В настоящее время в здравоохранении остро стоит проблема эмоционального выгорания врачей, что связано не только с психологическими особенностями личности, но и с высокой частотой профессиональной некомпетентности в рамках конкретной специальности. Процесс обучения студентов в высших образовательных медицинских учреждениях в эпоху становления рыночных отношений не предполагает реализацию индивидуального подхода в получении необходимого объема знаний и контроле качества полученных практических навыков [1, 2]. Производственная практика студентов в условиях клиники характеризуется недостаточной обеспеченностью тематическими пациентами и необходимостью работы в условиях группы.
В соответствии с законодательством Российской Федерации студенты образовательных медицинских учреждений жестко ограничены в возможности выполнения действий диагностического и лечебного характера на пациентах, что в первую очередь связано с отсутствием у них сертификата врача [2]. В связи с этим повсеместно внедряется симуляционное обучение, призванное нивелировать сложившиеся негативные тенденции. Между тем материальная база большинства медицинских вузов не позволяет получить достаточное качество необходимых практических навыков, что в свою очередь связано не только с несопоставимостью роботизированного манекена и реального пациента [3], но и с отсутствием профильного индивидуального обучения студентов в условиях ориентированности на подготовку врача общей практики [2]. Поэтому для профилактики профессиональной некомпетентности будущих врачей-специалистов на этапе обучения в высшем медицинском образовательном учреждении следует внедрять инновационные педагогические технологии, направленные в первую очередь на реализацию компетентностного подхода.
Такой инновационной технологией в настоящее время является олимпиадное движение, позволяющее подготовить компетентного стрессоустойчивого специалиста, способного и готового к реализации приобретенных в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, в частности в рамках специальности «Акушерство и гинекология». Профильная подготовка студентов в рамках олимпиадного движения не только способствует повышению уровня владения практическими навыками, но и формирует умение концентрироваться на выполнении конкретных практических задач в условиях ограниченного интервала времени.
Профилактика эмоционального выгорания реализуется с помощью данной педагогической технологии путем мотивации для развития у студентов творческой и общественной активности, а также неподдельного интереса к освоению конкретной практической специальности и медицины в целом. В конечном итоге главной задачей олимпиадного движения является обеспечение высокого качества подготовки специалистов на основе овладения необходимыми навыками, знаниями и умениями в соответствии с актуальными потребностями практического здравоохранения и действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Олимпиадное движение по акушерству и гинекологии на данном этапе является одной из самых широко распространенных форм дополнительного обучения студентов в медицинском вузе. Популяризация данного движения приводит к формированию у большинства участников объективного представления о тяготах и трудностях практической работы врача акушера-гинеколога, а также позволяет реально оценить свои возможности в рамках получения данной специальности. Кроме того, данная технология дает возможность обучающимся овладевать различными видами профессиональной деятельности врача акушера-гинеколога. Формирование профессиональных компетенций у обучающихся способствует не только их медицинской, но и социальной адаптации. Выполняя целый ряд функций, олимпиада содействует формированию у студентов навыков самостоятельной организации рабочей и учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию инициативного подхода и устойчивого положительного эмоционального фона.
Олимпиада по акушерству и гинекологии – это форма интеллектуального соревнования обучающихся, позволяющая оценить уровень формирования компетенций («знать», «уметь», «владеть»), возможность их успешного применения в стрессовой ситуации, требующей не только логического, но и клинического осмысления. Идеальным контингентом для участия в олимпиадном движении по акушерству и гинекологии являются высокомотивированные к освоению специальности обучающиеся, имеющие высокий уровень как общих медицинских, так и специальных знаний и умений. Мотивация студентов должна базироваться не только на обучении в клинической ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология».
В основе подготовки к олимпиадам лежит принцип системности и непрерывности обучения, позволяющий закрепить, а также расширить спектр стандартных знаний и умений. Качество образования в данной ситуации представляет собой баланс результата образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам и личностных потребностей студента в освоении дисциплины «Акушерство и гинекология».
Развитие навыка клинического мышления в рамках данной педагогической технологии происходит не только в форме симуляционного обучения, но и путем решения редких и сложных клинических задач в области акушерско-гинекологической практики. Практическая подготовка «олимпийцев» предполагает освоение навыков, превосходящих по сложности базовый уровень [4]. Олимпиадное движение определяет возможность профессионального самоопределения, что позволяет избежать нецелевого прохождения клинической ординатуры, а также снизить частоту профессиональной переподготовки и социальной неудовлетворенности медицинской общественности. Олимпиадная среда благоприятно сказывается на межличностных отношениях, способствует формированию межвузовских связей и целостности медицинского сообщества.
Цель исследования: изучить особенности реализации компетентностного подхода в рамках олимпиадного движения.
Материалы и методы исследования. На базе кафедры акушерства и гинекологии лечебного и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России проведена оценка эффективности реализации компетентностного подхода в рамках активного внедрения олимпиадного движения.
Первый этап исследования включал оценку знаний 40 выпускников лечебного факультета в 2019 г. по специальности «Акушерство и гинекология» в соответствии с требованиями ФГОС 3+. Было выделено 2 группы: I группа включала 20 студентов, активно участвовавших в олимпиадном движении в период обучения на 4-м, 5-м и 6-м курсах лечебного факультета, II группа – 20 студентов, никогда не участвовавших в мероприятиях подобного рода. Студентам обеих групп было необходимо ответить на 50 тестовых вопросов, предполагающих выбор одного варианта ответа из пяти, а также выполнить на симуляторе ряд диагностических манипуляций (влагалищное исследование, осмотр шейки матки в зеркалах, забор мазков на степень чистоты влагалища, пальпация молочных желез, проведение наружного акушерского исследования, аускультация плода) и акушерское пособие (при одноплодных родах в переднем виде затылочного предлежания). Данные задания позволили оценить уровень формирования компетенций («знать», «уметь», «владеть») при освоении дисциплины «Акушерство и гинекология».
Второй этап исследования включал оценку количества законченных случаев от общего числа поступивших в клиническую ординатуру на кафедру акушерства и гинекологии лечебного и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО ЧГМА МЗ РФ в период 2013–2019 гг. Ретроспективно было сформировано 2 группы: I группа включала 20 клинических ординаторов, активно участвовавших в олимпиадном движении в период обучения на 4-м, 5-м и 6-м курсах лечебного факультета, II группа – 11 ординаторов, никогда не участвовавших в мероприятиях подобного рода. Группы сопоставимы по полу, возрасту и общей успеваемости.
При проведении статистического анализа авторы руководствовались принципами Международного комитета редакторов медицинских журналов (ICMJE) и рекомендациями «Статистический анализ и методы в публикуемой литературе» (SAMPL) [5]. Учитывая численность исследуемых групп (менее 50), оценка нормальности распределения признаков проводилась с помощью критерия Шапиро–Уилка. Критерий Шапиро–Уилка W в данной ситуации является наиболее эффективным, так как он обладает большей мощностью по сравнению с альтернативными критериями проверки нормальности. Значения признаков, имеющих нормальное распределение, представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения: M (SD). Данные, распределение которых отличалось от нормального, представлены в виде медианы, первого и третьего квартилей: Me (Q1; Q3). Сравнительная статистика нормально распределенных данных представлена в виде t-критерия Стьюдента, степени свободы df и уровня значимости p. Статистическая значимость различий количественных и порядковых показателей, имеющих ненормальное распределение, между группами оценивалась путем определения критерия Манна–Уитни (U) и уровня значимости p. Во всех случаях р<0,05 считали статистически значимым. Оценка статистической значимости различий номинальных показателей исследования проводилась за счет построения произвольной таблицы сопряженности с использованием критерия хи-квадрат Пирсона. Зависимость относительных показателей оценивалась путем сравнения полученного значения критерия хи-квадрат с критическим (определяли уровень значимости p). Учитывая наличие результативных и факторных признаков, ретроспективный характер исследования, оценку значимости различий показателей II этапа исследования проводили за счет определения отношения шансов. Статистическая значимость отношения шансов (p) оценивалась исходя из значений 95%-ного доверительного интервала [5]. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью пакета программ «IBM SPSS Statistics Version 25.0» (International Business Machines Corporation, США).
Результаты исследования и их обсуждение. Студенты, входящие в структуру групп I этапа исследования, получали первичное постдипломное образование. Число лиц мужского пола в I группе составило 30% (6/20), во II группе – 40% (8/20) человек (χ2=0,440, df=1, p=0,508). Средний возраст студентов в I группе составил 23,0 (22,79; 23,31) года, во II группе – 23,0 (23,36; 24,01) года (U=142,500, р=0,083). Средний балл зачетной книжки в I группе равнялся 4,52±0,31 балла, во II группе – 4,29±0,47 балла (t=1,407, df=29, p=0,172). Медицинскую деятельность в качестве среднего медицинского персонала осуществляют 20% (4/20) ординаторов I группы, 40% (8/20) ординаторов II группы (χ2=1,905, df=1, p=0,168). Обращает на себя внимание тот факт, что исследуемые группы не имеют статистически значимых различий по перечисленным факторам, что определяет ведущую роль олимпиадного движения в формировании уровня профессиональных компетенций.
Студенты I группы в 80% (16/20) случаев имели 3-й уровень формирования компетенций («владею»), в 15% (3/20) – 2-й уровень («умею»), в 5% (1/20) – 1-й уровень («знаю»). Студенты II группы в 20% (4/20) случаев имели 3-й уровень («владею»), в 70% (14/20) – 2-й уровень («умею»), в 10% (2/20) – 1-й уровень («знаю») формирования компетенций (χ2=14,651, df=2, p=0,001) (рис. 1).
Рис. 1. Уровень формирования компетенций у студентов
Таким образом, следует сделать вывод, что олимпиадное движение по акушерству и гинекологии позволяет успешно формировать компетенции в рамках конкретной дисциплины, что гипотетически позволит «олимпийцам» успешно поступить в клиническую ординатуру на специальность «Акушерство и гинекология».
Кафедра акушерства и гинекологии лечебного и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России активно участвует в олимпиадном движении в течение последних 6 лет (2013–2019 гг.). За данный период времени сборная ФГБОУ ВО ЧГМА стала победителем Байкальской олимпиады по акушерству и гинекологии в 2019 г. (г. Иркутск), двухкратным чемпионом Трансбайкальской олимпиады по акушерству и гинекологии в 2018–2019 гг. (г. Чита), трехкратным бронзовым призером Паназиатской олимпиады по акушерству и гинекологии в 2017–2019 гг. (г. Новосибирск), а также заняла IV место (из 40 команд-участников) на III Всероссийской студенческой олимпиаде по акушерству и гинекологии имени Л.С. Персианинова в 2019 г. (г. Москва). В 2020 г. сборная ЧГМА в олимпиадах не участвовала ввиду принятых противоэпидемических мер на территории Российской Федерации (по поводу коронавирусной инфекции).
С 2013 по 2019 гг. на базе кафедры проходил клиническую ординатуру по специальности 31 человек, 20 из которых активно участвовали в олимпиадном движении в период обучения на 4-м, 5-м и 6-м курсах лечебного факультета, они составили I группу. Во II группу вошли 11 ординаторов, никогда не участвовавших в мероприятиях подобного рода во время студенчества. Ординаторы обеих исследуемых групп получали первичное постдипломное образование. Число лиц мужского пола в I группе составило 20% (4/20), во II группе – 18% (2/11) человек (?2=0,015, df=1, p=0,903). Средний возраст ординаторов в I группе составил 25,0 (25,23; 25,81) года, во II группе – 25,0 (25,07; 25,84) года (U=109,500, р=0,982). Средний балл зачетной книжки в I группе равнялся 4,36±0,32 балла, во II группе – 4,18±0,39 балла (t=1,29, df=29, p=0,208). Медицинскую деятельность во время прохождения учебы в ЧГМА осуществляли 25% (5/20) ординаторов I группы, 27% (3/11) ординаторов II группы (χ2=0,019, df=1, p=0,89). Обращает на себя внимание тот факт, что исследуемые группы не имеют статистически значимых различий по перечисленным факторам, что определяет ведущую роль олимпиадного движения в формировании профессионального самоопределения.
Из 20 «олимпийцев» лишь один прекратил прохождение ординатуры ввиду своей профессиональной некомпетентности и связанного с ней эмоционального выгорания, оставшиеся 19 человек успешно освоили программу специальности «Акушерство и гинекология» и в настоящее время плодотворно работают врачами акушерами-гинекологами. Из 11 ординаторов, никогда не участвовавших в мероприятиях подобного рода во время студенчества, 5 прекратили прохождение ординатуры ввиду своей профессиональной некомпетентности и развития эмоционального выгорания во время обучения в ординатуре (χ2=7,441, p=0,007) (рис. 2).
Рис. 2. Уровень формирования компетенций у ординаторов
Шанс успешно закончить клиническую ординатуру в основной группе (группа «олимпийцев») составил 5,0, в контрольной группе – 0,316. Отношение шансов (OR) составляет 15,833 (95% ДИ 1,533–163,548), стандартная ошибка отношения шансов (S) – 1,191. Ординаторы, в прошлом активно участвовавшие в олимпиадном движении, имеют шанс закончить ординатуру в 16 раз выше, чем ординаторы контрольной группы. Уровень значимости данной взаимосвязи соответствует p<0,05, так как 95% ДИ не включает в себя единицу, значения его нижней и верхней границ больше 1.
Проведенное исследование свидетельствует о достаточно высоком уровне формирования компетенций у студентов, активно участвующих в олимпиадном движении по акушерству и гинекологии. Кроме того, результаты исследования показывают высокую значимость олимпиадного движения по акушерству и гинекологии как метода профилактики профессиональной некомпетентности будущих врачей акушеров-гинекологов.
Заключение. Таким образом, олимпиадное движение является приоритетным направлением практической подготовки студентов, позволяет успешно формировать компетенции в рамках конкретной дисциплины (специальности), служит одним из важных компонентов процесса становления врача-специалиста. Использование олимпиадного движения для реализации компетентностного подхода позволяет оптимизировать подготовку будущих клинических ординаторов, а также избежать непрофильного обучения и последующего эмоционального выгорания, требующих в дальнейшем профессиональной переподготовки.