Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE SOCIO-ECONOMIC ROLE OF HIGHER EDUCATION

Demidko E.V. 1 Kazinets V.A. 1
1 FBSEO HE «Pacific National University»
Today, there is an increasing debate about whether the sphere of higher education is exclusively a service or is it a necessary component of state policy that allows you to form not only a high level of labor potential of the country, but also to contribute to the spiritual growth of each person, educating him as a citizen? The purpose of this article is to reveal some aspects of this problem. The author considered the role of higher education from several sides: the economic aspect, including the formation of scientific, technical and labor potential of the country and the region; the quality of working life, as an element of quality of life in General; the relationship between the level of education and the level of remuneration, as the material basis of quality of life. The following is shown: the sphere of higher education is a complex and multicomponent mechanism that affects various spheres of socio-economic life of the population and accompanies both labor and social activities of a person, his social and personal life. It is argued that today the sphere of higher education can be considered as the basic sphere of reproduction of society and the economy, which covers the processes of transfer of knowledge, as well as training and education, it should now become an integral socio-economic component that accompanies a person throughout his life.
higher education
quality of life
quality of working life
labor potential
scientific and technical potential

Сегодня динамика различных сторон социально-экономической ситуации в Российской Федерации все больше и больше показывает, что качественное развитие обеспечивается не только и не столько природными богатствами, сколько уровнем научно-технического потенциала, который в свою очередь в значительной степени зависит от количества и качества подготовки научно-исследовательских и инженерно-технических кадров. Это значит, что совокупный интеллектуальный потенциал населения является необходимым условием достижения и поддержания высокой конкурентоспособности страны, а главным условием развития такого интеллектуального потенциала служит эффективная система высшего образования. Именно в связи с указанными аспектами все чаще констатируется необходимость кардинального повышения качества системы высшего образования в России.

Вместе с тем важно отметить не только утилитарную функцию сферы высшего образования как системы подготовки специалистов для народно-хозяйственного комплекса России, но и ее социальную роль как инструмента повышения качества жизни и населения в целом и отдельного гражданина в частности.

Целью исследования является выявление интегрированной социально-экономической роли сферы высшего образования, ее влияния на качество жизни населения.

Материалы и методы исследования

Для реализации поставленной цели были рассмотрены экономические и социальные взаимосвязи сферы высшего образования как с аспектами индивидуальной жизни граждан, так и с функционированием отдельных субъектов экономики страны. В качестве методов исследования использовались: анализ литературных источников, статистический и системный анализ.

Воздействие сферы высшего образования на социально-экономическую систему страны прямо или косвенно рассматривалось многими авторами [1–3]. Ими проанализированы различные аспекты: кадровые, материально-технические, финансовые, социальные и конъюнктурные особенности такого влияния, уровень их воздействия на разные составляющие факторы и элементы социально-экономической динамики, на качество жизни населения.

Рассмотрим прежде всего экономические аспекты, которые наиболее ярко выражены, так как роль сферы высшего образования здесь очень существенна.

Очевидно, что накопленный опыт, умения, знания кадров как составляющие научно-технического потенциала народно-хозяйственного комплекса любой страны являются ключевыми факторами развития. Отдельный интерес здесь вызывают сложившаяся структура квалификации научно-технического персонала и его перманентная трансформация на основе существующей производственно-экономической системы отраслей в новое количество и качество. В свою очередь это содействует как увеличению научно-технического потенциала, так и росту потенциала кадров, их качественному развитию.

В краткосрочном периоде (до 3 лет) научно-технический потенциал отрасли можно увеличить созданием высокотехнологичных предприятий на основе готовых импортных технологий, привлекая уже готовые инженерно-технические кадры. Однако такой подход рано или поздно потребует создания системы подготовки научных и инженерно-технических кадров для целей дальнейшего развития – отраслевой системы высшего образования (рис. 1), иначе дальнейшее развитие невозможно.

Рис. 1. Формирование и развитие научно-технического потенциала отрасли

В подтверждение вышесказанного можно привести результаты уже ставшего классическим исследования Э. Денисона [4], которое показало, что, во-первых, существенный разрыв в выработке одного работника в различных странах нельзя объяснить отличиями в капитале, труде или в масштабах дела; во-вторых, подобный разрыв существует не в отдельных, а практически во всех отраслях или видах деятельности. Э. Денисон рассматривал его как зависимость выработки и зарплаты работников от уровня образования и применил для него понятие «качество труда».

М.В. Глазырин также утверждает, что долгосрочное и восходящее развитие общества представляется возможным лишь в связи с развитием сферы высшего образования, с ростом ее роли и качества, так как и информация, и знания, которыми владеет человек, – неотъемлемый источник роста благосостояния нации [5].

Многие из других исследователей этой проблематики также рассматривали сферу высшего образования как один из предопределяющих факторов, непосредственно формирующих уровень конкурентоспособности национальной экономики и, соответственно, уровень жизни. Это подтверждает и практика многих стран, когда в индикаторы качества жизни включают величину расходов на образование [6].

Подводя промежуточный итог, необходимо указать на следующее: объективно сфера высшего образования не может следовать исключительно за текущими потребностями народно-хозяйственного комплекса – она должна ориентировать на перспективу; готовить кадры не только собственно для предприятий и отраслей, удовлетворяя их текущие потребности, но и принимать во внимание потребности научно-исследовательских организаций. Ведь если сфера высшего образования не нацелена в том числе и на научные исследования, то в конце концов происходит ее деградация и, как следствие, снижение научно-технического потенциала страны в целом.

В дополнение к функции повышения научно-технического потенциала следует указать еще одну важную функцию сферы высшего образования – обеспечение переподготовки и повышения квалификации уже работающего населения, в том числе предпенсионного возраста, что позволяет:

– оперативно реагировать на изменение количественных и качественных требований к структуре рабочей силы;

– снижать безработицу;

– сглаживать социальные различия в доходах населения;

– максимально эффективно использовать имеющийся трудовой потенциал.

Другой важный фактор, обусловливающий роль сферы высшего образования, – ее влияние на качество трудовой жизни. Существуют его разнообразные определения. Чаще всего под качеством трудовой жизни понимают совокупность действительных условий труда, которые обусловливают уровень реализации трудового потенциала работника, коллектива предприятия, общества. Один из существенных компонентов качества трудовой жизни является содержание трудовой жизни. В аспекте данного исследования в содержание трудовой жизни имеет смысл включить:

1) условия труда;

2) величину оплаты труда;

3) возможность самовыражения и самореализации;

4) потенциал карьерного и профессионального роста;

5) социальную значимость работы;

6) ценностные и нравственные установки личности, ее жизненные ориентиры.

Собственно содержание труда и определяет во многом развитие личности. При этом влияние сферы образования заключается в его прямом воздействии на пункты 2–4 из вышеперечисленного списка. Так, А.Г. Махмутова в своем исследовании [7] показала, что между дополнением и обновлением умений, знаний, навыков и содержанием труда существует высокая корреляционная связь (r=0,97). Между дополнением и обновлением умений, знаний, навыков и условиями труда также имеется высокая связь (r=0,95).

Следующая функция сферы высшего образования – это ее влияние на экономические основы уровня жизни населения в целом и индивидуального работника в частности. Так, В.А. Тараканов утверждает, что для современной экономики, базирующейся на информации и знаниях, наличие высшего образования – одно из существенных условий для получения работы с высоким уровнем оплаты [8]. В доказательство этого утверждения проведем выявление взаимосвязи экономической основы качества жизни и сферы высшего образования на основе методики Е.Ю. Гоман [9].

В качестве показателя экономической основы качества жизни населения согласно методике примем среднемесячную заработную плату. Обоснование этого выбора базируется на следующем: для большинства населения среднемесячная заработная плата является единственным источником дохода (рис. 2). Приведены округленные данные.

Рис. 2. Сводные показатели структуры денежных доходов населения, удельного веса доходов по группам населения и распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в Хабаровском крае по данным Госкомстата России

Из данных таблицы видно, что заработная плата и социальные выплаты в совокупности составляют 71%. Такая доля концентрации доходов у 64% населения с доходами позволяет утверждать, что для этого стратовой группы они являются главным источником финансовых средств. У оставшихся 36% людей, получающих 63% доходов населения, большую долю составляют поступления от предпринимательской деятельности и собственности, а зарплата и социальные выплаты здесь не являются определяющими. На это указывает и Е.В. Чеканов: для основной доли наемных работников это основной источник финансовых средств, и именно от него зависит уровень качества жизни и самого работника, и его семьи [10].

В связи с этим необходимо сказать следующее: в современных российских условиях самый большой вклад в различия в заработной плате привносят два фактора — отличия в структурах занятости и компенсация за неблагоприятные условия проживания на различных территориях. При этом при прочих одинаковых условиях для территорий с похожей структурой природных условий отличия в структуре занятости населения будут обусловлены отличиями в структуре их производственных систем: чем больше доля производимой переработки сырья, тем больше доля создаваемой добавленной стоимости, и, соответственно, тем выше возможности увеличения зарплаты.

Очевидно, что для технически сложных производств требуются специалисты с высоким уровнем знаний, навыков и умений, что предполагает наличие у них высшего образования. Вывод: чем выше уровень образования, тем больше возможность устроиться на высокооплачиваемую работу и обеспечить тем самым хороший экономический базис для повышения качества жизни.

И еще одна функция сферы высшего образования заключается в том, что, по мнению А.И. Субетто, современная социально-экономическая система стала «наукоемкой, интеллектоемкой, образованиеемкой, управляемо (планово)-рыночной, быстроходной экономикой» или «экономикой знания» [11].

В соответствии с вышесказанным образовательная политика государства должна стать одним из главных составляющих его стратегии, так как любые реформы, не учитывающие значимость сферы высшего образования, не будут системными и неизбежно приведут к существенному снижению экономического и технологического суверенитета, значительному понижению конкурентоспособности.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что сфера высшего образования является сложным и многокомпонентным механизмом, воздействующим на различные сферы социально-экономической жизни населения, и сопровождает как трудовую, так и социальную деятельность человека, его общественную и личную жизнь. Для человека – это инструмент реализации творческого и личностного потенциала. Для регионов – это инструмент воспроизводства и формирования инженерно-технических кадров, повышения территориальных трудового и научно-технического потенциалов и, как результат, повышения конкурентоспособности. Для государства – это инструмент обеспечения прогресса и в науке, и в технологиях для изменения качества жизни населения к лучшему, способности оперативного реагирования на изменение целей развития государства и общества, нивелирования социального неравенства (табл.).

Закономерности влияния сферы высшего образования на качество жизни

Элемент

Воздействие

Эффект

Содержание труда

Чем больше уровень умственного труда, тем богаче содержание труда и он более привлекателен для работника, который получает большее удовлетворение от работы

Жизнь человека становится более интересной, насыщенной, сосредоточенной на положительных целях, позволяет хорошо адаптироваться в социуме в социально-психологическом плане

Личностное развитие

Рост уровня образованности содействует физическому, духовному и творческому развитию личности

Вознаграждение за труд

Для экономики знаний наличие высшего образования – одно из важных условий трудоустройства на высокооплачиваемую работу

Дает человеку возможность более полно удовлетворять свои потребности

Трудовой потенциал

Увеличение доли работников с высшим образованием повышает совокупный человеческий потенциал территории

Повышает конкурентоспособность и социально-экономический потенциал региона, что дает возможность осуществлять различные мероприятия для повышения качества жизни населения

Научно-технический потенциал

Увеличение доли работников с высшим образованием увеличивает потенциал для формирования конкурентоспособных предприятий и новых отраслей промышленности

 

Заключение

Таким образом, сегодня сфера высшего образования является основой научно-технического прогресса страны, позволяющей эффективно не только поддерживать процессы передачи знаний, умений и навыков от поколения к поколению, но и умножать их. Она – неотъемлемый социально-экономический компонент, сопровождающий человека всю его жизнь. Именно поэтому государственная политика в сфере высшего образования должна являться составляющей частью стратегии государства, так как она дает возможность решать не только тактические научно-технические задачи, но и стратегические задачи повышения качества функционирования в целом, включая задачу повышения качества жизни всех слоев населения.