Система оценки качества общего образования в Российской Федерации включает в себя проведение различных мониторинговых процедур по оценке образовательных достижений обучающихся. В перечень таких мониторингов входят участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, PISA, TIMSS и др.), проведение на территории Российской Федерации Национального исследования качества образования (НИКО) и Всероссийских проверочных работ (ВПР). Во многих субъектах Российской Федерации в рамках региональных систем оценки качества образования проводятся региональные процедуры по оценке образовательных достижений обучающихся на уровне общего образования.
Применение контекстных данных в оценке качества образования получило свое развитие в отечественных и зарубежных исследованиях. Как отмечают Г.А. Ястребов, М.А. Пинская, С.Г. Косарецкий: «…в самом широком смысле под контекстом мы подразумеваем некоторую среду или систему обстоятельств, в которых тот или иной процесс или феномен приобретает особое содержание. …Применительно к системе образования контекст можно определить как обстоятельства, в которых протекает образовательный процесс, но обстоятельства внешние по отношению к этому процессу, т.е. не являющиеся его непосредственной частью, и притом оказывающие на него существенное влияние. По существу, речь идет о наборе внешних, не всегда очевидных факторов, которые участники образовательного процесса контролировать не могут, но которые нельзя игнорировать, оценивая результаты этого процесса» [1, с. 62]. В практике отечественного и зарубежного образования анализ влияния контекстных данных на уровень образовательных достижений обучающихся осуществляется в рамках международных сопоставительных исследований [2]: PISA [3, 4], PIRLS [5], TIMMS [6].
В ряде зарубежных исследований анализируется влияние ряда контекстных данных (параметры семьи, в которой воспитывается обучающийся, включающие социально-экономический статус и различные академические ресурсы семьи [7, 8], состав учительского корпуса [9], качество школьной жизни [10]) на академические достижения обучающихся.
Вместе с тем в отечественных исследованиях отсутствует оценка влияния на результаты региональных мониторингов образовательных достижений обучающихся различных контекстных данных; имеющиеся исследования не содержат оценки причинно-следственных, статистических или иных связей в данной области.
Целями исследования являются определение влияния контекстных данных общеобразовательных организаций Воронежской области на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, а также выявление причинно-следственных и статистических связей между ними.
Материал и методы исследования
Региональный мониторинг индивидуальных учебных достижений обучающихся (МИУД) 4–8-х классов по оценке метапредметных результатов при реализации ФГОС начального общего образования в 4-х классах [11] и основного общего образования в 5-х классах [12], 6-х классах [13], 7-х классах [14] и 8-х классах [15] проводился на территории Воронежской области (ВО) в мае 2019 г. Все общеобразовательные организации, принявшие участие в оценке метапредметных результатов, разделены на 3 категории по месту расположения общеобразовательной организации: все общеобразовательные организации ВО, общеобразовательные организации ВО, расположенные в городской местности, и общеобразовательные организации ВО, расположенные в сельской местности, принявшие участие в процедуре мониторинга индивидуальных учебных достижений обучающихся.
В соответствии с данным разделением анализ зависимости метапредметных результатов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования от контекстных данных был проведен в следующем количественном соотношении общеобразовательных организаций Воронежской области по участию в диагностической процедуре (табл. 1).
Таблица 1
Количественное соотношение общеобразовательных организаций Воронежской области, принявших участие в региональном мониторинге индивидуальных учебных достижений обучающихся (МИУД) 4–8-х классов по оценке метапредметных результатов
Класс |
Всего ОО |
Городская местность |
Сельская местность |
4-й |
243 |
88 |
155 |
5-й |
248 |
89 |
159 |
6-й |
246 |
86 |
160 |
7-й |
243 |
85 |
158 |
8-й |
242 |
85 |
157 |
Для проведения анализа метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования у принявших участие общеобразовательных организаций были запрошены контекстные данные, которые разделены на 2 основные категории: особенности семьи, в которой воспитывается обучающийся, особенности педагогического коллектива, а также включают в себя еще 2 параметра, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением образовательного процесса.
Анализ зависимости метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования от контекстных данных общеобразовательных организаций Воронежской области осуществлялся с применением корреляционного и регрессионного анализов [16, 17]. Использование этих статистических методов обеспечивает определение внутренних связей и закономерностей зависимости полученных метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов от соответствующих параметров контекстных данных. Следовательно, исследование зависимости метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов от контекстных данных общеобразовательных организаций включает в себя следующие этапы: 1) построение корреляционной матрицы и оценка характера связи между переменными; 2) построение регрессии и выявление математических выражений, характеризующих закономерности отношений между переменными.
Корреляционный и линейный регрессионный анализ проводились в разрезе трех основных параметров: всех общеобразовательных организаций ВО, принявших участие в процедуре МИУД; общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, принявших участие в процедуре МИУД; общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, принявших участие в процедуре МИУД.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице 2 представлены статистически значимые вариации метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования при соответствующих вариациях всех контекстных данных общеобразовательных организаций ВО, общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской и сельской местности.
Таблица 2
Статистически значимые вариации метапредметных результатов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования при соответствующих вариациях всех контекстных данных общеобразовательных организаций Воронежской области, общеобразовательных организаций Воронежской области, расположенных в городской и сельской местности
Класс |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Контекстные данные |
|||||||
Все контекстные данные общеобразовательных организаций Воронежской области |
Все ОО |
15,7% (p=0,000) |
17% (p=0,000) |
13% (p=0,000) |
16,1% (p=0,000) |
29,1% (p=0,000) |
|
Городская местность |
27% (p=0,003) |
30,6% (p=0,000) |
29,6% (p=0,001) |
19,9% (p=0,046) |
23,7% (p=0,012) |
||
Сельская местность |
|
|
|
11,5% (p=0,032) |
12,9% (p=0,018) |
||
% обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях |
Все ОО |
1,8% (r=-0,135 p=0,036) |
|
|
1,6% (r=-0,127 p=0,048) |
4,1% (r=-0,203 p=0,002) |
|
Городская местность |
|
|
|
|
5,1% (r=-0,225 p=0,038) |
||
Сельская местность |
|
|
|
|
|
||
% обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя имеют высшее образование |
Все ОО |
12,9% (r=0,332 p=0,000) |
13,6% (r=0,359 p=0,000) |
11,4% (r=0,262 p=0,000) |
11,6% (r=0,255 p=0,000) |
23,8% (r=0,429 p=0,000) |
|
Городская местность |
24% (r=0,402 p=0,000) |
24,1% (r=0,398 p=0,000) |
21,4% (r=0,376 p=0,000) |
8,8% (r=0,228 p=0,036) |
19,5% (r=0,382 p=0,000) |
||
Сельская местность |
|
|
|
|
3,6% (r=0,198 p=0,013) |
||
% обучающихся, воспитывающихся в семьях, где хотя бы 1 родитель имеет высшее образование |
Все ОО |
7,1% (r=0,266 p=0,000) |
9,6% (r=0,304 p=0,000) |
3,9% (r=0,170 p=0,007) |
10,4% (r=0,276 p=0,000) |
17,1% (r=0,379 p=0,000) |
|
Городская местность |
8% (r=0,231 p=0,030) |
|
|
|
5,8% (r=0,240 p=0,027) |
||
Сельская местность |
|
3,5% (r=0,187 p=0,018) |
|
2,5% (r=0,165 p=0,038) |
3,7% (r=0,202 p=0,011) |
||
% педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию (% учителей начальных классов, имеющих высшую квалификационную категорию; % учителей русского языка и математики, имеющих высшую квалификационную категорию, преподающих в 5–8-х классах) |
Все ОО |
2,6% (r=0,161 p=0,012) |
2,1% (r=0,139 p=0,029) |
|
5,7% (r=0,160 p=0,012) |
3,7% (r=0,204 p=0,001) |
|
Городская местность |
|
|
|
|
|
||
Сельская местность |
|
|
|
|
|
||
% педагогов в возрасте до 35 лет |
Все ОО |
1,8% (r=0,134 p=0,037) |
3,1% (r=0,139 p=0,029) |
|
|
3% (r=0,175 p=0,006) |
|
Городская местность |
|
|
|
|
|
||
Сельская местность |
|
|
|
|
|
||
% педагогов в возрасте свыше 60 лет |
Все ОО |
2,4% (r=0,141 p=0,028) |
|
|
1,9% (r=0,136 p=0,034) |
|
|
Городская местность |
|
|
4,6% (r=-0,214 p=0,048) |
|
|
||
Сельская местность |
4% (r=0,199 p=0,013) |
|
|
4,3% (r=0,198 p=0,013) |
|
||
% педагогов, которые ведут учебные предметы, соответствующие первому диплому о высшем педагогическом образовании |
Все ОО |
1,8% (r=0,134 p=0,037) |
1,8% (r=0,142 p=0,025) |
|
|
2,7% (r=0,134 p=0,037) |
|
Городская местность |
|
|
|
|
|
||
Сельская местность |
|
|
|
|
|
||
Контекстные данные, которые не влияют на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов: % от средней заработной платы учителей по Воронежской области; значение входящей скорости Интернета в ОО. |
Исследование метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов в разрезе контекстных данных общеобразовательных организаций Воронежской области показало, что в большинстве своем метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов зависят от состава семьи, в которой воспитываются школьники.
Наиболее высокие статистически значимые прямые связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) выявлены между метапредметными результатами обучающихся 4–8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО и общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, а также метапредметными результатами обучающихся 8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, и процентом обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя имеют высшее образование.
В меньшей степени влияние на метапредметные результаты обучающихся оказывает наличие в семье хотя бы одного родителя, который имеет высшее образование. В результате анализа определены статистически значимые прямые связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4–8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО, метапредметными результатами обучающихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, а также метапредметными результатами обучающихся 5-х, 7-х и 8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, и процентом обучающихся, воспитывающихся в семьях, где хотя бы 1 родитель имеет высшее образование.
Воспитание школьников в неполной семье отрицательно влияет на метапредметные результаты обучающихся. Проведенный анализ выявил наличие статистически значимой обратной связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4-х, 7-х и 8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО, метапредметными результатами обучающихся 8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, и процентом учеников, воспитывающихся в неполных семьях. При этом на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, статистически значимого влияния воспитания в неполной семье не определено.
В отличие от состава семьи, в которой воспитываются обучающиеся, особенности педагогического коллектива общеобразовательной организации меньше влияют на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов общеобразовательных организаций Воронежской области. В результате проведенного анализа были выявлены следующие зависимости:
- наличие статистически значимой прямой связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4-х, 5-х, 7-х и 8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО и соответствующим процентом педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию. При этом на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской и сельской местности, статистически значимого влияния количества педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, не определено;
- наличие статистически значимой прямой связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4-х, 5-х и 8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО и соответствующим количеством педагогов в возрасте до 35 лет. При этом на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской и сельской местности, статистически значимого влияния количества педагогов в возрасте до 35 лет не определено;
- наличие статистически значимой прямой связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4-х и 7-х классов всех общеобразовательных организаций ВО и общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, и соответствующим количеством педагогов в возрасте свыше 60 лет. Вместе с тем обнаружена статистически значимая обратная связь между метапредметными результатами обучающихся 6-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, и соответствующим числом педагогов в возрасте свыше 60 лет;
- наличие статистически значимой прямой связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4-х, 5-х и 8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО и соответствующим количеством педагогов, которые ведут учебные предметы, соответствующие первому диплому о высшем педагогическом образовании. При этом на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской и сельской местности, статистически значимого влияния числа педагогов, которые ведут учебные предметы, соответствующие первому диплому о высшем педагогическом образовании, не определено.
Два параметра контекстных данных, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением образовательного процесса: процент от средней заработной платы учителей по Воронежской области; значение входящей скорости Интернета в ОО – не влияют на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов.
Таким образом, в большинстве своем метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования зависят от особенностей семьи, в которой воспитывается ребенок, а именно от наличия обоих родителей или хотя бы одного родителя, имеющего высшее образование. В меньшей степени метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования зависят от особенностей педагогического коллектива общеобразовательной организации, а именно от числа педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, возраста педагогов и процента педагогов, которые ведут учебные предметы, соответствующие первому диплому о высшем педагогическом образовании.
В общем и целом наибольшая зависимость метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования обнаружена от всех контекстных данных общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, и всех общеобразовательных организаций ВО, принявших участие в процедуре МИУД. В свою очередь зависимость метапредметных результатов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования от всех контекстных данных общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, характерна только для обучающихся 7-х и 8-х классов и значительно отличается в меньшую сторону по сравнению вариациями общеобразовательных организаций ВО, расположенными в городской местности, и всеми общеобразовательными организациями ВО.
Заключение
Полученные результаты исследования зависимости между метапредметными результатами обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования и контекстными данными общеобразовательных организаций Воронежской области могут быть использованы для принятия педагогических и управленческих решений на уровне региона, муниципального района/городского округа и общеобразовательной организации. Это позволит определить на региональном уровне подходы к организации образовательного процесса с учетом особенностей семьи, в которой воспитывается школьник, особенностей педагогического коллектива, в том числе для выравнивания образования в городской и сельской местности.