Современные мировые тенденции развития предопределяют направления жизнедеятельности не только всего общества, но и каждого конкретного человека. В современных условиях не обойтись без цифровых технологий. Одним из важных направлений является компьютеризация и «интернетизация» всех сфер общественной, образовательной, производственной, культурной и многих других видов деятельности. Это подтверждается разработанными и утвержденными в соответствии с майским Указом Президента Российской Федерации 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» шестью федеральными проектами, определяющими информационную инфраструктуру, развитие цифровых технологий, регламентирующими нормативно-правовое пространство цифровой среды, обеспечивающими информационную безопасность, а также цифровое государственное управление [1].
Таким образом, сегодня в мире происходит рывок в цифровую эпоху. Цифровые технологии внедряются в детской и молодежной среде. Быстрый рост количества пользователей Интернета в России и в мире порождает новые сферы социальных взаимодействий. Современные мобильные устройства позволяют использовать Интернет в любой момент. Мобильные телефоны, смарт-часы, ноутбуки, компьютеры, планшеты, айпады стали основными устройствами, которые ежедневно свободно применяют современные молодые люди, являющиеся представителями поколения Z [1-3]. Термин «поколение Z» рассматривается как синоним термина «цифровой человек». Представители поколения Z активно используют современные гаджеты. Возникает вопрос: как они воздействуют на развитие молодежи? Вместе с положительным значением компьютеризации имеются и негативные последствия данного процесса. Определенным образом изменяется весь ритм жизни молодого человека, появляется много новых возможностей, новых увлекательных онлайн-игр, новых форматов общения, обучения, увлечений, которые влияют на формирование и становление личности [4-6]. Именно данная ситуация обусловливает актуальность исследования проблемы интернет-зависимости.
Цель исследования: выявить положительное и негативное воздействие использования компьютеров и Интернета на подрастающее поколение; определить сущность процесса формирования интернет-зависимости у молодежи и обосновать возможности решения проблемы.
Материал и методы исследования. В качестве инструмента самодиагностики патологического пристрастия к Интернету использован тест Кимберли Янг, который выявляет интернет-зависимость. Базой исследования выступил Юго-Западный государственный университет, в выборку вошли студенты разных факультетов в количестве 210 человек: 100 юношей и 110 девушек (возраст 18–20 лет). В исследовании используются теоретический анализ научной психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, диагностические методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Для того чтобы выявить сущность процесса формирования интернет-зависимости у молодежи, нам необходимо охарактеризовать феномен «интернет-зависимость», провести исследование использования Интернета молодежью, определить и обосновать возможности профилактики интернет-зависимости.
Несомненным является тот факт, что Интернет вошел в жизнь каждого человека. Мы живем и взаимодействуем в мире, в котором вся деятельность и даже досуг связаны с Интернетом, первичная цель которого – создание наиболее комфортных условий для жизнедеятельности человека. Поэтому достаточно сложно обойтись без современных гаджетов. Интернет предоставляет возможность быстрого поиска необходимой информации, дает возможность обучаться, работать, общаться, заниматься творчеством [7-9]. Ученые отмечают, что ускорение ритма жизни, увеличение потока информации требуют от современного человека быстрой адаптации, умения самоактуализироваться. В этом колоссальное преимущество феномена Интернета, но есть и его проблемная часть, которая характеризуется учеными как психическое расстройство, обусловленное потерей самоконтроля и неспособностью самостоятельно прекратить нахождение в Интернете, непреодолимая тяга к нему. Данное состояние получило название «интернет-зависимость» [8-10]. В перечень основных видов зависимостей включены следующие: информационная зависимость, онлайн-игры, киберсексуальное влечение, многочисленные скачивания видео- и аудиоматериалов, неконтролируемое пребывание в онлайн-магазинах и др. Следует отметить, что специфика зависимости от Интернета связана с принципиально новой для психики молодого человека действительностью [10, 11].
Поколение Z интересуется наукой и технологиями. Многие его представители занимаются инженерно-техническими вопросами. Вместе с тем именно сейчас назрела необходимость оценить все недостатки и лишения в сфере социальных и экономических отношений, возникшие вследствие стремительного внедрения Интернета в жизнь подрастающего поколения.
Согласно исследованиям, проведенным В.В. Титовой, А.А. Нестеровой, Л.М. Левиным, В.А. Лоскутовой, выявлено, что использование Интернета начинается с небольшого промежутка времени, в дальнейшем интерес повышается, увеличивается время пребывания в Сети, что постепенно приводит к интернет-зависимости, схожей по проявлениям с наркотической [2, 3, 11]. Причем период появления этой зависимости ученые оценивают в полгода. Исследователи относят компьютерную зависимость у молодежи к психологическим проблемам современной семьи. Таких молодых людей в наше время немало. Мощный поток новой информации и распространение компьютерных игр оказывают огромное воздействие на воспитательное пространство современной молодежи, что в свою очередь влияет на формирование их личности. Структура досуга для них также значительно меняется, так как компьютер сочетает в себе возможности просмотра фильмов, приставки, музыкального центра, образовательных программ, книг и многое другое.
Кроме того, длительное неконтролируемое пребывание в Интернете изменяет деятельность мозга, его функции, снижает способность к обучению [2, 11]. Также утрачиваются коммуникативные навыки, что приводит к асоциальности. Погружение в виртуальный мир лишает опыта формирования коммуникативных навыков, что ограничивает процесс социализации личности [10, 12].
Легкость и анонимность, невозможность проверить достоверность представленной на странице информации провоцируют развитие данной зависимости. Неспособность самовыражения в обществе, сложность в формулировании своих мыслей, неумение отстаивать свою точку зрения, страх перед общением в реальности также становятся причинами злоупотребления Интернетом [2, 3, 13].
Исследователями установлено, что причинами, вызывающими зависимость от Интернета, являются следующие: во-первых, стремление к новизне (поиск новых идентификаций, ярких эмоций, впечатлений); во-вторых, желание уйти от проблемной действительности; в-третьих, стремление снять эмоциональное напряжение, тревожность; в-четвертых, желание найти друзей; в-пятых, получить эмоциональную поддержку; в-шестых, стремление поиграть в интернет-игры; в-седьмых, привлекательность осуществления покупок через Интернет [3, 5, 8].
Рассматривая такие признаки, как навязчивость желания быть в Интернете и трудность самостоятельно выйти из него, специалисты предопределяют существование у молодого человека интернет-зависимости. Также ученые отмечают в качестве характерных признаков интернет-зависимости стиль общения, построение мыслей, скрытность чувств [8, 10, 13].
Существуют разные взгляды ученых на интернет-зависимость как на проблему современности. С одной стороны, ее ассоциируют с наркоманией, обосновывая это с вредным воздействием на здоровье. С другой стороны, отмечают, что, если она не изменяет физиологическое состояние организма, значит, безвредна. С третьей стороны, рассматривается неоднозначность феномена «интернет-зависимость», так как имеются наряду с положительными и отрицательные стороны использования Интернета [2, 3, 7].
Отметим наиболее характерные изменения, происходящие с молодым человеком в процессе пребывания в сети Интернет. Во-первых, учеными выявлено, что чрезмерное пребывание в сети Интернет вызывает расстройства внимания. Во-вторых, повышается эгоцентризм молодого человека, появляется изоляция в реальной жизни от друзей и семьи. Регулярное выкладывание селфи, абсолютное центрирование на себе, непрерывное повествование в социальных сетях о своих мимолетных мыслях, местонахождении и др. В результате молодой человек убежден, что только друзья в Сети понимают его правильно. В-третьих, обезличенный обмен сообщениями лишает возможности полноценного понимания смысла любого сообщения, так как не позволяет воспринимать особенности эмоциональной межличностной коммуникации. В-четвертых, появившийся интернет-сленг снижает общий культурный уровень развития молодого человека, его словарный запас, грамотность и т.п. [3, 5, 7].
Рассматривая условия, когда начинает формироваться интернет-зависимость, специалисты выделяют в числе первого, а порой и единственного показателя этой специфической формы нехимической зависимости время пребывания в Сети. Как показала практика, многие люди систематически проводят большое количество времени в сети Интернет. При этом у них не формируется интернет-зависимость. Это производственная необходимость условий работы или учебы. Поэтому критерий количества времени не может являться единственным критерием наличия зависимости, отдельно от других облигатных показателей нехимических зависимостей. Сущность зависимости (аддикции) заключается в том, что у личности появляется новая сверхценность – потребность в виртуальном пространстве, позволяющем достичь комфортное состояние за счет реализации фантазий и избегания реальных жизненных проблем [2].
Насколько современная молодежь XXI в. зависима от Интернета? Мы провели анкетирование, позволяющее оценить использование студентами смартфона в их повседневной жизни, а также тестирование пристрастия к Интернету.
При исследовании использования студентами смартфона в их повседневной жизни выявлено, что 78% респондентов пользуются смартфоном в любом месте и в любое время. При этом место нахождения студента в этот момент времени не имеет значения. Они могут быть в общественном транспорте, у светофора, в кафе, в очереди в супермаркете или в любом другом месте.
83% студентов отметили, что пользуются мобильным телефоном на учебных занятиях, во время дружеских и деловых встреч (95%), находясь в театре или на концерте (56%), на спортивных мероприятиях (71%). 87% – редко удаляются от смартфона, а также кладут его у кровати, когда ложатся спать. 81% респондентов испытывают постоянное желание что-либо смотреть или слушать, используя смартфон.
В результате проведенного анкетирования выявлено, что абсолютно все респонденты более трех часов ежедневно пребывают в Интернете, что негативно сказывается на состоянии здоровья и на самореализации личности молодого человека. Испытывают боли в спине, глазах, плечевых суставах, шее 28% респондентов (более одного раза в неделю). Участились головные боли у 53% опрошенных. У всех произошли изменения режима дня и нарушился сон. Отмечаются трудное засыпание, бессонница.
Тревожным является тот факт, что более 85% опрошенных систематически пренебрегают сном ради того, чтобы подольше посидеть в Сети; 76% пренебрегают домашними делами. Более 50% предпочитают пребывание в Сети живому общению с партнером. При этом легкие знакомства с пользователями Интернета выбирают 62% студентов.
Около 70% опрошенных считают, что у них произошло снижение успеваемости из-за того, что они долго находятся в Сети.
Удельный вес распределения уровней интернет-зависимости у студентов, определенный с использованием методики «Тест наличия интернет-зависимости» К. Янг, представлен на рисунке.
Удельный вес распределения уровней интернет-зависимости у студентов, определенный с использованием методики «Тест наличия интернет-зависимости» К. Янг
Как следует из полученных данных, первый уровень имеют 19% студентов, второй – 54%, третий уровень – наличие интернет-зависимости – имеют 27% респондентов.
При беседе со студентами выявлены наиболее привлекательные для них стороны сети Интернет: в первую очередь – сетевые ресурсы предоставляют весьма доступную и удобную возможность поиска необходимой информации. Также наиболее значима для студентов возможность интернет-общения. Этот формат позволяет вести диалог, не выходя из комнаты. Имеется возможность анонимного общения, при этом ни перед кем не несется ответственность, в виртуальной среде они намного смелее и активнее. Данный формат общения позволяет скрывать свои недостатки, так как никто не сможет увидеть их. Как и предполагалось, все это повышает риск развития интернет-зависимости.
Заключение. Таким образом, опираясь на результаты проведенных исследований, мы представили обобщенную характеристику критериев интернет-зависимости, негативных последствий включенности в интернет-пространство и социальные сети студентов, методик для выявления данной зависимости. Выявленные возможности негативного влияния Интернета на молодого человека позволили определить способы предупредительных мер и решения уже возникшей зависимости от Интернета. В первую очередь с целью снижения влечения к Интернету необходимо изменить взаимоотношения в семье и с друзьями; активизировать их включенность в интересную, полезную и значимую для них реальную деятельность. Именно это является важным шагом для профилактики развития интернет-зависимости и вовлечения молодежи в реальную жизнь.
В заключение отметим, что эффективной профилактикой интернет-зависимости молодых людей выступает следующая совокупность выявленных условий:
– молодежи будет предоставлена объективная информация о проблеме компьютерной зависимости;
– поток информации, ее источники будут структурироваться с учетом индивидуальных образовательно-развивающих траекторий;
– коррекция компьютерной зависимости молодежи будет осуществляться через развитие самопознания, самовоспитания, повышение уровня их личностной ответственности;
– студенты будут поставлены в позицию активного участника реальной привлекательной для них деятельности.
На основании полученных данных планируется подготовить методические рекомендации, способствующие уменьшению риска развития интернет-зависимости студентов или снижению темпов ее формирования.