Введение. Перед современным научным спортивным сообществом стоит одна из важнейших проблем – отбор перспективных спортсменов. Сейчас, в связи с использованием инновационных технологий, научный прогресс изменяется так, что в каждом направлении знаний происходит практически полная «перезагрузка» накопленной научной информации, что разрешает увидеть старую проблему с новой точки зрения, а в рамках исследуемой проблемы, упорядочить процедуру отбора борцов на этапе тренировочного процесса путем применения более точных, нежели чем ранее, методик по выявлению качеств, характеризующих их спортивную деятельность [1; 2].
Так большое количество детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, спортивных клубов, секций осуществляют спортивную подготовку резерва спортсменов и обеспечивают привлечение большого количества молодежи к занятиям борьбой. Как было отмечено Бауэр В. Г. «детско-юношеские спортивные школы ведут подготовку всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации, обеспечивая укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие»; ведут подготовку из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей; становятся центрами методического обучения, тем самым оказывая помощь общеобразовательным школам в подготовке и проведении внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы [1; 2]. Однако, как показывает Барчукова И. С. «в детско-юношеских спортивных школах могут организовываться группы спортивного совершенствования, для выпускников этих ДЮСШ, показывающих высокие спортивные достижения в тренировочно-соревновательном процессе и при создании необходимых условий для их дальнейшего спортивного совершенствования. Решение об открытии групп спортивного совершенствования принимается вышестоящей организации, в ведении которой находится детско-юношеская спортивная школа» [1]. Спортивное совершенствование характеризуется увеличением нагрузки специального характера, увеличением количества соревнований и повышением их уровня, увеличением объема и интенсивности тренировочной работы, поэтому спортсмены-борцы должны обладать потенциалом для роста спортивного мастерства. Однако известный факт, что когда спортсмен-выпускник уходит из детско-юношеской спортивной школы в центры олимпийской подготовки, группы спортивного совершенствования, то дальнейший спортивный рост, как правило, резко замедляется, таким образом, происходит потеря наиболее перспективных борцов.
Поэтому, разработка минимальных и максимальных уровней подготовленности спортсменов на этапе спортивного совершенствования является одной из актуальнейших проблем, поскольку на этом этапе происходит отсев наиболее перспективных спортсменов. Важное значение имеют физическая и технико-тактическая подготовленность борцов [3; 4]. Исследования ряда авторов раскрывают вопросы индивидуального подхода [5; 6; 7], а также вопросы управления учебно-тренировочным процессом борцов [8]. Анализ уровня подготовленности дзюдоистов-юниоров, по мнению Еганова, А. В. (2014), Елисеева Е. В. (2014), очень важен, поскольку, получив информацию о «слабых» и «сильных» сторонах подготовки юниоров, тренер может определить дальнейшее направление совершенствования процесса подготовки спортсменов и планировать формирование групп высшего спортивного мастерства [9; 10]. Следовательно, необходимо знать уровень технико-тактической и физической подготовленности дзюдоистов-юниоров в тренировочном процессе, который может выявляться с помощью исследования динамики общей и специальной физической подготовки и обсуждаться с помощью анализа и отражения активности, эффективности и надежности подготовленности единоборцев. Следовательно, исследование динамики общей и специальной физической подготовки как рефлексия активности, эффективности и надежности подготовленности единоборцев актуально и своевременно.
Материалы и методы исследования. Целью исследования являлось изучение динамики общей и специальной физической подготовки как рефлексия (отражение) активности, эффективности и надежности спортивной подготовленности дзюдоистов-юниоров. В исследованиях принимали участие 112 борцов. В работе использовались: апробированные контрольные упражнения и тесты физической подготовленности для изучения динамики изменений показателей общей и специальной физической подготовки квалифицированных дзюдоистов-юниоров [3], метод стенографии схваток для изучения показателей технического и тактического мастерства борцов в соревновательной деятельности [3; 5; 8], а также Комплекс информационного обеспечения мониторинга физического развития детей школьного возраста (патент на полезную модель RUS 35701 от 04.01.2003 года) [11]. Показателями рефлексии (отражения) активности, эффективности и надежности и защиты в ситуациях борьбы стоя и в положении лежа оценивали технико-тактическую подготовленность дзюдоистов-юниоров. При этом, в нормативном комплексе уровней общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) использовали 16 наиболее информативных показателей (рисунки 1, 2 и 3). Такие показатели, как время 10-ти подтягиваний на перекладине и приседаний с грузом, время выполнения бросков в специальных тестах, время челночного бега и длина тройного прыжка использовали для оценки скоростно-силовых качеств. Такие показатели, как максимальное количество повторений в контрольных упражнениях, бег на 1600 м, время выполнения специальных тестов №№ 2 и 3 использовали для оценки выносливости. Таким образом, техническая подготовленность дзюдоистов-юниоров определяется качеством выполнения приемов в специальных тестах.
Математико-статистическая обработка материалов исследования основывалась на широко представленных и описанных в современной литературе рекомендациях [3; 5; 9], базирующихся на теории больших чисел с использованием современных компьютерных программ, с использованием электронных таблиц Excel-6.0 и статистической программы Statistica for Windows v.6 (StatSoft, USA) c функциями общепринятых методов вариационной статистики.
Результаты и их обсуждение. Возможность и актуальность применения предложенных уровней ОФП, СФП и технико-тактической подготовленности была экспериментально апробирована и использовалась в тренировочном процессе юношеских сборных командах России, Челябинской области по борьбе дзюдо, а также использовалась выпускниками детско-юношеских спортивных школ при переходе ими в группу дзюдоистов-юниоров. Так, изучение динамики общей и специальной физической подготовки как рефлексия (отражение) активности подготовленности обследуемых нами 112 единоборцев (рисунок 1) выявило вариабельность min и max уровней показателей ОФП и СФП квалифицированных дзюдоистов-юниоров, где показатель силы кисти менялся от 47,2 кг до 56,9 кг; время 10 подтягиваний на перекладине варьировало от 11,2 с до 13,0 с; время 10 приседаний с партнером на плечах менялось в периоде 14,44 с до 17,17 с; время 10 подъемов ног в висе на гимнастической стенке изменилось от 10,92 с до 12,68 с. Значит, под активностью подготовленности дзюдоистов-юниоров есть основание понимать время как показатель срочности использования единоборцами элементов общей и специальной физической подготовки, позволяющих направленно обеспечить высокую степень готовности к спортивным достижениям.
Рисунок 1 – Динамика нормативных уровней показателей общей и специальной физической подготовки как рефлексия (отражение) активности подготовленности дзюдоистов-юниоров, где: 1 – показатель времени 10 подтягиваний на перекладине; 2 – показатель времени 10 приседаний с партнером на плечах; 3 – показатель времени 10 подъемов ног в висе на гимнастической стенке.
Организованные и проведенные нами исследования вариативности общей и специальной физической подготовки как рефлексия (отражение) эффективности подготовленности обследуемых нами 112 единоборцев (рисунок 2), выявили динамику min и max уровней в показателях таких тестов как: челночный бег 4х10 м, где проявились временные изменения от 9,5 с до 11,0 с; длина тройного прыжка с места варьировала от 756 см до 703 см; максимальное количество подтягиваний в висе на перекладине менялось от 21 раза до 29 раз; максимальное количество подъемов ног в висе – от 14,6 раз до 21,3 раза; максимальное количество приседаний с партнером на плечах – от 23,1 раза до 32,1 раза; время теста «Бег 1600 м» – менялось от 5.36,2 мин до 6.01,2 мин; время выполнения 18 бросков (специальный тест № 1) изменялось от 48,9 с до 40,31 с. Значит, под эффективностью подготовленности дзюдоистов-юниоров есть основание понимать экономичность (неразбросанность, нерассеянность, сосредоточенность, сконцентрированность), которая характеризуется плотной скученностью показателей на высоком уровне использования единоборцами элементов общей и специальной физической подготовки, позволяющих направленно обеспечивать высокую степень готовности к спортивным достижениям.
Рисунок 2 – Вариативность нормативных уровней показателей общей и специальной физической подготовки как рефлексия (отражение) эффективности подготовленности дзюдоистов-юниоров, где: 1 – показатель максимального количества подтягиваний в висе на перекладине; 2 – показатель максимального количества подъемов ног в висе; 3 – показатель максимального количества приседаний с партнером на плечах.
Изучение изменений общей и специальной физической подготовки как рефлексия (отражение) надежности подготовленности обследуемых нами 112 единоборцев говорит о следующем (рисунок 3). Сравнительный анализ динамики показателей качества выполнения 18 бросков (специальный тест №1) выявил динамику в базовых значениях от 8,7 усл. ед. до 9,7 усл. ед.; количество бросков в ускорениях (специальный тест №2) изменилось от 25,9 раза до 32,1 раза; качество бросков в специальном тесте №2 изменилось от 9,4 усл. ед. до 9,5 усл. ед.; время выполнения 60 бросков (специальный тест №3) выявило динамику значений от 1.44,34 мин до 2.01,28 мин; качество выполнения 60 бросков (специальный тест №3) изменилось от 8,8 усл. ед. до 9,5 усл. ед.; – значит, под надежностью подготовленности дзюдоистов-юниоров есть основание понимать такой комплекс элементов общей и специальной физической подготовки, который помогает спортсмену стабильно и эффективно обеспечивать высокую (заданную) степень готовности к спортивным достижениям в течение определенного периода времени (спортивной карьеры).
Рисунок 3 – Изменение нормативных уровней показателей общей и специальной физической подготовки как рефлексия (отражение) и параметрический показатель надежности подготовленности дзюдоистов-юниоров, где: 1 – время выполнения 18 бросков; 2 – время выполнения 60 бросков; 3 – показатель качества выполнения 18 бросков; 4 – показатель качества выполнения 60 бросков.
Таким образом, экспериментальным путем было выявлено, что переход из возрастной группы юношей-дзюдоистов в юниоры должен произойти без потери перспективных борцов, если достоверно оценить уровни подготовленности юных спортсменов. Анализ «сильных» и «слабых» сторон подготовленности квалифицированных дзюдоистов по разработанной методике не исключает индивидуальный подход и управление тренировочным процессом борцов на этапе спортивного совершенствования.
Выводы. Проведенные исследования позволили увидеть и сравнить вариабельность разработанных min и max уровней физической подготовленности квалифицированных дзюдоистов-юниоров, исследовать динамику ОФП и СФП как рефлексию (отражение) активности, эффективности и надежности спортивной подготовки дзюдоистов-юниоров. Апробированный комплекс предложенных показателей дает возможность более обоснованного и доказательного комплектования групп спортивного совершенствования, центров олимпийского резерва и сборных команд дзюдоистов-юниоров.