Современные реалии характеризуются активными социально-экономическими изменениями. В этой связи происходят переоценка ценностей культуры, снижение духовности общества, что накладывает отпечаток на воспитание молодого поколения. Исходя из этого формирование личности молодежи является приоритетной задачей для общества и государства.
Как отмечает Л. И. Лубышева, в рамках системы образования реализуются ценности как общей культуры, так и физической культуры, которая играет приоритетную роль в формировании личности [1, с. 10].
Неслучайно Министерство образования Российской Федерации, Минспорт РФ и Российская академия образования в совместном приказе подчеркивают, что формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации является приоритетным направлением совершенствования процесса физкультурного воспитания на основе современных средств физической культуры и спорта [2, 3, 4].
В связи с этим документом, определившим направление развития физической культуры в стране на ближайшие годы, стал Указ Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне”», подписанный 24 марта 2014 г. [5].
Учитывая сказанное, при внедрении комплекса «Готов к труду и обороне» важно уделять особое внимание формированию физической культуры личности в процессе подготовки к выполнению нормативов, осуществлять которое целесообразно через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и физкультурно-спортивную деятельность. При этом выполнение требований ВФСК ГТО должно позиционироваться как почетное гражданское достижение [6, с. 116].
Накопленные к настоящему времени научный фонд и опыт практической деятельности позволяют наметить дальнейшие пути поиска в данном направлении и создают определенные предпосылки для разработки идей, положений и технологий формирования физической культуры личности обучающейся молодежи.
Тем не менее в условиях современной общеобразовательной школы по-прежнему доминирует установка на развитие физических качеств, умений и навыков обучающихся. В рамках урочной деятельности нет объективной возможности обеспечить личностно-ориентированный подход, способствующий полноценному развитию детей (подростков) и, как следствие, формированию их личности.
Констатируя вышеизложенное, реализацию ценностного потенциала физической культуры следует осуществлять в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная физкультурно-спортивная деятельность организуется с целью расширить и углубить полученные знания, удовлетворить потребность обучающихся в содержательном досуге, способствовать их участию в общественно полезной деятельности и самоуправлении. При этом ВФСК «Готов к труду и обороне» служит основным средством проверки физических способностей обучающихся, конечной целью выполнения которого является получение знака отличия, а процесс подготовки к сдаче норм (тестов) направлен на формирование физической культуры личности школьников.
Цель исследования заключалась в проверке эффективности разработанной модели физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности обучающегося среднего звена школы на примере III возрастной ступени ВФСК ГТО.
Исходя из цели исследования выделены следующие основные задачи в формирующем педагогическом эксперименте.
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования направленного использования современных средств физической культуры и спорта, а именно ВФСК «Готов к труду и обороне», в формировании физической культуры личности обучающегося в процессе физкультурного воспитания.
2. Выявить динамику изменений показателей ценностных ориентаций обучающихся в сфере физической культуры на этапе формирующего эксперимента.
3. Определить эффективность разработанной модели физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности обучающегося среднего звена школы.
Материал и методы исследования. Анализ состояния проблемы формирования физической культуры личности обучающегося среднего звена школы в теории и на практике физкультурного воспитания показал, что работа образовательных организаций на сегодняшний день не в полной мере обеспечивает данный процесс в отношении личности школьников, что и обусловило тему данной работы.
Экспериментальной базой исследования на различных этапах служили: МАОУ «СОШ № 13»; МБОУ «СОШ № 115»; МБОУ «СОШ № 45» г. Челябинска.
Так, например, на этапе констатирующего этапа эксперимента был проведен анкетный опрос 147 подростков 5–6-х классов школы и их родителей в количестве 98 человек. Данные опроса показали целесообразность разработки модели физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности обучающихся. После этого были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 26 человек в каждой.
Контрольная группа занималась по стандартной программе физкультурного воспитания, разработанной В. И. Ляхом, в рамках урочной деятельности 3 раза в неделю [7].
Представленная модель физкультурного воспитания обучающихся среднего звена школы экспериментальной группы (рис. 1) предусматривает дополнительные занятия в рамках внеурочной деятельности 2 раза в неделю при соблюдении следующих педагогических условий:
– обучающийся среднего звена школы выступает в качестве субъекта учебной деятельности во внеурочной физкультурно-спортивной деятельности;
– структура и содержание компонентов в формировании физической культуры личности подростка включают принципы здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, субъект-субъектных отношений и познавательной направленности;
– программно-содержательное обеспечение физкультурного воспитания обучающегося среднего звена школы составляет основу модели его развития и формирования содержательных структурных характеристик физической культуры личности подростка в процессе подготовки к сдаче норм (тестов) ВФСК ГТО.
Рис. 1. Модель физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности обучающегося среднего звена школы
Говоря о реализации модели физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности обучающегося, можно утверждать, что оно обусловлено программно-содержательным обеспечением на основе III возрастной ступени ВФСК ГТО в рамках внеурочной деятельности.
Содержание занятий составляет основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общей подготовки в сфере физической культуры и предполагает формирование физической культуры личности обучающегося по выделяемым основным структурным компонентам (физическому, когнитивному, физкультурно-деятельностному).
Следует заметить, что программно-содержательное обеспечение процесса физкультурного воспитания экспериментальной группы ориентировано на решение следующих задач:
– повышение мотивации школьника в личностном и физическом самосовершенствовании через создание положительного психоэмоционального фона на занятиях;
– изучение обучающимися теоретических сведений в сфере физической культуры и спорта;
– обеспечение становления физического, когнитивного и физкультурно-деятельностного компонентов физической культуры личности подростка.
Решение этих задач в интегрированном виде обеспечивает эффективное формирование основных структурных компонентов физической культуры личности обучающегося среднего звена школы.
Материал программно-содержательного обеспечения процесса физкультурного воспитания школьников приводится в пяти разделах: «Основы знаний», «Общая физическая подготовка», «Спортивно-соревновательная подготовка», «Контрольное тестирование», «Выполнение испытаний (тестов) ВФСК ГТО».
Результаты исследования и их обсуждение. Сформированность ценностных ориентаций обучающихся, по мнению Н.Е. Новиковой, выражается в личностном состоянии, отражающем совокупность устремлений и потребностей, выступающих в качестве личных ценностей и целей жизнедеятельности [8].
Данный показатель является одним из важнейших для обучающихся 5–6-х классов школы, определяющим мотивацию школьников, включенность в процесс физкультурного воспитания, направленного на самосовершенствование и удовлетворение их потребностей.
Итак, в формирующем педагогическом эксперименте для диагностики ценностных ориентаций школьников в сфере физической культуры (рис. 2) использовалась модифицированная методика М. Рокича (В.Б. Шапарь), отражающая социальные устремления школьников, которые можно рассматривать как цель деятельности [9, с. 231–233].
Рис. 2. Динамика показателей состояния ценностных ориентаций обучающихся в сфере физической культуры (%)
В целом экспериментальная группа к началу эксперимента характеризуется средним уровнем, о чем говорят следующие показатели:
– 36% – средний уровень;
– 47% – высокий уровень;
– 17% – низкий уровень.
Контрольная группа к началу эксперимента также характеризуется средним уровнем:
– 40% – высокий уровень;
– 44% – средний уровень;
– 16% – низкий уровень.
По окончании эксперимента в экспериментальной группе были зафиксированы следующие показатели:
– 72% подростков – высокий уровень;
– 19% школьников – средний уровень;
– 9% обучающихся – низкий уровень.
Контрольная группа по окончании эксперимента показала следующее:
– 34% подростков – высокий уровень;
– 54% обучающихся – средний уровень;
– 12% школьников – низкий уровень.
Таким образом, по окончании эксперимента можно сказать, что экспериментальная группа характеризуется в целом высоким уровнем. У контрольной группы отмечается преимущественно средний уровень.
Главными факторами позитивного сдвига экспериментальной группы исходя из полученных данных можно считать:
1) значительное увеличение объема теоретической подготовки в процессе физкультурного воспитания обучающихся, построенном на совокупности знаний о пользе физических упражнений на организм человека, соблюдении режима дня и гигиенических правилах, роли физкультурно-спортивной деятельности в здоровом стиле жизни, ценности физической культуры и спорта, а также значении ВФСК ГТО для общества и государства;
2) вариативное распределение используемых средств по основным формам реализации процесса физкультурного воспитания обучающихся с учетом развития основных психических процессов, к которым можно отнести: упражнения с элементами идеомоторной тренировки, упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания, упражнения ролевого (образного) характера для тренировки двигательной памяти и т.д.;
3) соблюдение этапности формирования знаний: от чувственного познания до восприятия основных знаний на практике.
Заключение
Проведенный анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что образовательным организациям необходимо совершенствование физкультурно-спортивной работы в формировании физической культуры личности обучающегося на основе ВФСК «Готов к труду и обороне».
В рамках формирующего этапа эксперимента выявлена динамика изменений показателей ценностных ориентаций обучающихся в сфере физической культуры.
Полученные данные говорят об эффективности разработанной модели физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности подростка и, как следствие, потребности школьника в овладении ценностями физической культуры.