Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DESIGNING CULTURAL AND EDUCATIONAL PROGRAMS

Kolokolnikova Z.U. 1 Nazranova K.A. 1 Kuryukova V.I. 1 Pertseva S.A. 1 Bezrukikh A.D. 2 Cherepanov M.D. 2
1 1Lesosibirskij Pedagogical Institute - branch of Siberian Federal University
2 Siberian Federal University
One of the urgent problems of the domestic education system is the diversified development of Russian citizens, which will help a person to successfully socialize at different stages of its development. There is a decrease in the population’s need to increase their own cultural level, while the state is actively in creating conditions for cultural and educational activities. One of the solutions to this problem is the organization of cultural and educational activities. If we turn to this direction, it becomes obvious that at the present stage of the development of education, the primary problem is the design of cultural and educational programs, which is associated with a spectrum of both theoretical and practical difficulties. The problem field for the design of cultural and educational programs is associated with insufficient theoretical elaboration of the problems of designing programs, the selection of the contents of cultural and educational programs based on the type of program, the selection of methods and technologies for implementing programs, and the lack of methodological literature covering this issue. Based on the identified problem, the authors of the article identified targeted, substantive and organizational aspects of the design of cultural and educational programs for children; The conditions that must be taken into account by the teacher in cultural and educational design are highlighted. The paper also describes the types of cultural and educational programs and highlights the stages of designing cultural and educational programs.
cultural education
cultural and educational design
cultural and educational program
design stages
extracurricular activities

На современном этапе становления нормативно-правовой базы отечественного образования (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. 2014 г.), постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования на 2013–2020 годы”» (2014 г.), «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (2015 г.) и др.) перед педагогом поставлена задача – развить и воспитать духовно-нравственную разностороннюю личность гражданина России. Постановка этой задачи обусловлена тенденцией снижения потребности у взрослых и детей в собственном культурно-духовном развитии.

Подтверждение данному тезису мы находим в документе «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.». При его анализе невозможно не обратить внимания на следующие цели образовательной политики: «Определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [1].

Даже при существовании государственной поддержки и теоретической обоснованности указанной проблемы практическая реализация этой задачи осложняется такими трудностями, как недостаточное количество культурно-просветительских программ (далее КПП), малое привлечение людей разного возраста к массовым культурно-просветительским мероприятиям, неправильные или недостаточно продуманные организация и оформление культурно-просветительских программ, отсутствие потребности в самообразовании и саморазвитии.

Исследованиями в области проектирования культурно-просветительских программ занимались такие ученые, как Г.А. Аванесова, Ю.Н. Авдеева, Д.А. Белова, Н.И. Еналеева, А.А. Жаркова, И.А. Королева, Е.В. Мавренкова, С.А. Морозова, Г.И. Новикова, Ю.А. Оганесова, В.И. Оксьон, Е.В. Шумкина  и др.

Цель исследования: охарактеризовать проектирование культурно-просветительских программ на примере внеурочной деятельности.

Материалы и методы исследования. В данной статье проанализирован вопрос проектирования культурно-просветительских программ, указаны аспекты и условия, которые необходимо учитывать педагогу при данном проектировании, а также дана характеристика видов культурно-просветительских программ и выделены этапы проектирования культурно-просветительских программ. В ходе подготовки статьи авторы использовали такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, аналогия и обобщение тематического материала.

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде чем говорить о проектировании КПП, сначала стоит рассмотреть сущность самого процесса культурно-просветительского проектирования. В основе характеристики «человека культурного» лежит его способность к свободному преобразованию реальности, продуктивному воображению и проективной деятельности. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая заключается в «совокупности “проектных” (то есть идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира: природы, общества, самого человека» [2].

Проект – это безупречное видение окончательных итогов работы, идеальное представление определенной услуги. Проект должен быть ориентирован на результат конкретной цели. Продуктивность создания культурно-просветительских проектов заключается в получении экономической поддержки государственных органов, спонсоров, деловых партнеров; в участии педагога или коллектива педагогов в конкурсах и грантах; в проработке схемы управления деятельностью образовательной организации методом четкого распределения обязанностей и ответственности; в приобретении компетенции преобразовывать культурную среду, планировать и организовывать, приобретать новых партнеров, а также повышать конкурентоспособность на рынке труда.

Проектная культурно-просветительская деятельность, как и любая проектная деятельность, имеет определенные признаки, основными из которых, по мнению Г.И. Новиковой, являются «актуальность, целенаправленность, ограниченность по времени, уникальность, реалистичность, масштабность и перспективность» [3]. При этом становится возможным определить сущность культурно-просветительского проектирования. Она, по мнению А.С. Доманова, заключается в устранении «противоречия между картиной реальности и представлениями проектировщика о норме» (которая определяется социумом и культурой) [2]. Это расхождение детерминирует проблемное поле формирования и реализации культурно-просветительских программ.

Так как все вышесказанное позволило определить сущность культурно-просветительского проектирования, далее следует рассмотреть понятие культурно-просветительских программ. Анализ сущности базового понятия «культурное просвещение» показывает, что культурно просвещать – это значит «передавать, распространять знания». Можно сказать, что культурное просвещение представляет собой «целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте» для достаточно большой аудитории и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений [4].

Представленное выше толкование понятия культурного просвещения можно считать полноценным базисом для понимания термина «культурно-просветительская программа». Так, в проекте закона о просветительской деятельности (2002 г.) под КПП понимается документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.

Ориентиром и целью КПП так или иначе будут выступать «социально значимые результаты, на достижение которых направлена работа всех компонентов системы культурного просвещения. Основная цель КПП  – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения» [5].

КПП дифференцируются исходя из содержания социальных функций, их приоритетных задач и направлений культурно-просветительской деятельности. Таким способом нами были выделены виды культурно-просветительских программ, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды культурно-просветительских программ

Вид культурно-просветительской программы

Цель

Гражданская

Распространить знания и формировать ценности культуры и социума, направленные на развитие у членов общества чувства принадлежности к государству, в котором они живут

Политическая

Повысить осведомленность о работе федеральных, региональных и муниципальных органов власти, распространить знания, необходимые для мотивации участия людей в работе общественных объединений и сообществ

Юридическая

Просветить аудиторию о гражданских правах, свободах и обязанностях, а также о способах их реализации

Научно-просветительская

Популяризировать достижения современной науки

Историческая

Распространить сведения об исторических событиях и случаях с учетом культурно-исторического контекста, что обеспечивает многоаспектный подход при объяснении идеи устройства государства и его развития

Медицинская

Пропагандировать здоровый образ жизни, ориентир на долголетие, знания о первой медпомощи и знания в области психологического здоровья, безопасности позитивного мышления и безопасного поведения человека в социальной среде

Психологическая

Распространить знания о психологических особенностях человека, способах выбора жизненно важного решения, психологически безопасного поведения по отношению к другим людям

Экономическая

Распространить сведения о значении экономики, путях и методах повышения ее эффективности как отрасли любой деятельности

Инновационная

Распространить знания о способах создания нового, ориентировать людей на творческий подход при принятии нестандартных решений, при создании социально значимых новаций и открытий

Художественно-эстетическая

Распространить сведения о великих достижениях представителей российской и мировой культуры и искусства

Экологическая

Распространить знания о значении бережного отношения к окружающей среде

Патриотическая

Распространить сведения о необходимости укрепления оборонного потенциала страны

 

Анализируя виды культурно-просветительских программ, можно с уверенностью утверждать, что чаще всего такие программы относятся не к одному виду, а включают в себя характеристику сразу нескольких видов, тем самым представляя собой комбинированную культурно-просветительскую программу.

Поскольку культурно-просветительская деятельность содержательно отражает все аспекты социальной жизни человека, важно понять, какой период его жизни максимально чувствителен (сензитивен) к просвещению. На наш взгляд, именно школьный возраст представляет собой период активного формирования представлений, отношений и привычек в различных аспектах социальной, интеллектуальной, нравственно-эстетической жизни человека, поэтому лучшим решением для реализации КПП является внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью сегодня преимущественно понимается «деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях» [6]. Для ее правильной организации необходимо проектирование разнообразных культурно-просветительских программ.

Эффективность проектирования зависит прежде всего от того, насколько комплексно, интегративно подходит к нему проектировщик. Для реализации данного подхода в проектировании следует учитывать органичное сочетание видов деятельности, целей, задач, содержания и результатов программы. Использование данных подходов при проектировании позволяет создавать комплексные культурно-просветительские программы, направленные как на популяризацию достижений отечественной науки, так и на работу с родителями воспитанников посредством организации совместных проектов.

Также данный подход подразумевает и то, что культурно-просветительская программа вариативна. Многообразие культурно-просветительских программ очень важно для учащихся, ведь посредством этого условия реализуется свобода выбора. При проектировании разработчик предусматривает многовариантность внутри культурно-просветительской программы (КПП), «дифференциацию по содержанию и организации в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей» [7]. Под обеспечением вариативности культурно-просветительских программ подразумевается умение педагога использовать различные средства, технологии, методы и формы работы в зависимости от конкретной педагогической цели или ситуации, а также умение предоставлять учащимся возможность коррекции путей реализации программы исходя из их предпочтений. Такая организация деятельности позволит ученикам сформировать регулятивные и коммуникативные навыки.

Кроме того, при проектировании КПП в рамках внеурочной деятельности в основу необходимо положить ряд гуманистических принципов и правил: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности и творчества.

Исходя из вышеперечисленного представляется возможным выделить этапы проектирования культурно-просветительских программ, реализующихся в рамках внеурочной деятельности. Для удобства представим их в таблице 2.

Таблица 2

Этапы проектирования культурно-просветительских программ

№ п/п

Название этапа

Содержание этапа

Результат этапа

1

Изучение социального заказа на внеурочную деятельность

1. Анализ основных нормативных документов, в первую очередь ФГОС, для изучения заказа государства.

2. Анализ объективных данных, опросов, анкетирование для изучения заказа общества.

3. Опрос детей для изучения социального заказа детей

Формулирование замысла КПП, обоснование ее актуальности, педагогической целесообразности

2

Целеполагание

1. Анализ и доработка требований КПП в терминах внешней деятельности.

2. Разделение требований на элементы и их конкретизация: простые, сложные, комплексные.

3. Разделение требований на группы по форме контроля.

4. Оценка значимости всех требований стандарта

Формулирование целей и задач КПП

3

Прогнозирование результата реализации

1. Перечень знаний, действий и компетенций, их уровень сформированности.

2. Уровень сформированности личностного отношения ученика к освоенному опыту.

3. Уровень развития когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности ребенка.

4. Проявление у школьника интереса к профессиональной деятельности или сфере

Формулирование потенциальных результатов реализации КПП

4

Разработка содержания КПП

Содержание разрабатывается с учетом цели и задач, направлений внеурочной деятельности и с учетом «включения» ее ресурса в КПП

Составление содержания учебно-тематического планирования и содержания разделов КПП

5

Разработка организационных форм и технологий в рамках КПП

1. Выбор формы организации (факультатив, предметное объединение, кружок, секция, студия и т.д.).

2. Выбор технологии реализации (проектные, дискуссионные, игровые и т.д.)

Перечень и описание организационных форм и технологий в рамках КПП

6

Разработка модели реализации КПП

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Материально-техническая база.

3. Информационно-компьютерное сопровождение.

4. Методическое обеспечение

Описание модели реализации КПП

7

Разработка системы диагностики и отслеживания результатов

1. Количественные показатели.

2. Показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам.

3. Качественные показатели

Программа диагностики результатов, описание системы отслеживания результатов КПП

 

Различение этапов проектирования КПП на примере внеурочной деятельности носит условный характер. Это объясняется тем, что этапы очень тесно взаимосвязаны между собой и буквально продолжают каждый последующий шаг.

Выводы

Таким образом, становится возможным сделать вывод, что в реалиях современного педагогического процесса при проектировании культурно-просветительских программ необходимо учитывать условия, приемы и методы, формы работы, а также временные рамки реализации программы. Педагогу следует владеть умением проектировать и компетентно конструировать КПП, быть способным предлагать максимально эффективный вариант в определенных условиях. Важными компетенциями при проектировании ККП выступают умение оформлять КПП, находить эффективные способы ее реализации и диагностики результатов. Все эти компетенции требуются для корректировки КПП как на этапе проектирования, так и на этапе реализации.