В условиях формирования инновационной экономики человеческий капитал является главной движущий силой развития общества. Знания, инновации, информационные системы, технологии становятся востребованными в новых условиях. Человеческий капитал сегодня – фактор социального развития. В новой реальности социальная деятельность становится фактором, развивающим человеческий капитал, повышающим его эффективность.
Основные положения теории «человеческого капитала», разработанные экономистами (Г. Беккером, У. Боуэном, Э. Денисоном, Т. Шульем и др.), включают материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду [1].
По мнению ученых, содержательными компонентами данного понятия являются знания, способности, дарования, что применяется в общественной деятельности. Также важным элементом является мотивация [2, 3].
По мнению исследователей, изменения в экономиках развитых стран приводили к развитию теории человеческого капитала и расширению индикаторов этого понятия [4, 5].
Образование является важным социальным институтом и инвестицией в человеческий капитал [6]. В условиях глобальных вызовов современности актуализируется проблема поиска новых форм социально-воспитательной работы, способствующих развитию личности, комфортному вхождению в социокультурное пространство, рынок труда, что, на наш взгляд, послужит фактором развития человеческого капитала. В инновационном университете необходимо решать задачи, обусловленные изменениями в экономике, политике и других сферах общественной жизни. Инновационный университет не только предоставляет возможность для профессионального становления личности, но и способствует включению в поликультурное пространство социума через творчество, социально значимую деятельность, самореализацию, ответственность за деятельность, направленную на благо и созидание [7–9].
Цель статьи – описание комплекса условий социально-воспитательной работы высшего учебного заведения, способствующей развитию человеческого капитала региона.
Материалы и методы исследования
Объект исследования: человеческий капитал высших учебных заведений (на примере ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»).
Предмет исследования: социально-воспитательная работа в высшем учебном заведении (Оренбургском государственном университете).
Материалы и методы: изучение теоретико-методологических подходов социально-воспитательной работы, анализ научной литературы, локальных нормативно-правовых документов Оренбургского государственного университета, метод наблюдения, анализ деятельности по выстраиванию социально-воспитательной работы университета, анализ приобретенных социальных практик, социального опыта студентов университета в социально значимой деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Модернизация образования в Российской Федерации ставит задачи по обновлению системы работы со студенческой молодежью в современном университете, поиску новых педагогических условий, способствующих формированию эффективного человеческого каптала с учетом вызовов современности. На наш взгляд, в процессе развития человеческого капитала необходимо учитывать морально-нравственную составляющую. И здесь, безусловно, большая роль отводится воспитательной работе.
Принципиальное значение в практике функционирования высшего учебного заведения приобретают поиск образовательного пространства для самореализации обучающихся, обеспечение их равными возможностями на основе лучших традиций университета.
Процесс развития человеческого капитала в высшем учебном заведении будет эффективным при реализации комплекса условий, таких как:
- создание социокультурной среды, способствующей формированию системы ценностей;
- создание дополнительных условий для учебной деятельности, самореализации на основе традиций высшего учебного заведения;
- вовлечение обучающихся в различные виды социально значимой деятельности (познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, творческую деятельность), способствующие комфортному вхождению в систему социальных отношений, расширяющие кругозор, формирующие адекватное отношение к миру, человеку, профессии;
- развитие мотивационной сферы.
Основными методологическими подходами к организации социально-воспитательной работы в Оренбургском государственном университете являются: гуманистический (определяет отношение к личности обучающегося как абсолютной ценности, подход ориентирует на равные возможности в получении образования); системный (университет – сложная саморазвивающаяся социально-педагогическая система); личностно-деятельностный (системообразующей основой являются личность, ее деятельность и развитие); социализирующий (социально-воспитательная деятельность – открытая, многомерная система); аксиологический подход (социально-воспитательная деятельность – процесс принятия новых ценностей); этнопедагогический подход (Оренбуржье – многонациональный регион, социально-воспитательная работа должна быть выстроена на основе единства общечеловеческого, национального и индивидуального); компетентностный подход (формирование компетенций, способствующих комфортному вхождению в систему социальных отношений) [10].
Социально-воспитательная деятельность реализуется на основе следующих принципов:
- принципа гуманизма;
- принципа индивидуализации воспитания;
- принципа единства, целостности и взаимосвязи всех компонентов социально-воспитательной работы в университете;
- принципа целенаправленности воспитания;
- принципа корпоративности (актуализация у обучающихся ценностей и традиций университета, выстраивание деятельности на основе ценностей и традиций, мотивация на достижение успеха, ответственность за дела и поступки, высокая мобильность и конкурентоспособность);
- принципа гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей в воспитании;
- принципа толерантности;
- принципа приоритета превентивных мер в социально-воспитательной работе;
- принципа приоритета проектных технологий в социально-воспитательной работе;
- принципа формирования событийного воспитательного пространства университета (жизненные перспективы и смыслы создаются в творческой деятельности на основе гуманистических ценностей) [11].
Социокультурная среда высшего учебного заведения является важным компонентом в комплексе условий, создающих человеческий капитал.
В Оренбургском государственном университете накоплен опыт функционирования социокультурной среды, формирующей систему ценностей студента, обеспечивающей развитие личности, внутренней культуры студента, расширяющей его кругозор.
В университете создана и успешно функционирует социальная инфраструктура, представленная учебно-спортивным комплексом, домом культуры, центром дополнительного образования, музеем истории, центром добровольчества, штабом студенческих отрядов, студенческим советом. Цель разветвленной инфраструктуры университета – создание условий для удовлетворения потребностей в спорте, самореализации в художественной самодеятельности, для становления лидерских качеств.
В Оренбургском государственном университете работает волонтерская площадка, объединяющая студентов, осуществляющих благотворительную деятельность.
Волонтерская деятельность студентов университета представлена различными формами – от взаимопомощи и самопомощи до официального предоставления услуг, осуществляющихся добровольно в социально значимой деятельности без расчета на денежное вознаграждение. Гражданское участие студента способствует формированию активной гражданской позиции, формирует моральные качества личности: эмпатию, сострадание, чувство долга, милосердие, доброту [12].
На фоне современной социальной действительности мы можем наблюдать, с одной стороны, объективную потребность благотворительных организаций в добровольческой деятельности (организации создают вакантные места), с другой – формируется добровольческий корпус волонтеров, поддерживающих организации, согласные принимать участие в безвозмездном труде во благо нуждающихся.
Волонтерская деятельность – одно из приоритетных направлений в воспитательной системе Оренбургского государственного университета. Волонтерское движение в ОГУ вносит значительный вклад в развитие добровольчества Оренбургской области.
Преподаватели совместно со студентами разрабатывают и реализуют волонтерские проекты, участвуют в благотворительности и развивают другие формы добровольчества.
Наиболее успешно в университете развиваются социальное направление (помощь детским домам, домам инвалидов, пожилым людям, организация и проведение культурно-массовых мероприятий и мероприятий интеллектуальной направленности для подростков, студентов с привлечением интернет-ресурсов, инфраструктуры университета (проект «Интеллектуальное кафе», выставки, конкурсы, олимпиады и др.)); физкультурно-спортивное направление (основные виды деятельности: превентивная работа по принципу: равный – равному, просветительская деятельность, организация и участие в спортивно-массовых мероприятиях). Основными формами работы являются профилактика здорового и безопасного образа жизни, профилактика курения, алкоголизма, наркомании, координация деятельности с организациями (государственными, общественными и т.п.), реализующими проекты в области спортивного волонтерства); экологическое направление реализуется в проектной деятельности (студенты принимают активное участие в озеленении и сезонной уборке территорий, оказывают помощь птицам и бездомным животным, работают в приютах для животных (реализация проектов «Поможем тем, у кого лапки». Руководитель проекта – Жаплова Татьяна Михайловна, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики), участвуют в ежегодной акции «Дорогою добра», посвященной международному дню защиты животных); добровольно участвуют в экологических акциях (очищение реки Урал, уборка территории в Зауральной роще и др.); участвуют в акциях по сдаче крови в донорских проектах, популяризации донорства среди молодежи; гражданско-патриотическое направление реализуется посредством участия волонтеров в восстановлении воинских захоронений, помощи в реставрации памятников культуры и др.
Добровольческая деятельность для студента – это не только участие в социально значимой деятельности, альтруизм, самореализация, но и приобретение навыков, опыта, новых знаний, установление личных контактов, путь к оплачиваемой работе в будущем, это возможность зарекомендовать себя как ответственного, работоспособного гражданина, эффективно распоряжающегося своими способностями к труду, что привлекательно для потенциальных работодателей.
Учебная деятельность высшего учебного заведения дополняется обширными дополнительными образовательными программами, участием в проектах, конкурсах.
Оренбургский государственный университет вошел в консорциум университетов шести стран, получивших грант программы Евросоюза «Эразмус+» по направлению КА2 на реализацию проекта «От университета к рынку труда 21-го века: шаг навстречу трудоустройству».
Проект в рамках направления КА2 предусматривает обмен опытом университетов разных стран в целях развития потенциала высшего образования. В нем принимают участие университеты Испании, Австрии, Франции, Республик Беларусь и Азербайджан, российские вузы: МГУ, ОГУ, Сибирский федеральный университет, Альметьевский государственный нефтяной институт.
Университет активно участвует в проектах, являющихся инновационными механизмами по взаимодействию образовательной организации с работодателями: проекте «Профстажировка 2.0» (успешное выполнение студентом кейс-заданий потенциальных работодателей является своеобразным лифтом мобильности по реализации своих знаний, умений и навыков в наиболее привлекательной сфере деятельности); участвует в конкурсах (Всероссийский конкурс молодых профессионалов «Контур.Старт!», предоставляющий возможность студентам проверить знания в предпринимательстве, гостиничном бизнесе или бухгалтерии, решить реальные сценарии и кейсы в веб-сервисах); организует прохождение практик на предприятиях разных направлений и др. 110 студентов ОГУ вышли в финал образовательной олимпиады «Я – профессионал», реализуемой при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
За последние годы (2015–2020 гг.) региональным центром содействия трудоустройству и адаптации к рынку выпускников образовательных учреждений Оренбургской области было реализовано более 100 проектов.
Заключение. В условиях современного развития экономики и образования как ее движущей силы, важного ресурса социально-воспитательная работа является фактором развития человеческого капитала.
В результате реализации комплекса условий по выстраиванию социально-воспитательной работы в Оренбургском государственном университете были достигнуты значительные результаты:
- совершенствование нормативно-правовой базы по выстраиванию социально-воспитательной работы в университете;
- ориентация студентов на конвенциональные модели поведения, снижение правонарушений среди студентов университета;
- расширение форм участия студентов в управлении университетом через студенческую профсоюзную организацию и органы студенческого самоуправления;
- возрастание количества культурно-массовых, интеллектуальных мероприятий, проводимых структурными подразделениями университета совместно с потенциальными работодателями, государственными и общественными организациями;
- увеличение количества студентов, вовлеченных в реализацию инновационных проектов;
- расширение площадки университета за счет интеграции с некоммерческими организациями;
- увеличение числа обучающихся, вовлеченных в волонтерское движение;
- рост количества студентов, вовлеченных в движение строительных отрядов, творческую деятельность.