Решение актуальных проблем, связанных с содержанием и организацией современной модели образования, усложняется постоянными вызовами со стороны современной культуры, пребывающей в состоянии кризиса, сопровождающегося кардинальной сменой социокультурных ценностей, перестройкой сознания, образа жизни человека постиндустриальной культуры. Ответы на эти вызовы могут выглядеть, на первый взгляд, противоречащими друг другу. Таковыми, например, выступают гуманизация и цифровизация – два принципа, положенные в основу реформы образования, два процесса, обозначенные как определяющие становление новой образовательной парадигмы.
Цель исследования – соотношение понятий гуманизации и цифровизации современного образования, представление некоторых цифровых педагогических технологий (ИКТ), не противоречащих концепции личностно ориентированной модели образования.
Материалы и методы исследования
Материалы статьи основываются на исследовании особенностей современной системы высшего образования, пребывающей в стадии реформирования, перехода на новые образовательные стандарты, на поиск новых возможностей функционирования личностно ориентированной образовательной парадигмы в условиях цифровизации образования.
Методы исследования определены заявленной темой. Так, в работе были использованы общенаучные и специальные методы гуманитарных наук: сравнительно-исторический, системный, структурно-функциональный. В статье сравниваются процессы, определяющие развитие постклассической личностно ориентированной модели образования как системы, функционирующей в новых условиях цифрового общества.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования – определено соотношение понятий «гуманизация» и «цифровизация» образования, соответственно, как содержания и формы, цели и средства, представлены некоторые формы гуманизации цифрового образования через систему ИКТ.
Известно, что раньше цифровизации современного образования была заявлена его гуманизация. С момента начала образовательной реформы вплоть до настоящего времени гуманизация образования является ведущим ориентиром современной государственной политики. Представляется, что процесс гуманизация современной системы образования является смыслообразующим направлением новой образовательной парадигмы [1, с. 323].
Представители научного сообщества, дискутируя по вопросу определения сущности понятия «гуманизация» в рамках отечественной системы образования, сходятся во мнении, что «гуманизация» предполагает особое отношение к личности, к ее гармоничному развитию, пониманию человека центральной составляющей педагогики. Примечательно, что в перечень основных направлений изменения образования в XX веке ООН по вопросам образования, науки и культуры включила именно гуманизацию образования как принцип, лежащий в основе общепланетарного глобализма. Поддерживая призыв ООН, российское научно-педагогическое сообщество одной из главных целей современной образовательной реформы выдвинуло в свое время переход от репродуктивной школы к гуманитарной. В качестве примет последней должны стать: понимание ценности образования каждым индивидом российского общества; непрерывность процесса образования, предполагающего усвоение новых устойчивых знаний на протяжении всей жизни; переход от «заучивания» информации к осмыслению полученных знаний; дискуссия и диалог как доминирующие методы обучения, культивирующие социальную активность, креативный подход и критическое мышление обучающихся.
Некоторое время спустя с принципом гуманизации образования стал активно соперничать принцип его цифровизации. Так, в 2016 году был принят федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный правительством Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Проект предписывал «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте» [2]. Именно на систему образования было возложено обязательство, гарантирующее населению вхождение в цифровое пространство, предполагающее увеличение объемов производства и новые отношения на рынке труда.
За небольшой промежуток времени «цифровизация» из декларируемого принципа стала главным трендом в отечественном образовании. Это поспособствовало упорядочиванию педагогических процессов, во многом базирующихся на внедрении цифровых технологий. В связи с активным вторжением цифровизации в современную культуру некоторые представители ученой и педагогической общественности поспешили утверждать о кардинальном изменении сущности образования, отмене его традиционного смысла, связанного с формированием личности, приобщением человека к духовным ценностям, и об утверждении новой концепции образования, формирующего цифровое сознание человека, адаптированного к цифровой культуре [3].
Безусловно, цифровое образование как часть современной постиндустриальной культуры, вступившей в эпоху цифровых технологий, неизбежно будет воздействовать на сознание человека, менять его отношение к окружающему миру. Вместе с тем биосоциальная природа человека как духовно-телесного существа, к счастью, достаточно консервативна, чтобы в короткий промежуток времени ее отменить или кардинально изменить. Поэтому целью цифрового образования выступает та же самая, что и у гуманитарной модели образования – формирование личности, но адаптированной к новым социокультурным реалиям.
Представляется, что цифровое образование – это в первую очередь электронные технологии, которые можно использовать в традиционном процессе обучения для того, чтобы повысить качество образования и вовлечь огромное количество обучаемых, не ограничиваясь физическим пространством. Цифровое образование – это не подмена классического, гуманистического по своей сути образования, и лишь новые технические возможности для дальнейшего развития последнего.
Считаем, что соотношение понятий «гуманизация» и «цифровизация» можно рассматривать как соотношение содержания и формы, цели и средства. Одно не исключает другого. Но одно может противоречить другому. Все зависит от того, как именно человечество будет использовать новые технологии, какие цели будет преследовать. Известно, что любую технологию можно рассматривать и как возможность, и как угрозу. В связи с этим полагаем, что уже в ближайшее время современное образование столкнется с задачей гармонизации искусственного и естественного интеллекта, гуманизацией цифровизации. В данном случае под гуманизацией цифровизации мы подразумеваем корректное использование новых цифровых технологий, отбор инновационных педагогических технологий, способствующие достижению главной цели образования – формированию личности, реализующей себя в новых условиях современного цифрового общества.
Одной из перспективных информационных педагогических технологий, не противоречащих личностно ориентированной модели образования, могут выступать ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) обучения – совокупность современной компьютерной техники, систем телекоммуникационной связи и программных средств, обеспечивающих эффективное сопровождение обучения. Наряду с другими цифровыми технологиями (электронными учебниками, тренажерами, цифровыми лаборатории, 3D- моделированием виртуальной реальности), способствующими личностному развитию учащихся, ИКТ в плане личностно ориентированной модели образования имеют ряд преимуществ. С одной стороны, они позволяют индивидуализировать подход к обучению с учетом разного уровня готовности и познавательных качеств обучаемых, стимулировать самостоятельность выбора способов освоения учебного материала. С другой стороны, обеспечивают за счет одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиаматериалов, коммуникативных процессов наиболее эффективный интегративный характер предъявления и усвоения информации. Непременный же коммуникативный компонент этих технологий формирует востребованные ныне в любой профессиональной сфере навыки коммуникации в цифровой среде.
Полагаем, что именно ИКТ дали толчок новому социальному направлению – медиаобразованию, способному выходить за рамки собственно образования. Медиаобразование подразумевает систему действий, влияющих на становление человека как личности, выстраивающих диалог с ресурсами СМИ, провозглашая нравственные ориентиры и культурные артефакты. Результатом медиаобразования выступает медиаграмотность, означающая определенный уровень сформированности определенных данным процессом навыков и личностных качеств. Сегодня в ряде стран медиаобразование стало рекомендоваться для включения в учебные планы высшего и дополнительного образования. Надо полагать, что подобная тенденция обусловлена более высокими требованиями к уровню квалификации современных работников и осознанием того, что без внедрения медиатехнологий в сферу образования невозможно обеспечение должного уровня цивилизованности общества и информационной открытости государства.
В то же время, как и любые нововведения, реализация ИКТ встречается с рядом проблем и препятствий. Прежде всего следует признать, что для использования ИКТ необходимо многообразное, довольно сложное и потому недешевое техническое обеспечение, которым пока могут обладать далеко не все вузы. Да и для определенного числа студентов полноценный и постоянный доступ ко всем видам ИКТ также ограничен, что получило даже специальное название «цифрового неравенства». Существуют и определенные организационные ограничения: недостаточность времени и мотивации у преподавателей, нехватка учебно-вспомогательного персонала, необходимость изменений в планировании и организации учебного процесса.
Кроме технических причин, следует учитывать личностные, психологические вызовы ИКТ. Одним из таких вызовов следует признать появление так называемого клипового восприятия (и мышления), ориентированного на «картинку». Причем этому может способствовать не только процесс обучения, но и тестового контроля. Сокращение в них устного речевого компонента создает угрозу значимости использования вербальной практики, поскольку в современных медиаресурсах превалируют звук и изображение.
Известно, что в результате активного погружения в «виртуальный мир» может снижаться потребность в живом общении, а в дальнейшем – затруднения, возникающие при работе в команде. Достаточно реальной становится опасность подавления межличностного общения, появление затруднений в формировании эмоционального интеллекта и коммуникативных компетенций специалиста.
Невозможно обойти стороной и еще одно личностно-интеллектуальное последствие, возникающее при злоупотреблении контактами с гаджетами, на которое обратили внимание психиатры – «цифровое слабоумие», нарушения мозговой деятельности, влекущие за собой снижение внимания, концентрации, ухудшение памяти в связи с частым или постоянным использованием электронных устройств. Его симптомами считаются отвлеченность от реальности, рассеянность, забывчивость, порой немотивированная агрессия. И хотя оно касается прежде всего детей, его специфические проявления могут быть и у взрослых, но существенное различие в том, что у детей при этом не развиваются определённые функции мозга, а у взрослых они деградируют. Эти нарушения достаточно серьезны и сопоставимы с болезнью. Так, проведённые корейскими и немецкими учёными исследования выявили, что структуры мозга детей при этом трансформируются, как при серьёзных травмах головы. Не случайно во многих странах ширится объем исследований этой проблемы и поиск мер профилактики и лечения [4].
Тем не менее при всех минусах ИКТ необходимо констатировать наличие преимуществ, которые могут побуждать педагогов к их использованию: повышение уровня медиаграмотности; формирование нового качества профессиональной культуры; переход от роли транслятора знаний к роли педагога-тьютора; тиражирование собственного педагогического опыта; дополнительные возможности самореализации и самоутверждения; развитие плодотворного сотрудничества с обучаемыми; повышение авторитета среди обучаемых и др.
Сегодня представляется реальной и наиболее эффективной реализация возможностей ИКТ в электронно-информационной образовательной среде (ЭИОС). Система Moodle, лежащая в основе ЭИОС, помимо возможности размещения обычных учебно-методических материалов, имеет большой набор интерактивных элементов: веб-семинары, форумы, тесты, глоссарии, видеоконференции, чаты и т.д. Данная система сохраняет все действия преподавателя и обучаемых: позволяет отследить характер и время их работы, разместить задания и оценить их. Бесспорные достоинства Moodle подтверждаются тем, что в настоящее время имеется огромное число печатных и электронных публикаций, как с описаниями ее различных модификаций, так и опыта работы в самых разных образовательных учреждениях [5].
Преподавателями кафедры гуманитарных наук Тверской ГСХА накоплен определенный опыт использования электронно-информационной образовательной среды на базе Moodle. Так, практика преподавания гуманитарных предметов через ЭИОС обнаружила возможности личностного влияния на обучающихся используемых в ней цифровых технологий и коммуникаций. Последнее проявилось прежде всего в повышении мотивации у студентов как к усвоению учебного материала, так и к процедурам контроля. И, конечно же, контакты с учащимися через ЭИОС предоставили дополнительные возможности для общения с ними во внеучебное время и индивидуализации хода образовательного процесса.
Сегодня в электронно-информационной образовательной среде Тверской государственной сельскохозяйственной академии размещены все необходимые учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам: презентации лекций, материалы для самостоятельной работы, тестовые задания. Через ЭИОС активно используется новостной форум и система сообщений. И если на первых порах приходилось сталкиваться с непониманием значения ЭИОС и нежеланием включаться в ее работу, то в процессе деятельности приходило понимание, появлялся интерес, успешно осваивались размещаемые ресурсы.
Считаем, что на сегодняшний день актуальным должно стать обсуждение вопроса не столько масштабного и обязательного внедрения электронных технологий, сколько продуктивного использования их в образовательном процессе. Полагаем, что в данном случае «продуктивность» должна измеряться отношением к электронным технологиям не только как к рациональному инструменту, но и как к среде существования, в которой есть место и иррациональному. Последнее предполагает возможность через электронно-информационную образовательную среду раскрытия творческих способностей обучающихся. Например, включение студентов в самостоятельный поиск информации, участие в проектной деятельности, выполнение творческих заданий. Необходимо внедрять и дополнительные направления применения цифровизации в образовании. Это могут быть, например, развитие цифровых библиотек и кампусов высших учебных заведений, разработка и наполнение разнообразных творческих онлайн-курсов. Полагаем, что популяризация онлайн-ресурсов создает платформу масштабного педагогического потенциала, способного гарантировать трансляцию знаний каждому слушателю, раскрывая его творческий потенциал.
Цифровая среда, безусловно, требует и от педагогов, и от учащихся цифровой грамотности, способности создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. Однако цифровая грамотность это больше, чем понимание особенностей устройства и распространения цифровой информации. Важным компонентом ее должны выступать понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн-сообществах, создавать и распространять контент, саморазвиваться.
Заключение. В идеале преподаватель и учащийся должны перейти из разряда потребителей электронных ресурсов в их создателей, выстраивая между собой электронный диалог, предполагающий не обмен информацией, а работу со смыслами. Представляется, что в настоящее время именно поиск смысла должен стать необходимым компонентом процесса цифровизации. А это означает, что личностно ориентированная образовательная парадигма должна диктовать правила игры цифровому образованию.