Уровень и состояние физического развития детской популяции в известной степени являются достоверными показателями состояния здоровья общества, которое легко поддается объективному изучению и служит частью медицинской статистики, которая отражает физиологические процессы и позволяет прогнозировать развитие отдельных популяций. Одной из причин возникновения различных заболеваний во взрослой жизни является дисгармоничность физического развития в детском возрасте.
Наряду с показателями заболеваемости физическому развитию придают большое значение как объективному критерию санитарно-гигиенического благополучия населения за его простоту, доступность и информативность [1].
Информативными показателями состояния здоровья отдельных групп детей и подростков, а также отдельно взятого ребенка в различные периоды его роста и развития являются состояние и гармоничность физического развития [2]. Генетическая предрасположенность и состояние окружающей среды служат определяющими факторами состояния физического развития подрастающего поколения. Показатели физического развития, являясь достоверным критерием социально-экономического благополучия страны [3–5] и интегральным показателем состояния здоровья детей и подростков [2], отражая влияние эндо- и экзогенных факторов [6, 7], позволяют прогнозировать активное долголетие, устойчивость детской популяции к воздействию негативных явлений, происходящих в обществе и в окружающей среде, в условиях антропогенной нагрузки [8]. Кроме того, известно, что физическое развитие детского населения подвержено колебаниям, обусловленным не только географическими, климато-экологическими факторами, но и позитивными и негативными явлениями, происходящими в обществе [9].
Разнообразие климатогеографических условий проживания этнических и территориальных групп населения страны, особенности хозяйственно-бытовой деятельности, условий обучения, питания и медицинского обслуживания обусловливают необходимость регионального подхода к изучению, систематическому наблюдению и оценке показателей физического развития детского населения [10–12], что является предпосылкой для установления влияния социально-экономических условий и образа жизни на показатели здоровья, в том числе на гармоничность физического развития.
Цель исследования: изучить и оценить физическое развитие детей и подростков школьного возраста (7–17 лет), проживающих в северных регионах Кыргызской Республики.
Материал и методы исследования. Проведено сплошное исследование среди учащихся общеобразовательных школ северных регионов Кыргызской Республики. В исследование включены школьники с 1-го по 11-й классы, обучающиеся в общеобразовательных школах, которые с рождения проживают в этих регионах Республики. В исследовании участвовали дети, имеющие I и II группы здоровья, без заболеваний эндокринной, костно-мышечной системы, и школьники, имеющие очень высокие и низкие антропометрические данные, резко отличающиеся от общей совокупности показателей. Оценку гармоничности физического развития детей проводили с использованием региональных стандартов физического развития детей и подростков.
Возрастно-половая структура обследованных школьников представлена в таблице 1.
Городские и сельские учащиеся были распределены по возрасту на 11 групп. Оценивались основные антропометрические показатели 9952 школьников (7–17 лет), из них 51,7% (5145) составили мальчики и 48,3% (4807) – девочки. Городские школьники составили 39,4%, а сельские – 60,6% от общего количества школьников.
Таблица 1
Возрастно-половая структура обследованных школьников
Показатель Возраст, годы |
Город, n=3926 (39,4%) |
Село, n=6026 (60,6%) |
||
Мальчики, n=2024 (51,6%) |
Девочки, n=1902 (48,4%) |
Мальчики, n=3121 (51,8%) |
Девочки, n=2905 (48,2%) |
|
7 |
180 |
200 |
234 |
241 |
8 |
319 |
239 |
431 |
320 |
9 |
288 |
242 |
355 |
347 |
10 |
154 |
139 |
322 |
295 |
11 |
128 |
112 |
335 |
295 |
12 |
184 |
122 |
308 |
299 |
13 |
205 |
172 |
293 |
289 |
14 |
184 |
260 |
257 |
241 |
15 |
140 |
162 |
285 |
247 |
16 |
125 |
110 |
171 |
165 |
17 |
117 |
144 |
130 |
166 |
Дизайн исследования – одномоментное эпидемиологическое исследование. В работе использованы антропометрические, инструментальные и статистические методы исследования. Для измерения росто-весовых показателей применялись напольные весы и ростомеры.
При статистической обработке полученных антропометрических показателей использован пакет прикладных программ Excel 2000 (Microsoft Co, 2000; США) и программа ANALYSIS (Epi info 6, США). На первом этапе анализа количественных признаков производили проверку сформированных выборок, затем вычисляли средние величины (М), рассчитывали стандартные отклонения и ошибки соответствующих показателей. Оценка достоверности различий между средними и относительными величинами с применением критерия Стьюдента являлась финальным этапом исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Показатели роста
Средняя величина роста 7-летних городских мальчиков составила 120,83±0,61 см, а сельских – 119,06±0,41 см, 17-летних городских юношей – 171,50±0,78 см, сельских – 169,90±0,70 см; таким образом, рост городских мальчиков за 10 лет увеличился на 50,67 см с средним годовым приростом 5,6 см, а сельских мальчиков – на 50,84 см годовым приростом 5,08 см. Средний рост девочек этих же возрастных групп находился на уровне 120,38±0,58 см, 118,69±0,43 см и 163,75±0,34 см, 162,39±0,52 см соответственно, с увеличением роста городских девочек на 44,18 см, сельских – на 42,83 см, со среднегодовым приростом 4,4 и 4,3 см (рис. 1, 2).
Рис. 1. Статистические параметры роста мальчиков северных регионов Кыргызстана (n=5145; 95% ДИ), в см
Примечание: * – р <0,05; *** – р <0,001 различия достоверны при сравнении ростовых показателей мальчиков
Рис. 2. Статистические параметры роста девочек северных регионов Кыргызстана (n=5145; 95% ДИ), в см
Примечание: * – р <0,05; ** – р< 0,01 различия достоверны при сравнении ростовых показателей девочек
Наибольшие величины ростовых колебаний среди мальчиков наблюдаются в возрасте 8, 11 и 14 лет – р<0,001, а в 7, 16 лет – р<0,05.
За исключением возрастных групп городских и сельских школьниц 8, 17 лет (р<0,001) и 9, 14 лет (р<0,05), наблюдается незначительная и статистически недостоверная (p>0,05) разность ростовых показателей.
В изменении роста школьников 7, 8 лет среди мальчиков и девочек отмечается положительная динамика, в отличие от роста школьников южных и высокогорных регионов она имеет сравнительно высокие показатели (от 4,05 до 4,97 см) [9, 13].
Ежегодный прирост роста городских мальчиков колебался от 2,76 см (17 лет) до 10,05 см (14 лет), сельских мальчиков – от 2,67 см (16 лет) до 6,37 см (15 лет). Наибольший прирост роста городских школьников приходится на 14 лет с темпом прироста 6,66%, у сельских – на 15 лет – 4,05%, величина наименьшего прироста составила 1,64% и 1,63% соответственно. Увеличение роста мальчиков всех возрастных групп происходило неравномерно (табл. 1). Такие же данные получены при изучении ростовых показателей мальчиков южных и высокогорных регионов Республики [9, 13].
Средний прирост роста девочек был ниже прироста мальчиков на 21,4% и 15,35% соответственно, с показателями 5,08 и 4,3 см. Так же, как и среди школьников, в увеличении роста школьниц наблюдалась неравномерность. Наибольший темп прироста среди городских девочек отмечался в 12 лет, в отличие от городских мальчиков, а среди сельских девочек – в 14 лет.
Замедление ростовых процессов девочек имеет место в 15-летнем возрасте, а мальчиков – на год позже, в 16-летнем возрасте.
Городские девочки становятся выше своих сверстников к 11 годам жизни, но к 14 годам мальчики обгоняли своих сверстниц, таким образом, в 11 лет происходит первый перекрест роста школьников, а к 14 годам – второй. В отличие от городских школьников, среди сельских школьников первый перекрест наблюдается в 12 лет, а второй – уже к 13 годам.
Показатели массы тела
Социально-экономические условия жизни и адаптационные механизмы детского организма к условиям окружающей среды влияют на величину массы тела, делая его лабильным показателем.
Масса тела 7-летних городских мальчиков в среднем составила 23,56±0,33 кг, а сельских – 21,01±0,22 кг; 17-летних городских и сельских школьников – 59,48±0,79 и 59,38±0,73 кг соответственно. Средняя арифметическая взвешенная масса тела 7-летних городских девочек находилась в пределах 22,27±0,23 кг, а сельских – в пределах 21,41± 0,19 кг, 17-летних – 54,98±0,50 и 52,79 ± 0,48 кг соответственно (рис. 3, 4).
Рис. 3. Статистические параметры массы тела мальчиков северных регионов Кыргызстана (n=5145; 95% ДИ), в кг
Примечание: ** – р <0,01; *** – р < 0,001 различия достоверны при сравнении массы тела мальчиков
Рис. 4. Статистические параметры массы тела девочек северных регионов Кыргызстана (n=5145; 95% ДИ), в кг
Примечание: * – р <0,05; ** – р <0,01; ***– р <0,001 различия достоверны при сравнении массы тела девочек
Статистические различия по массе тела среди школьников высокодостоверны в возрастных группах 7, 8 и 14 лет (р<0,001), а в возрасте 9 лет р<0,01. Среди девочек высокая достоверность различий массы тела отмечалась в возрасте 8, 17 лет (р<0,001), 7, 13, 14 и 16 лет (р<0,01) и в 9, 15 лет (р<0,05). Масса тела городских мальчиков до 10 лет превосходила массу тела девочек, но с 11 до 13 лет масса тела девочек увеличилась в сравнении с массой тела мальчиков в 11 лет на 0,5 кг, в 12 лет – на 1,9 кг, а в 13 лет – уже на 3 кг. Постепенное превалирование массы тела учеников над массой тела учениц начинается с 14-летнего возраста.
Сельские школьники 11–13 лет имели примерно одинаковые значения массы тела, различия составляли 0,03–0,19 кг соответственно. В 14-летнем возрасте наблюдается статистически недостоверное различие массы тела школьников, девочки превосходят мальчиков по массе тела, а с 15-летнего возраста, наоборот, мальчики опережают девочек, что создает обратную динамику.
Темпы увеличения массы тела, так же как и роста, у школьников неравномерны. При изучении массы тела детей и подростков южных, высокогорных регионов и курсантов-подростков военного лицея Республики [9, 13, 14] были получены такие же показатели, но при изучении массы тела школьников г. Уфы авторами получены противоположные данные, то есть более стабильная динамика [15]. В 16-летнем возрасте среди городских школьников отмечается наименьший прирост массы тела с темпом прироста 1,55% (0,86 кг), а среди школьниц в 17-летнем возрасте – с темпом прироста 1,08%. Максимальный прирост среди мальчиков наблюдается в 13 лет (5,93 кг), среди девочек – в 14 лет (9,42 кг). Годовой прирост массы тела сельских школьников колебался от 2,11 кг в 8 лет до 6,82 кг в 15 лет с темпами прироста 9,52% и 14,62% соответственно, что несколько отличается от прироста массы тела городских сверстников. А среди сельских школьниц прирост составил 0,98 кг в 16-летнем возрасте и 4,82 кг в 14 лет. Годовой прирост массы тела городских и сельских мальчиков в возрасте 7–17 лет в среднем составил за год 3,59 кг и 3,74 кг соответственно, городских девочек – 3,27 кг, сельских – 3,14 кг.
Окружность грудной клетки
Размеры окружности грудной клетки являются показателем гармоничности физического развития и могут характеризовать функциональное состояние органов грудной клетки.
Величина окружности грудной клетки в паузе у школьников обоих полов с возрастом увеличивалась неравномерно, так же как показатели роста и массы тела. Вне зависимости от места проживания окружность грудной клетки мальчиков 7–10 лет и 16–17 лет была больше, чем у девочек соответствующих возрастов (рис. 5, 6). При сравнении окружности грудной клетки городских и сельских школьников высокодостоверное различие наблюдалось в возрасте 8, 12, 13, 15 и 17 лет (р<0,001), 11 лет (р<0,05); среди девочек — в возрасте 7, 8, 11, 12, 13 лет (р<0,001) и 15 лет (р<0,01).
Различия, выявленные в других возрастных группах, были статистически недостоверны. Наименьший годовой прирост окружности грудной клетки городских мальчиков и девочек отмечается в 9 лет с темпом прироста 0,47% и 0,71% соответственно. Годовой прирост сельских школьников колеблется от 1,2 см в 17 лет до 4,31 см в 14 лет с темпами прироста 1,51% и 6,17%; среди сельских школьниц прирост составил 0,47 см у 16-летних и 4,34 см – у 9-летних. Ежегодный прирост окружности грудной клетки в паузе среди городских школьников (7–17 лет) в среднем составил 2,53 см, у школьниц — 2,26 см, а среди сельских школьников этот показатель находился на уровне 2,45 см и 2,46 см соответственно.
Рис. 5. Статистические параметры окружности грудной клетки мальчиков северных регионов Кыргызстана (n=5145; 95% ДИ), в см
Примечание: * – р <0,05; *** – р <0,001 различия достоверны при сравнении окружности грудной клетки мальчиков
Рис. 6. Статистические параметры окружности грудной клетки девочек северных регионов Кыргызстана (n=5145; 95% ДИ), в см
Примечание: ** – р <0,01; *** – р <0,001 различия достоверны при сравнении окружности грудной клетки девочек
Результаты исследования показали, что гармоничное физическое развитие имели 68,1% обследованных девочек и 67,6% мальчиков. Количество школьников, имеющих избыточную массу тела, находились примерно на одинаковом уровне. Дефицит массы тела выявлен среди 13,5% девочек и 12,9% мальчиков (табл. 2).
Таблица 2
Распределение школьников по уровню физического развития
Возраст |
пол |
Дефицит массы тела II стадии, % |
Дефицит массы тела I стадии, % |
Нормальная масса, % |
Избыток массы тела I стадии, % |
Избыток массы тела II стадии, % |
7 |
Д М |
2,2 1,8 |
16,2 16,2 |
71,0 66,8 |
5,8 9,9 |
4,8 5,3 |
8 |
Д М |
0,4 0,4 |
9,8 10,2 |
78,1 74,5 |
6,2 10,6 |
5,5 4,2 |
9 |
Д М |
1,6 1,1 |
9,7 14,0 |
74,4 68,3 |
9,8 11,3 |
4,3 5,3 |
10 |
Д М |
1,4 0,2 |
13,5 11,2 |
70,0 74,9 |
10,8 9,0 |
4,0 4,7 |
11 |
Д М |
0,7 1,7 |
12,2 11,7 |
70,4 68,8 |
10,2 13,3 |
6,4 4,3 |
12 |
Д М |
0,9 0,6 |
14,0 11,5 |
69,1 73,1 |
10,1 10,8 |
5,8 3,9 |
13 |
Д М |
2,0 0,4 |
7,9 10,6 |
66,3 69,1 |
13,0 14,8 |
10,8 50,1 |
14 |
Д М |
0,4 2,5 |
10,1 16,2 |
64,5 60,3 |
13,1 8,1 |
11,9 11,1 |
15 |
Д М |
1,0 1,9 |
11,5 12,3 |
61,5 54,2 |
14,7 12,8 |
11,2 18,6 |
16 |
Д М |
2,2 0,4 |
14,2 7,9 |
64,6 69,7 |
10,6 14,6 |
8,4 7,5 |
17 |
Д М |
2,9 1,5 |
14,3 8,2 |
59,1 63,7 |
16,4 15,7 |
7,3 10,8 |
В среднем |
Д М |
1,4 1,1 |
12,1 11,8 |
68,1 67,6 |
11,0 11,9 |
11,8 11,4 |
Заключение
Увеличение росто-весовых показателей детей и подростков всех возрастных групп происходило неравномерно. Среди школьников в возрасте 8, 11 и 14 лет (р<0,001) и школьниц в 8, 17 лет (р <0,001) выявлена наибольшая величина разности ростовых колебаний, при этом средний прирост роста девочек был ниже прироста мальчиков на 21,4% и 15,35% соответственно с показателями 5,08 см и 4,3 см.
Статистически достоверные различия массы тела среди мальчиков отмечались в 7, 8 и 14 лет, а среди девочек – в возрасте 8 и 17 лет. Масса тела мальчиков до 10–11 лет превосходила массу тела девочек, но с 11 до 13 лет масса тела девочек увеличилась в сравнении с массой тела мальчиков, а с 14–15-летнего возраста масса тела мальчиков начинает постепенно превалировать над массой тела девочек.
Так же, как и росто-весовые показатели, величина окружности грудной клетки у школьников обоих полов с возрастом нарастает неравномерно. Вне зависимости от места проживания окружность грудной клетки мальчиков 7–10 лет и 16–17 лет была больше, чем у девочек соответствующих возрастов.
Гармоничное физическое развитие выявлено среди 68,1% девочек и 67,6% мальчиков.
Полученные результаты исследования являются репрезентативными для разработки региональных стандартов физического развития, по которым можно характеризовать состояние здоровья детей и подростков. Территориальная дифференциация стандартов физического развития связана с климато-географическими и социально-экономическими условиями проживания подрастающего поколения.