На протяжении ряда лет в Сибирском федеральном университете целенаправленно ведётся работа над внедрением ценности толерантности в корпоративную культуру вуза. В частности, проводится работа по формированию педагогической толерантности у бакалавров специальности 051000.62.18 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)» Института педагогики, психологии и социологии. Для оценки результативности этой работы необходим диагностический комплекс методик оценивания уровня сформированности толерантности личности, который позволяет оперативно производить мониторинг и оценивать эффективность реализации педагогических условий её формирования.
Цель исследования - обосновать и разработать такой диагностический комплекс, который позволил бы оценить степень сформированности толерантности как интегративного личностного качества, с одной стороны, так и в соответствии с выделяемыми в исследовании критериями - с другой.
Материалы исследования и методы исследования. При обосновании методик, включенных в диагностический комплекс, проводился анализ научной литературы и основных понятий исследования, в частности педагогической толерантности и уровней и критериев её сформированности. Апробация проходила на студентах - будущих бакалаврах педагогики, ИППС СФУ, Красноярск.
Результаты исследования и их обсуждение
Для разработки удобного в применении, обладающего высокой валидностью и достаточной чувствительностью диагностического комплекса выделим некоторые положения.
Во-первых, результаты измерений должны выдаваться в виде четко сформулированных числовых характеристик, что позволяет проводить в дальнейшем математическую и статистическую обработку данных. Это позволяет установить достоверность изменений, произошедших в результате педагогического эксперимента, оценить уровень математической значимости различий для контрольных и экспериментальных групп. Методиками, обеспечивающими такую форму результата измерений, могут выступать различные тесты, анкеты, опросники, позволяющие проводить шкалирование и математическую обработку полученных данных. При этом мы полностью не отказываемся от такого важного метода педагогической диагностики, как экспертная оценка и наблюдение. Но мнение экспертов учитывается в локальных ситуациях, при непосредственной работе со студентами, включенными в специально организованный процесс формирования толерантности. Достоинством экспертной оценки является возможность производить измерение изучаемого процесса на любой стадии опытной работы без её прерывания, а недостатком - большая трудоёмкость при увеличении числа респондентов. При этом поднимается вопрос оценки квалификации экспертов, находящий различные способы разрешения в современной педагогической науке [1].
Во-вторых, целесообразность применения тех или иных методик базируется на сущности исследуемого феномена. В частности, в основе анализа понятия «педагогическая толерантность» лежит понимание её как общекультурной компетенции. Определение и структура компетенций разработаны в трудах Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др. Оценка уровня её сформированности, таким образом, может проводиться как покомпонентно, в соответствии с сущностными проявлениями отдельных составляющих, так и в общем, как некоего интегративного личностного качества.
В научно-педагогической литературе встречаются различные подходы к подобному оцениванию. Так, ряд ученых [2; 3] подходят к вопросу оценки комплексно. Оценкой компетентности как интегративного качества личности также занимаются международные программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA, PIRLS и TIMSS, оценивающие их функциональную грамотность [4]. С другой стороны, Н.В. Мятеш реализует покомпонентную оценку на примере проектной компетентности студентов, выделяя при этом мотивационно-регуляторный, когнитивный, операционно-практический и рефлексивный компоненты и соответствующие им критерии [5]. Ценной в данном подходе является идея о содержательном наполнении данных компонентов в зависимости от специфики исследуемой компетенции. Так, при рассмотрении толерантности как компетенции возможен контроль сформированности тех же компонентов, окрашенных толерантными ценностями. В исследованиях [1], кроме того, предлагается создание автоматизированного алгоритмического обеспечения, которое по измерению различных компонент компетенции способно вычислить общий уровень её освоения различными студентами.
В данной работе будем придерживаться идеи о возможности покомпонентной оценки уровня сформированности толерантности. Для выявления этих компонент обратимся к определению педагогической толерантности. Будем понимать под педагогической толерантностью интегративное личностное качество, характеристику субъекта деятельности, в соответствии с которым он, имея собственную позицию, признает право другого участника образовательного процесса мыслить и действовать иначе, видит в этом ценность и проявляет готовность строить с ним взаимодействие при учёте всех возможных точек зрения. Данная характеристика может рассматриваться как компетенция, имеет ценностную природу и является основой личностного и профессионального развития педагога [6; 7]. Выделим следующие критерии оценки её сформированности, согласующиеся со структурой: мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный. Мотивационный компонент представлен стремлением субъектов образовательного процесса к толерантному взаимодействию, уважению различных точек зрения и особенностей оппонентов. При этом сохраняется и поддерживается внутренняя позиция личности. Содержание знаниевого компонента раскрывается через наличие представлений у студентов - будущих педагогов о сущности толерантности, о её проявлении в педагогическом взаимодействии, о многообразии современного образовательного пространства. Деятельностный компонент реализуется непосредственно в процессе общения и характеризуется выбором толерантных способов деятельности. При этом диалог позволяет расширять и обогащать личный опыт без потери идентичности. Рефлексивный компонент определяет способность будущего педагога к самосовершенствованию и саморазвитию в профессиональной сфере, обеспечен умением анализировать и предвидеть последствия своих действий, взглянуть на происходящее с точки зрения собеседника.
Покомпонентная оценка позволяет оценивать проведение педагогического эксперимента по формированию педагогической толерантности и при необходимости корректировать его. Диагностический инструментарий должен позволять оценивать уровень сформированности названных компонент в соответствии с критериями их проявления.
Для подбора удовлетворяющих этим требованиям методик проанализируем предлагаемые в открытом доступе анкеты и тесты. Целесообразность использования тех или иных методик определяется их содержанием и некоторыми особенностями.
Так, «Анкета для выявления уровня толерантности личности» [8] состоит из заданий, для выполнения которых необходимо понимать сущность толерантности и её отличие от смежных терминов («терпение», «терпимость», «попустительство»). Другая часть заданий, представленных в методике, позволяет раскрыть ценностную составляющую мировоззрения студентов, выявить их представления об общемировых и личных ценностях, об ориентировке на тот или иной стиль межличностного общения, на восприятие собеседника. Стоит отметить, что в исследовании мы применяем анкету в сокращенном виде, убрав задания, касающиеся общения в сформированном коллективе как избыточные. Адаптированная анкета может быть использована для оценки знаниевого и мотивационного критериев сформированности толерантности.
«Тест на выявление уровня толерантной установки» [8] содержит задания, требующие выбора того или иного поведения в различных конфликтных ситуациях. При этом выбор зависит от ценностной направленности личности, от сформированности у неё толерантной ориентации. Данный тест целесообразно использовать для оценки мотивационного критерия. При этом методика была немного модифицирована нами: везде по тесту слово «школьник» было заменено на «студент» или «учащийся», соответствующее статусу бакалавра. Изменения произведены только в формулировках, не касаясь сути вопросов.
«Диагностика уровня сформированности толерантности студентов Степанова П.В.» [9] представляет собой развернутую методику, составленную согласно следующим положениям: предельная однозначность утверждений, оцениваемых респондентами, обеспечивает их четкое понимание; в проблематику включено множество разных зон проявления толерантного взаимодействия: этнические, половые, религиозные, возрастные и др., что соответствует пониманию толерантности как интегративного качества, проявляющегося в различных условиях; контроль за искренностью ответов достигается включением в методику рядов разных по форме, но сходных по содержанию вопросов; вопросы сформулированы таким образом, чтобы избежать конформного ответа, в них не присутствует наиболее социально ободряемый выбор. Соблюдение данных положений обеспечивает высокую достоверность результатов. При этом методику можно использовать для оценки деятельностного компонента наряду с включенным и экспертным наблюдением.
«Тест-опросник В.В. Бойко» [10] посвящен коммуникативной толерантности, но выделяемые им методики подходят и для педагогической толерантности исходя из её интегративной сущности. Тест представлен 10 шкалами, позволяющими оценить как установку на проявление толерантного взаимодействия в разных ситуациях, так и самоанализ респондентов, благодаря чему может использоваться для оценки мотивационного и рефлексивного компонентов. Содержание и форма представления методики позволяет использовать её и для оценки толерантности как интегративного качества.
«Экспресс-опросник Индекс толерантности по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой» [11] составлен из утверждений, истинность которых в отношении респондента ему необходимо оценить. Исследуемые должны владеть информацией о проявлении толерантности в деятельности, о её сущности и основных характеристиках, о многообразии мира и проявлениях этого многообразия. Опросник подходит для оценки деятельностного критерия.
Разграничивая на теоретическом уровне мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный компоненты педагогической толерантности, признаём, что при практической работе они во многом формируются параллельно, накладываясь друг на друга и находясь во взаимозависимости.
Предложенный диагностический комплекс позволяет оценить уровень всех компонентов в числовом выражении. При этом числовому выражению оценки соответствует смысловая, опирающаяся на следующие уровни, выявленные нами при анализе научной литературы: критический, примитивный и допустимый. Ряд авторов предлагают включить в классификацию ещё и интолерантный уровень, подразумевающий полное отсутствие у человека как представлений, так и мотивации к толерантной деятельности. Но данное разделение не приносит ощутимой практической пользы при анализе ситуации, поэтому мы включаем интолерантный уровень в критический. Критический уровень, в свою очередь, отличается низшим уровнем знаний о ценности толерантности, минимальным развитием мотивации на проявление этой ценности или вообще её отсутствием. Возможно спонтанное включение ценностей толерантности в жизнедеятельность, но этого не достаточно для реализации успешного взаимодействия будущих педагогов в своей профессиональной деятельности. Примитивный уровень отличается наличием определённых знаний по исследуемой проблеме, эпизодического применения идей толерантности в деятельности при сформированной мотивации и низком уровне рефлексии. Желательным для будущих педагогов является допустимый уровень, позволяющий демонстрировать регулярное применение ценности толерантности в работе и в жизни и оценивать как себя, так и участников образовательного процесса.
Раскроем уровни сформированности толерантности согласно критериям и выделим оценочные методики, им соответствующие. Так, знаниевый критерий может быть оценён с помощью «Анкеты для выявления уровня толерантности личности». При этом показателями критического уровня является полное отсутствие или отрывочность знаний о проявлениях толерантности, отождествление её с терпимостью. Примитивный характеризуется знакомством с общими идеями толерантности, но не достаточно полными знаниями для понимания её роли в педагогической деятельности и других видах общения. Наивысший в предлагаемой классификации - допустимый уровень подразумевает знание особенностей как своей, так и других культур, характеризуется систематизированным представлением о сущности толерантности, её роли в деятельности педагога, в том числе одной из его общекультурных компетенций. Оценку мотивационного критерия сформированности педагогической толерантности предлагается проводить с использованием «Теста-опросника В.В. Бойко» и «Теста на выявление уровня толерантной установки» согласно следующим показателям: критический уровень - это полное отсутствие лично значимого смысла в идеях толерантности, безразличие к проблеме межкультурного взаимодействия; примитивный - недостаточная ориентация на толерантное общение при имеющихся знаниях о его сути и проявлениях; допустимый - ценностное отношение к разнообразию, предпочтение критического диалога. При оценке деятельностного критерия целесообразно использовать методики «Экспресс-опросник индекс толерантности» и «Диагностика уровня сформированности толерантности студентов», выявляя следующие показатели: критический - низкая включенность, неспособность поддерживать продуктивный контакт, примитивный - ситуативное проявление толерантности, допустимый - высокая включенность во взаимодействие, основанное на толерантном миропредставлении. Рефлексивный критерий предлагается оценивать с помощью «Теста-опросника В.В. Бойко», при этом невозможность оценить своё поведение с позиций толерантных ценностей характеризует критический уровень сформированности данного компонента толерантности, настроенность на анализ взаимодействия - примитивный, и полноценная способность оценить и скорректировать поведение - допустимый.
Апробация обоснованного диагностического комплекса проходила при реализации педагогических условий формирования толерантности у студентов - будущих педагогов в образовательном процессе вуза [6; 7]. При этом на начальном этапе исследования в эксперименте участвовало 53 студента с 1 по 4 курс. Наличие в учебном плане специальности 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям) профиль подготовки 051000.62.18 Информатика и вычислительная техника» Сибирского федерального университета дисциплин, содержание которых могло способствовать формированию толерантности в учебном процессе, позволяло предположить, что её уровень будет повышаться к концу обучения в процессе становления специалиста. Кроме того, толерантность имплицитно включена в некоторые общекультурные компетенции данной специальности, что прямо указывает на необходимость её наличия у педагога. Но результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень сформированности толерантности не только не растёт год от года, но даже падает к концу обучения. Так, среди учащихся 4 курса не было ни одного, имеющего допустимый уровень, являющийся необходимым для специалиста. Полученные результаты позволяют, в свою очередь, обосновать актуальность проведения работы по целенаправленному формированию толерантности. Результаты представлены на диаграмме.
Уровень сформированности педагогической толерантности студентов - будущих педагогов на различных годах обучения, %
Анализ результатов проведен с использованием вычислительного аппарата математической статистики, в частности φ-критерия Фишера. При сравнении количества студентов, имеющих допустимый уровень сформированности толерантности на первом и на четвертом курсах, эмпирическое значение статистики Фишера φэмп = 0,65, а критическое, соответствующее уровню значимости P = 0,05, φ крит = 0,64, что позволяет говорить о наличии статистически значимых различий. Отметим также, что предположение о взаимосвязи сформированности различных компонент компетенции находит подтверждение, но для выяснения более подробных и статистически обоснованных тенденций необходима большая выборка.
Выводы. Обоснован и представлен диагностический комплекс, состоящий из 6 методик, позволяющий провести оценку уровня сформированности педагогической толерантности покомпонентно в соответствии с различными составляющими компетенции (мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный) и интегративно. Результаты измерений шкалированы, что позволяет, во-первых, оценивать измерение содержательно (критический, примитивный и допустимый уровни), во-вторых, подвергать их статистической обработке. При апробации диагностического комплекса на студентах - будущих педагогах результаты совпали с экспертным мнением, что вместе с теоретическим обоснованием подтверждает его валидность.