Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL GROWTH OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENT AS A FACTOR OF ADAPTATION TO FUTURE PEDAGOGICAL PRACTICE

Korneev A.E. 1 Tenetilova V.S. 1
1 Orel State University named after I.S. Turgenev
The relevance of the professional growth of a pedagogical university student determined by adaptation to future pedagogical practice at the training stage. The aim of this study is to find ways to professional growth of a bachelor and master degree student of pedagogical education and identify pedagogical conditions that contribute to adaptation to future pedagogical practice. Methodological basis of research is the theory of scientific knowledge, revealing the active role of personality in cognition and transformation of reality; the modern philosophical position about consistency and determinism of the phenomena of the world, the unity of practice and its theoretical reflection, understanding of man as the subject of activity; the conceptual provisions and principles of the system, personal, activity-related and competence-based approaches in modern pedagogy. To achieve this goal, the following methods were used: General scientific (analysis, synthesis, deductive and inductive); theoretical (theoretical modeling, causal analysis); empirical (analysis of educational and methodological literature, study of professional results, testing, questionnaires).We consider the professional growth of a student as a process of entering the professional environment, through the formation of readiness for the implementation of professional functions that stimulate professional growth and the further formation of pedagogical culture. In our opinion the solution to the problem of professional growth of a student is not possible without creating certain pedagogical conditions, such as familiarization of bachelors and masters of pedagogical education with various kinds of professional practice and the formation of sustainable motivation to master competencies; the insertion in the contents of the educational program of discipline modules that contribute to mastering the skills of professional practice, the holding of professional skills competition that ensure the formation of readiness and sustained motivation of a teacher to implement future professional activities; the creation of an educational space that enables effectively build its interaction with all participants in the educational process.
professional adaptation
pedagogical pattern
professional growth of a teacher
adaptation factors
pedagogical conditions

Динамичные изменения современной образовательной парадигмы усиливают роль образования как гаранта качества жизни человека и развития у него спо­собности адаптироваться к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям. Повышается роль педагога как проводника социальных норм, ценностных ориентаций, профессиональных установок, с помощью которых формируется личность молодого человека - будущего профессионала, приносящего своей профессиональной деятельностью развитие экономики страны. В то же время необходимо отметить, что профессиональное становление  будущих педагогов напрямую влияет на эффективность функционирования образовательной системы. Развитие системы образования немыслимо без профессионального участия педагогов, способных быстро адаптироваться к изменениям в условиях инновационного развития образовательной парадигмы, профессионально самосовершенствоваться и развиваться в течение всей профессиональной карьеры.

На наш взгляд, актуальной становится проблема поиска путей и создания условий профессионального становления студентов педагогического вуза, способствующих адаптации к будущей педагогической деятельности. От того, насколько успешно и своевременно происходит интеграция в профессиональную сферу, зависит устойчивое и стабильное функционирование системы образования, а также эффективное развитие личности педагога.  Состояние и характер подготовки квалифицированных кадров определяется комплексом сложившихся в стране политических, экономических, социальных условий, которые следует учитывать при организации педагогического процесса в образовательной организации.

Исследование данной проблемы является целостным, проходит с учетом взаимосвязи и взаимообогащения обучаемого и образовательной среды, так как в настоящее время образовательные системы не являются статичными, а носят динамический характер и непрерывно меняются в силу социально-экономических, политических причин, что имеет влияние на развитие личности будущего специалиста.

Цель исследования заключается в поиске путей профессионального становления студентов педагогического вуза и выявлении педагогических условий, способствующих их адаптации к будущей педагогической деятельности.

Материал и методы исследования. Методологической основой исследования является теория научного познания, раскрывающая активную роль личности в познании и преобразовании окружающей действительности; современные философские положения о системности и детерминированности явлений окружающего мира, единстве практики и ее теоретического осмысления, представления о человеке как субъекте деятельности; концептуальные положения и принципы системного, личностного, деятельностного и компетентностного подходов в современной педагогике. Для достижения поставленной цели исследования использовались следующие методы: общенаучные (анализ, синтез, дедуктивные и индуктивные); теоретические (теоретическое моделирование, причинно-следственный анализ); эмпирические (анализ учебной и методической литературы, изучение результатов профессиональной деятельности, тестирование, анкетирование).

Проблема профессионального становления будущего специалиста в педагогической теории является одной из наиболее значимых и рассматривается с точки зрения сформированности процесса адаптации к будущей педагогической деятельности, а именно, умения свободно ориентироваться в различных видах деятельности, выбирать оптимальные пути выполнения профессиональных задач.

В отечественной науке проблема профессионального становления многогранна и рассматривается с разных точек зрения. С психолого-педагогических позиций процесс профессионального становления изучали М.В. Антропов, Ф.Б. Березин М.П. Гурьянова, Е.А. Климов, К.К. Платонов, В.А. Поляков и др. [1].

Социально-психологический аспект профессионального становления исследуется в работах Д.А. Андреевой, И.А. Георгиевой, JI.A. Гордона и др. [2].

Обоснованию необходимости целенаправленного педагогического управления процессом профессионального становления посвящены работы Г.М. Андреева, И.С. Кона, A.B. Мудрика, И.Ф. Плетенева и др. [3].

Современные социально-экономические, политические условия являются предпосылками для актуализации понятия «адаптация», так как процесс адаптации рассматривается как процесс активного вхождения в профессиональную деятельность молодого специалиста для достижения высокой результативности труда в короткий период.

В «Философском энциклопедическом словаре» термин «адаптация» рассматривается как приспособление живого организма к условиям среды, существование в этих условиях и привыкание к ним [4].

«Толковый словарь русского языка» трактует понятие «адаптация» как «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям» [4]. Адаптация рассматривается также как многосторонний динамический процесс, обусловленный взаимодействием психических, социально-психологических, личностных, субъективных и объективных социальных условий и факторов [5].

В работах Ф.Б. Березина рассматриваются вопросы роли профессионального становления личности в процессе адаптации [1]. Автор анализирует проблемы устойчивости молодежи, и в данном контексте предлагает особое внимание уделять процессам приспособления индивидуума к непривычным условиям среды.

Согласно законам диалектики, в ходе профессионального становления личности, переходящей в процесс адаптации к будущей профессиональной деятельности, основные аспекты поведения - когнитивный и эмоциональный. Функции когнитивного аспекта поведения заключаются в понимании другого человека. Это достигается во взаимодействии противоположных тенденций, которые целесообразно назвать «открытостью неизвестному» и «подтверждением известного». Функция эмоционального аспекта поведения заключается в установлении и поддержании согласия с другими людьми. Такое согласие достигается в борьбе тенденций к уподоблению и обособлению (индивидуализации) [6].

Анализ литературы показывает, что профессиональное становление студентов педагогического вуза в широком смысле трактуется как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств человека к условиям жизни и деятельности. В узком смысле ее следует понимать как процесс взаимодействия личности с окружающей средой, приводящий, в зависимости от активности личности, к преобразованию самой среды в соответствии с потребностями, ценностями и мотивами личности или же к преимущественному изменению личности под непосредственным влиянием среды.

Авторы педагогических исследований рассматривают профессиональное становление студентов педагогического вуза как непрерывный процесс. В структуру профессионального становления студентов педагогического вуза, как правило, включаются психофизиологический, социально-психологический, процессуальный, коммуникативный элементы. Если говорить о педагоге, то необходимо отметить, что он оказывается в новых для него условиях учебной, досуговой, бытовой и коммуникативной деятельности, и это требует от него своевременной адаптации к педагогической деятельности. Профессиональное становление выступает в качестве процесса овладения умениями, которые необходимы при реализации определенных функций, а адаптация выступает как фактор приспособления к окружающим условиям внешней среды. Адаптация молодого педагога связана с умениями налаживать контакты с различными группами определенного социума и отдельными его членами.

Результаты исследования и их обсуждение

В работах таких исследователей, как П.Р. Атутов, H.H. Захаров, H.H. Калугин, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов [7] и др., профессиональное становление будущего педагога определяется как компонент системы адаптации к будущей педагогической деятельности.

В структуре профессионального становления будущих педагогов можно выделить такие компоненты, как вхождение в образовательную среду, формирование устойчивой мотивации, приобретение опыта и умения общения с субъектами образовательной среды, выполнение профессиональных функций, овладение компетенциями, формирование профессиональной культуры.

На наш взгляд, процесс профессионального становления студентов педагогического вуза и успешной адаптации к педагогической деятельности следует рассматривать на трех базовых уровнях:

  1. Когнитивный - применение навыков и компетенций профессиональной деятельности будущего педагога, знание теоретических основ предмета.
  2. Психолого-мотивационный – уровень профессиональной мотивации и психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности (снижение уровня психологического барьера и ощущения «некомпетентности» и «неуверенности», появление желания работать и профессионально развиваться).
  3. Бихевиористический (поведенческий) - трудоустройство по профессии или практика с совмещением основной деятельности.

Профессиональное становление студентов педагогического вуза, направленное на успешную адаптацию к педагогической  деятельности, достигается при соблюдении следующих педагогических условий.

1. Интеграция требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по подготовке педагогов, профессионального стандарта «Педагог» и требований стейкхолдеров. В данном случае содержание образовательной программы определяет такие направления профессионального становления будущих педагогов, как психолого-педагогическая поддержка молодых специалистов, а также психологическая, научно-методическая подготовка профессорско-преподавательского состава образовательной организации к педагогическому сопровождению процесса адаптации студентов.

2. Проектирование модулей предметной, методической и профессиональной деятельности образовательной программы, направленных на формирование профессиональных знаний и профессиональной культуры обучающихся.

Структурированная по модулям предметной, методической и профессиональной деятельности образовательная программа должна быть направлена на выполнение требований ФГОС, а также на профессиональное становление студентов педагогического вуза. Для каждого модуля должен быть разработан полный комплект методических документов и проработана программа практического применения полученных знаний в профессиональной деятельности будущего педагога. Именно такой подход обеспечит  эффективное решение стратегической задачи - формирование профессионала, готового к активной и успешной профессиональной  деятельности.

3. Применение активных форм и методов обучения, педагогических технологий (контекстного, модельного обучения, технологии развития критического мышления, обучения в сотрудничестве и др.) при реализации образовательной программы. Данные педагогические технологии помогают ввести обучающего в профессиональный контекст, познакомить с особенностями и спецификой будущей профессиональной деятельности, выработать ответственное и мотивационное отношение к выполнению профессиональных задач. Изучение дисциплин профессионального модуля образовательной программы немыслимо без четкого планирования занятий и организации самостоятельной работы. Для   достижения целей формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и повышения уровня подготовки будущих педагогов эффективны лекции контекстного типа, деловые игры, метод анализа конкретной ситуации, постановки и отработки проблемно ориентированных задач.

Усложнение содержания профессиональных функций педагогической деятельности может быть рассмотрено путем интеграции технологии модульного обучения и адаптивных конкретных ситуаций, что позволяет в рамках формирования профессиональной адаптации подготовить обучающихся к возникновению профессиональных трудностей [8].

4. Решение профессионально ориентированных задач посредством проведения практик и стажировок. Данное педагогическое условие профессионального становления и успешной адаптации к педагогической деятельности способствует:

- преодолению трудностей вхождения педагогов в систему отношений «педагог-педагог», «педагог-обучающийся»;

- содействию привыканию к условиям функционирования образовательных организаций;

- формированию уверенности в достаточном уровне и качестве подготовки, необходимой для осуществления профессиональных функций;

- формированию профессиональных навыков и компетенций, связанных с особенностями процессов планирования, прогнозирования, организации, мотивации и контроля процессов учебно-воспитательной деятельности.

Профессиональная деятельность будущего педагога представлена такими видами деятельности, как аналитико-прогностическая, учебно-методическая, информационно-технологическая, оценочно-коррекционная.

5. Развитие мотивации к учебной и будущей профессиональной деятельности. Важно подчеркнуть, что содержание обучения основано на проектировании и внедрении методического обеспечения компетентностно-ориентированных дисциплин, на создании инновационной образовательной среды посредством сетевого взаимодействия «школа- ВУЗ-ШКОЛА».

6. Мониторинг и оценка уровня сформированности компетенций, навыков, профессиональной адаптации на каждом отдельном уровне реализации образовательной программы. В результате проведенного исследования определены уровни сформированности профессиональной адаптации, такие как низкий, средний, высокий. Структура оценочного компонента включает в себя прогнозирование, анализ и корректировку процесса профессиональной адаптации обучающихся.

Выводы

В рамках проведенного исследования процесса профессионального становления студентов педагогического вуза как фактора адаптации к будущей педагогической деятельности нами предлагается изменение педагогического процесса по ряду направлений:

  1. При проектировании образовательных программ подготовки бакалавров и магистров педагогического образования учитывать системность и интегративность, включать этапы формирования компонентов и характеристику образовательной среды, учитывать единство содержательной и процессуальной сторон обучения.
  2. Использовать синергию традиционных и инновационных форм и методов обучения, направленных на включение в будущую профессиональную деятельность педагога.

Методы обучения, применяемые при профессиональной адаптации будущих педагогов, должны позволять обобщить теоретические знания и найти пути реализации в профессиональной деятельности будущего педагога.

  1. Эффективно планировать и организовывать аудиторные занятия, самостоятельную и исследовательскую работу обучающихся, применять командные и проектные виды учебной работы, осуществлять усиление обратной связи в процессе обучения, выступать в роли наставника и консультанта.
  2. Внедрять конкурсы профессионального мастерства – как процесс формирования профессиональной адаптации к будущей профессиональной деятельности и как оценочный компонент по уровню сформированности профессиональных компетенций и навыков, профессиональной культуры выпускников (WorldSkills Russia).

Таким образом, профессиональное становление студентов педагогического вуза представляет собой процесс адаптационного вхождения в образовательную среду, в рамках которой они овладевают профес­сиональными компетенциями, приобретают устойчивую мотивацию к будущей педагогической деятельности за счет приобретения положительного опыта социального взаимо­действия и общения с обучающимися, родителями, коллегами, руководителем образовательной организации, и выполнения профессиональных функций, стимулирующих профессиональное становление и дальнейшее формирование педагогической культуры.