Соревновательно-игровая деятельность в футболе сегодня, помимо ярко выраженной тенденции развития скорости ведения игры, характеризуется более совершенными техникой и тактикой, высокой сложностью групповых и командных действий игроков в атаке и обороне, в переходных фазах. Важнейшим фактором, позволяющим тренеру работать с командой в этом направлении, является его умение выявлять лимитирующие факторы в игре своей команды и отдельных ее игроков, требующие коррекции. Для этого необходимы просмотр и анализ собственных тренировочных занятий, календарных встреч, матчей соперников, игр лучших профессиональных и юношеских команд мира.
Одной из стратегических задач в реализуемых государственных программах развития футбола в нашей стране сегодня является создание условий для эффективного функционирования системы подготовки спортивного резерва [1]. Постановка обозначенной задачи продиктована отставанием отечественных футболистов по уровню технико-тактического мастерства от игроков ведущих европейских клубов [2, 3], что, как указывают некоторые специалисты, особенно заметно в части быстроты и точности выполнения групповых атакующих действий спортсменов [4]. Первостепенное значение приобретает способность футболистов быстро и правильно оценивать игровые ситуации в сочетании со знанием способов их тактически рационального решения в условиях пространственно-временных ограничений. Выбор наиболее целесообразного игрового действия и его эффективное выполнение требуют высокого уровня технико-тактической подготовленности игрока [5].
Решение поставленной задачи предполагает всесторонний анализ и обобщение накопленного педагогического опыта, обращение к передовым методикам и подходам, инновационным технологиям обучения и спортивной тренировки футболистов различного возраста и квалификации. Причем именно от тренера требуется постоянное профессиональное переосмысление организации учебно-тренировочного процесса с целью подбора арсенала эффективных средств комплексного совершенствования приобретенных спортсменами технико-тактических навыков и умений на всех этапах многолетней подготовки футболистов. Это касается в первую очередь подбора и построения тренером тренировочных футбольных упражнений. Здесь приходится признать, что основу тренировочного времени в процентном соотношении по-прежнему составляют так называемые изолированные упражнения (комбинационный подход), а не выполнение технико-тактических действий (ТТД) в различных игровых ситуациях и сюжетах игры, которые могут встречаться на поле во время футбольного матча [6–9]. Такой подход провоцирует отсутствие у игроков умения правильно оценивать ситуацию и самостоятельности в принятии решения, что становится особенно заметно на более поздних этапах подготовки, превращаясь в лимитирующий фактор, с большим трудом поддающийся коррекции.
На основании обобщения опыта зарубежных и отечественных специалистов и анализа литературных источников можно говорить о том, что ситуационный подход (или принцип обучения юных футболистов через игру) принят в странах с высоким уровнем развития футбола (в Германии, Франции, Голландии), совпадает с современными трендами [5, с. 190–191]. Спортсменов обучают осуществлять игровые замыслы в специально подобранных и последовательно связанных между собой игровых упражнениях в малых (2–3 игрока) и средних (4–6 игроков) группах, а не изучать технико-тактические приемы отдельно от игры [2, с. 14–20; 7, с. 62–63; 10, c. 274]. Однако на практике многие тренеры при подготовке юных футболистов до сих пор придерживаются комбинационного подхода ввиду недостаточной разработки организационно-методических указаний и рекомендаций по построению упражнений, цель которых – создать реальную игровую ситуацию.
В этой связи цель настоящего исследования заключается в экспериментальной проверке эффективности обучения через игру как основного принципа технико-тактической подготовки футболистов – юношей 13–14 лет с демонстрацией алгоритма составления игровых ситуационных упражнений от простого к сложному при отработке начала и развития атаки в средней зоне на фланге.
Материалы и методы исследования. Реализация цели исследования осуществлялась посредством обращения к следующим методам: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, регистрация соревновательной деятельности, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе детской академии ФК «Новосибирск» (г. Новосибирск) с декабря 2018 г. по март 2019 г. В эксперименте приняли участие 20 юных футболистов 2005 года рождения. Микроцикл спортсменов (недельный цикл) состоял из четырех тренировочных занятий, одной тренировочной или календарной игры, двух выходных дней. Исследование осуществлялось в период соревновательной деятельности – два футбольных турнира «Кубок города Омска» (с 24.12.2018 г. по 28.12.2018 г., г. Омск) и «Весеннего турнира» (с 06.03.2019 г. по 10.03.2019 г., г. Омск).
Совершенствование групповых атакующих действий футболистов – юношей 13–14 лет предлагается реализовывать при помощи конструирования игровых ситуационных упражнений, при разработке которых необходим строгий учет морфофункциональных особенностей возраста и уровня подготовленности игроков. Представляется целесообразным ввести термин динамическая ситуация игры, под которым мы понимаем тренировочное упражнение, организуемое с обязательным наличием мяча, соперника(ов), партнера(ов), ворот (цели), определением координат, близких к игровым, установлением конкретных игроков атаки и обороны, находящихся в игре на данном участке поля, обозначением направления и развития атак и движения мяча [5].
Алгоритм разработки тренировочных ситуационных упражнений или динамических ситуаций игры в футболе следующий: конструирование основного игрового упражнения, решающего задачу тренировочного занятия, далее добавление к основному одного или двух подводящих упражнений, отвечающих условиям реальной игровой ситуации. Требования к выполнению алгоритмов заданных атакующих взаимодействий игроков команды и противодействий атакующим взаимодействиям соперников, быстроте и точности их исполнения усложняются постепенно. При разработке игровых упражнений приоритет в данном возрасте (13–14 лет) отдается взаимодействиям игроков в малых и средних группах, в малом объеме даются упражнения в группах из 7–8 игроков. Упрощение или усложнение динамической ситуации игры могут быть достигнуты через изменение размера площадки, размера и количества ворот, количества мячей, количества игроков атакующей и обороняющейся команд.
В подготовительной части тренировки можно проводить разминочные упражнения, позволяющие отработать алгоритмы групповых действий юных спортсменов в атаке без сопротивления соперника или с минимальными сбивающими факторами. Это дает возможность обучающимся овладеть целостной структурой отрабатываемых взаимодействий, научиться действовать по заранее составленному плану.
Отметим также, что совсем отказываться от упражнений в простых, стандартных условиях для освоения технического приема или отработки тактических комбинаций не нужно, но объем игровых упражнений исходя из собственной практики в учебно-тренировочном процессе должен быть большим (не менее 70%).
В настоящей работе предлагается алгоритм составления игровых упражнений от простых к сложным на примере отработки юными футболистами начала и развития атаки в средней зоне на фланге.
Организация основного упражнения (рис. 1): два поля – 20х16 м, на лицевой линии каждой из команд – двое ворот из конусов высотой 2 м; схема игроков атаки: 2–2, фланговый нападающий (№ 7 или № 11), крайний защитник (№ 2 или № 5), 2 центральных полузащитника (№ 6, 8 или № 10); схема игроков обороны: 1–2, крайний защитник (№ 2 или № 5), центральный полузащитник (№ 8 или № 10), фланговый нападающий (№ 7 или № 11); каждая атака начинается игроками атакующей команды в средней зоне на фланге; в случае выхода мяча за пределы поля мяч всегда вводится в игру от лицевой линии атакующей команды.
Задачи: 1) игроки атаки должны ведением пересечь линию любых из двух ворот на лицевой линии соперника; 2) игроки обороны после отбора или перехвата мяча должны также ведением пересечь линию любых из двух ворот на лицевой линии соперника.
Рис. 1. Основное игровое ситуационное упражнение 4v3
Акцент в основном игровом упражнении направлен на взаимодействие крайнего защитника с крайним нападающим, а также на активные атакующие действия одного из центральных полузащитников.
Организация первого подводящего игрового упражнения (рис. 2): два поля – 18х16 м, на лицевой линии каждой из команд – двое ворот из конусов высотой 2 м; схема игроков атаки: 2–1, фланговый нападающий (№ 7 или № 11), крайний защитник (№ 2 или № 5), центральный полузащитник (№ 6 или № 8); схема игроков обороны: 1–1, крайний защитник (№ 2 или № 5) фланговый нападающий (№ 7 или № 11); каждая атака начинается игроками атакующей команды в средней зоне на фланге; в случае выхода мяча за пределы поля мяч всегда вводится в игру от лицевой линии атакующей команды.
Задачи: такие же, как в предыдущем игровом упражнении.
В первом подводящем упражнении (рис. 2) намеренно сокращается количество игроков (убрали одного центрального полузащитника в каждой из команд) для упрощения игровой ситуации. Основной акцент направлен на взаимодействие крайнего нападающего с крайним защитником.
Рис. 2. Подводящее игровое ситуационное упражнение 3v2
Организация второго подводящего упражнения (рис. 3): два поля – 15х12 м, на лицевой линии каждой из команд – двое ворот из конусов высотой 2 м; схема игроков атаки: 1–1, фланговый нападающий (№ 7 или № 11), крайний защитник (№ 2 или № 5); схема игроков обороны: 1, крайний защитник (№ 2 или № 5); каждая атака начинается игроками атакующей команды в средней зоне на фланге; в случае выхода мяча за пределы поля мяч всегда вводится в игру от лицевой линии атакующей команды.
Задачи: такие же, как в предыдущих игровых упражнениях.
Рис. 3. Подводящее игровое упражнение 2v1
Во втором подводящем игровом упражнении (рис. 3) намеренно сокращаются размер площадки и количество игроков (убрали центрального полузащитника у атакующей команды и флангового нападающего у обороняющейся команды) для упрощения игровой ситуации. Основной акцент в упражнении также направлен на взаимодействие крайнего нападающего с крайним защитником.
Обязательным считаем включение перед практическим освоением игровых ситуационных упражнений теоретических занятий для приобретения юными спортсменами специализированных знаний и умений по решению разнообразных игровых ситуаций [5]. На начальном и заключительном этапах применения ситуационного подхода в технико-тактической подготовке футболистов – юношей 13–14 лет был осуществлен сравнительный анализ данных их соревновательной деятельности. Полученные статистические данные позволили установить степень и характер воздействия предлагаемого принципа обучения на уровень технико-тактической подготовленности юных футболистов.
Результаты исследования их обсуждение. Поскольку цель исследования заключалась в экспериментальной проверке эффективности обучения через игру как основного принципа подготовки футболистов-юношей, то было необходимо выбрать соответствующие показатели технико-тактического мастерства спортсменов. Во-первых, была определена методика оценки игровой деятельности по количеству (объем) и качеству (процент брака / коэффициент эффективности) выполненных за матч индивидуальных и общекомандных технико-тактических действий, предложенная Ю.А. Морозовым. Во-вторых, в высокой степени информативными представляются такие показатели действий спортсменов, как количество эпизодов в штрафной площади соперника или точная доставка мяча в штрафную площадь, количество ударов в створ ворот из штрафной зоны.
Результаты исследования говорят о том, что после акцентированного применения ситуационных игровых упражнений в тренировочном процессе футболистов-юношей на протяжении 2,5 месяцев достоверно возрос объем ТТД в среднем за матч, в том числе количество эпизодов в штрафной площади соперника и количество ударов из штрафной площади соперника. Так, футболисты на соревнованиях в декабре 2018 г. выполняли в среднем за матч 471,3±24,2 ТТД, а в марте 2019 г. – 533,4±21,4 ТТД (р<0,05). Что касается качества выполняемых ТТД, то здесь наблюдается существенное снижение брака в выполняемых действиях футболистами после внедрения игрового метода: сравним декабрь 2018 г. – 52,1±4,8%, март 2019 г. – 31,7±4,2 (р<0,05). Кроме того, футболисты – юноши 13–14 лет, участвовавшие в эксперименте, в декабре выполняли меньшее количество действий в штрафной площади соперника с большим количеством брака: декабрь 2018 г. – 13,6±1,7 ТТД с браком 78,4±6,1%, март 2019 г. – 28,4±4,3 ТТД с браком 39,1±11,3%. По количеству ударов из штрафной площади соперника наблюдается схожая ситуация: юноши на соревнованиях в марте 2018 г. наносили больше ударов (7,8±1,5) с меньшим браком (46,4±11,7%), чем в декабре 2019 г.: 3,3±1,3 удара при браке 84,1±7,8%.
Заключение. Результатом последовательного усвоения юными футболистами групповых технико-тактических действий в постепенно усложняющихся динамических ситуационных упражнениях становится органическое единство техники и тактики. В дальнейшем юноши учатся использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях соревновательно-игровой деятельности. Таким образом, у занимающихся создается и пополняется банк данных по алгоритмам вариативности решения типовых игровых ситуаций, что в дальнейшем послужит основой для грамотных и в то же время творческих, нестандартных действий юных футболистов при организации ими атак и обороны.