Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EFFECTIVE MODEL OF PROJECT EDUCATION OF STUDENTS IN MEDICAL UNIVERSITY

Morozova O.N. 1
1 Kazan State Medical University
2109 KB
The relevance of the topic of the study is that in modern higher education it takes on a significant role and necessity to use special educational technologies, which would allow to carry out interaction and close connection between education and with real life and professional activity, which will allow to increase activity and importance of students themselves. Such a sense load is borne by project training. The author of the article defined: the method of project training in the educational process requires integration into the medical profession - this is expressed in the acquisition of quality and number of relationships between the motives of choice of profession and the motives of the educational profession. Practical significance of the study: a system of measures has been created, which allows to guarantee a positive shift in the dynamics of changes in the professional orientation of the personality of students of the university, a program has been developed to develop the professional orientation of the personality of students of medical higher education in the conditions of the method of project training, which includes technical and methodological support and psychological support of project training. The results of the study can be used to modernize the methods of vocational training of students in the conditions of a medical university. Technology is a ready-made tool for the purpose of creating criteria for the choice of profession, educational activities and attitudes of students towards activities related to medicine.
project education
students of medical university
competences
efficiency of education

В мировой практике метод проектного обучения используется с начала XX в., но он не теряет своей актуальности и в педагогике современного времени, получив распространение в системе высшего образования университетов, которые входят во Всемирную инициативу CDIO («Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй») [1]. У отечественных исследователей вопросы организации проектного обучения студентов в вузе вызывают высокий интерес. Это обусловлено модернизацией системы высшего образования на основе компетентностного и деятельностного подходов. Поменялась основная образовательная цель, которая теперь заключена не в приобретении суммы знаний, а в создании условий для самореализации и саморазвития личности, способной к инновационной профессиональной деятельности. Анализ и изучение ФГОС ВО по различным направлениям подготовки бакалавров и магистров позволили сделать вывод: проектная деятельность – это обязательный вид профессиональной деятельности, данный факт отмечен на уровне государства [2].

Проектный метод в процессе обучения студентов медицинских образовательных учреждений используется, как правило, в последипломном и дополнительном профессиональном образовании, что для современных требований в образовании становится неприменимо.

Педагогические теории, исследующие проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития познавательных способностей и личности студентов в процессе обучения, привели нас к выводу, что педагогической технологией, которая отвечает вышеназванным требованиям, может стать проектное обучение, так как оно побуждает студента проявлять способность к самообразованию и самоорганизации, к осознанию своей деятельности через ценностный подход, к интеграции и обобщению информации из разных источников, учит уметь принимать решения, делать выбор [3].

Проектная технология является одной из образовательных тактик, которая довольно надежно обеспечена научно-методическим инструментарием. Глубокое изучение и познание педагогической действительности показывает, что потенциал в силу издержек используется преподавателями не в полную силу.

Существует возможность внедрения метода проектов в образовательный процесс, который отличается целостностью, способен помочь в овладении студентами ключевыми компетенциями, базовыми знаниями и способствует развитию личности. Для современного образования исследование модели проектного обучения актуально, так как такое обучение является многоцелевым и многофункциональным.

Интерес к педагогическим условиям проектного образования в высших учебных заведениях растет. Развиваются практикоориентированное проектное обучение, выстраивание индивидуальных траекторий, происходит прикрепление студентов к кафедральным проектам. Кроме курсов и лекций, значимое место в проектном обучении занимают такие организационные формы, как проектные разработки; данный факт позволяет осуществлять работу в целевых выпускных квалификационных проектах. Таким способом студенты включаются в реальную профессиональную деятельность на определенных целевых рабочих площадках совместно с работающими профессионалами.

Сущность метода проектного обучения проявляется в тезисе: «Стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять и трансформировать полученные знания, развитие рефлекторного мышления» [4]. Метод проектного обучения является образовательной технологией, которая способствует освоению и формированию профессиональных компетенций у всех обучающихся; данный метод ориентирован также на развитие аналитического мышления, исследовательских функций, коммуникативных и социальных навыков студентов; ведет к повышению взаимодействия в групповом, совместном решении задач, к принятию самостоятельных решений. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования [5].

Материалы и методы исследования

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация эффективной модели проектного обучения студентов в медицинском вузе, направленной на формирование и развитие профессиональной компетентности будущих медицинских работников.

Научно-исследовательская деятельность осуществлялась в соответствии с поставленной целью с использованием методов, необходимых для достижения цели, решения поставленных задач, в рамках предмета исследования.

В процессе проведения исследования использовались общенаучные методы познания: системный метод, метод анализа, метод обобщения, метод сравнения, метод наблюдения, диалектический метод, метод моделирования.

Эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение документации, изучение продуктов деятельности – применялись с учетом направленности темы настоящего исследования.

В рамках данного эксперимента проведена экспериментальная апробация модели проектного обучения в условиях медицинского вуза, определены показатели и критерии эффективного проектного обучения в медицинских вузах, организована и внедрена модель проектного обучения в медицинском вузе, полученные результаты интерпретированы в ходе проведенного эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

Разрабатываемая в ходе исследования модель проектного обучения студентов медицинского университета представлена на рисунке.

Модель проектного обучения

Модель проектного обучения представляет собой систему взаимосвязанных элементов, реализация каждого из которых приводит к формированию необходимых для медицинского работника компетенций, а в целом данная система направлена на то, чтобы сформировать определенную направленность обучения студентов вуза, которая в свою очередь помогла бы им ориентироваться в профессиональной деятельности и в жизни в целом, ведь часто большинство обучающихся по окончании высшего образовательного заведения не имеют представления о том, чем им хотелось бы заняться дальше и как это воплотить в жизнь. Иметь диплом на руках – это хорошо, но что с ним делать дальше, куда податься – актуальные вопросы для многих выпускников. Для того чтобы ответить на них, и необходима модель проектного образования, включающая следующие элементы.

Учебные планы ФГОС ВО и основные профессиональные образовательные программы (ОПОП). Их главная задача – заложить фундамент, на котором будет основываться обучение студентов в течение всего периода получения знаний и умений в вузе. Это тот базовый элемент, на котором строится вся система образования. Однако он имеет недостаток – общий подход к обучающимся и в целом к процессу обучения, тогда как в большей степени необходима индивидуальная, личностная направленность всего процесса обучения.

Производственная практика. Это один из элементов, являющийся составной частью учебного плана ФГОС и обязательный при освоении основных образовательных программ. В модели проектного образования практика служит неким инструментом, помогающим студентам в освоении клинических и практических знаний, умений и компетенций. Участвуя в производственной практике, обучающиеся наращивают опыт профессиональной деятельности, проявляют свои способности, а возможно, и таланты, учатся основным медицинским манипуляциям, общению и контакту с пациентами, трудовым коллективом, руководством и т.п. Превалирование воздействия данного компонента на студента ведет к раннему трудоустройству по специальности.

Самостоятельная работа. Данный вид деятельности является одним из важнейших «ключей» в достижении успеха в любой сфере деятельности, так как только собственная мотивация, планомерные шаги в освоении новых знаний могут привести к необходимому результату. Любой вид деятельности требует труда и усилий: самостоятельная подготовка, изучение, поиск недостающей информации, заучивание и иное – все это должно входить в основу обучения студента. Данный элемент учебного плана закрепляет теоретические знания, способствует реализации себя либо в практической деятельности, либо в развитии научно-исследовательской деятельности.

Вариативная часть. Данный элемент является неким подспорьем для гармоничного развития личности во всех сферах общественный жизни. Студент должен не только обладать знаниями в конкретно своей сфере деятельности, но и иметь представление о других. К тому же необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту, так как у всех разные способности и задатки, которые в процессе обучения должны нивелироваться, если мы говорим о недостатках, или же выделиться, если говорить о положительных качествах студента.

Если мы хотим, чтобы все элементы системы сочетались между собой, требуется создать условия, которые способствовали бы их гармоничной интеграции в учебный процесс при сохранении личностно-ориентированного подхода. Таким условием может стать разработка индивидуального междисциплинарного проекта – это процесс обучения в вузе, который должен быть выстроен так, чтобы ни один из студентов не был обделен вниманием со стороны преподавательского состава и чтобы его способности могли реализоваться в полную силу: либо через прохождение производственной практики (внедрение в трудовой процесс), либо посредством участия в научно-исследовательской работе (привлечение к работе СНО, публикации, участие в олимпиадах, конференциях и т.п.). Использование такого подхода с самого начала процесса получения высшего образования способно сформировать ориентированность студентов в их дальнейшей трудовой или научной деятельности.

В первую очередь для эффективного использования метода проектов при получении высшего образования реализуется организационно-педагогическое условие: включение в содержание обучения студентов процедур проектной деятельности.

Проектное обучение студентов в полной мере предусматривает разработку индивидуального междисциплинарного проекта. Студенты медицинского вуза принимают активное участие в разработке и реализации проектных работ. При реализации проекта обучающиеся приобретают важный для последующего использования в будущей самостоятельной профессиональной деятельности опыт решения проектных, модельных или актуальных задач в учреждениях.

Научные исследования – вид профессиональной деятельности, согласно которой федеральным государственным стандартам высшего образования должны соответствовать специалисты, освоившие базовые образовательные программы высшего профессионального образования. Это относится и к выпускникам медицинских вузов.

Научно-исследовательская деятельность несет в себе познание исследования и состоит из этапов, свойственных научному познанию: разработка проблемы, определение цели, постановка задач, начальный анализ уже существующей информации, формулировка гипотез на начальном этапе, разработка и организация эмпирического исследования, его непосредственное проведение, анализ и обобщение результатов, проверка исходных гипотез на основе полученных данных, заключительная формулировка новых фактов и законов, постановка объяснений или научных предсказаний, выработка рекомендаций [6]. Отличительной чертой научно-исследовательской работы и исследовательского проекта у студентов является то, что первая имеет узкий и, как правило, кратковременный характер, предусматривает применение знаний и умений в рамках одной проблемы, а в основе второго заложено междисциплинарное взаимодействие, которое позволяет использовать навыки и знания, полученные на протяжении всего периода обучения (в том числе и практики), предусматривает долгосрочность выполнения; на протяжении всего процесса присутствует координатор (преподаватель), который не только помогает и выявляет ошибки, но и, учитывая индивидуальные способности каждого студента, участвует в выстраивании индивидуальной – профессиональной – траектории. Результатом и формой отчета научно-исследовательской работы и практической ориентацией студента является Выпускная квалификационная работа (далее ВКР).

При написании ВКР студенты проводят исследования на базах практики, что позволяет им более детально и наглядно изучить выбранную тему исследования. Находясь длительное время в лечебном учреждении, студенты изучают его специфику, взаимодействуют с коллективом, осуществляют производственную практику, реализуя тем самым раннее трудоустройство, что позволяет им, в частности, определиться с будущей профессией. Или наоборот – набирая материалы в исследование, студент формирует ВКР, при этом работа превращается в исследовательский проект с публикациями, выступлениями на конференциях, что подразумевает в дальнейшем продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре, работу на кафедрах. Руководитель ВКР помогает при написании работы, назначая дни консультации и периодические проверки ВКР, тем самым реализует организационно-педагогическое условие: оказание педагогической поддержки студентам в выполнении проектов.

Таким образом, в ходе реализации эффективной модели проектного обучения студенческая исследовательская группа должна выполнять ряд задач, которые ставит перед ней руководитель проекта. При проведении проектного обучения педагог осуществляет особую функцию: он формулирует общую идею, цель, задачи самого проекта и выступает в роли куратора в процессе его прохождения и выполнения.

Для корректного и правильного выполнения проектной деятельности на первом этапе обучающиеся делятся на малые группы по своему желанию и потребностям, дальнейшее выполнение работы происходит в команде. Каждый участник проекта должен показать дополнительно всем участникам на защите свои теоретические знания, достижения, полученные навыки, в том числе коммуникативные, и ораторские способности. В «глубине» проектной деятельности и самого проекта лежат исследовательские компетенции, которые в дальнейшем позволяют оценить и профессиональные компетенции, относящиеся к профилю специальности и касающиеся медицинского образования.

Задачи проектного обучения студентов заключаются в обучении планированию, в формировании навыков сбора (в том числе обработки информации), технически правильном выполнении работы, умении анализировать и стратегически правильно делать выводы и давать рекомендации, способности расположить коллег к правильному пониманию изложенных материалов и в целом к доброжелательному отношению к процессу. Так как проект является групповым, каждый студент должен четко показать свой вклад в его выполнение.

При выполнении проектов используются исследовательские, научные, рефлексивные, информационные, творческие, игровые методы.

Таким образом, разработанная в ходе исследования модель проектного обучения способствует ранней ориентации студентов в выборе жизненного пути. Данная форма обучения позволяет определиться с профессиональной деятельностью на основе опыта учебного сотрудничества, способствует применению теоретических и практических знаний, формирует профессиональные компетенции.

Заключение

Проектное обучение – это образовательная технология, направленная на формирование профессиональных компетенций у студентов. В ходе выполнения каждого этапа идет формирование и привитие умений и навыков. Требованием в проектном обучении является получение студентами равной доли как академических знаний, так и практических навыков. Проектное обучение формирует навыки исследовательских способов осмысления, аналитического подхода, профессионального мышления, социальные и коммуникативные навыки учащихся, развивает умение работать в сотрудничестве при групповом взаимодействии в решении проблем. Обязательными являются собственное мнение студента и то, каким образом он берет на себя ответственность за принятые решения, умение избегать и решать конфликты, возникшие в ходе работы в группе.

По мнению самих студентов, работа над проектом и выполнение ее всей группой позволяют сформировать профессиональную ориентацию, а также повышают мотивацию к учебе.

Разработанная в ходе исследования модель проектного обучения способствует ранней ориентации студентов в выборе траектории профессионального саморазвития.