умения и навыки будущего профессионала. На завершающем этапе самостоятельной деятельности курсант достигает творческого и эвристического уровней подготовки, в рамках которого реализуются «субъект-субъектные» отношения, и окончательно формирует интегральные общие/итоговые профессионально-личностные компетенции будущего военного специалиста.
Данный подход определяет возможность рассматривать организацию самостоятельной деятельности курсантов в военном вузе с системных позиций. На современном этапе ресурсом в организации этой деятельности признаны информационные технологии. Их возможности системного уровня расширяют условия реализации самостоятельной деятельности за счет высокой степени интеграции информационных потоков учебного и научного уровней, обеспечивающих результативность и общую целостность системы.
В условиях цифровизации социально-экономической составляющей уклада в России данная задача является многоплановой, с решением которой сопряжены и новые проблемы: дальнейшее развитие инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды военного вуза; воспитание культуры самостоятельной деятельности курсантов; развитие профессиональной деятельности преподавателя [4, с. 90]. При этом возможности инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды позволяют осуществлять: реализацию оптимальных условий на системном уровне для организации мотивированной в профессиональном отношении самостоятельной деятельности курсантов; построение вариативных индивидуальных траекторий профессионального развития курсанта; развитие профессионально-личностного потенциала курсантов путем поэтапного трансформирования «субъектно-объектных» отношений преподавателя и курсанта в «субъектно-субъектные» с целью достижения профессионально-личностной самостоятельности; поэтапное формирование высокого интегрального уровня развития профессионально-личностных компетенций военных специалистов.
По мнению И.Ф. Бережной, индивидуальная траектория профессионального развития будущего специалиста рассматривается как персональная стратегия профессионального роста обучающегося, определяющая совершенствование и самосовершенствование его личностных качеств и профессиональных компетенций, признание уникальности каждой личности и необходимости реализации ее потенциала [5, c. 247].
В нашем исследовании под инфокоммуникационной профессионально-образовательной средой понимается специально организованная интегрированная среда, обеспечивающая доступ курсантов к общим и специальным (закрытым) информационным образовательным ресурсам военного вуза, объединяющая совокупность факторов, которые определяют характер информационных и межличностных отношений, профессиональное обучение, самостоятельную деятельность и развитие курсанта путем освоения междисциплинарных знаний, приобретения им определенных профессиональных навыков, коммуникационных способностей, формирование профессионально-личностных компетенций, что обеспечивает высококвалифицированную подготовку будущих военных специалистов [6]. Такая среда обладает высокой степенью свободы, что определяет ее открытость к инновациям. Этим достигаются ее универсализм и применимость в качестве внешнего организационного начала при подготовке высокообразованного профессионального военного специалиста.
Индивидуальные особенности курсантов в процессе их самостоятельной деятельности неоднозначно приводят к итоговому результату – выбору того или иного способа действия. Фактически имеет место ситуационная позиция, которая требует специфического решения в рамках индивидуальных траекторий профессионального развития. Для выхода из проблемной ситуации может быть предложена нестандартная форма организации самостоятельной деятельности курсанта, получившая название «ситуация выбора».
Ситуации выбора рассматривали ведущие психологи и педагоги: В.П. Беспалько, А.В. Брушлинский, Л.П. Гурова и др. [7–9]. Использованием различных ситуаций выбора деятельности в учебной практике занимались Е.И. Ильин, Т.В. Машарова, В.Ф. Шаталов.
Понятие «выбор» предполагает множество вариантов, а действительный выбор в процессе самостоятельной деятельности осуществляет курсант. Психологи вкладывают поведение людей в некоторый список возможных действий: 1) рациональный поиск решения; 2) эмоциональный поиск; 3) бессознательный поиск; 4) поиск знаков судьбы; 5) действенный поиск решений (пробы, испытания и т.п.) [10]. В контексте самостоятельной деятельности курсантов мы опирались на положения Е.Н. Ермишкиной, которая выделяет три вида такой ситуации: ситуацию выбора деятельности, ситуацию планирования деятельности, ситуацию оценки и самооценки деятельности [11, с. 146].
Теперь образование перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний. В информационном обществе образование становится способом обмена информацией между его индивидуумами. Этот обмен может осуществляться сколь угодно долго, а сама личность может являться источником новой информации [12, с. 142]. Принципиально важно с позиции эффективности обучения условие, чтобы проект самостоятельной деятельности был результативным в педагогическом отношении.
Реформирование учебного процесса в вузах Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) в условиях цифровизации определяет дальнейшее совершенствование базовой информационной подготовки и информационной культуры будущих выпускников. В процессе самостоятельной деятельности курсантам доступна работа со всеми видами информационных потоков. Им предоставлено право: перерабатывать и обмениваться информацией в сети вуза; формировать обоснованные действия по претворению их в жизнь; постоянно учитывать поток новых поступающих сведений. Следует отметить, что в военные вузы МО РФ значительно возросли поставки персональных вычислительных средств. В настоящее время практически весь личный состав выпускников академии обеспечен ноутбуками и планшетами. Однако уровень эффективного использования этой техники еще недостаточен. Данное положение определяется объективными и субъективными причинами.
Поэтому в среде современных военных вузов назрело решение проблемы развития и совершенствования инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды как на уровне конкретного вуза, так и на системном уровне Министерства обороны. Это однозначно определяет и проблему разработки концепции проектирования самостоятельной деятельности будущих военных специалистов в данной среде военного вуза. Очевидно, что необходимо внедрение новых современных инновационных технологий и методических подходов, которые бы представляли собой следующие системы: автоматизированное проектирование самостоятельной деятельности курсантов в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде военного вуза, включая формирование индивидуальных траекторий профессионального развития; реализация комплексной оценки достигнутого уровня профессионально-личностного развития индивидуума; управление обучением и коррекция индивидуальных траекторий профессионального развития за счет внутренних и внешних факторов с целью достижения гарантированного качества обученности и сформированных профессионально-личностных компетенций; воспроизводство процесса обучения [6].
Для достижения эффективности и результативности обучения в плане изучаемой научной проблемы проектирование самостоятельной деятельности будущего военного специалиста должно рассматриваться как некоторая психолого-педагогическая проблема, особенности которой изложены в работе [13].
С одной стороны, обучение курсантов – потребность государства в профессиональных военнослужащих, способных управлять войсками, квалифицированно применять современные образцы вооружения и военной техники, заниматься воспитательной работой среди личного состава воинских подразделений, быть социально адаптированными к условиям жизни в государстве. С другой стороны, курсант выступает и как личность, и как субъект деятельности, в рамках которой проявляются психофизические возможности/особенности индивидуума. Очевидно, что задача проектирования эффективной самостоятельной деятельности курсантов может быть решена на базе достоверных знаний характеристик взаимодействия преподавателя, курсанта в рамках инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды военного вуза.
Выводы
- Проблема организации самостоятельной деятельности курсантов в военном вузе обусловлена следующими факторами: дальнейшим повышением ее роли и места в развитии профессионально-личностных компетенций будущих военных специалистов в современном учебном процессе военного вуза; возможностью применения инновационных технологий в рамках инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды; возможностью использования отечественного и зарубежного опыта самостоятельной деятельности обучающихся в практике проектирования учебно-познавательного процесса военного вуза.
- Значимыми профессиональными качествами личности будущего военного специалиста являются профессионально-личностная самооценка и профессионально-личностная самостоятельность, формируемые и развиваемые в процессе самостоятельной деятельности курсанта в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде военного вуза и играющие важную роль при развитии профессионально-личностных компетенций.
- Самостоятельная деятельность курсанта позволяет развивать профессионально-личностный потенциал будущих военных специалистов с учетом его профессионально-личностной мотивации и учебно-познавательной активности, с опорой на профессионально-личностное самообразование и самосовершенствование путем реализации инновационных форм самообразования, которые требуют знания процедур реализации этапов приобретения новых знаний и их применения. Признаком самостоятельной деятельности курсанта является наличие опосредованного управления со стороны руководителя, направляющего развитие его профессионально-личностного потенциала.
- Решение проблемы организации самостоятельной деятельности курсантов должно опираться на развитие инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды с учетом следующих положений: реализации на системном уровне оптимальных условий для организации мотивированной в профессиональном отношении самостоятельной деятельности курсантов; построения вариативных индивидуальных траекторий профессионально-личностного развития курсанта с гарантированным уровнем качества обучения; развития профессионально-личностного потенциала курсантов путем поэтапного трансформирования «субъектно-объектных» отношений преподавателя и курсанта в «субъектно-субъектные» с целью достижения профессионально-личностной самостоятельности; поэтапного формирования высокого интегрального уровня развития профессионально-личностных компетенций военных специалистов.