На современном этапе становления нормативно-правовой базы отечественного образования (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. 2014 г.), постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования на 2013–2020 годы”» (2014 г.), «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (2015 г.) и др.) перед педагогом поставлена задача – развить и воспитать духовно-нравственную разностороннюю личность гражданина России. Постановка этой задачи обусловлена тенденцией снижения потребности у взрослых и детей в собственном культурно-духовном развитии.
Подтверждение данному тезису мы находим в документе «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.». При его анализе невозможно не обратить внимания на следующие цели образовательной политики: «Определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [1].
Даже при существовании государственной поддержки и теоретической обоснованности указанной проблемы практическая реализация этой задачи осложняется такими трудностями, как недостаточное количество культурно-просветительских программ (далее КПП), малое привлечение людей разного возраста к массовым культурно-просветительским мероприятиям, неправильные или недостаточно продуманные организация и оформление культурно-просветительских программ, отсутствие потребности в самообразовании и саморазвитии.
Исследованиями в области проектирования культурно-просветительских программ занимались такие ученые, как Г.А. Аванесова, Ю.Н. Авдеева, Д.А. Белова, Н.И. Еналеева, А.А. Жаркова, И.А. Королева, Е.В. Мавренкова, С.А. Морозова, Г.И. Новикова, Ю.А. Оганесова, В.И. Оксьон, Е.В. Шумкина и др.
Цель исследования: охарактеризовать проектирование культурно-просветительских программ на примере внеурочной деятельности.
Материалы и методы исследования. В данной статье проанализирован вопрос проектирования культурно-просветительских программ, указаны аспекты и условия, которые необходимо учитывать педагогу при данном проектировании, а также дана характеристика видов культурно-просветительских программ и выделены этапы проектирования культурно-просветительских программ. В ходе подготовки статьи авторы использовали такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, аналогия и обобщение тематического материала.
Результаты исследования и их обсуждение. Прежде чем говорить о проектировании КПП, сначала стоит рассмотреть сущность самого процесса культурно-просветительского проектирования. В основе характеристики «человека культурного» лежит его способность к свободному преобразованию реальности, продуктивному воображению и проективной деятельности. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая заключается в «совокупности “проектных” (то есть идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира: природы, общества, самого человека» [2].
Проект – это безупречное видение окончательных итогов работы, идеальное представление определенной услуги. Проект должен быть ориентирован на результат конкретной цели. Продуктивность создания культурно-просветительских проектов заключается в получении экономической поддержки государственных органов, спонсоров, деловых партнеров; в участии педагога или коллектива педагогов в конкурсах и грантах; в проработке схемы управления деятельностью образовательной организации методом четкого распределения обязанностей и ответственности; в приобретении компетенции преобразовывать культурную среду, планировать и организовывать, приобретать новых партнеров, а также повышать конкурентоспособность на рынке труда.
Проектная культурно-просветительская деятельность, как и любая проектная деятельность, имеет определенные признаки, основными из которых, по мнению Г.И. Новиковой, являются «актуальность, целенаправленность, ограниченность по времени, уникальность, реалистичность, масштабность и перспективность» [3]. При этом становится возможным определить сущность культурно-просветительского проектирования. Она, по мнению А.С. Доманова, заключается в устранении «противоречия между картиной реальности и представлениями проектировщика о норме» (которая определяется социумом и культурой) [2]. Это расхождение детерминирует проблемное поле формирования и реализации культурно-просветительских программ.
Так как все вышесказанное позволило определить сущность культурно-просветительского проектирования, далее следует рассмотреть понятие культурно-просветительских программ. Анализ сущности базового понятия «культурное просвещение» показывает, что культурно просвещать – это значит «передавать, распространять знания». Можно сказать, что культурное просвещение представляет собой «целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте» для достаточно большой аудитории и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений [4].
Представленное выше толкование понятия культурного просвещения можно считать полноценным базисом для понимания термина «культурно-просветительская программа». Так, в проекте закона о просветительской деятельности (2002 г.) под КПП понимается документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.
Ориентиром и целью КПП так или иначе будут выступать «социально значимые результаты, на достижение которых направлена работа всех компонентов системы культурного просвещения. Основная цель КПП – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения» [5].
КПП дифференцируются исходя из содержания социальных функций, их приоритетных задач и направлений культурно-просветительской деятельности. Таким способом нами были выделены виды культурно-просветительских программ, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды культурно-просветительских программ
Вид культурно-просветительской программы |
Цель |
Гражданская |
Распространить знания и формировать ценности культуры и социума, направленные на развитие у членов общества чувства принадлежности к государству, в котором они живут |
Политическая |
Повысить осведомленность о работе федеральных, региональных и муниципальных органов власти, распространить знания, необходимые для мотивации участия людей в работе общественных объединений и сообществ |
Юридическая |
Просветить аудиторию о гражданских правах, свободах и обязанностях, а также о способах их реализации |
Научно-просветительская |
Популяризировать достижения современной науки |
Историческая |
Распространить сведения об исторических событиях и случаях с учетом культурно-исторического контекста, что обеспечивает многоаспектный подход при объяснении идеи устройства государства и его развития |
Медицинская |
Пропагандировать здоровый образ жизни, ориентир на долголетие, знания о первой медпомощи и знания в области психологического здоровья, безопасности позитивного мышления и безопасного поведения человека в социальной среде |
Психологическая |
Распространить знания о психологических особенностях человека, способах выбора жизненно важного решения, психологически безопасного поведения по отношению к другим людям |
Экономическая |
Распространить сведения о значении экономики, путях и методах повышения ее эффективности как отрасли любой деятельности |
Инновационная |
Распространить знания о способах создания нового, ориентировать людей на творческий подход при принятии нестандартных решений, при создании социально значимых новаций и открытий |
Художественно-эстетическая |
Распространить сведения о великих достижениях представителей российской и мировой культуры и искусства |
Экологическая |
Распространить знания о значении бережного отношения к окружающей среде |
Патриотическая |
Распространить сведения о необходимости укрепления оборонного потенциала страны |
Анализируя виды культурно-просветительских программ, можно с уверенностью утверждать, что чаще всего такие программы относятся не к одному виду, а включают в себя характеристику сразу нескольких видов, тем самым представляя собой комбинированную культурно-просветительскую программу.
Поскольку культурно-просветительская деятельность содержательно отражает все аспекты социальной жизни человека, важно понять, какой период его жизни максимально чувствителен (сензитивен) к просвещению. На наш взгляд, именно школьный возраст представляет собой период активного формирования представлений, отношений и привычек в различных аспектах социальной, интеллектуальной, нравственно-эстетической жизни человека, поэтому лучшим решением для реализации КПП является внеурочная деятельность.
Под внеурочной деятельностью сегодня преимущественно понимается «деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях» [6]. Для ее правильной организации необходимо проектирование разнообразных культурно-просветительских программ.
Эффективность проектирования зависит прежде всего от того, насколько комплексно, интегративно подходит к нему проектировщик. Для реализации данного подхода в проектировании следует учитывать органичное сочетание видов деятельности, целей, задач, содержания и результатов программы. Использование данных подходов при проектировании позволяет создавать комплексные культурно-просветительские программы, направленные как на популяризацию достижений отечественной науки, так и на работу с родителями воспитанников посредством организации совместных проектов.
Также данный подход подразумевает и то, что культурно-просветительская программа вариативна. Многообразие культурно-просветительских программ очень важно для учащихся, ведь посредством этого условия реализуется свобода выбора. При проектировании разработчик предусматривает многовариантность внутри культурно-просветительской программы (КПП), «дифференциацию по содержанию и организации в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей» [7]. Под обеспечением вариативности культурно-просветительских программ подразумевается умение педагога использовать различные средства, технологии, методы и формы работы в зависимости от конкретной педагогической цели или ситуации, а также умение предоставлять учащимся возможность коррекции путей реализации программы исходя из их предпочтений. Такая организация деятельности позволит ученикам сформировать регулятивные и коммуникативные навыки.
Кроме того, при проектировании КПП в рамках внеурочной деятельности в основу необходимо положить ряд гуманистических принципов и правил: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности и творчества.
Исходя из вышеперечисленного представляется возможным выделить этапы проектирования культурно-просветительских программ, реализующихся в рамках внеурочной деятельности. Для удобства представим их в таблице 2.
Таблица 2
Этапы проектирования культурно-просветительских программ
№ п/п |
Название этапа |
Содержание этапа |
Результат этапа |
1 |
Изучение социального заказа на внеурочную деятельность |
1. Анализ основных нормативных документов, в первую очередь ФГОС, для изучения заказа государства. 2. Анализ объективных данных, опросов, анкетирование для изучения заказа общества. 3. Опрос детей для изучения социального заказа детей |
Формулирование замысла КПП, обоснование ее актуальности, педагогической целесообразности |
2 |
Целеполагание |
1. Анализ и доработка требований КПП в терминах внешней деятельности. 2. Разделение требований на элементы и их конкретизация: простые, сложные, комплексные. 3. Разделение требований на группы по форме контроля. 4. Оценка значимости всех требований стандарта |
Формулирование целей и задач КПП |
3 |
Прогнозирование результата реализации |
1. Перечень знаний, действий и компетенций, их уровень сформированности. 2. Уровень сформированности личностного отношения ученика к освоенному опыту. 3. Уровень развития когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности ребенка. 4. Проявление у школьника интереса к профессиональной деятельности или сфере |
Формулирование потенциальных результатов реализации КПП |
4 |
Разработка содержания КПП |
Содержание разрабатывается с учетом цели и задач, направлений внеурочной деятельности и с учетом «включения» ее ресурса в КПП |
Составление содержания учебно-тематического планирования и содержания разделов КПП |
5 |
Разработка организационных форм и технологий в рамках КПП |
1. Выбор формы организации (факультатив, предметное объединение, кружок, секция, студия и т.д.). 2. Выбор технологии реализации (проектные, дискуссионные, игровые и т.д.) |
Перечень и описание организационных форм и технологий в рамках КПП |
6 |
Разработка модели реализации КПП |
1. Нормативно-правовое обеспечение. 2. Материально-техническая база. 3. Информационно-компьютерное сопровождение. 4. Методическое обеспечение |
Описание модели реализации КПП |
7 |
Разработка системы диагностики и отслеживания результатов |
1. Количественные показатели. 2. Показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам. 3. Качественные показатели |
Программа диагностики результатов, описание системы отслеживания результатов КПП |
Различение этапов проектирования КПП на примере внеурочной деятельности носит условный характер. Это объясняется тем, что этапы очень тесно взаимосвязаны между собой и буквально продолжают каждый последующий шаг.
Выводы
Таким образом, становится возможным сделать вывод, что в реалиях современного педагогического процесса при проектировании культурно-просветительских программ необходимо учитывать условия, приемы и методы, формы работы, а также временные рамки реализации программы. Педагогу следует владеть умением проектировать и компетентно конструировать КПП, быть способным предлагать максимально эффективный вариант в определенных условиях. Важными компетенциями при проектировании ККП выступают умение оформлять КПП, находить эффективные способы ее реализации и диагностики результатов. Все эти компетенции требуются для корректировки КПП как на этапе проектирования, так и на этапе реализации.