Информатизация современного образования – это ресурсоемкий комплексный процесс, в котором задействованы все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители, административно-управленческий персонал образовательной организации.
Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в образовательной организации направлено на формирование единого информационного пространства, на непосредственно образовательный процесс, на внедрение и развитие проектной деятельности, на проведение научно-исследовательских работ как внутри отдельной организации, так и между образовательными организациями, органами управления образованием.
Информатизация образования предоставляет педагогам возможность внедрять в образовательный процесс новые методические инструменты, повышающие интерес школьников к обучению, а также формировать информационную культуру обучающихся.
Информационно-компьютерные технологии эффективно реализуются на любом этапе образовательного процесса: при изучении нового учебного материала на занятии, при самостоятельном повторении и закреплении полученных новых знаний, умений и навыков, при реализации текущего и промежуточного контроля, а также при самоконтроле.
Фундаментальные исследования в этом направлении и концептуальные решения многих вопросов информатизации проводились и проводятся обширной российской научной школой педагогической информатики, одним из лидеров которой является профессор И.В. Роберт [1].
Практическое внедрение процесса информатизации началось в 2001 г. с принятием Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», на смену которой в 2005 г. пришел проект «Информатизация системы образования», продолжавшийся по 2008 г. В ходе реализации этих крупных проектов был накоплен огромный практический опыт, потребовавший систематизации, исследования и осмысления. Примером научной обработки такого опыта в Дальневосточном регионе служат исследования профессора А.Е. Поличка, проведенные в период с 2018 по 2019 гг. [2-4].
Процесс информатизации образования в последнее десятилетие получил новые импульсы, связанные с развитием технологий передачи данных, удешевлением компьютерных и мобильных устройств, формированием многочисленного и качественного образовательного контента. Естественно, что высокие темпы развития информатизации образования напрямую связаны с политикой Правительства Российской Федерации в этом направлении.
Изменения в области информатизации за последний период отражены в многочисленных исследованиях российских специалистов, среди которых Г.М. Киселев [5, 6], Н.Э. Лазарева [7], Р.Р. Насибуллов [8], О.И. Пащенко [9], В.А. Красильникова [10], В.С. Горюнов, [11], Л.И. Горбунова [12] и др.
Целями данной статьи являются описание и систематизация аспектов использования различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в системе образования за предыдущий десятилетний период.
Материалы и методы исследования. Методологические аспекты развития и постоянного преобразования системы образования с учетом применения новых информационно-компьютерных технологий нашли свое отражение в работах А.А. Кузнецова [13], Х.Э. Тангирова [14], И.Г. Захаровой [15], Т.А. Черных [16], М.А. Горюнова [17] и др. Авторы рассматривают использование информационно-компьютерных технологий как инструмент совершенствования политики в сфере информатизации обучения.
Н.Н. Двуличанской [18], И.Н. Семеновой [19], А.В. Слепухиным [20] и иными разработаны и внедрены методические программы проведения занятий с использованием информационно-компьютерных технологий по предметам образовательных программ, реализуемых на различных уровнях образования, а также методики дистанционного обучения, мультимедийные приложения, телекоммуникационные системы.
Теоретико-методологическая база исследования основывается на научных трудах, посвященных проблемам образования с использованием средств современных информационно-компьютерных технологий. Среди авторов, исследующих данное направление, можно выделить Э.А. Тарамову [21], Ю.А. Виницкого [22], В.В. Латюшина [23] и др.
В качестве теоретических методов исследования проблемы применения информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе были использованы анализ педагогической литературы, а также методы систематизации и обобщения педагогического опыта.
Результаты исследования и их обсуждение. Информационно-компьютерные технологии на современном этапе развития общества рассматриваются как один из важнейших путей преобразования системы образования. Развитие информационно-компьютерных технологий создает также прочную основу для реализации как научных, так и образовательных программ на качественно новом уровне.
Так, Р.Р. Насибуллов указывает на то, что «…информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены. Организационный способ достижения этой цели – индивидуальное обучение. В социальном плане это может обеспечить учащимся равные возможности в получении образования» [8].
Е.А. Вылегжанина [24] приводит следующую классификацию средств информационно-компьютерных технологий применительно к системе образования (рисунок), а также описывает их роль в образовательном процессе.
Классификация средств информационно-компьютерных технологий применительно к системе образования, а также их роль в образовательном процессе
По мнению Х.Э. Тангирова [14], одним из основных аспектов развития современного информационного общества является информатизация системы образования, которая может быть рассмотрена как процесс совершенствования учебного процесса посредством внедрения и практического использования средств информационно-компьютерных технологий. Информатизация выступает как основной механизм реализации новой образовательной парадигмы, как новое качество системы образования, системной связи науки и образования.
В исследовании Ю.С. Зверевой [25] указывается, что процесс информатизации системы образования включает не только внедрение в школах, университетах и других образовательных организациях новейших и актуальных информационно-компьютерных технологий, но и совершенствование организации образовательного процесса путем изменения методов, методик и форм преподнесения информации с целью пробуждения у обучающихся интереса к получению новых знаний, умений и навыков, а также развития и поддержания у них творческой активности.
Таким образом, в современных условиях развития системы образования каждый педагог должен не только являться пользователем информационно-компьютерных технологий – необходимо постоянно повышать компетентность в области информационно-компьютерных технологий, которая служит одной из основ педагогического профессионализма и педагогического мастерства.
Остановимся подробнее на аспектах использования различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, которые можно классифицировать следующим образом.
1. Мотивационный аспект – применение в процессе обучения информационно-компьютерных технологий содействует повышению интереса и формированию положительной мотивации обучаемых посредством того, что максимально учитываются персональные образовательные способности каждого ученика. У них появляется возможность выбора содержания, формы, уровня проведения учебного занятия. Информационно-компьютерные технологии также мотивируют обучающегося к раскрытию собственного творческого потенциала.
По сравнению с начальным историческим этапом применения ИКТ в обучении происходит изменение природы мотивации: раньше это был интерес к компьютеру как к новому, неизвестному инструменту, теперь интерес основан на содержании контента и сложных технологиях его использования.
2. Содержательный аспект – современные возможности информационно-компьютерных технологий могут использоваться при раскрытии содержания учебных предметов, объединяют в единое целое теоретическую, практическую и самостоятельную работу. Современные информационно-компьютерные технологии широко применяются в целях создания содержательных индивидуальных учебных занятий для обучающихся с особенностями в развитии. При помощи средств ИКТ активно используется методика интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы обучающихся.
Таким образом, можно отметить эволюцию образовательного контента, его специализацию и индивидуализацию.
3. Учебно-методический аспект – разнообразные электронные и информационные ресурсы могут быть внедрены в качестве учебно-методического сопровождения в процесс обучения. Преподаватель может реализовывать различные образовательные средства информационно-компьютерных технологий при подготовке к аудиторным (лекционным, практическим, лабораторным и иным) занятиям, для качественного закрепления полученных знаний, умений и навыков обучающимися, в процессе промежуточного контроля качества полученных знаний, при организации самостоятельной работы обучаемых как по учебным дисциплинам, так и по дополнительному образованию.
Вывод: происходит совершенствование и усложнение ИКТ-средств оценки и мониторинга знаний учащихся, образовательные ресурсы специализируются под конкретные основные группы педагогов и содержание занятий.
4. Организационный аспект – информационно-компьютерные технологии могут использоваться образовательной организацией в самых различных аспектах для проведения образовательного процесса: при реализации процесса обучения каждого обучаемого по индивидуальной учебной программе, а также на основе индивидуального учебного плана, осуществляемого в конкретной образовательной организации, в том числе и для групповых форм обучения.
Таким образом, можно отметить, что информационно-компьютерные технологии адаптируются согласно потребностям в них образовательной организации в конкретной учебной ситуации.
5. Контрольно-оценочный аспект – еще одним важным средством реализации контроля и оценивания результатов обучения с применением информационно-компьютерных технологий являются тестовые задания, которые могут быть проведены с обучающимися как в режиме on-line с автоматической оценкой результата, так и в режиме off-line, где оценку результата осуществляет непосредственно педагог. Кроме этого, ИКТ-технологии стали главным технологическим инструментом в независимой оценке качества образования.
Подводя итог проведенному в статье рассмотрению аспектов использования различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в период с 2010 г., можно отметить, что применение информационно-компьютерных технологий оказывает существенное влияние на специфику и методики реализации обучающего материала, методы взаимодействия между обучаемым и педагогом, на оперативность в подготовке к учебному занятию, на возможность проведения научно-исследовательских работ. Также следует отметить, что информационно-компьютерные технологии не заменяют полностью традиционные технологии в образовании, но позволяют существенно увеличить их эффективность. На текущем этапе наблюдается процесс качественной перестройки методов и подходов использования ИКТ в образовании, обусловленный, во-первых, расширением доступности их применения в образовании и, во-вторых, осознанием разработчиками этих технологий психолого-педагогических и дидактических особенностей при их использовании в конкретной педагогической ситуации.
Заключение. Обзор педагогического опыта применения ИКТ в образовании за последние десять лет показывает, что основополагающими тенденциями, определяющими роль информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, в текущий момент являются: существенное повышение информационной компетентности всех участников образовательного процесса; актуализация содержания образования, его практико-ориентированность; повышение мотивации обучающихся к получению новых знаний, умений и навыков.