Эпоха цифровых ресурсов и технологий стремительно меняет мир, влияет на все сферы современного общества, сопровождает научно-исследовательские процессы, расширяет информационное поле всех областей знаний и воздействует на природу человека в целом. Изменение восприятия окружающего мира и психологии поведения будущих специалистов различных направлений увеличивает ответственность образовательных структур и организаций, призванных решать вопросы формирования личности в условиях неопределенности, и обусловливает необходимость обновления системы высшего образования [1]. В реальной профессиональной деятельности специалиста области медицины необходимы не абстрактные знания, а умения и навыки эффективного решения возникающих профессиональных задач [2]. Медицинское образование, стремясь к интеграции учебно-воспитательной, ценностно-познавательной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, ориентируется на освоение современных информационных и личностно-развивающих методик и технологий; на максимальное приближение медицинского образования к реальным условиям и практике профессии врача; на создание и внедрение мощной материально-технической и научно-исследовательской базы для вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу; на возрождение высокоморального облика врача, поддержание духовно-нравственного воспитания и расширение профессиональных ценностей специалиста. Врач XXI века должен быть приверженцем высших идеалов, учитывать в своей профессии не только феномен жизни и смерти, но и права каждого человека. Высокая образованность, самостоятельность и творческий подход к делу характеризуют профессионально грамотного специалиста, способного опережать события и нести ответственность за свою деятельность [3].
Цель исследования: раскрытие потенциала технологии развития критического мышления в личностно-профессиональном становлении терминологически грамотного специалиста сферы здравоохранения при изучении профессионально ориентированной лексики.
Материал и методы исследования. Данное исследование было проведено при помощи теоретических методов (изучение образовательных программных документов медицинского вуза, анализ отечественной и зарубежной методической, психолого-педагогической литературы) и эмпирических методов (изучение опыта высших школ внедрения современных личностно-развивающих технологий в образовательный процесс с применением стратегий и методов критического мышления). Материалом для исследования послужили проблемно-образовательные ситуации, информационно-коммуникационные и поисковые задачи, направленные на эффективное освоение профессионально ориентированной лексики и личностно-профессиональное становление будущего специалиста, реализованные при помощи внедрения в процесс обучения приемов технологии развития критического мышления.
Результаты исследования и их обсуждение. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения ставит главными целями повышение качества медицинского образования, развитие высококомпетентной и творческой личности будущих специалистов, самостоятельно мыслящих, готовых решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных ресурсов, медико-биологической базы и информационно-коммуникационных технологий [4]. Речь идет о подготовке критически мыслящих специалистов медицинской сферы. Указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» подтверждает важность задач по модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Постановления данного Указа ориентированы на ряд важных целей в осуществлении прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны [5].
Новые тенденции развития высшего образования и информационно-образовательные технологии, примером которых является технология развития критического мышления, ориентированы на актуализацию учебно-познавательной сознательности студентов, самостоятельности, рефлексии, мыслительной активности и гибкости мышления, что способствует более качественному усвоению иноязычной речи и непрерывному профессионально-личностному развитию. Технология развития критического мышления, авторами которой являются Чарльз Темпл, Курт Мередит и Дж. Стил, представляет собой систему методических приемов и стратегий, предназначенных для оптимизации работы с увеличивающимся информационным потоком, с целью достижения высоких образовательных, личностно значимых и профессиональных результатов. Понятие «критическое мышление» берет начало в работах американского педагога и философа Дж. Дьюи, который употреблял его как термин «рефлективное мышление» – мышление последовательное, активное и аргументированное. Дж. Дьюи выступал за совершенствование мышления каждого человека [6]. Ричард Пол, исследуя вопросы мышления, говорил о слабом, имеющем эгоистическую мотивацию, и сильном смысле критического мышления, проникающем в логику проблем с целью их объективного и всестороннего изучения без учета личностных интересов. Дайана Халперн, рассматривая критическое мышление с позиции психолога, подчеркивает высокую степень контролируемости, целенаправленности и аргументированности данного вида мышления, которое с большой вероятностью гарантирует получение конечного желаемого результата. В России данным вопросом в психолого-педагогическом и философском плане занимались С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, А.В. Коржуев, В.А. Попков и другие. Педагоги и ученые говорили о возможности и необходимости формирования критического стиля мышления при подготовке студентов высших учебных заведений. На наш взгляд, критическое мышление – мышление логическое, управляемое и контролируемое, гибкое к альтернативным решениям, которое демонстрирует совершенное владение знаниями, умение и способность обрабатывать и систематизировать информацию, необходимую для достижения конкретных целей.
Технология развития критического мышления включает три стадии – вызов, осмысление, рефлексия, а также набор когнитивных приемов и стратегий для развивающего обучения. На стадии вызова актуализируется уже имеющаяся информация, определяются дальнейшие цели и направления работы. Главной идеей стадии осмысления является понимание того, что приобретенные ранее знания не являются конечным результатом, а служат лишь отправной точкой для совершенствования и развития аргументированного мышления. На стадии рефлексии происходят осознание своего опыта, оценка собственных действий и действий всех участников, выявление положительных моментов, а также причин неудач.
Врач – это сложная, многогранная и личностно ориентированная профессия, в которой равнозначно ценными являются как наличие профессиональных умений и навыков, так и способность грамотно и тактично общаться. Коммуникабельность для врача любой специальности является настоящим инструментом, который обеспечивает четкое изложение мыслей, умение выслушать людей и расположить их к себе (устная коммуникабельность); грамотное составление деловых писем, заполнение официальных документов по ведению диагностики и лечения пациента (письменная коммуникабельность).
Терминологическая грамотность является важным условием достижения высоких профессиональных результатов личности. Глубокие знания медицинской терминологии не только позволяют студентам вуза эффективно усваивать специальные дисциплины, но и обеспечивают личностно-профессиональное становление специалиста, развивают его общекультурный уровень, способность грамотно формулировать в устной и письменной форме профессиональную информацию, усваивать новые методики и технологии проведения диагностики и лечения. Терминологическая компетентность закладывается на занятиях по латинскому и иностранному языкам и снимает психологические трудности общения в будущей профессиональной деятельности [7].
Дисциплины «Латинский язык» и «Иностранный язык», входящие в цикл гуманитарных дисциплин, направлены на развитие личностных и профессиональных качеств будущего специалиста медицинской сферы. Конечной целью изучения латинского и иностранного языков в медицинском вузе становится формирование коммуникативной грамотности, необходимой для профессионального общения с коллегами и пациентами, а также для эффективного поиска и анализа информации в условиях усиливающейся тенденции внедрения наукоемких технологий в медицинскую практику и увеличения объема знаний для научно-исследовательской деятельности. По мнению В.А. Орловой, мышление неразрывно связано с речью, так как представляет собой целенаправленный процесс познавательной деятельности личности, ориентированный на поиск новых знаний [8]. Наличие критического взгляда и логического мышления позволяет будущему специалисту сферы здравоохранения уверенно чувствовать себя в стремительно меняющихся условиях профессиональной деятельности, выстраивать продуктивную работу, отвечая общественным требованиям и не противореча собственным целям. Латинский язык включает в себя комплекс терминологий различных дисциплин. Уже на первом курсе студенты погружаются на занятиях в среду профессионального общения и знакомятся с терминологией морфологических дисциплин – анатомии и гистологии, клинических дисциплин, фармацевтической терминологией и основами общей рецептуры. Дисциплина «Иностранный язык» в медицинском вузе ориентирована на развитие личности студента-медика, его мотивы, интересы, цели, перспективы, жизненные планы и проекты [2].
Научно-методическое сопровождение развития критического мышления на занятиях по латинскому и иностранному языкам осуществлялось путем внедрения логико-дидактических схем, информационно-поисковых, творческих, когнитивных и проблемно-ситуационных задач, практических занятий, разработанных на основе приемов технологии развития критического мышления (табл.).
Технология развития критического мышления (ТРКМ) в формировании терминологической грамотности
Цели |
Признаки терминологической грамотности |
Приемы ТРКМ |
Изучение теоретического материала и элементов латинской грамматики: – грамматические категории и способы образования различных частей речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, причастие); – способы, средства и типологические особенности образования клинических терминов; – грамматический строй рецепта, официальные требования к оформлению рецепта |
1. Умение планировать, определять цели и выстраивать четкий алгоритм действий, отслеживать ход рассуждений. 2. Умение осуществлять выбор наиболее эффективного способа работы с новым материалом, поиск вариантов решения проблем. 3. Умение слушать и понимать смысл материала
|
Идеал; Инсерт; Мозаика проблем; «Толстые» и «тонкие» вопросы; Верные и неверные утверждения; Чтение с остановками; Дерево предсказаний; Эффективная лекция
|
Изучение лексического материала: – лексические единицы латинского происхождения, необходимые для построения и перевода анатомо-гистологических терминов; – терминоэлементы греко-латинского происхождения, необходимые для перевода и конструирования клинических терминов; – лексические единицы фармацевтической терминологии, включая частотные отрезки в номенклатуре лекарственных средств и стандартные рецептурные формулировки с глаголами и предлогами |
1. Понимание закономерностей и принципов эффективного заучивания отдельных лексических элементов и управление информационным потоком. 2. Структурирование и систематизация полученных знаний, видение материала с различных точек зрения. 3. Активность, познавательная направленность, самостоятельность суждений и творческий подход. 4. Эмоционально-положительная направленность на успех
|
Фишбон; 6 шляп мышления; Инсерт; Дневники и бортовые журналы; Перекрестная дискуссия; Знаю – хочу узнать – узнал |
Овладение практическими навыками: – навыки чтения и письма на латинском и иностранном языках; – навыки построения и анализа многословных анатомо-гистологических терминов различной сложности; – навыки перевода и конструирования сложных и производных клинических терминов с заданным значением; – навыки перевода стандартных рецептурных формулировок, грамотного оформления латинской части рецепта |
1. Способность к анализу грамматических форм слов, усвоение строгой последовательности согласования и порядка слов. 2. Способность к ассоциативной связи с русским языком. 3. Способность к различному виду сотрудничества и взаимному обучению в целях эффективной работы и достижения планируемых результатов. 4. Рефлексия собственной деятельности, анализ ошибок и успехов, осуществление оценочных выводов |
Идеал; Зигзаг; Дневники и бортовые журналы; Кластеры; ТАСК-анализ; Знаю – хочу узнать – узнал |
Использование приемов данной технологии позволяет:
– успешно формировать и развивать навыки самостоятельного, аргументированного мышления;
– планировать и выстраивать четкую, уверенную, продуктивную деятельность;
– формировать грамотного, критически мыслящего, способного к самообразованию и саморазвитию профессионала;
– усвоить методологию исследовательского подхода к решению различных ситуаций;
– развивать научный потенциал личности.
Технология развития критического мышления направлена на активизацию познавательной самостоятельности, актуализацию мотивационной сферы, развитие креативности и творческой активности, интеграцию обучения. Данная технология подразумевает личностное включение каждого студента, позволяет более эффективно применять навыки, полученные при изучении латинского и иностранного языков, на профильных предметах и в будущей самостоятельной профессиональной деятельности [9].
Заключение. Таким образом, латинский и иностранный языки с точки зрения медицинской терминологии являются средством межкультурного профессионально ориентированного общения. Можно утверждать о доказанной эффективности представленных нами способов изучения латинского и иностранного языков посредством применения технологии развития критического мышления. Она помогает реализовать в образовательном процессе высшей школы интеграцию дисциплин, коммуникативное взаимодействие, информационную направленность, развитие профессионального мышления, способствуя при этом личностно-профессиональному становлению терминологически грамотного специалиста медицинской сферы.