Ближайшим кругом общения для ребенка с первых моментов его жизни является семья. В семье происходят становление психики ребенка и формирование его отношений с внешним миром. Семья характеризуется многоплановыми, сложными взаимоотношениями между ее членами – супругами, родителями и детьми, бабушками и дедушками между собой и с детьми, а также с другими родственниками. Тем не менее наибольшее влияние на детей, как правило, оказывают родители. Их воздействие на детей неоднозначно. Безусловно, что значение семьи является определяющим для личностного формирования ребенка и она совершенно необходима для его развития и становления. Тесное общение и взаимопонимание между родителями и детьми способствуют лучшей адаптации последних в различных жизненных ситуациях [1]. Анализ воздействия различных типов воспитания на личностный рост ребенка и формирование отношений между родителями и детьми показал, что наиболее благоприятными в отношении влияния на воспитательный процесс являются авторитетный и демократический стиль взаимоотношений. В то же время неправильный стиль воспитания и ухудшение внутрисемейных отношений, нередко имеющие место в современном обществе [2], оказывают отрицательное воздействие на развитие личности ребенка и в целом на его здоровье, способны привести к возникновению различных психопатий и нежелательных особенностей-отклонений характера ребенка, особенно в подростковом возрасте [3–5]. Отсутствие семьи у ребенка оказывает на его личность еще большее негативное влияние. По данным одного из исследований, у детей, лишившихся родителей, чаще развиваются нарушения поведения, психические расстройства, а также соматические заболевания при воспитании их в государственных учреждениях по сравнению с детьми, воспитывавшимися в приемных семьях [6].
Цель исследования: изучить характер семейных взаимоотношений между родителями и детьми.
Материалы и методы исследования
Проведено анонимное анкетирование 200 матерей – 100 матерей, воспитывающих детей 3–10 лет, и 100 матерей, воспитывающих детей 11–21 года, методом случайной выборки. Для анкетирования использовалось 2 вида опросников «Анализа семейных взаимоотношений» для родителей в зависимости от возраста их детей, разработанных Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицкисом [7]. Анкетирование проводилось на базах различных лечебно-профилактических учреждений, школ.
Статистическая обработка материалов осуществлялась в системе Excel. Достоверность различия относительных величин определялась по показателю точности (р) в зависимости от коэффициента достоверности (t).
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов анкетирования позволяет выявить различные особенности семейного воспитания [4, 7] (табл. 1).
Таблица 1
Особенности семейного воспитания
Особенности воспитания
|
Краткая характеристика |
Гиперпротекция |
Ребенок является центром внимания для родителей и главным делом их жизни |
Гипопротекция |
Родители уделяют ребенку очень мало времени и внимания |
Потворствование |
Родители стараются как можно полнее без всякого анализа удовлетворять все потребности ребенка или подростка. Желание ребенка (подростка) становится главным законом в семье |
Игнорирование потребностей ребенка |
Родители игнорируют многие потребности ребенка, оставляют их без внимания, не стремятся к удовлетворению |
Чрезмерность требований-обязанностей |
К ребенку предъявляются очень высокие требования, не соответствующие его возможностям |
Минимальные обязанности |
Родители определили ребенку незначительные обязанности, при этом жалуются на трудности по привлечению последнего к домашним делам |
Чрезмерность требований-запретов |
Родители предъявляют ребенку большое число требований, регламентируется его свобода, резко ограничивается самостоятельность |
Недостаточность требований-запретов к ребенку |
Ребенок самостоятельно принимает решения по всем вопросам его жизни: с кем дружить, как учиться, что кушать, когда гулять, чем заниматься в свободное время и т.д. |
Чрезмерные санкции |
Родители склонны применять строгие наказания за невыполнение ребенком любых их требований, избыточно реагировать даже на незначительные нарушения поведения |
Минимальные санкции |
Родители предпочитают не наказывать ребенка вовсе или применяют наказания очень редко. Считают, что поощрения намного результативнее любых наказаний |
Неустойчивость стиля воспитания |
Характерна частая резкая смена стиля воспитания, приемов воспитания – от очень строгого стиля к либеральному и наоборот. |
Для обеих групп (матерей, воспитывающих детей 3–10 лет и 11–21 года), по данным проведенного исследования, характерны схожие особенности-отклонения семейного воспитания: гиперпротекция (5% и 5%), потворствование (1% и 3%), игнорирование потребностей ребенка (2% и 2%), чрезмерность требований-обязанностей (3% в первой группе), минимальные обязанности (1% и 1% соответственно), чрезмерность требований-запретов (2% в первой группе), недостаточность требований-запретов к ребенку (5% и 2% соответственно), неустойчивость стиля воспитания (1% в младшей группе). При воспитании детей 11–21 года чаще выявлялись такие особенности-отклонения, как чрезмерные санкции (6% против 1%, p<0,05) и минимальные санкции (8% против 1%, p<0,05).
Гиперпротекция нередко возникает в семье, воспитывающей единственного ребенка, или в случае, если ребенок был долгожданным. Родители, надеющиеся в большей степени на поощрения, сомневающиеся в результативности любых наказаний, предпочитают минимальные санкции.
Более же всего в исследовании выявлялись комбинации различных особенностей воспитания – в 75% и 69% в первой и второй группах соответственно. Потворствующая гиперпротекция представляет собой сочетание гиперпротекции, чрезмерного удовлетворения потребностей ребенка при недостаточности требований-обязанностей, требований-запретов и минимальных санкциях. Доминирующая гиперпротекция складывается из гиперпротекции, избыточного или недостаточного удовлетворения потребностей ребенка, чрезмерных или недостаточных требований-обязанностей и санкций при чрезмерности требований-запретов. Повышенная моральная ответственность характеризуется комбинацией гиперпротекции, чрезмерности требований-обязанностей и требований-запретов с избыточными или минимальными санкциями и игнорированием потребностей ребенка. Эмоциональное отвержение наблюдается при гипопротекции, игнорировании потребностей ребенка, чрезмерных или минимальных санкциях и требованиях-запретах в сочетании с чрезмерностью требований-обязанностей. О жестоком обращении с детьми можно говорить при сочетании гипопротекции, игнорировании потребностей ребенка, чрезмерности санкций с чрезмерными или недостаточными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами. Гипопротекция (гипоопека) представляет собой комбинацию гипопротекции, игнорирования потребностей ребенка, чрезмерных требований-обязанностей и требований-запретов с избыточными или минимальными санкциями.
При выявлении устойчивых сочетаний различных особенностей-отклонений воспитания говорят о типах негармоничного воспитания [4, 7] (табл. 2) .
Таблица 2
Типы негармоничного семейного воспитания
Тип воспитания
|
Краткая характеристика |
Потворствующая гиперпротекция |
Ребенок находится в центре внимания, родители и вся семья стараются максимально удовлетворить все его желания и потребности |
Доминирующая гиперпротекция |
Родители уделяют ребенку большое количество времени, отдают много сил, но во многом ограничивают, многое запрещают, лишают самостоятельности |
Повышенная моральная ответственность |
Родители предъявляют к ребенку много требований, но мало уделяют внимания ему и его потребностям |
Эмоциональное отвержение |
Родители находят связь ребенка с негативными сторонами своей жизни, что ложится в основу воспитательного процесса |
Жестокое обращение с детьми |
Родители применяют к детям наказания в виде неудовлетворения основных потребностей, лишения удовольствий и даже избиений |
Гипопротекция (гипоопека) |
Родители не интересуются жизнью ребенка, его увлечениями, потребностями, ребенок предоставлен самому себе |
Оказалось, что в воспитании детей 3–10 лет преобладала доминирующая гиперпротекция и встречалась чаще, чем в старшей группе (45% против 24%, p<0,01); потворствующая гиперпротекция выявлена в 30% случаев. В воспитательном процессе детей 11–21 года преимущественное значение имела потворствующая гиперпротекция (38%), в небольшом количестве семей выявлено воспитание по типу эмоционального отвержения (2%) и повышенной моральной ответственности (5%).
Анализ детско-родительских отношений, проведенный и опубликованный авторами одного из исследований, выявил нарушение семейного воспитания по типу гипопротекции у четверти детей в сочетании с аутоагрессией. У подростков без аутоагрессии примерно в половине случаев встречалась доминирующая гиперпротекция [8].
Причины негармоничного воспитания различны, но особое значение имеют особенности личности родителей и их психологические (личностные) проблемы, решаемые за счет ребенка. Анкета анализа семейных взаимоотношений помогает выявить личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка [7] (табл. 3).
Таблица 3
Личностные проблемы родителей, решаемые за счет детей
Проблема |
Характеристика проблемы |
Обусловливаемое нарушение воспитания |
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола: предпочтение мужских качеств или предпочтение женских качеств |
Взаимоотношения с ребенком обусловлены такими чертами, которые родитель приписывает его полу, а не действительными его особенностями. Например, при предпочтении женских качеств наблюдается неосознанное неприятие ребенка-мальчика и потворствование по отношению к ребенку-девочке |
Потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение |
Расширение сферы родительских чувств |
Родители ждут от ребенка удовлетворения тех или иных потребностей, которые в семьях обычно удовлетворяются в психологических отношениях супругов (такие как забота, привязанность, общие увлечения) |
Потворствующая или доминирующая гиперпротекция |
Предпочтение в подростке детских качеств |
Родители стремятся не замечать естественного взросления детей, видят в них маленького ребенка |
Потворствующая гиперпротекция |
Воспитательная неуверенность родителя |
Ребенок доминирует, так как в семье в его пользу происходит перераспределение власти между ним и родителями |
Потворствующая гиперпротекция |
Фобия утраты ребенка |
Боязнь ошибиться, излишняя неуверенность, преувеличенные представления о беззащитности ребенка, его болезненности |
Потворствующая или доминирующая гиперпротекция |
Неразвитость родительских чувств |
Родители могут заниматься воспитанием должным образом только при наличии сильной мотивации, выражающейся в чувстве долга, сильной любви к ребенку, желании, чтобы дети реализовали их мечты и планы, продолжили их дело |
Гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткое обращение |
Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств |
Отрицательные черты характера, которые родитель чувствует, но не признает в самом себе, он видит в ребенке |
Эмоциональное отвержение, жесткое обращение |
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания |
Противоречия в отношениях между родителями выносятся в сферу воспитания, где родители продолжают конфликтовать |
Противоречивый тип воспитания: сочетание потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого |
У опрошенных матерей выявлены некоторые личностные проблемы. Так, в группе матерей, воспитывающих детей 3–10 лет, определились предпочтение женских качеств (64%) и расширение сферы родительских чувств (15%); в группе матерей, имеющих больший родительский стаж, обнаружены отклонения в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола в виде предпочтения женских качеств в 57% случаев, предпочтения мужских качеств в 21% случаев, а также расширение сферы родительских чувств в 10% случаев.
Особенности личности родителей, такие как преобладание мужских качеств и повышенная тревожность матери или избыточная мягкость отцовского характера, выливаются в предпочтение женских качеств в ребенке, в результате чего он окружается излишней заботой, мешающей формированию мужественности у мальчика.
В том случае, когда между родителями нарушаются супружеские отношения в результате, например, развода, потери супруга, неудовлетворенности отношениями одного из супругов, возникает чаще такое отклонение в семейном воспитании, как расширение сферы родительских чувств. В этом случае родители хотят, чтобы ребенок (чаще противоположного пола) был для них не просто ребенком, а чем-то большим, стремятся отдать ему всю полноту своих чувств и любви. К нему предъявляются непомерные, избыточные требования, выполнить которые он не имеет возможности, что приводит к недовольству родителей ребенком, конфликтам, а со стороны ребенка – к нарушениям поведения, особенно в подростковом возрасте, или к невротическим расстройствам в зависимости от того, имеет ли ребенок волю к сопротивлению родителям или недовольство скрывает в себе.
Предпочтение женских качеств в воспитании сочеталось с такими особенностями, как гиперпротекция – в 14% и 18% случаев, потворствование – в 13% и 12% случаев в группах матерей, воспитывающих детей 3–10 лет и 11–21 года соответственно; потворствующая гиперпротекция – в 61% случаев, чрезмерность санкций – в 9% случаев в обеих группах; минимальные обязанности – в 2% случаев в младшей группе.
У родителей старшей группы детей при проблеме предпочтения мужских качеств были обнаружены отклонения в воспитании в виде гиперпротекции в 19% случаев, минимальных санкций в 14% случаев, минимальных обязанностей в 9% случаев, потворствования в 5% случаев, чрезмерных санкций в 5% случаев, потворствующей гиперпротекции в 48% случаев.
Проблема расширения сферы родительских чувств обусловливала гиперпротекцию в 13% и 20% случаев, минимальные санкции в 7% и 10% случаев, потворствующую гиперпротекцию в 33% и 30% случаев, доминирующую гиперпротекцию в 27% и 40% случаев в младшей и старшей группах соответственно; потворствование – в 20% случаев в группе матерей, воспитывающих детей 3–10 лет.
Заключение
Таким образом, в обеих группах в большинстве случаев выявлены различные отклонения и дисгармоничность в семейном воспитании (96–97%). Преобладающими оказались различные виды гиперпротекции.
Личностные проблемы, решаемые за счет детей, также имели большинство матерей обеих групп (79–88%). При этом более чем в половине случаев обнаружены сдвиги в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола в виде предпочтения женских качеств в обеих группах либо предпочтения мужских качеств в старшей группе.
Результаты исследования показали, что большинству семей полезна помощь психолога с целью устранения личностных проблем родителей, коррекции воспитания и профилактики психологических нарушений у детей.