Принятие национальной системы учительского роста и новой модели аттестации, предусматривающей оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), обусловило повышенные требования к эффективности региональных систем дополнительного профессионального образования (ДПО).
В структуре ЕФОМ предусмотрена оценка четырех групп профессиональных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных, а потому именно эти компетенции являются ядром контента программ повышения квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования.
Основной целью обучения на курсах повышения квалификации педагогов на современном этапе является его компетентностное развитие. В Приказе Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» дана четкая установка на то, что реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [1, с. 98].
Повышение квалификации педагогов в рамках дополнительного профессионального образования – это специально организованный процесс, направленный на достижение строго определенных, измеряемых образовательных результатов (профессиональных компетенций), соотнесенных как с нормативными документами, регулирующими деятельность региональных систем дополнительного профессионального образования, так и с запросами самих слушателей и их работодателей.
Актуальна разработка Национальной системы профессионального роста учителей, организация повышения квалификации по запросам педагога на основе выявленных трудностей, проблем в его профессиональной деятельности [2, с. 18].
Массовое повышение квалификации педагогов, выполняющее в основном две функции: компенсаторную (связанную с ликвидацией пробелов в базовом образовании педагога) и адаптивную (связанную с переподготовкой учителя в связи с изменениями, происходящими в последнее время в системе образования и обществе), породило противоречие. С одной стороны, назрела необходимость учета насущных потребностей самих педагогов для профессионального развития, с другой - проявилась неподготовленность организации дополнительного профессионального образования оказывать персонифицированные образовательные услуги.
Цель исследования: выявить эффективность внедрения персонифицированной формы повышения квалификации педагогов, учитывающей необходимость сочетания внутренних источников самого обучающегося и его учебной деятельности, в процесс курсовой переподготовки.
Материалы и методы исследоваания. Для реализации индивидуальной стратегии повышения квалификации педагога, слушателя Института развития образования формируется персонифицированный план его профессионального развития, основанный на принципах коучинг-технологий.
Вопросы коучинга раскрыты в трудах ряда зарубежных и отечественных ученых. В своих статьях Дмитрий Сергеевич Занин приводит подробный анализ этого понятия и рассматривает авторскую коучинг-технологию проектирования индивидуальной стратегии профессионального развития личности специалиста в современных условиях информационного общества. В его определении «под коучинг–технологией понимают процесс, построенный на принципах партнерства, стимулирующий мышление и творчество клиентов (обучающихся), вдохновляющий их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала [3, с. 47-48].
Марк Максимович Поташник считает, что «коучинг» - это вид профессиональной помощи, специфический способ обучения и развития, где главный метод коуча (управленца, тренера, учителя, воспитателя, преподавателя) – не в сообщении готовых знаний или инструкций, а в задавании вопросов подопечному с тем, чтобы он сам, будучи мотивированным (признавая решение проблемы своей личной целью), нашел ответ (решение или способ действия) из своих внутренних источников (интеллекта, эмоций, интуиции, логики, прежних знаний, своей креативности) [4, с. 118].
Курсовое повышение квалификации педагогов – это интегрированный процесс обучения, ориентированный на получение слушателями запланированного институтом объема знаний и компетентностей, и на удовлетворение персональных образовательных потребностей в виде повышения их профессионального развития. Поэтому основная работа на курсах повышения должна проводиться в режиме освоения образовательной программы, в том числе в режиме реализации индивидуального плана компетентностного развития слушателей.
В нашем исследовании используется сравнительно недавно появившаяся в образовании технология в виде рефлексивных сессий, бесед, названная термином «коучинг». Проектирование индивидуального плана курсовой подготовки осуществляется на принципах коучинг-технологии: преподаватель с позиции коуча организует общение и сопровождение слушателя. Составление индивидуального плана происходит на протяжении отведенного промежутка времени обучения, поскольку сущность его построения отражает процесс изменения (динамики) в развитии и приращении компетентности слушателя и носит пролонгированный характер. Слушатель, заполняя колонку «Содержание», привносит в план свою личную позицию, формулируя которую принимает на себя ответственность за её решение, находит ответ, опираясь на сочетание собственного опыта прежних знаний и трудовой деятельности.
Структура индивидуального плана отражена в нижеследующей таблице.
Структура индивидуального плана профессионального развития слушателя (ППР)
№ п/п |
Этапы |
Содержание |
1 |
Группа профессиональных компетенций учителя, требующая построения ППР |
Слушателю необходимо описать: · Актуальные требования к профессии. Перечень компетенций, которые нужно актуализировать и развить в первую очередь. · Прогнозирование требований к профессии. Намерения и притязания самого слушателя и микросоциального окружения на качество получаемого повышения квалификации. · Запросы руководства школы на результаты прохождения курсовой подготовки педагога. · Как должен слушатель измениться в результате профессионального развития в процессе освоения программы (желаемое «компетентностное приращение» слушателя). |
2 |
Возможности для реализации индивидуального плана профессионального развития на основе программы, имеющейся у организации ДПО |
Слушателю, в сопровождении преподавателя (коуча) организации ДПО, необходимо описать: · Инфраструктурные возможности. · Материально-технические ресурсы. · Профессиональные качества педагогов организации ДПО. · Внутренние нормативные документы. |
3 |
Цели и задачи реализации ППР |
Слушателю необходимо описать: · Насколько прирастет компетентность, в которой находится слушатель. · Перечислить всех субъектов, обеспечивающих реализацию ППР. · Оценить интересы и возможности всех участников программы. |
4 |
Основные этапы, методы, реализации коучинг-технологии |
Слушателю и преподавателю-коучу в процессе, построенном на принципе партнерства, описать: · Этапы реализации с обоснованием их последовательности и использование на последующих шагах компетентностного опыта, полученного ранее. · Виды деятельности, в которую будут вовлекаться слушатели, и какие приемы будут при этом использоваться. · Перечень основных образовательных форматов и их последовательность: оптимальное сочетание интерактивного и контактного процесса обучения (цифровизация переподготовки не заменяет реальный процесс обучения виртуальным). · Формы организации для слушателей беседы и рефлексии полученного опыта компетенций, структурирования знаний и превращения их в индивидуальные инструменты. |
5 |
Содержательное обеспечение реализации: программно-методическое, информационное, знаково-символическое |
Преподавателям организации ДПО необходимо указать: · Методические пособия, комплекты · учебников, подбор книг и статей для изучения. · Открытые информационные ресурсы, к которым слушателям необходимо обращаться при прохождении курсовой переподготовки. · Символы, знаки и общепринятые · С сокращения, которые будут всегда «на виду» у слслушателя, как подсказка нужной мысли при вввыполнении заданий. |
6 |
Нормативно-правовое, инфраструктурное, организационно-управленческое, материальное обеспечение реализации ППР |
Преподавателям-коучам организовать общение, в котором необходимо указать: · Принятые локальные нормативно- · правовые акты (положение о вариативности расписания, нормированность и упорядоченность занятий, строгая легитимность проводимых мероприятий). · Принятые управленческие решения для успешной реализации ППР (выделение аудиторий для занятий, ПК и другой оргтехники, выделение школ для посещения уроков и т.д., которые будут задействованы при реализации программы). |
7 |
Учебно-тематический и календарно-тематический план |
Слушателю в сопровождении преподавателя–коуча необходимо структурировать и обобщить всё изложенное в предыдущих разделах: · Перечислить все предполагаемые · мероприятия программы в хронологической последовательности и в виде таблиц, описать, как они соотносятся между собой по времени. |
8 |
Модель и механизмы управления реализацией ППР |
Необходимо показать партнерское взаимодействие педагогической команды преподавателей ДПО, осуществляющей образовательную и информационную деятельность по отношению к слушателям курсов переподготовки, учитывая выполнение следующих позиций: · Какие инстанции осуществляют управление и вправе требовать от преподавателей, реализующих программу, выполнение своих указаний. · На основе каких нормативных актов, соглашений, различных форм мотивации · управляющие субъекты могут требовать выполнение своих указаний и быть уверенными в их выполнении. · Согласование между управленцами действий разных субъектов, обеспечение ими ресурсов программы. |
9 |
Мониторинг результатов реализации ППР |
Построение этого раздела выполняется с учетом содержания разделов 1 и 3 данной программы. Необходимо описать: · Конкретные измеримые результаты, ожидаемые от переподготовки. · Критерии оценивания достижений компетентностных результатов слушателя и их качества. |
10 |
Дальнейшее использование и развитие результатов ППР |
Необходимо описать: · Условия, при которых сам слушатель сможет в дальнейшем использовать результаты, достигнутые благодаря программе. · Как коллектив организации ДПО и весь круг субъектов, реализовавших программу, использует ее результаты, чтобы создать для слушателей возможность новых достижений. |
Содержание ППР определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями слушателя (уровнем готовности к освоению программы) в достижении необходимого уровня компетентности.
Согласно коучинг-технологии, преподаватель образовательного учреждения ДПО организует общение с обучающимися на принципах, «согласующихся с принципами личностно ориентированного обучения» [5, с. 9].
Результаты исследования и их обсуждение. Пилотное исследование внедрения индивидуального плана профессионального развития слушателя (ППР), основанное на коучинг-технологии, было проведено в Институте развития образования Башкортостана (ИРОРБ) во втором полугодии 2019 года в рамках программы профессиональной переподготовки учителей начальных классов. Программа направлена на совершенствование профессиональной компетенции слушателей в реализации программ начального общего образования с учетом актуальных требований к профессии.
Для оценки результатов своего компетентностного приращения слушатели курсов проходят компьютерное тестирование в начале обучения (входной контроль) и в конце обучения (выходной контроль). Банк тестов состоит из четырех групп заданий, соответствующих четырем группам профессиональных компетенций, предусмотренных ЕФОМ. Содержание тестов адекватно формируемым компетенциям, указанным в нормативных документах об образовании [6; 7]. Компьютер случайным образом выбирает для каждого слушателя индивидуально 30 тестов, после ответа на которые выдает цифровой результат. Сравнивая входной результат с результатом, полученным после окончания программы, слушателем определяется самооценка о качестве дополнительного профессионального образования на курсах переподготовки. Результаты входного и выходного контроля слушателей курсов (самооценка) повышения квалификации ИРО РБ (в условных единицах) представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты самооценки слушателей курсов повышения квалификации
(в условных единицах)
Обучение в системе дополнительного профессионального образования связано с профессионально-личностным развитием и саморазвитием специалиста, который после прохождения переподготовки перестает быть только персонификацией нормативной деятельности. «Он становится активным субъектом, реализующим в избранной профессии свой способ жизнедеятельности, готовность доопределять задачи, принимать на себя ответственность за их решение, раздвигать рамки деятельности» [8, с. 36].
Для получения объективной оценки эффективности обучения на пройденных курсах повышения квалификации слушателями мы дополнительно запросили информацию от работодателей о положительных изменениях в практической деятельности педагога.
Поскольку обладание компетентностью проявляется только в реализуемом педагогом образовательном процессе, то именно положительные изменения в его деятельности в послекурсовой период, представленные далее на рисунках 2-4, по сути, и есть один из отсроченных показателей его эффективности.
На рисунке 2 отражена положительная динамика профессиональной компетентности педагога, основанная на увеличивавшихся (по численности) результатах учебы и воспитания младших школьников (количество участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, смотрах, выставках).
Рис. 2. Динамика профессиональной компетентности педагога
(по количеству мероприятий)
На рисунке 3 отражена положительная динамика профессиональной компетентности педагога в послекурсовой период, основанная на увеличении результатов (в количественном отношении) использования новых технологий, приемов, систем оценивания, средств обучения и воспитания.
Рис. 3. Динамика профессиональной компетентности педагога по применению новых технологий (в количественном отношении)
На рисунке 4 отражена положительная динамика профессиональной компетентности педагога (в количественном отношении), основанная на проявлении активности методической деятельности педагога в дидактических разработках, в статьях, выступлениях, в презентации своей деятельности, прохождении аттестации, участии в конкурсах.
Рис. 4. Динамика проявления методической активности педагога
(в количественном отношении)
Выводы. Внедрение в систему переподготовки педагогов персонифицированного плана профессионального развития слушателя, этапы и содержание которого основаны на принципах коучинг-технологии, что является новой эффективной моделью повышения квалификации слушателей.
Использование коучинг-технологии повышения квалификации приводит к развитию имеющихся и становлению новых компетенций учителей начальных классов.
Эффективность и качество повышения квалификации педагогов оценивалось на основе реальных изменений. Результаты самооценки слушателей релевантны с оценкой, подтвержденной работодателями, отправившими педагога на курсы повышения квалификации в Институт развития образования.
Независимое подтверждение обоснованности сделанных выводов об эффективности реализации персонифицированной формы повышения квалификации педагогов можно получить, анализируя информацию, представленную в тексте статьи в виде рисунков (1–4).
В целом представляется возможным говорить о том, что внедрение коучинг-технологии проектирования стратегии профессионального развития учителя начальных классов в практику дополнительного образования удовлетворяет требованиям к качеству подготовки, предъявляемым новой моделью его аттестации.