Одной из важнейших задач высшей школы РФ является подготовка специалиста, имеющего не только прочные знания, умения и навыки в выбранной сфере деятельности, но крепкого физически, с высоким уровнем здоровья и работоспособности. Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья студентов, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, исследования показывают довольно высокую распространенность хронических заболеваний студентов – 41,5% девушек и 22,2% юношей. Отклонения в состоянии здоровья представлены четырьмя группами – патология верхних дыхательных путей (ринит, тонзиллит, гайморит), желудочно-кишечного тракта, органов зрения и аллергические проявления [1]. Одной из причин, способствующих снижению состояния здоровья студенческой молодежи, является низкий уровень двигательной активности. В то же время образ жизни современного студенчества характеризуется как малоподвижный [2, 3].
В этом случае актуальными становятся вопросы, связанные с оптимизацией организации процесса физического воспитания студенческой молодежи. В то же время на формирование здоровья студентов влияет введение в учебный процесс элективных курсов по физической культуре (по выбору), проведение внеаудиторной воспитательной работы здоровьесберегающего характера, активизация работы спортивного клуба.
Целью исследования являлось определение эффективности реализации процесса физического воспитания в Кемеровском государственном университете, посредством выявления уровня физической и функциональной подготовленности студентов 1 и 2 курсов.
Материалы и методы исследования
В исследовании применялись методы теоретического и эмпирического анализа, тестирования физической и функциональной подготовленности студентов, опрос. Исследование проводилось на базе Кемеровского государственного университета, в нем приняли участие 400 студентов 1 и 2 курсов, из них 200 юношей и столько же девушек, возраст 18–19 лет. Нами были использованы тесты: «Челночный бег 3х10м», «Прыжок в длину с места», «Наклон вперед», «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа», «Поднимание туловища из и. п. лежа на спине», «Бег 2 км дев., 3 км юн.», «Ортостатическая проба», «Индекс Руфье», «Индекс Кетле», «ЖЕЛ», «Проба Генчи», «Проба Штанге», «Проба Мартине-Кушелевского».
Результаты исследования и их обсуждение
В Кемеровском государственном университете реализация элективных курсов основана на осознанном выборе тех видов деятельности, которые учитывают как интересы занимающихся, так и состояние здоровья обучающихся, их индивидуальные возможности. Так же важно то, что элективные курсы по физической культуре позволяют выстраивать образовательную траекторию не только с позиции формирования ЗОЖ, но и с прицелом на будущую профессиональную деятельность. Это так называемая прикладная физическая культура, которая способствует успешности будущего специалиста, подготавливая физические кондиции к выполнению трудовых функций. В табл. 1 представлены элективные курсы, реализуемые в рамках физической культуры.
Элективные курсы студенты могут выбирать со второго курса. В 2013 г. одним из первых в стране Кемеровский государственный университет присоединился к работе Ассоциации студенческих спортивных клубов, созданной по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Таблица 1
Виды элективных курсов, реализуемых в Кемеровском государственном университете
Спортивные игры |
Оздоровительная гимнастика |
Силовой спорт |
Волейбол |
Степ-аэробика |
Пауэрлифтинг |
Баскетбол |
Фитбол-аэробика |
Кроссфит |
Бадминтон |
Йога |
Тяжелая атлетика |
Задача спортивного клуба КемГУ – объединение активных студентов, желающих заниматься спортом в университете (рис. 1). Самыми популярными являются спартакиада первокурсников и студентов КемГУ.
Ярким примером приобщения к формированию здоровья средствами физического воспитания стала традиционно проводимая в нашем вузе акция «Зарядка с чемпионом».
Рис. 1. Основные виды спорта, культивируемые в спортклубе КемГУ
В ходе реализации этого проекта студенты познакомились и позанимались с такими знаменитыми спортсменами, как Григорий Дрозд, Карен Арутюнян (чемпионы мира по боксу), Александр Деревягин (призер чемпионатов Европы 2009 и 2011 гг., пятикратный победитель чемпионатов России) и др.
Традиционным является в нашем вузе проведение Форума ГТО. На нем студенты (около 1500 чел.) приняли участие в таких мероприятиях, как научно-практическая конференция «ВФСК ГТО в Кемеровской области», «Викторина ГТО», первенство «Личный рекорд ГТО», «Твои 5 шагов до знака» и др., также вызвала интерес площадка Форума, на которой ВФСК ГТО сдавали тандемы из студентов (здорового и с ограниченными возможностями здоровья).
Исследование показало, что сдача нормативов ВФСК ГТО вызывает интерес у студентов, результаты нашего исследования в этом плане согласуются с данными Ю.А. Гребенщиковой [4]. В исследовании приняли участие 400 студентов 1 и 2 курсов, из них 200 юношей и столько же девушек. Все они принимают активное участие в спортивной жизни вуза, занимаются в секциях спортивного клуба и посещают занятия по физической культуре (1 курс) и элективные курсы по физической культуре (2 курс). Результаты исследования, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты выполнения нормативов ГТО
Челночный бег 3х10 м, с |
Прыжок в длину с места, см |
Наклон вперед, см |
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз |
Поднимание туловища из и. п. лежа на спине, раз |
Бег 2 км дев., 3 км юн. |
Юноши |
|||||
6,9±1,2 |
209, 5±12,1 |
11±3,2 |
50,8±6,2 |
47,5±4,1 |
13,8±3,9 |
Девушки |
|||||
7,6±1,1 |
200,4±13,4 |
14,6±4,1 |
23,4±4,6 |
32,6±2,1 |
16,1±5,2 |
Результаты исследования показали, что большинство студентов справляются с нормативами. На золотой знак выполнили все нормативы 7 юношей и 5 девушек, что составляет 3% от общего числа исследуемого контингента. Количество студентов, которые показали результаты всех нормативов не ниже бронзового знака, составило около 25 %. Однако нами было выявлено также, что около 10% студентов не справились ни с одним из предложенных нормативов.
Результаты тестирования физической подготовленности по тестам ГТО вызывают необходимость дальнейшего изучения вопроса о здоровье студентов 1 и 2 курса. С этой целью мы провели исследование функций и систем организма, имеющих отношение к общему соматическому здоровью (табл. 3).
Нами было выявлено, что студенты имеют достаточные резервы для оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы. А именно, индекс Руфье показал хорошую работоспособность сердца и тренированность организма в целом, при норме от 3–5 усл. ед., результаты исследуемых 2,7 ± 0,9 – девушки, 2,4 ± 0,9 – юноши.
Результаты Индекса Кетле позволяют судить о том, что студенты имеют хорошее соотношение рост/вес. При норме 20–25 г/см были показаны результаты 18,1±2,3 – девушки, 21,0 ± 2,5 – юноши.
Таблица 3
Результаты функционального тестирования студентов 1 и 2 курсов (Х±m)
Тесты |
Девушки (n=200) |
Юноши (n=200) |
Ортостатическая проба, уд/мин |
6,1±3,1 |
7±2,7 |
Индекс Руфье (усл. ед.) |
2,7 ± 0,9 |
2,4 ± 0,9 |
Индекс Кетле (г/см) |
18,1 ± 2,3 |
21,0 ± 2,5 |
ЖЕЛ (л) |
3,2±1,2 |
4,1±1,2 |
Проба Генчи (с) |
23±5,6 |
29±3,2 |
Проба Штанге (с) |
37±3,2 |
45±1,9 |
Проба Мартине-Кушелевского, (восстановление ЧСС, мин) |
3±2,7 |
2,7±2,1 |
Результаты пробы Мартине-Кушелевского показали, что у студентов благоприятная скорость адаптации организма к нагрузке и скорость протекания восстановительных процессов.
Об адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузке помогает судить ортостатическая проба, и результаты показали, что у студентов хорошее функционирование симпатического отдела вегетативной нервной системы. Так, при норме повышения ЧСС не более чем на 11 уд/мин девушки показали результат 6,1±3,1 уд/мин, а юноши – 7±2,7 уд/мин.
О функционировании дыхательной системы можно судить по пробам Генчи и Штанге, которые характеризуют устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность к гипоксии. В нашем исследовании студенты по обеим пробам выявили средние результаты, свидетельствующие о нормальной работе дыхательной системы. Жизненная емкость легких у студентов исследуемых групп, находится в допустимых пределах (3,2±1,2 – девушки, 4,1±1,2 – юноши) нормального функционирования аппарата внешнего дыхания (при норме от 2,5 л у девушек, и 3,5 л у юношей).
Нами было также проведено исследование состояния здоровья на основе анализа медицинских карт обучающихся, всего изучено 120 карт студентов 1 и 2 курсов. Так в сентябре 2019 г. было выявлено, что к группе часто болеющих по факту заболеваний верхних дыхательных путей относится 31% студентов, из них 21% – девушки, 10% – юноши, результаты представлены в табл. 4. За учебный год в ходе реализации физического воспитания в вузе ситуация изменилась. Так, число заболевших снизилось у девушек на 7%, а у юношей на 4%. И среднее число пропусков занятий по физическому воспитанию (ФВ) по причине заболеваемости за учебный 2018–19 гг. в исследуемой группе в год снизилось с 15,2 дней до 10,3 у девушек, тогда как у юношей было 14,4 дней, а стало 8,1 дней. Полагаем, что это результат проведенной работы.
Таблица 4
Результаты исследования заболеваемости верхних дыхательных путей (в том числе ОРВИ) студентов 1 и 2 курсов КемГУ (120 человек: 70 девушек, 50 юношей)
Уч. год |
Часто болеющие ОРВИ (более двух раз) (%) |
Число пропусков занятий ФВ (дни) |
||
Девушки |
Юноши |
Девушки |
Юноши |
|
2018–19 |
21 |
10 |
15,2 |
14,4 |
2019–20 |
15 |
6 |
10,3 |
8,1 |
На эффективность снижения заболеваемости, по нашему мнению, влияют занятия лыжной подготовкой, которую обязаны пройти в течение семестра обучающиеся 1 и 2 курсов. В Сибирском федеральном округе весьма продолжительная зима, занятия на свежем и морозном воздухе начинаются в ноябре и заканчиваются только в марте. Это позволяет проводить закаливание в процессе занятий лыжами и повышает иммунитет в конечном счете. При этом занятия по лыжной подготовке воспринимаются студентами позитивно, так, опрос преподавателей выявил, что пропусков занятий физического воспитания в этот период практически не бывает.
Таким, образом, мы видим, что организация физического воспитания в Кемеровском государственном университете учитывает особенности региона, материально-технической базы, а самое главное, потребности студентов. Так, для девушек организованы занятия различными видами аэробики и йогой, которая, кстати, эффективна для здоровья [5], а для юношей силовые виды занятий – пауэрлифтинг, кроссфит и тяжелая атлетика, вызывают интерес и игровые виды спорта: волейбол, баскетбол и бадминтон. Секционная работа спортивного клуба удовлетворяет запросы тех, кому недостаточно двигательной активности в рамках учебной деятельности. В настоящее время активно ведется работа по 13 видам спорта и имеются высокие результаты. Например, студенты Кемеровского госуниверситета в составе сборной команды Кемеровской области завоевали награды на IV Международном туристско-спортивном фестивале «GreatAltai. Большой Алтай», успешно выступила в первенстве Европы по пауэрлифтингу (жиму) студентка, член сборной команды России и Кузбасса мастер спорта России международного класса Татьяна Смолехо. Студентка Екатерина Дынник завоевала бронзовую медаль на чемпионате мира по боксу и т.д.
Кроме того, мы провели опрос студентов, участвующих в исследовании, с целью определить мотивацию быть физически здоровым и выявили следующие результаты (рис. 2).
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Зачем вам быть физически здоровым?»
Заключение
Резюмируя все вышеизложенное, мы пришли к заключению, что посредством анализа уровня физической и функциональной подготовленности студентов 1 и 2 курсов, результатов опросов студентов, с целью определить мотивацию физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, показателей успешности соревновательной деятельности студентов, нам удалось выявить достаточную эффективность реализации процесса физического воспитания в Кемеровском государственном университете. Мы видим, что организация физического воспитания в Кемеровском государственном университете учитывает особенности региона, материально-технической базы, а самое главное, потребности студентов.
Физическое здоровье актуально для студенческой молодежи, оно складывается из прочного фундамента физической подготовленности, функциональной готовности органов и систем к жизнедеятельности в меняющихся условиях жизни. А достигнуть этого возможно, как нам представляется, только путем рационального физического воспитания на основе выполнения следующих условий:
1. Разнообразия форм и средств физической культуры (элективные курсы), которые бы учитывали не только специфику региона и материально-техническую базу, но и потребности студентов в зависимости от их пола, индивидуальных особенностей организма и интересов.
2. Функционирования студенческого спортивного клуба, который ориентирован на студентов, имеющих желание и физические возможности совершенствовать свою спортивную форму, развивать лидерские качества, выступая за вуз на ответственных соревнованиях и т.д.
3. Популяризации физической культуры и спорта через проведение акций «Зарядка с Чемпионом», «Форум ГТО», форум «Кузбасс спортивный» и т.д.