Научно-методическое обеспечение подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям обусловлено необходимостью опережающей подготовки кадров высшей квалификации, необходимостью интеграции вузов Кыргызской Республики в мировое образовательное пространство, где завершающим (третьим) этапом многоуровневого образования является подготовка докторов PhD по разным научным направлениям (в соответствии с Болонской декларацией).
PhD (Philosophiе Doctor) – международная аббревиатура, характеризующая научную степень в западной системе образования. Степень присуждается почти во всех научных областях, например доктор философии по литературе. Для ее получения необходимо провести самостоятельное исследование в определенной научной сфере. Исследование должно иметь серьезный научный вклад и быть оформлено в виде законченной научной работы или диссертации, которую кандидат должен защитить на заседании аттестационной комиссии.
В Кыргызстане подготовка докторов PhD по педагогическим направлениям является недостающим звеном многоуровневой подготовки, где до сих пор отсутствует квалифицированная подготовка кадров. Относительно Кыргызской Республики это означает совершенствование опережающей подготовки выпускников разного уровня с учетом современных тендеций и потребностей республики в научно-педагогических кадрах. В стратегии развития Кыргызской Республики отмечается: «Необходимо обеспечить возможности системы образования на всех уровнях в целях формирования навыков, обеспечивающих переход от сферы обучения к сфере труда. Стоит задача повышения качества профессиональной подготовки в соответствии с запросами рынка труда, включая условия интеграции с ЕАЭС» [1, с. 17].
Анализ современной ситуации подготовки докторов PhD в Кыргызской Республике говорит о существовании ряда не совпадающих явлений:
- между необходимостью интеграции в мировое образовательное пространство путем реализации многоуровневого образования, завершающим этапом которого является подготовка докторов PhD по разным научным направлениям (в том числе по образованию), и объективными материально-техническими, организационно-методологическими возможностями реализации таких образовательных программ;
- между требованиями подготовки научных, научно-педагогических кадров новой формации, способных отвечать современным вызовам экономики, культуры, науки и образования, и отсутствием научно-теоретических предпосылок и организационно-методологических условий подготовки докторов PhD по педагогическому направлению;
- между гармонизацией отечественных технологий подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации с мировыми стандартами, а также отсутствием методического, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения такой подготовки;
- между необходимостью методических разработок по подготовке докторов PhD по педагогическим направлениям и отсутствием адаптированных к экономическим условиям Кыргызской Республики и др.
Цель исследования. Указанные противоречия свидетельствуют о существовании проблемы, суть которой в теоретическом плане состоит в определении научно-теоретических основ подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям, в практическом плане – в разработке научно-методических путей подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям в вузах Кыргызстана. Подготовка докторов PhD по педагогическим направлениям рассматривается как качественный прорыв на пути реализация задач многоуровневой подготовки научно-педагогических кадров в соответствии с принципами международной практики и подготовки конкурентоспособных профессионалов на современном рынке труда.
Материал и методы исследования. В соответствии с целью статьи разработан научно-исследовательский инструментарий, т.е. определены методы исследования. В качестве основных методов исследования мы использовали теоретические методы анализа источников, документов, касающихся высшего образования в КР, а также эмпирические методы (анкетирование).
В настоящее время система высшего педагогического образования в Кыргызской Республике двухуровневая: бакалавриат – магистратура, а подготовка кадров высшей квалификации осуществляется через аспирантуру и докторантуру. А на горизонте, как альтернатива, на наш взгляд, стоит задача подготовки докторов PhD по западной модели. Следовательно, требуются иные компетенции, иной уровень подготовки, нежели традиционная академическая работа, чем и обусловлена актуализация компетентностного подхода в подготовке кадров. Прежде всего, такие компетенции, как: проведение патентного поиска и опыта передачи научной информации с использованием современных информационных и инновационных технологий; ораторского искусства и публичного выступления; лидерского управления и руководства коллективом; умения планировать и прогнозировать свое дальнейшее профессиональное развитие. В качестве принципиального преимущества докторов PhD по педагогическим направлениям мы считаем - свободное владение и общение на иностранном языке, что дает широкую возможность в плане международных контактов с коллегами. Именно поэтому даже в программы подготовки докторов PhD вводятся практико-ориентированные курсы, способствующие более успешному трудоустройству выпускников третьего уровня на рынке труда [2, c. 41].
В западной модели подготовки докторов PhD популярна так называемая учебная модель подготовки докторантов, где образовательные программы насыщены большим числом учебных курсов и контрольных мероприятий, практических занятий, направленных на формирование практических профессиональных компетенций. В результате научная деятельность докторантов, как и представляемая ими диссертационная работа, отходит на второй план, и важным становится факт выполнения образовательной программы.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ состояния подготовки докторов PhD в Кыргызской Республике говорит о том, что в соответствии с Приказом Министерства образования и науки № 733/1 от 12.12.12 были определены 6 вузов, осуществляющие пилотные проекты по внедрению программ PhD. Согласно данному приказу в 2013 году в вузах: КГУСТА им. Н. Исанова, КНАУ им. К. Скрябина, МУК, БФЭА, КНУ им. Ж. Баласагына (ИИМОП), КГТУ им. И. Раззакова - была начата подготовка докторов PhD [3]. Согласно Приказу «Об организации эксперимента по разработке и реализации докторских программ PhD» была создана рабочая группа из ведущих экспертов и специалистов пилотных университетов и утвержден план мероприятий по реализации данного эксперимента [4]. Реально оказалось, что за 7 лет из 108 соискателей дошли до защиты дипломов 3 докторанта, и те граждане Республики Казахстан [5]. Однако это не означает, что Кыргызстану не следует заниматься подготовкой докторов PhD и оставаться на обочине мировых тенденций образования. Необходимо продолжать работу по переходу на систему подготовки и аттестации докторов PhD, так как такая программа по своему статусу призвана задавать общий тренд развития науки, продвигать инновационные проекты и в целом работать на качественную модернизацию страны во всех направлениях [6]. Здесь важно определиться, каких докторов PhD (философии или по профилю) важно готовить по конкретному научному направлению.
Подготовка докторов PhD в вузах Кыргызской Республики продолжает оставаться слабым звеном третьей ступени многоуровневого образования, где до сих пор отсутствует системная квалифицированная подготовка кадров по различным научным направлениям. Более того, до сих пор отсутствует научно-правовая база и методологические принципы подготовки докторов западного образца, хотя на страницах печати изредка появляются дискуссии о статусе и назначении данного вида образования (Э.Р. Сакимбаев, Ч.У. Адамкулова, Б.К. Тыналиева и др.) [3-5]. Что касается подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям в Кыргызской Республике, то об этом разговор только начинается, в связи с чем предстоит задуматься над множеством вопросов, начиная от проблемы научно-практической необходимости подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям, кончая научно-методическим, организационным, финансово-экономическим обеспечением данного вида многоуровневого образования в республике.
Отсутствие до настоящего времени надлежащей научно-методологической, организационно-методической базы и др. условий подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям диктует необходимость обращения к опыту других государств, включая страны ближнего и дальнего зарубежья. Краткий экскурс в историю образования с этой целью показывает, что в мировой практике существует разный опыт подготовки докторов PhD по разным научным направлениям [2; 6-8].
Суть проблемы исследования состоит в том, что сегодня Кыргызстан нуждается в подготовке докторов PhD, формировании конкурентоспособных кадров как внутри страны, так и на международном рынке труда, для чего необходимо завершить переход на западную академическую модель образования, что одновременно будет соответствовать интеграции в мировое образовательное пространство. Но такая подготовка кадров высшей квалификации, на наш взгляд, должна проводиться как альтернатива уже имеющейся традиционной институциональной форме подготовки кадров высшей квалификации, принятой в Кыргызстане - аспирантура и докторантура. Предварительный анализ состояния подготовки докторов PhD по разным научным направлениям в Кыргызстане показывает, что до сих ведущие вузы республики, за исключением Кыргызско-Турецкого университета «Манас», не начали (а если начали, то еще не выпустили) подготовку реальных докторов PhD.
Среди объективных причин такого положения, наряду с неопределенностью организационно-правовых, финансово-экономических и др. аспектов подготовки докторов PhD по разным научным направлениям, является неразработанность научно-методических основ подготовки специалистов данного академического уровня. Это напрямую касается подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям.
В связи с реформированием высшего образования, а также с переходом вузов Кыргызской Республики на многоуровневую систему образования, возникает ряд проблем, связанных с совершенствованием послевузовской подготовки кадров высшей квалификации. В рамках конкурса, проводимого Министерством образования и науки Кыргызской Республики, был утвержден научный проект на тему «Научно-методическое обеспечение подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям», который был разработан коллективом кафедры педагогики высшей школы КНУ им. Ж. Баласагына, с января 2019 г. приступившим к его реализации. Исследование рассчитано на 3 года и будет проходить в три этапа (2019-2021 гг.). Проект направлен на разработку научно-методических путей перехода на новый образовательно-научный уровень подготовки молодого ученого, а именно, нацелен на поиск решений путей улучшения качества реализации подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям для Кыргызской Республики.
Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, соответствовать современным тенденциям развития человеческого общества, отвечать интересам конкретной личности и потенциального работодателя, что требует опережающей подготовки научно-педагогических кадров в соответствии с нуждами республики и необходимостью интеграции вузов Кыргызской Республики в мировое образовательное пространство.
Модернизация профессионального образования как неотъемлемое условие перехода страны на многоуровневое образование предполагает целый ряд шагов, направленных на изменение цели, задач, структуры и содержания высшего образования с учетом принципов опережающего образования. И, в первую очередь, это касается подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям, которая должна выступать как обязательный компонент профильной подготовки и необходимым условием общей профессиональной компетентности и должна быть осознана и принята научно-педагогической общественностью.
На первом этапе реализации проекта (который уже завершился) нами была изучена сущность понятийного аппарата, особенность PhD-программ, реализуемых в зарубежных вузах, проанализированы научно-теоретические основы и современное состояние подготовки докторов PhD по педагогическим направлениям в мировом образовательном пространстве и в странах СНГ; разработан учебно-методический инструментарий докторской программы PhD по педагогическим направлениям.
Для изучения готовности преподавателей и магистрантов к реализации докторской программы PhD по педагогическим направлениям в вузах КР нами была разработана анкета. В анкетировании приняли участие 200 человек: из Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына (КНУ) 32 преподавателя и 36 магистрантов; Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева (КГУ) 37 преподавателей и 32 магистранта; Бишкекского государственного университета (БГУ) 30 преподавателей и 33 магистранта. Всего: ППС – 99 человек, магистрантов – 101 человек.
Анализ анкет показал, что большая половина опрошенных преподавателей (66%) считают, что рано открывать третью ступень - программу PhD многоуровневого образования, так не знают, как это система будет организована и кто ее будет финансировать. Остальные считают, что надо внедрять эту систему, так как рано или поздно надо интегрироваться в мировое образовательное пространство (18%). Определенная часть преподавателей считает традиционную систему подготовку кандидатов и докторов наук оправданной и проверенной практикой (16%).
На вопрос «Что вы знаете об образовании доктора PhD в Кыргызстане?» в целом у ППС есть общее представление, что это третья ступень многоуровневого образования после магистратуры, но нет четкого представления понятий «академическая степень», «ученая степень» и др. понятий. На вопрос «Хотели бы вы получить образование доктора PhD по педагогическим направлениям?» из 99 опрошенных 59% ответили - «затрудняюсь», 22% ответили - «нет», и 19% ответили - «да». На вопрос «Как вы оцениваете возможности вузов Кыргызстана по подготовке доктора PhD по педагогическим направлениям?» ППС считают: 35% - «низкий», 39% - «средний» и 26% - «высокий».
Вторую группу респондентов составили магистранты, при выборе университетов в качестве объекта исследования мы исходили из предположения о том, что традиционно эти вузы (КНУ, КГУ, БГУ) в основном готовят педагогические кадры для системы образования КР, в этих вузах имеется магистратура по направлению «Педагогика», и выпускники этих вузов в большинстве своем ориентированы на профессиональную педагогическую деятельность. Исходя из этого, магистрантам были заданы следующие вопросы и получены соответствующие ответы.
На вопрос «Что вы знаете об образовании доктора PhD в Кыргызстане?» в целом у магистрантов тоже есть общее представление о многоуровневом образовании. На вопрос «Хотели бы вы получить образование доктора PhD по педагогическим направлениям?» из 101 опрошенных: 27% ответили - «затрудняюсь», 23% ответили - «нет», и 50% ответили - «да». На вопрос «Как вы оцениваете возможности вузов Кыргызстана по подготовке доктора PhD по педагогическим направлениям?» ППС считают: 28% - «низкий», 43% - «средний» и 29% - «высокий».
Анализ ответов магистрантов свидетельствует, что 50% намерены в будущем поступить в докторантуру PhD по педагогическим направлениям. В этом мы усматриваем оптимистический настрой большинства магистрантов, находящихся на начальном уровне профессиональной подготовки, и что многие из них смутно представляют сложности, связанные с научной деятельностью и финансовыми проблемами. В то же время почти 50% не спешат продолжать профессиональное образование, мотивируя это необходимостью работать и улучшить материальное состояние, а также неимением достаточной информации о требованиях для продолжения учебы на третьей ступени - в докторантуре.
Таким образом, частичное изучение отношения магистрантов и ППС трех вузов, традиционно занимающихся подготовкой педагогических кадров, говорит о том, что как среди магистрантов, так и среди ППС отношение к подготовке доктора PhD по педагогическим направлениям пока остается достаточно скептическим. ППС волнует организационная и финансовая неопределенность, большинство магистрантов не знакомы с условиями, требованиями приема в докторантуру и будущей перспективой данного вида образования.
На втором и третьем этапе реализации проекта будет организована работа по обобщению имеющегося опыта в реализации программы PhD по педагогическим направлениям и осуществляться исследование перспектив реализации программы PhD по педагогическим направлениям в Кыргызстане для обеспечения интеграции в мировое образовательное пространство. Участники проекта будут заниматься разработкой научно-методического, организационно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения подготовки программы PhD по педагогическим направлениям, которые будут адаптированы к экономическим условиям Кыргызской Республики.
Заключение
Из вышеизложенного следует, что на данном этапе исследования социально-педагогического значения программы доктора PhD по педагогическим направлениям в КР необходимо детально изучить организационно-правовые, научно-методические и финансово-экономические условия и требования для реализации данного академического уровня образования. Поэтому, на наш взгляд, пока нет ясности в финансово-экономической поддержке данной программы со стороны государства (как например, в Казахстане), о полном переходе на данную подготовку высококвалифицированных кадров в нашей стране говорить рано.