Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING OF LAW FACULTY FOR WORK IN INCLUSIVE SETTING

Kuznetsova Yu.N. 1
1 Kazan Federal University
As the digital technologies flourish in the XXI century, needs of modernising of educational activity that has increased, different attempts of improving educational process are applied, also by including new ways of interaction with new technologies. The introduction of information technologies into educational process allows for simulating educational process and ensure a hight level of inclusion of every member of this process . Feeling a full participant of educational process , student is motivated and concentrated more on materials. In this article is an example that have been realising in law faculty of Kazan Federal University for a long time, we have a social partnership with Centre for Temporary Detention of Juvenile Offenders, where we have a number of educational activities for correction of deviant behaviour and for including centre’s pupils in normal environment for their further development. It mast to be noted, that in law faculty of Kazan Federal University are two specialties : 44.03.05 - Pedagogical education (with two training profiles). Law and fortnight languages(English), where student have a professional preparation in the field of pedagogy, psychology, law and English language, that included different way for interact with members of educational process.
minor
deviant behaviour
project activity
digitization
digital technology

Модернизация российского образования предполагает внедрение в образовательный процесс цифровых технологий. Образование не может не реагировать на изменения, которые происходят в мире, имеется ряд введенных в действие приоритетных проектов, таких как «Современная цифровая образовательная среда в вузе», «Цифровая школа», которые направлены на формирование у обучающихся цифровой компетенции.

Цель исследования – объединение навыков создания проектов в образовательной деятельности с применением цифровых технологий. Поэтому в процесс профессиональной подготовки студентов включена и обязательна к применению проектная деятельность.

Необходимо пояснить, что под проектной деятельностью с применением цифровых технологий мы понимаем такую форму организации учебного процесса, которая бы обеспечивала и инклюзивность образования, поскольку такие проекты обеспечат возможность получения образования и обучающимся с особыми возможностями здоровья, в том числе и с девиантными формами поведения. Проектная деятельность позволит запуститься механизму взаимовлияния между участниками образовательного процесса, поспособствует их взаимообогащению, и, как следствие, произойдет творческая адаптация несовершеннолетних с девиантными формами поведения к социальной среде [1].

Результаты исследования. Организация проектной деятельности обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий имеет серьезные преимущества, поскольку позволяет в полной мере реализовать возможности сотрудничества между обучающимися и преподавателями в ходе проектной деятельности.

Кафедра теории и методики обучения праву юридического факультета Казанского федерального университета реализует проектную деятельность в профессиональной подготовке специалистов в рамках социального, так как это позволяет выйти на качественно новый уровень культурных, социальных, политических отношений с общественными организациями и органами государственной власти и местного самоуправления, а также является существенным фактором повышения эффективности образовательных услуг [2] .

Однако специфика сотрудничества юридического факультета и ЦВСНП при МВД РТ состоит в том, что учебно-воспитательное воздействие, производимое на детей, находящихся в Центре, осуществляется в сжатые сроки, так как само пребывание ребенка в учреждении кратковременно. Соответственно встает резонный вопрос о поиске новых форм осуществления социального партнерства, чтобы коррекционные мероприятия, проводимые с детьми, имели долгосрочный и устойчивый эффект. Здесь нам на помощь могут прийти цифровые технологии и связанные с ними образовательные возможности [3].

Основные направления проектной деятельности, осуществляемой студентами юридического факультета и ЦВСНП при МВД РТ, заключаются в создании инклюзивной среды для включения несовершеннолетних с девиантными формами поведения в социально одобряемую среду и формирования у них ценностей и личностных черт, которые бы не позволяли ребятам в дальнейшем совершать правонарушения. Именно в этом мы видим эффективную профилактику правонарушений, когда у детей совершенно естественным образом, без принуждения изменяются их привычные формы взаимодействия с миром на социально приемлемые. С помощью погружения несовершеннолетнего правонарушителя в социальную среду с детьми без отклонений от поведенческой нормы происходит процесс усвоения социальных норм, формируются правовые ценности, идеология. Осуществляется процесс перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я» [4, 5].

Студентами юридического факультета по направлению подготовки: 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль подготовки: Право и иностранный язык (английский) реализуются следующие проекты.

Проект инклюзивной лингвистической программы для адаптации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: «FUNNY ENGLISH». Он включает в себя: информационную карту программы, адресность программы, цель профильной программы, задачи профильной программы, план-сетку «FUNNY ENGLISH», содержание диагностик, план коррекционных мероприятий для адаптации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Адресность программы. Программа рассчитана как на социально благополучных детей, так и на детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в возрасте от 10 до 17 лет. В эту категорию попадают ребята из социально неблагополучных семей, дети с девиантными формами поведения. Также она предназначена для детей, желающих получить умения и навыки по английскому языку и знания о культуре английского народа. В проекте могут участвовать все, кто интересуется культурой Англии, независимо от уровня владения языком.

Цели профильной программы: 1. Психологическая диагностика подростков. 2. Преодоление негативных последствий психологического и эмоционального развития у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 3. Превенция насильственного поведения, снижение агрессии, развитие навыков управления конфликтами. 4. Развитие коммуникативных навыков в социальной среде. 5. Формирование знаний английского языка и культуры народа. 6. Развитие групповой коммуникации. 7. Формирование в детях активной жизненной позиции, критического мышления, уважения к закону, умения принимать грамотные профессиональные решения в выражении своих мыслей и идей. 8. Развитие умения поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и способности создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Студентами был определен диагностический инструментарий по выявлению сформированости всех сфер индивидуальности личности, разработаны тренинги и упражнения для коррекционных мероприятий по формированию адаптивного поведения и для проведения итоговой диагностики.

Следующий проект, который хотелось бы представить, – это проект современного интегрированного урока по праву с применением инновационного методического инструментария для детей с девиантными формами поведения. Актуальность данного проекта обусловлена отсутствием у обучающихся достаточных знаний о своих правах и обязанностях. Пример такого урока послужит рекомендацией при разработке интегрированного урока учителями-предметниками, работающими с детьми с асоциальными формами поведения.

Задачи проекта: 1. Создать интеллект карты по теме урока для подготовки обучающихся к предстоящему уроку. 2. Проанализировать и выявить основные особенности подготовки и проведения интегрированных уроков. 3. Разработать технологическую карту урока по ФГОС, а также план-конспект интегрированного урока. 4. Подготовить диагностику урока в условиях введения ФГОС нового поколения.

Проведение данного урока возможно на любой образовательной интернет-платформе. Единого портала с полноценным онлайн-обучением пока не создали, поэтому Министерство просвещения Российской Федерации составило список рекомендаций и отсылает учеников на отдельные интернет-ресурсы.

Был выбран интегрированный урок, так как интеграция изначально исходит не только из принципа взаимосвязи и взаимообогащения: особую значимость имеет то, что при интегративном подходе изучения обществознания происходит воспитание правосознания личности. Логика в построении интегрированного урока отражает личностно-ориентированное познавательное развития ученика. Представление обучающемуся знаний об обществе и праве осуществляется не через готовые шаблоны, а через процессы самоопределения и поиска себя в системе правоотношений, где он предстанет полноправным субъектом, а не объектом правоотношений.

Студентами была применена технология квест-урока, предполагающая использование активных методов обучения. Основной метод обучения при использовании данной технологии – научно-исследовательский. Урок был апробирован в ЦВСНП при МВД РТ. Несовершеннолетние в ходе проведения квест-урока были включены в реальные процессы и попадали в конкретные жизненные ситуации. Квест-урок погружает обучающегося в среду, где ему приходится проживать ситуацию, формируя необходимые навыки поиска, анализа и синтеза информации. В ходе квест-урока ребенок учится видеть проблему, осознавать ее, выстраивать шаги по решению проблемы, критически мыслить в процессе выбора, учитывать альтернативные мнения, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.

Ход квест-урока по этапам 

Действия учителя

Действия ученика

1.      Актуализация опорных знаний, умений, навыков и мотивационных состояний

– Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в мир трудового права. Для начала вам нужно разделиться на 2 команды. Урок будет проходить в форме квест-игры. Итак, сегодня вам предстоит пройти три этапа игры, которая покажет, сумеете ли вы в жизни применить правовые и социальные знания. Но перед началом квеста нам необходимо проверить Ваши знания. А проверим мы их с помощью игры «Quizizz»

Приветствуют учителя.

Обучающиеся делятся на 2 команды.

Ребята открывают на телефоне обучающую игру на веб-платформе «Quizizz» и проходят ее, тем самым проверяют свои знания по теме «Трудовое право»

 

2.      Формирование умений и навыков

– Работать сегодня, как я уже говорила, вы будете в группах, за все задания квеста каждая группа сможет заработать определенное количество баллов. Квест будет пройден успешно, если команда наберет более 20 баллов, соблюдая правила. На столах вы видите контрольные листы, в которых вы будете фиксировать количество полученных баллов вашей группой за каждый этап квеста, а в конце урока каждый из вас оценит работу своей группы. Таким образом, пройдя все этапы квеста, мы увидим, какая группа более успешно смогла актуализировать свои знания.

1-й этап квеста. «Трудовые правоотношения»

Каждая группа получает задание, связанное с трудовым законодательством, где необходимо выполнить определенные действия. Капитан команды озвучивает результат работы, а участники 2-й группы внимательно слушают и, если что-то хотят добавить или с чем-то не согласны, то поднимают руку, таким способом они могут заработать дополнительный балл. (5 баллов)

2-й этап квеста (max – 7 баллов)

– Как вы думаете, достаточно ли знать ТК РФ для устройства на работу?

– Какими еще знаниями или умениями должен обладать человек для того, чтобы получить работу?

Второй этап квеста состоит из трех заданий.

Задание № 1. Вам необходимо связать свои жизненные (социальные) знания с ситуацией устройства на работу и согласиться либо не согласиться с утверждениями и обосновать свои ответы. Каждой группе дается четыре утверждения, на обсуждение которых у вас есть 1 минута. Затем каждая группа зачитывает утверждение и свои варианты ответа. Остальные группы внимательно слушают и не забывают про сигнальную кнопку.

За каждый правильный полный ответ группа получает 4 балла, если ответы неверны или допущены ошибки – 2 балла.

Задание № 2. На какую вакансию вы сможете претендовать, не имея специального образования?

Ваша задача – просмотреть предложенные вакансии (даны в приложении) и оставить  только те, на которые сможет претендовать подросток 14–16 лет. Одна из команд представляет варианты вакансий и объясняет свой выбор. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. При допущении ошибки начисляется 0,5 балла

Обучающие знакомятся с правилами проведения квест-урока.

 

Слушают рекомендации учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание 1-го этапа квест-урока. 1-я команда озвучивает результаты работы своей группы, а участники 2-й группы внимательно слушают и дополняют. Каждая команда получает баллы.

 

 

– Нет, не достаточно.

 

 

– Конституция РФ, психологические аспекты личности

 

 

Ученики обсуждают задание, консультируются между собой. Выступает 2-я команда, а 1-я группа внимательно слушает и дополняет ответами, если 2-я команда ошиблась или возникли разногласия. Каждая команда получает баллы

 

 

 

Учащиеся предлагают варианты вакансий.

 

Рассматривают вакансии и оставляют только те, на которые подросток 14–16 лет может претендовать. 2-я команда демонстрирует вакансии, обосновывает свой выбор, а 1-я команда сверяет правильность. Каждая команда получает свои баллы

3. Формирование умений и навыков

Задание № 3. Перед вами – неправильно составленный трудовой договор для несовершеннолетнего подростка. Попытайтесь увидеть ошибки в договоре и озвучить их.

Выбранный представитель команды зачитывает ошибки в договоре, а представители других команд определяют верность выводов. Правильно выполненное задание оценивается в 3 балла, если выявлены ошибки, то группа получает 1,5 балла.

3-й этап квеста. «Устраиваемся на работу» (max – 5 баллов)

Вам представилась возможность поработать в летний период. Вы изучили вакансии и отправились на собеседование с работодателем. Задача выбранных группой представителей – смоделировать ситуацию реального собеседования, предположить, какие вопросы может задать вам работодатель, как отвечать на заданный вопрос и как соискателю необходимо вести себя во время собеседования.

Оценка задания осуществляется сразу после разыгранных эпизодов. Соискатель принят на работу – 5 баллов; соискателю отказано – 3 балла.

Квест завершен.

Далее проводится подсчет баллов по итогам пройденного квеста.

Теперь мы можем увидеть, насколько мы с вами подготовлены и как нам успешно устроиться на работу

Учащиеся просматривают трудовой договор и стараются найти ошибки. Это задание вызывает у учащихся трудности, поэтому времени на его выполнение уходит больше положенного.

1-я команда зачитывает ответы, а 2-я команда проверяет правильность.

Каждая команда получает баллы по данному заданию.

 

 

 

 

 

 

 

Представители каждой группы делятся на пары. Одна сторона (рекрутер) готовит вопросы, а другая сторона (соискатель) готовится к успешному собеседованию. Далее они проводят собеседование друг с другом.

 

Каждая команда просчитывает и озвучивает баллы.

Поднимают свои карточки с баллами

4. Подведение итогов

Рефлексия.

И в завершение мы хотим положить в копилку все   знания и умения, которые были получены  на квест-уроке

– знание ТК РФ, психологических аспектов при трудоустройстве, вакансий, на которые мы можем устроиться, умение правильно вести себя на собеседовании с работодателем

5. Домашнее задание

– Сегодня я дам вам домашнее задание в виде QR-кода.

Учитель благодарит за квест-урок, проводит экспресс-тест по определению эмоционального состояния и прощается с учениками

Сканируют QR-код и получают домашнее задание.

Ученики благодарят за квест-урок, проходят экспресс-тест на эмоциональное состояние и прощаются с учителем

  

Квест-уроки можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными [6].

Квест-урок эффективен и при организации дистанционного обучения, что крайне актуально в условиях открытого дистанционного образования, а также в условиях карантина из-за распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Выводы. Внедрение цифровых технологий в организацию проектной деятельности способствует повышению качества образовательной работы, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, а также помогает при поиске творческого выхода из проблемной ситуации. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в условиях социального партнерства позволяет погрузиться в среду, приближенную к реальным ситуациям, что является проблематичным в условиях традиционного урока.