Изменения в жизни российского общества последних лет, проявляющиеся в усложнении видов профессиональной деятельности, связанные с информатизацией общества, технологизацией производства и обслуживания, предъявляют все более высокие требования к личности современного молодого специалиста и актуализируют процесс профессиональной социализации студенческой молодежи как одной из ведущих функций вуза. Процесс профессиональной социализации в вузе наряду с формированием профессиональной культуры личности, усвоением специальных знаний, умений способствует формированию опыта профессиональной деятельности личности, адаптации в профессиональной среде, овладению ключевыми компетенциями, приобретенными в результате индивидуального опыта, что является основой ее профессионального становления, дальнейшего профессионального развития и совершенствования.
В условиях быстро меняющейся социально-профессиональной среды происходит изменение схемы социализации: формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. Усложнение профессиональной социализации, замена знаниевой парадигмы образования на компетентностный подход требуют от вчерашнего студента готовности вступать в производственно-трудовые отношения. Стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста выступают профессионализм и компетентность, которые обеспечивают выпускникам конкурентоспособность и мобильность в динамично изменяющихся условиях. На современном рынке труда все более востребованными становятся высококвалифицированные кадры с опытом практической работы на отечественных и зарубежных предприятиях, что, безусловно, создает трудности для выпускников вузов, которые не имеют трудового стажа. Залогом успешной будущей профессионально-трудовой деятельности студентов, основой профессиональной социализации становится качественное профессиональное образование, предполагающее сформированность как общекультурных, так и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательными и профессиональными стандартами. Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе производственной практики студентов, которая занимает особое место среди различных средств социализации и является составляющей процесса профессиональной социализации.
Современная система организации производственной практики в вузах с каждым годом все менее соответствует требованиям рынка, запросам бизнес-сообществ, задачам, стоящим перед нашим государством, что значительно затрудняет процесс формирования профессиональной компетентности специалиста, негативно отражается на результативности социально-профессиональной социализации будущих специалистов. В сложившихся условиях вузы, реагируя на запросы рынка, ориентируясь на новые критерии качества и успешности профессиональной социализации, пытаются найти более эффективные способы организации и проведения производственной практики студентов.
Перечисленные обстоятельства актуализируют исследования роли производственной практики в процессе профессиональной социализации на этапе получения профессионального образования в вузе, направленные на выявление недостатков в осуществлении практики на современном этапе и возможностей ее совершенствования.
Материалы и методика исследования. Специфика вузовской профессиональной социализации в последнее время активно разрабатывается российскими учеными. Различные подходы таких исследователей, как И.Н. Терентьева, О.Д. Опарина, Н. А. Перинская, А.Б. Гросс, С.И. Кучмиева, М.К. Карпова и иные, были ранее рассмотрены в работах автора [1] и позволяют сделать вывод, что специфика профессиональной социализации студентов состоит в пограничном расположении между первичной и вторичной стадиями социализации. С одной стороны, процесс обучения в вузе не является этапом погружения в трудовую деятельность, с другой – необходимо учитывать, что образовательный процесс предусматривает наличие целого ряда практик на профильных предприятиях. Кроме того, сегодня значительная часть студенчества очной формы обучения совмещает учебу и работу. Многообразие точек зрения на место вузовской социализации в общем процессе социализации затрудняет исследование роли производственной практики, так как ее значение и результативность будут рассматриваться на основе различных критериев. На наш взгляд, профессиональная социализация студентов вуза может быть представлена в качестве составляющей целенаправленной дотрудовой профессиональной социализации индивида, является активной фазой социализационного процесса, направленного на формирование активного субъекта профессионально-трудовых отношений.
Эффективным инструментом и базой профессиональной социализации будущих специалистов выступает производственная практика, так как именно в процессе практической деятельности решаются основные задачи, характерные для этапа вузовской профессиональной социализации. Практика рассматривается как вид учебной работы, направленной на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических умений и навыков по избранной специальности, направлению. В образовательных стандартах нового поколения практикам и стажировкам уделяется особое место, поскольку именно в ходе практической деятельности возможно формирование профессиональных компетенций специалиста.
Являясь важным звеном в процессе профессиональной социализации будущих специалистов, производственная практика направлена на реализацию обучающей, воспитательной и адаптационной функций. Ее смысл в целом заключается в закреплении базовых знаний и умений, навыков, полученных в процессе теоретического обучения, формировании профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности. Практика позволяет окончательно определиться в правильности выбора профессии, оценить свое соответствие и готовность к предстоящей профессиональной деятельности, дает возможность вовремя скорректировать дальнейшее развитие карьеры, способствует профессиональному самоопределению личности в процессе вузовской подготовки.
Как форма погружения в профессию производственная практика выступает в качестве профессиональной среды, которая создает условия для овладения жизненным опытом, расширения профессиональных контактов студента, формирования навыков самоуправления. Именно в процессе практики студенты непосредственно усваивают определенную систему норм, правил, социальных ролей и ценностей, характерных для профессиональной культуры, получают навыки общения с разными людьми. Практика предполагает получение обучающимися навыков самостоятельной практической деятельности: решения производственных, организационных, принятия управленческих решений. При определенных условиях практикант может получить приглашение на работу в учреждение, где проходила производственная практика.
Результаты исследования и их обсуждение. Производственная практика имеет огромный потенциал для решения задач профессиональной социализации, но, к сожалению, на деле многие из обозначенных выше ее достоинств остаются лишь теоретическими положениями. Проводимые автором на протяжении нескольких лет исследования «Практика глазами студентов», включающие анкетирование студентов, получающих образование по профилю «Управление гостиничным и туристическим бизнесом», анализ отчетов о прохождении практики и ответов студентов на публичных защитах практики, наблюдение процесса прохождения практики на различных предприятиях сферы туризма и гостеприимства, позволяют обозначить недостатки в организации производственных практик студентов.
Анализ обозначенных материалов выпускников 2018 и 2019 гг. показывает, что большинство (89%) респондентов отмечают важность практики в процессе получения профессии в вузе, остальные, не отрицая важности практики, считают «тратой времени» практику, которая существует в настоящее время; 78% респондентов считают достаточным количество времени, отведенного на производственные практики. В группе тех, кто считает недостаточным время на практическое обучение, велика доля тех студентов, которые ориентированы на зарубежную пятимесячную стажировку в Турции, но не могут осуществить это из-за графиков практик. В качестве замечаний по срокам организации практик было справедливо указано, что они в основном приходятся на самый пик загруженности сотрудников предприятий, что плохо влияет на процесс обучения практикантов.
Хотя вуз и кафедра полностью обеспечивают студентов базами практик, предоставляют возможность выбора предприятия (турфирма, гостиница, ресторан или другое предприятие гостеприимства), с которыми заключены договоры, 15% обучающихся оказались не удовлетворены организацией практики со стороны вуза, так как не смогли попасть на престижное предприятие сферы туризма и гостеприимства. Как негативный момент в организации практики студенты отметили рост количества документов, которые нужно оформить до и после прохождения практики, что отнимает много времени, отведенного на практику. О своем желании проходить следующую практику на том же предприятии высказались лишь 42% респондентов. С одной стороны, это можно расценивать как стремление поработать на разных предприятиях сферы туризма и гостеприимства, что часто практикуется как возможность узнать деятельность различных предприятий направления (23%), но, с другой стороны, комментарии практикантов говорят об ином: «Больше на этом предприятии ничего нового не узнаем» (7%), «Практика формальная, мы здесь никому не нужны» (28%).
О трудностях на практике заявило незначительное число респондентов (17%). Основная часть – это студенты, проходившие стажировку в Турции, заявившие о проблемах культурной и климатической адаптации. Недостаток знаний по профессиональной деятельности испытывали стажеры, отправившиеся на зарубежную стажировку на втором курсе, когда дисциплины специализации еще не изучались [2]. Можно предположить, что у остальных трудности были связаны с плохой теоретической подготовкой по специальности.
Практика помогла 48% опрошенных «лучше узнать свою профессию»; 54% «убедились в том, что сделали правильный выбор»; 39% «не определились, так как практика не дела четких представлений о профессии» (как правило, это прошедшие практику формально), 7% поняли, что «это не их профессия». Студенты отметили, что за время прохождения практики приобрели коммуникативные навыки, научились общаться с клиентами, в том числе и опосредованно; оформлять документацию; работать в системе бронирования; систематизировать информацию; быть мобильными и ответственными. В качестве результатов прохождения практики более половины респондентов назвали «сбор материала для ВКР»; 28% – установление контактов с работодателями, 15% – приглашение на работу или стажировку.
Анализ подтвердил выводы специальных исследований, проведенных в российских учебных учреждениях в последние годы, что на успешность профессиональной социализации студентов в значительной мере оказывает влияние деятельность организации, на базе которой проходила их производственная практика. Оценивая работу руководителей практикой от предприятия, 42% студентов отметили тесное взаимодействие, обучение и передачу опыта, доброжелательное отношение, 39% – «доброжелательное отношение, но заниматься студентами было некогда, поэтому просто наблюдали за работой менеджера, иногда выполняя разовые, часто не относящиеся к профессиональной деятельности поручения», 11% – «доброжелательное отношение, но были никому не нужны». Справедливо будет также добавить, что часть практикантов, негативно оценивших организацию практики, просто изначально не были заинтересованы в получении опыта, так как уже работают по другой специальности.
В качестве идеальной модели производственной практики студентами были предложены следующие варианты: «практика в крупной компании с последующим трудоустройством», «практика с обязательным закреплением наставника, предусматривающая оплату работы с практикантами, чтобы была мотивация передачи опыта и знаний», «практика в международных компаниях с обязательной оплатой труда».
Выводы. К сожалению, наши исследования и исследования, проведенные в других российских вузах [3, 4], показывают, что организация практического обучения в российских вузах имеет ряд недостатков. Организация практической подготовки выпускников согласно докладу Мирового банка 2012 г. [5, с. 28] по-прежнему остается одним из самых слабых мест российской системы высшего образования. В соответствии с результатами исследований основным недостатком является незаинтересованность работодателей в практикантах, которую часто называют наследием советской эпохи. Однако следует подчеркнуть, что в тот период сам процесс организации практики студентов был не столь формальным, как сейчас, существовало наставничество и производилась оплата труда руководителя практики от предприятия. Многие рекомендации, которые сегодня звучат, – просто забытое старое.
Существующее состояние производственных практик в вузе не способно обеспечить выполнение основных задач подготовки квалифицированных, качественных специалистов, поэтому необходимо обозначить в рамках нашего исследования основные шаги, которые, на наш взгляд, следует предпринять, чтобы сделать производственную практику студентов более результативной. В современных условиях подготовка кадров уже не может опираться только на вузовский потенциал. Учитывая экономическую заинтересованность в появлении на рынке труда высококвалифицированных кадров, подготовка специалистов должна строиться на основе социального партнерства и интеграции, стать общим делом учреждений профессионального образования, бизнеса и государства. Производственные практики позволяют объединить интересы основных участников процесса профессиональной социализации: вузов, работодателей и студентов. Чтобы обеспечить высокоэффективное сотрудничество учебных заведений и бизнес-сообщества в деле подготовки будущих специалистов, требуются согласование учебных программ с работодателями, установка по договоренности сроков профессиональной подготовки, чтобы они не совпадали с сезонными пиками в работе предприятий. Предприятие предоставляет производственную базу и своих специалистов для работы с практикантами, разрабатывает совместно с руководителями от вуза индивидуальные задания, направленные на формирование предусмотренных программой практики профессиональных компетенций. Чтобы повысить заинтересованность представителей турбизнеса и руководителей предприятий гостеприимства в организации практики, сегодня предлагаются различные варианты, например привлечение студентов для разработки региональных туристских продуктов (туров, экскурсий), подготовка по заказу предприятия кадров с высшим образованием (например, экскурсоводов), предоставление льгот при поступлении в магистратуру работников предприятий-партнеров и т.д. Решить проблемы внедрения инноваций в систему профессионального образования невозможно без государственной поддержки.
Необходимо адаптировать позитивный опыт зарубежных вузов, например опыт школы управления гостиничным хозяйством Swiss Hotel Management School в Монтрё; опыт организации практик и стажировок в Германии, которые полностью контролируются на высшем уровне управлением образования, а заработная плата практиканта составляет треть заработной платы по данной профессии, или опыт США по организации платных производственных практик с заключением договора с потенциальными работодателями.
Необходимо уравнять значимость теоретического курса в вузе и прохождения практики как начальной фазы профессиональной деятельности, что должно привести к созданию соответствующего отношения к практике, сформировать у студентов мотивацию на обучение и приобретение практических навыков. Для формирования интереса к профессии нужно повысить практикоориентированность учебного процесса путем внедрения в учебный процесс проектной методики, организации тренингов и обязательного использования на практических занятиях для обучения студентов специальных компьютерных обучающих программ, которые применяются в профессиональной деятельности сферы гостеприимства и туризма. Но не стоит забывать, что получение высшего образования предполагает высокий уровень теоретической подготовки, нельзя сводить обучение только к приобретению практических навыков [6, с. 19]. Также следует внести изменения в организацию бумажной отчетности, сократив до минимума общую информацию, которая делает отчеты студентов практически одинаковыми, при этом требуется усилить контроль за выполнением индивидуальных заданий. Вопрос об увеличении продолжительности практики можно решать только после создания эффективной производственной среды для практикантов на предприятиях.
Таким образом, производственная практика студентов является важнейшей составляющей вузовской профессиональной социализации, позволяющей получить соответствующие установки, практические навыки работы по профессии, оказывает существенное влияние на показатель результативности этого процесса в целом, так как при активном взаимодействии всех необходимых субъектов практики: самой личности студента, профессионального коллектива базы практики, общества, специалистов-практиков – позволяет раскрыть сформированные профессиональные компетенции в условиях профессиональной среды и даже ускорить вузовский этап профессиональной социализации.